Нормативные правовые актыСтр 1 из 15Следующая ⇒
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Методические материалы Вологда – 2013 Земельное право: Методические материалы по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 99 с.
Разработчик: М.М. Соколов – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.
Методические материалы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ГрПД, протокол №14от 3 июля 2013 г. ©ВИПЭ ФСИН России, 2013 ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучения дисциплины «Земельное право» для направления и профиля подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» (квалификация выпускника – бакалавр): очная и заочная формы обучения. Теоретический курс «Земельное право» выступает одним изважнейших в формировании основных общекультурных, мировоззренческих и профессиональных компетенций юриста-бакалавра. Для его изучения необходимо владение знаниями, умениями и компетенциями, которые юрист получает в теоретических курсах теория государства и права, административное право, гражданское право и др. Его прохождение дает студенту возможность в дальнейшем самостоятельно работать в юриспруденции в качестве эксперта, а для подготовки учебно-квалификационной работы (дипломной) – определять ее методологические и теоретические основания, систему возможных выводов и обобщений. Целью дисциплины является изучение основных теоретических и практических законодательных аспектов формирования и развития земельных отношений, понимание содержания нормативно-правовых актов о земле. Кроме того, в ходе дисциплины решаются следующие задачи:изучить и осмыслить сущность нормативных актов; освоить понятия учебного курса; изучить особенности правоприменительной деятельности; изучить и анализировать ситуации в области использования и охраны земель. Учебным планом по курсу «Земельное право» предусмотрены такие виды занятий как лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации, семинарские занятия с применением элементов дискуссии, мозгового штурма и творческих заданий. Успешное освоение дисциплины возможно лишь при условии самостоятельной систематической работы студента над учебным материалом, предусмотренным программой дисциплины (список рекомендуемой литературы). Контроль знаний студентов будет осуществляться путем: устного опроса студентов на семинарских занятиях; письменного тестирования на семинарских занятиях. В результате изучения дисциплины «Земельное право» студент должен иметь системное представление о действующем в Российской Федерации и земельном законодательстве; уметь применять полученные знания в своей будущей практической деятельности; научиться толковать и применять законы и другие нормативные акты о земле. Оценка результатов обучения студентов выявляется на основе зачета. Добросовестное ведение конспектов лекций, активная работа на семинарских занятиях, положительные результаты тестирования позволяют обучающимся успешно освоить курс и получить допуск к зачету. Семинарское занятие (2 часа).
План 1. Понятие земельного права. 2. Предмет земельного права. 3. Методы земельного права. 4. Принципы земельного права. 5. Система земельного права: понятие, структурные элементы. 6. Понятие правового режима земель. 7. Соотношение земельного права с иными отраслями права (конституционным, гражданским, административным, экологическим, финансовым). 8. Наука земельного права. Понятие, система, источники науки земельного права. 9. Земельное право как учебная дисциплина. Методические рекомендации: Цель семинара: дать комплексную характеристику предмету и системе земельного права Задачи семинара: определение основных черт предмета земельного права; рассмотрение основных признаков земли; особенности земли как природной среды, объекта хозяйствования, собственности, политического и правового пространства; выяснение специфики системы земельного права; изучение принципов земельного права. Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами: 1) умение объяснить основные признаки земли, дать определение земли, и предмета земельного права; 2) умение четко определить соотношение земельного права с другими отраслями права; 3) знание основных функций земли; 4) умение классифицировать принципы земельного права; 5) знание различных концепций земельного права; 6) умение анализировать особенности системы земельного права; 7) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах; 8) умение подводить итоги, делать выводы по обсуждаемому вопросу. Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Земельное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара. Подготовка к первому вопросу семинара предполагает анализ земельного права как самостоятельной и фундаментальной отрасли российского законодательства. В рамках данного вопроса надлежит выявить функции земли как основного средства производства. Кроме того, подготовка к первому вопросу предполагает подробное рассмотрение понятия земли как части природной среды, объекта хозяйствования, собственности, политического и правового пространства. Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает подробное рассмотрение различных отношений, образующих в совокупности предмет земельного права. В частности, обучающиеся, опираясь на лекционный, научный материал анализируют природу публичных, частных, имущественных и управленческих земельных отношений. Подготовка к четвертому вопросу семинара требует четкого определения понятия принципов вообще и земельного права в частности, выяснение общепринятых и специальных принципов, закрепленных в Земельном кодексе и Конституции РФ. Подготовка к пятому вопросу семинара предполагает рассмотрение системы земельного права, структурных элеменов, которые её составляют. Подготовка к шестому вопросу семинара предполагает анализ правового режима земель, выявление его особенностей, краткое рассмотрение правового режима отдельных категорий земель. Подготовка к седьмому вопросу семинарского занятия предусматривает выяснение подходов к соотношению земельного права с другими отраслями права (экологическое, гражданское, административное и т. д.). Подготовка к восьмому и девятому вопросам предусматривает анализ научных знаний о земельном праве, включая историю ее возникновения и развития, предмет, метод и принципы правового регулирования, источники, систему источников земельного права, закономерности развития и эффективность применения правовых норм и различных правовых институтов. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в качестве системы знаний о земельном праве, обязательных для изучения. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 11 февраля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. 18 февраля. № 7. Ст. 609. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 14 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 5 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2012. № 24. Ст. 3068. 6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая. 7. Уголовный кодекс РФ от 13 мая 1996 года № 63-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2013. 10 апреля. 8. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ в ред. от 28 июля 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2012. № 31. Ст. 4322. 9. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2013. № 19. Ст. 2314. 10. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651. Основная учебная литература 1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.;"Высшее образование", 2011. 2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010. 3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008. Дополнительная учебная литература 1. Аверьянова Н.Н. Объекты земельных имущественных отношений. //Нотариус, 2009, № 1. 2. Боголюбов С.А. Новый этап аграрной реформы России // Журнал российского права, 2007, № 12. 3. Буров В. Некоторые вопросы применения и совершенствования законодательства об изменении целевого назначения земельных участков. // Законодательство и экономика, 2009, № 8. 4. Волков Г.А. Принципы земельного права как важнейший элемент эколого-правового механизма (в развитие идей В.В. Петрова). // Экологическое право, 2009, № 2/3, Специальный выпуск. 5. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. 5– е изд., перераб. и доп. М., 2008. 6. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития. // История государства и права, 2009, № 18. 7. Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу РФ. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. 8. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату. // Журнал российского права, 2009, № 4.
Семинарское занятие (2 часа).
План 1) Земельные правоотношения: понятие и виды. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|