Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые кон­сультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации ро­дителям помогают избавиться от чувства вины, показывая анало­гичные переживания в других семьях, родители делятся пережива­ниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семей­ной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, кото­рая исходила из предположения о том, что значительная часть недо­статков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Раз­работка программ такого просвещения, ориентированных на особен­ности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дош­кольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспита­ния значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы яв­ляется подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жиз­ни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реа­лизации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психо­логия семейной жизни».

Формы педагогического руководства семейным

Воспитанием

Общение должно быть таким, чтобы оно дос­тавляло... радость совместного познания; ра­дость совместного труда; радость совмест­ной игры; радость совместного отдыха.

Ш.А. Амонашвили

Т. Стратегия работы учителя с семьями учащихся

Практика показывает, что многие родители не могут понять при­чин недовольства собственными детьми, не способны самостоятель-

СЕМЬЯ И ШКОЛА

но решить возникающие проблемы и хотели бы получить консуль­тации специалистов, хотя отдельных консультаций и мероприятий для решения всех возникающих проблем недостаточно.

Особая роль в коррекции детско-родительских отношений при­надлежит учителю, однако результат его педагогического воздей­ствия зависит от уровня профессиональной компетенции, психоло­гической грамотности, готовности адекватно реагировать на изме­няющиеся условия и использовать инновационные педагогические технологии. Каждый учитель должен разработать для себя программу работы с родителями своих учеников.

Одним из важнейших этапов работы является изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, что­бы выявить проблемы ребенка и причины их появления. Следую­щим этапом работы должно быть регулярное проведение родитель­ских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуаль­ных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. Причем не так важно обсуждение успеваемо­сти (оценок) учащихся класса, сколько анализ проблем общения, развития детей.

Следующий этап — привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Се­мьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.

Очень важна организация взаимного творчества детей и родите­лей в различных формах. Это может быть как подготовка утренни­ка, так и изготовление каких-либо поделок, проведение совместно­го досуга с детьми. Необходимо поощрение родителей, активно уча­ствующих в жизни школы и класса.

Педагог должен сотрудничать с психологической службой шко­лы, так как не является профессиональным психологом и не всегда может решить какой-либо конфликт, который влечет за собой слож­ные психологические состояния ребенка.

Учитель начальных классов может использовать следующие фор­мы педагогического руководства семейным воспитанием:

• регулярные педагогические беседы по программе, составлен­ной на основе определенного контингента учащихся, родителей;

• групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения;

• индивидуальные консультации родителей;

• вовлечение родителей в педагогическое самообразование. По­мощь им в этом деле;

• родительские конференции по обмену опытом семейного вос­питания;498







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.