Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативные правовые акты



ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Методические материалы
по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция

Вологда – 2013


Земельное право: Методические материалы по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 99 с.

 

Разработчик:

М.М. Соколов – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.

 

Методические материалы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ГрПД, протокол №14от 3 июля 2013 г.

©ВИПЭ ФСИН России, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучения дисциплины «Земельное право» для направления и профиля подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» (квалификация выпускника – бакалавр): очная и заочная формы обучения.

Теоретический курс «Земельное право» выступает одним изважнейших в формировании основных общекультурных, мировоззренческих и профессиональных компетенций юриста-бакалавра. Для его изучения необходимо владение знаниями, умениями и компетенциями, которые юрист получает в теоретических курсах теория государства и права, административное право, гражданское право и др. Его прохождение дает студенту возможность в дальнейшем самостоятельно работать в юриспруденции в качестве эксперта, а для подготовки учебно-квалификационной работы (дипломной) – определять ее методологические и теоретические основания, систему возможных выводов и обобщений.

Целью дисциплины является изучение основных теоретических и практических законодательных аспектов формирования и развития земельных отношений, понимание содержания нормативно-правовых актов о земле. Кроме того, в ходе дисциплины решаются следующие задачи:изучить и осмыслить сущность нормативных актов; освоить понятия учебного курса; изучить особенности правоприменительной деятельности; изучить и анализировать ситуации в области использования и охраны земель.

Учебным планом по курсу «Земельное право» предусмотрены такие виды занятий как лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации, семинарские занятия с применением элементов дискуссии, мозгового штурма и творческих заданий.

Успешное освоение дисциплины возможно лишь при условии самостоятельной систематической работы студента над учебным материалом, предусмотренным программой дисциплины (список рекомендуемой литературы).

Контроль знаний студентов будет осуществляться путем: устного опроса студентов на семинарских занятиях; письменного тестирования на семинарских занятиях.

В результате изучения дисциплины «Земельное право» студент должен иметь системное представление о действующем в Российской Федерации и земельном законодательстве; уметь применять полученные знания в своей будущей практической деятельности; научиться толковать и применять законы и другие нормативные акты о земле.

Оценка результатов обучения студентов выявляется на основе зачета. Добросовестное ведение конспектов лекций, активная работа на семинарских занятиях, положительные результаты тестирования позволяют обучающимся успешно освоить курс и получить допуск к зачету.


Семинарское занятие (2 часа).
ТЕМА № 1 Земельное право как отрасль права,
наука и учебная дисциплина

 

План

1. Понятие земельного права.

2. Предмет земельного права.

3. Методы земельного права.

4. Принципы земельного права.

5. Система земельного права: понятие, структурные элементы.

6. Понятие правового режима земель.

7. Соотношение земельного права с иными отраслями права (конституционным, гражданским, административным, экологическим, финансовым).

8. Наука земельного права. Понятие, система, источники науки земельного права.

9. Земельное право как учебная дисциплина.

Методические рекомендации:

Цель семинара: дать комплексную характеристику предмету и системе земельного права

Задачи семинара:

определение основных черт предмета земельного права; рассмотрение основных признаков земли; особенности земли как природной среды, объекта хозяйствования, собственности, политического и правового пространства; выяснение специфики системы земельного права; изучение принципов земельного права.

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснить основные признаки земли, дать определение земли, и предмета земельного права;

2) умение четко определить соотношение земельного права с другими отраслями права;

3) знание основных функций земли;

4) умение классифицировать принципы земельного права;

5) знание различных концепций земельного права;

6) умение анализировать особенности системы земельного права;

7) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах;

8) умение подводить итоги, делать выводы по обсуждаемому вопросу.

Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Земельное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинара предполагает анализ земельного права как самостоятельной и фундаментальной отрасли российского законодательства. В рамках данного вопроса надлежит выявить функции земли как основного средства производства. Кроме того, подготовка к первому вопросу предполагает подробное рассмотрение понятия земли как части природной среды, объекта хозяйствования, собственности, политического и правового пространства.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает подробное рассмотрение различных отношений, образующих в совокупности предмет земельного права. В частности, обучающиеся, опираясь на лекционный, научный материал анализируют природу публичных, частных, имущественных и управленческих земельных отношений.

Подготовка к четвертому вопросу семинара требует четкого определения понятия принципов вообще и земельного права в частности, выяснение общепринятых и специальных принципов, закрепленных в Земельном кодексе и Конституции РФ.

Подготовка к пятому вопросу семинара предполагает рассмотрение системы земельного права, структурных элеменов, которые её составляют.

Подготовка к шестому вопросу семинара предполагает анализ правового режима земель, выявление его особенностей, краткое рассмотрение правового режима отдельных категорий земель.

Подготовка к седьмому вопросу семинарского занятия предусматривает выяснение подходов к соотношению земельного права с другими отраслями права (экологическое, гражданское, административное и т. д.).

Подготовка к восьмому и девятому вопросам предусматривает анализ научных знаний о земельном праве, включая историю ее возникновения и развития, предмет, метод и принципы правового регулирования, источники, систему источников земельного права, закономерности развития и эффективность применения правовых норм и различных правовых институтов. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в качестве системы знаний о земельном праве, обязательных для изучения.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 11 февраля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. 18 февраля. № 7. Ст. 609.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 14 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 5 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2012. № 24. Ст. 3068.

6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая.

7. Уголовный кодекс РФ от 13 мая 1996 года № 63-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2013. 10 апреля.

8. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ в ред. от 28 июля 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2012. № 31. Ст. 4322.

9. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2013. № 19. Ст. 2314.

10. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651.

Основная учебная литература

1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.;"Высшее образование", 2011.

2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010.

3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008.

Дополнительная учебная литература

1. Аверьянова Н.Н. Объекты земельных имущественных отношений. //Нотариус, 2009, № 1.

2. Боголюбов С.А. Новый этап аграрной реформы России // Журнал российского права, 2007, № 12.

3. Буров В. Некоторые вопросы применения и совершенствования законодательства об изменении целевого назначения земельных участков. // Законодательство и экономика, 2009, № 8.

4. Волков Г.А. Принципы земельного права как важнейший элемент эколого-правового механизма (в развитие идей В.В. Петрова). // Экологическое право, 2009, № 2/3, Специальный выпуск.

5. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. 5– е изд., перераб. и доп. М., 2008.

6. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития. // История государства и права, 2009, № 18.

7. Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу РФ. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.

8. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату. // Журнал российского права, 2009, № 4.

 

Семинарское занятие (2 часа).
ТЕМА № 2. Земельные правоотношения

 

План

1) Земельные правоотношения: понятие и виды.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.