ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обычно в состав родительского комитета класса входят председатель и несколько членов, ответственных за отдельные участки работы. Каждый из ответственных подбирает себе актив из числа родителей класса. Одна группа родителей следит за успехами детей в учебе, помогает в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими; другая помогает в организации экскурсий, походов, внеклассных занятий, третья — в осуществлении контроля за соблюдением учащимися режима дня дома, четвертая отвечает за трудовое воспитание детей. Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, после того как учитель познакомился с семьями. Комитет избирается на весь период обучения в начальной школе. Обязанности между членами комитета распределяются на добровольных началах. Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планами учебно-воспитательной работы, педагогического просвещения и с учетом контингента родителей класса. Учет возможностей родителей позволяет составить более конкретный план работы родительского комитета. Так, мать или отец-врач могут провести беседу с родителями на медицинскую тему (например, «Почему дети бывают нервными?»), учительница — рассказать о методах и формах воспитания детей (например, «Поощрение и наказание ребенка в семье»), матери-медсестре можно поручить рассказать детям о закаливании организма, а отцу-каменщику — познакомить учащихся со своей профессией. Анализ анкет, личные наблюдения учителя и членов родительского комитета позволяют определить постановку наиболее актуальных в настоящее время вопросов воспитания. Например, в анкетах родители часто сетуют на недостаток времени на воспитание детей. Поэтому родительский комитет и учитель должны посоветовать, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребенка. Особое место в деятельности родительского комитета занимают вопросы воспитания самих родителей и, прежде всего, в трудных семьях. Эту работу ведут и учитель, и родительский комитет. Трудные семьи выявляются учителем уже при первом знакомстве с семьями и в процессе подготовительного периода. Из членов родительского комитета или из актива класса назначаются родители, которые как бы «закрепляются» за этой семьей. Методы воздействия на них могут быть разные, хотя цель одна: предупредить негативные поступки родителей и оградить детей от травм в семье. СЕМЬЯ И ШКОЛА Внимательное изучение семей учащихся помогает выявить родителей, которые могли бы поделиться опытом воспитания. Например, отца, не уделяющего должного внимания трудовому воспитанию сына, можно попросить провести беседу о трудовом воспитании детей. Родительский комитет привлекает родителей для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической. В зависимости от профессии и увлечений родители учащихся могут организовать классные кружки: «Умелые руки», художественного чтения, шахматно-шашечный и др., оказать помощь в подготовке художественной самодеятельности к празднику, в организации сборов, встреч, бесед с детьми. Родительский комитет дает поручения родителям выступить перед детьми с рассказом о своей профессии. Например, можно попросить отца-шофера провести в классе беседу-викторину на тему: «Кто больше знает о машинах?», а отца-штукатура — принести в класс мастерок, декоративную крошку и, быстро сделав состав, показать ребятам, как работают мастерком, как украшают здания декоративной крошкой; маму-повара — рассказать ребятам о своем труде, а потом — разложить перед ними свеклу, морковь, лук, огурцы, яйца, взять нож и сделать из свеклы — красивую розу, из моркови — цветы, из яйца — аппетитную свинку, чтобы всем ребятам захотелось научиться этому мастерству. Дети любят такие встречи с родителями. А родители?.. Они готовятся к ним, чувствуя свою большую ответственность перед ребятами. Это помогает им лучше узнать и своих детей, и их одноклассников. Члены родительского комитета организуют и проводят экскурсии на предприятия города, где работают родители класса. Совместная деятельность учителя и родительского комитета постепенно формирует у родителей чувство коллективной ответственности за обучение и воспитание детей, за их жизнь и дела. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|