ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психология семейной жизни». Формы педагогического руководства семейным Воспитанием Общение должно быть таким, чтобы оно доставляло... радость совместного познания; радость совместного труда; радость совместной игры; радость совместного отдыха. Ш.А. Амонашвили Т. Стратегия работы учителя с семьями учащихся Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятель- СЕМЬЯ И ШКОЛА но решить возникающие проблемы и хотели бы получить консультации специалистов, хотя отдельных консультаций и мероприятий для решения всех возникающих проблем недостаточно. Особая роль в коррекции детско-родительских отношений принадлежит учителю, однако результат его педагогического воздействия зависит от уровня профессиональной компетенции, психологической грамотности, готовности адекватно реагировать на изменяющиеся условия и использовать инновационные педагогические технологии. Каждый учитель должен разработать для себя программу работы с родителями своих учеников. Одним из важнейших этапов работы является изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, чтобы выявить проблемы ребенка и причины их появления. Следующим этапом работы должно быть регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. Причем не так важно обсуждение успеваемости (оценок) учащихся класса, сколько анализ проблем общения, развития детей. Следующий этап — привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Семьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков. Очень важна организация взаимного творчества детей и родителей в различных формах. Это может быть как подготовка утренника, так и изготовление каких-либо поделок, проведение совместного досуга с детьми. Необходимо поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Педагог должен сотрудничать с психологической службой школы, так как не является профессиональным психологом и не всегда может решить какой-либо конфликт, который влечет за собой сложные психологические состояния ребенка. Учитель начальных классов может использовать следующие формы педагогического руководства семейным воспитанием: • регулярные педагогические беседы по программе, составленной на основе определенного контингента учащихся, родителей; • групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения; • индивидуальные консультации родителей; • вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Помощь им в этом деле; • родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;498 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|