Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



небольшой. Дети помогают родителям по дому, обязанности рас­пределены между всеми. Андрей многое умеет для своего возраста, очень самостоятелен, уверен. (Опыт родителей по трудовому воспи­танию рекомендовать другим семьям.)

Саша 3.Семья — четыре человека. Мальчик непосредствен, рас­полагает к себе. Чувствуется, что не особенно аккуратен. Любит ри­совать и рисует для своего возраста прекрасно. Отзывчив на ласку, доброе слово. Мальчику, несомненно, нужно посещать художествен­ную школу, кружок. Мать на этот совет откровенно ответила, что ей Сашей заниматься некогда, у нее от второго мужа (отчима Саши) еще один ребенок, Саша своей неаккуратностью, безалаберностью только раздражает ее. (Обратить внимание на мальчика, позаботиться о раз­витии его способностей, постараться как-то повлиять на его мать, чтобы она была более внимательна к ребенку.)

Миша Е.В семье хорошие взаимоотношения, но у мальчика по­чему-то недетский, «колючий» взгляд. Беседы с Мишей не получи­лось, он как будто бы ничем не интересуется, ничего не любит. (Обратить особое внимание на мальчика и его семью. Трудно с пер­вого раза делать какие-то выводы, но надо сделать все возможное, чтобы взгляд мальчика стал более добрым, потеплел.)

Во время занятий с первоклассниками учитель наблюдает детей в новой обстановке, в новом коллективе. Получает дополнительную информацию и об их родителях. Одни родители приводят детей на очередное занятие всегда вовремя, их ребенок аккуратно одет, дру­гие не замечают неопрятности своего ребенка, привыкли к тому, что он плохо одет, не причесан, в кармане у него нет носового платка.

Учитель многое может заметить, но главное — отношение роди­телей к детям, к воспитанию, а также взаимоотношения между взрос­лыми и детьми. Например, мама Лены всегда спокойно, без раздра­жения разговаривает с дочерью, дает ей возможность многое сде­лать самой; родители Андрея стараются все сделать за сына, а папа Сережи нередко кричит на него за малейший проступок.

Изучение семьи ведется учителем на протяжении всей его рабо­ты с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают учителю новый и новый материал, новые данные о семейном воспитании. Беседы, наблюдения используются педагогом постоянно в его рабо­те по изучению семьи.

Многие учителя используют в своей работе анкетирование. При этом учитель, конечно, понимает, что не всегда данные анкеты мо­гут быть объективными. Возможно, что кто-то из родителей даст не вполне правдивый ответ на вопрос анкеты или вообще уклонится от него. Но и в этом случае от анкетирования может быть польза: сам

СЕМЬЯ И ШКОЛА

вопрос анкеты может заставить родителей более глубоко задумать­ся над воспитанием своего ребенка, будет способствовать воспита­тельной активности семьи. Примеры анкет для родителей и уча­щихся представлены в приложениях 1-3.

Исключительно важно при посещении ученика на дому соблю­дать следующие правила:

• не идти непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от любого члена семьи;

• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

• исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, под­сказывать пути их решения;

• беседовать в присутствии ученика, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

• не предъявлять претензий к родителям;

• всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой вос­питанника;

• советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уро­вень своих требований и возможности семьи;

• выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах;

• не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

Изучая семьи путем наблюдений, выясняя какие-то вопросы в процессе беседы, учитель никогда не должен занимать позицию по­стороннего наблюдателя, он должен стремиться активно влиять на семейное воспитание.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.