Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



на воспитательные темы; собрания, подготовленные родительским комитетом с целью рекомендации опыта воспитания детей в семь­ях; собрания-консультации; собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей. Наиболее эффективными являются комби­нированные родительские собрания. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на пос­ледующий период.

Важным этапом в проведении родительских собраний является подготовка к ним. К подготовке собрания, как правило, привлека­ются члены родительского комитета, а также актив родителей класса. При подготовке собрания учитель определяет круг вопросов, кото­рые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.

Любое участие родителей в работе класса получает оценку на классном собрании. К родительским собраниям готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную дея­тельность. Так, к одному собранию готовится выставка лучших тет­радей по математике, к другому — по русскому языку, к третье­му — выставка лучших творческих работ, на четвертом демонстри­руются работы по труду, на пятом — работы по изобразительному искусству.

Как приглашать родителей на собрание? Официально, записью в дневнике, или с помощью красочного пригласительного билета?

На итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформля­ются более ярко. Эти собрания — праздник, в их подготовке уча­ствуют и учителя, и родители, и учащиеся. Текущие вопросы об­суждаются в более деловой обстановке; сообщение о таком собра­нии делается в дневнике. Таким образом, сама форма приглашения ориентирует родителей, определяет заранее их настрой и помогает осознать особенность каждого предстоящего собрания.

Очень важно создать родителям условия для работы на собра­нии. Практика показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы; они могут познакомиться с родителями соседа по парте, увидеть, в каком состоянии находится рабочее место их ребенка.

На каждом собрании подводятся итоги работы за истекший пе­риод и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выно­сятся на обсуждение всего родительскогго коллектива. Так как рас­сказать о каждом ученике трудно, обычно на собрании отмечаются дети, особенно отличившиеся. Метод поощрения стимулирует детей

СЕМЬЯ И ШКОЛА

через родителей, но, конечно, только в случае, если у учителя не выработалась привычка хвалить одних и тех же детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика, иначе они перестают посещать собрания. Конкретную информацию об успехах, и особенно недостатках своего ребенка родители долж­ны получить от учителя на собрании в письменном виде.

На парту перед каждым родителем кладутся тетради детей и лист бумаги, свернутый вдвое, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

Пример:

«Саша стал заниматься лучше, однако прошу усилить внима­ние к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в ближайшую субботу в 13. 00 час».

«Миша стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».

«Света плохо пересказывает прочитанный материал. Прошу обратить внимание на ее речь, когда она рассказывает Вам о шко­ле, пересказывает фильмы, сказки».

Эти записи — как бы молчаливая индивидуальная беседа учите­ля с родителями во время коллективного общения.

В ряде школ России родительское собрание ведет председатель родительского комитета. Содержание первой части собрания определя­ется в соответствии с годовым планом педагогического просвещения и в связи с вопросами семейного воспитания, возникшими в процессе текущей работы. Лекции, беседы, проводимые на классных роди­тельских собраниях, не должны занимать много времени и утомлять родителей. Конечно, учитель должен учитывать психологию слуша­телей. Если при анализе позитивных примеров называются фами­лия, имя, отчество родителей, то о негативных случаях из жизни детей класса или их родителей говорить следует только безымянно.

На родительских собраниях можно осуществлять совместное ре­шение педагогических задач. Лучше, если в основе каждой такой задачи будет лежать случай, взятый из жизни класса.

Вторая часть собрания обычно предполагает сообщения учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. Не все родите­ли имеют возможность побывать на внеклассных мероприятиях, классных часах, праздниках, утренниках. Поэтому надо, хотя бы изредка, записывать выступления детей на видеопленку и давать родителям возможность просмотреть их на собрании.

В конце собрания подводятся итоги о работе, проделанной роди­телями в течение месяца; намечается план работы на новый месяц и распределяются поручения.506







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.