Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение семей учащихся



Изучение семьи ученика позволяет учителю познакомиться бли­же с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с дру­гом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответ­ственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота учителя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Каждый учитель знает семьи, где внешне, казалось бы, все бла­гополучно, но где бедны духовные интересы, где общение сводится к разговорам только о вещах, деньгах.

Немало семей, где участие детей в домашнем труде по существу сведено «на нет». Единственный ребенок в семье, окруженный лю­бовью и заботой взрослых, не привыкает сам проявлять заботу о благе близких, не стремится помочь им.

Есть и такие семьи, где укоренился явно негативный микрокли­мат: пьянство, разлад супругов, неуважительное отношение друг к другу.

Учителю важно установить добрые взаимоотношения с любой семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родите­лями. Работа с ними начинается еще до поступления ребенка в школу. До начала учебного года (обычно в мае — июне) педагог обследует семьи своих будущих учеников. Заблаговременные посе­щения весьма полезны. У родителей еще есть время после беседы с учителем принять необходимые меры для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к обучению в школе. Первое посещение семьи носит ознакомительный характер. Учитель

СЕМЬЯ И ШКОЛА

выясняет, каков состав семьи и взаимоотношения между взрослы­ми, взрослыми и ребенком; каков материальный уровень семьи, как родители заботятся о развитии ребенка, как семья формирует его отношение к школе.

Это много значит — увидеть ребенка в семье, в непринужденной обстановке побеседовать с ним о том, какие книжки он читает или ему читают, в какие игры играет, любит ли помогать родителям, что умеет делать сам. Здесь же выясняется подготовленность ребен­ка к школе: умение читать, считать, рассказывать по картинке, наблюдать, сравнивать.

Продумать цель и задачи своего первого посещения семьи буду­щего ученика очень важно, Хорошо, когда оно носит деловой харак­тер, когда родители видят, что учитель хочет и может помочь им.

В здоровой семье родителей в этот период больше всего интере­сует вопрос подготовленности ребенка к школе, они волнуются, как он будет учиться, что надо и можно сделать, чтобы учился лучше. Просто в беседе с родителями (уже в отсутствие ребенка) делается акцент на том, что учеба — это серьезный труд и как важно для будущего школьника такие качества, как трудолюбие, умение дово­дить начатое дело до конца, радоваться результатам хорошей рабо­ты, уметь преодолевать трудности. При этом нужно предупредить родителей, что нельзя запугивать детей трудностями предстоящей работы. Невольно в такой беседе родители задумываются, приучен ли их ребенок к труду, воспитано ли в нем уважение к труду других людей — прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек.

В теплом, задушевном разговоре родители невольно высказыва­ют свои тревоги (если такие есть) по поводу здоровья ребенка. А учителю нужно обязательно знать, у кого из его учащихся ослаб­ленное здоровье, кто плохо видит, слышит, кого из детей надо поса­дить поближе, на кого надо обратить особое внимание.

Родители видят, что у них и у учителя общие заботы, общие цели. Так и должно быть.

После посещения семей необходимо сделать краткие записи в своем рабочем дневнике изучения семей. Вот примеры некоторых из них, сделанных после первого посещения семей.

Таня Г.Взаимоотношения в семье хорошие. Таня производит впечатление доброй девочки, очень общительна. У нее есть своя биб­лиотечка: книги для дошкольного и школьного возраста. Хорошо читает и любит книги, хорошо пересказывает прочитанное, развита речь. (Следует обязательно использовать опыт семьи по привитию у ребенка любви к чтению.)

Андрюша П.Семья — шесть человек, производит впечатление дружного, слаженного коллектива. Чувствуется, что бюджет семьи500







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.