ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
небольшой. Дети помогают родителям по дому, обязанности распределены между всеми. Андрей многое умеет для своего возраста, очень самостоятелен, уверен. (Опыт родителей по трудовому воспитанию рекомендовать другим семьям.) Саша 3.Семья — четыре человека. Мальчик непосредствен, располагает к себе. Чувствуется, что не особенно аккуратен. Любит рисовать и рисует для своего возраста прекрасно. Отзывчив на ласку, доброе слово. Мальчику, несомненно, нужно посещать художественную школу, кружок. Мать на этот совет откровенно ответила, что ей Сашей заниматься некогда, у нее от второго мужа (отчима Саши) еще один ребенок, Саша своей неаккуратностью, безалаберностью только раздражает ее. (Обратить внимание на мальчика, позаботиться о развитии его способностей, постараться как-то повлиять на его мать, чтобы она была более внимательна к ребенку.) Миша Е.В семье хорошие взаимоотношения, но у мальчика почему-то недетский, «колючий» взгляд. Беседы с Мишей не получилось, он как будто бы ничем не интересуется, ничего не любит. (Обратить особое внимание на мальчика и его семью. Трудно с первого раза делать какие-то выводы, но надо сделать все возможное, чтобы взгляд мальчика стал более добрым, потеплел.) Во время занятий с первоклассниками учитель наблюдает детей в новой обстановке, в новом коллективе. Получает дополнительную информацию и об их родителях. Одни родители приводят детей на очередное занятие всегда вовремя, их ребенок аккуратно одет, другие не замечают неопрятности своего ребенка, привыкли к тому, что он плохо одет, не причесан, в кармане у него нет носового платка. Учитель многое может заметить, но главное — отношение родителей к детям, к воспитанию, а также взаимоотношения между взрослыми и детьми. Например, мама Лены всегда спокойно, без раздражения разговаривает с дочерью, дает ей возможность многое сделать самой; родители Андрея стараются все сделать за сына, а папа Сережи нередко кричит на него за малейший проступок. Изучение семьи ведется учителем на протяжении всей его работы с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают учителю новый и новый материал, новые данные о семейном воспитании. Беседы, наблюдения используются педагогом постоянно в его работе по изучению семьи. Многие учителя используют в своей работе анкетирование. При этом учитель, конечно, понимает, что не всегда данные анкеты могут быть объективными. Возможно, что кто-то из родителей даст не вполне правдивый ответ на вопрос анкеты или вообще уклонится от него. Но и в этом случае от анкетирования может быть польза: сам СЕМЬЯ И ШКОЛА вопрос анкеты может заставить родителей более глубоко задуматься над воспитанием своего ребенка, будет способствовать воспитательной активности семьи. Примеры анкет для родителей и учащихся представлены в приложениях 1-3. Исключительно важно при посещении ученика на дому соблюдать следующие правила: • не идти непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от любого члена семьи; • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов; • исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; • беседовать в присутствии ученика, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; • не предъявлять претензий к родителям; • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника; • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; • выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах; • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм. Изучая семьи путем наблюдений, выясняя какие-то вопросы в процессе беседы, учитель никогда не должен занимать позицию постороннего наблюдателя, он должен стремиться активно влиять на семейное воспитание. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|