Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание: разработать конспект урока технологии с использованием приема активизации познавательной деятельности (тема и класс по выбору студента).




УЭ - 7.3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ (2 часа)

Задание: Познакомиться с содержанием Приложения 2.

Приложение 2

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Он в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Младшие школьники эмоционально отзывчивы на чтение отрывков из текстов, просмотр фрагментов фильмов и мультипликационных фильмов.

На уроке дети могут отправиться в путешествие в далекую страну Японию, чтобы узнать секрет складывания бумажных ОРИГАМИ, побывать в прошлом нашей страны – Деревянной Руси посмотрев презентации из Галереи «Деревянное зодчество» и др.

В течение всего курса технологии на уроках работы с бумагой и картоном учитель может использовать фрагменты предложенных материалов о появлении бумаги, об изготовлении бумаги в современных условиях, о способах ее переработки. Место и способ использования предложенных материалов будет зависеть от содержания урока, его места в системе уроков, уровня подготовленности детей.

В качестве конкретного примера, рассмотрим использование фрагментов фильмов разных жанров.

Так, на уроке 3 класса «Работа с бумагой. Изделия из рассеченных кругов», при выполнении коллективной работы «Елка», учитель может предложить детям вспомнить стихи М. Пляцковского «Что такое Новый год?». На экране, демонстрируется фрагмент мультфильм о праздновании Нового года.

Далее учитель поведет беседу о том, почему все мы так любим праздник Новый год и все ученики примут участие в обсуждении без чего Новый год не состоится? Рассматривая на экране зеленую красавицу – Елку, дети говорят о ее строении и о том, как лучше выполнить игрушечную елку из бумаги. Основные цели использования мультипликационного фильма – поддержание интереса к изучаемой теме, воспитание эстетического вкуса, оно как средство наглядного представления будущего объекта-изделия. В конце урока учащиеся вспоминают сказку Г.Х. Андерсена «Ель» о трогательной и печальной истории жизни маленькой Елочки.

А из фильма «Лесные питомники», понимают, что для празднования Нового года в специальных питомниках выращивают молодые саженцы елей.

Эти познавательные фрагменты являются не только мотивационным и познавательным компонентом, но несут в себе элементы литературного, экологического и эстетического воспитания детей.

Использование презентаций из галереи демонстрации видов изделий из бумаги дает учителю возможность иметь наглядный материал, который поможет «раскрасить» урок, и включить детей в творческую активность. Например, на уроке в 1 классе при выполнении изделий в стиле ОРИГАМИ, дети могут рассмотреть множество прекрасных работ. От более простых – «Вертушка», «Пароход», до более сложных и изящных – «Вазочка», «Цветок-калейдоскоп», «Роза».

При формировании умений и навыков работы с техническим рисунком, в процессе объяснения задания и вводного инструктажа, презентация, тематическая анимация, постепенно подводят мысль ученика к необходимости выяснения вопросов, побуждающих разобраться в рисунке, узнать его назначение, из какого материала оно изготовлено, в какой последовательности и какими инструментами его нужно разметить.

На уроках трудового обучения перед выполнением практической части следует вспомнить инструктаж по технике безопасности. Презентации по технике безопасности с колющими, режущими инструментами, клеем, правила резания бумаги и ткани, позволят быстро и эффективно провести инструктаж в любой части урока, более качественно и наглядно, при этом, затратив минимальное количество времени.

Умения и навыки культуры труда неразрывно связаны с общей культурой человека, а в частности с культурой его речи, богатством словарного запаса, умением точно, ясно и понятно излагать свою мысль. В процессе трудового обучения учащиеся знакомятся с новыми терминами – названиями материалов, инструментов, трудовых процессов и операций: бригада, изделие, инструменты (ножницы, циркуль, карандаш и др.) материалы (бумага, картон, ткань), технический рисунок и т.п.

Практически каждый урок труда содержит возможности для включения поисковых, творческих заданий, игровых моментов.

Например: во втором классе после изготовления изделия «Плетеная сумочка», детям предлагается выполнить творческую работу, которая может выполняться в двух вариантах:

1) с помощью компьютера, как игровой момент – Укрась Плетеную сумочку аппликацией, когда на компьютере, изображение боковой стороны сумочки украшается различными изображениями по выбору ученика (бабочки, цветочки, травинки и др.)

2) или же помощью аппликации из цветной бумаги (используются шаблоны тех же элементов украшения), ребята вручную оформляют готовое изделие.

На уроке в первом классе Кораблик-Оригами не может сразу отправиться в путешествие, пока на нем нет мачты и паруса, нет капитана и матросов. Дети получают задание для самостоятельной работы из Коллекции задач. После выполнения компьютерного практикума им предлагается на практике соорудить мачту и парус для корабля и установить их на нужном месте. Пример компьютерной программы: рабочее поле представляет собой причал, у которого стоит нарисованный кораблик. На причале и на берегу находятся объемные игрушки, изготовленные из бумаги. Необходимо разместить на кораблике фигурки лишь тех животных, которые выполнены в стиле оригами. Для отправления необходимо поднять флаг – щелкнуть на флажке, расположенном у основания мачты. В случае ошибки и размещения на кораблике других игрушек, кораблик вздрагивает, и ошибочная игрушка подскакивает на месте. В случае правильного выбора флаг поднимается, звучит мелодия, и кораблик отправляется в путешествие.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Для мотивации учения младшего школьника велика роль контрольно-оценочной деятельности учителя. Тревожит, что на многих уроках преобладают контролирующие функции проверки, учителя нередко контролируют знания детей раньше, чем научили, считая, что контроль, тем лучше, чем строже оценивание. Взаимообратная связь должна осуществляться постоянно, но это должно быть нужно и учителю и ученику. Очень важно научить детей операционному контролю. С этой целью полезны различные приемы: сопоставление с образцом, опора на схему, взаимопроверка и другие. Систематическое выполнение самостоятельных заданий по выбору выполняемых учащимися на компьютере из Коллекции задач, способствуют закреплению изучаемого материала, оживляют учебный материал, играют положительную мотивационную роль. При выполнении таких заданий ученики могут сразу узнать, верно, ли выполнено задание, повторить действия и узнать правильное решение. Самоконтроль и самооценка в данном случае выполняется мгновенно.

В конце урока очень важно отметить, рациональную организацию труда учеников, творческий подход к решению технологической задачи, аккуратность и грамотность выполнение изделия.

Для выяснения результативности занятий логично использовать рефлексивный анализ. Детям может быть предложена серия вопросов:

• Что нового узнали на уроке?

• Какая часть работы оказалась для вас самой трудной?

• Что можно бы изменить в изделии?

• Какое из изделий кажется вам самым привлекательным?

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.