Изучение семей учащихся
Изучение семьи ученика позволяет учителю познакомиться ближе с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота учителя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Каждый учитель знает семьи, где внешне, казалось бы, все благополучно, но где бедны духовные интересы, где общение сводится к разговорам только о вещах, деньгах. Немало семей, где участие детей в домашнем труде по существу сведено «на нет». Единственный ребенок в семье, окруженный любовью и заботой взрослых, не привыкает сам проявлять заботу о благе близких, не стремится помочь им. Есть и такие семьи, где укоренился явно негативный микроклимат: пьянство, разлад супругов, неуважительное отношение друг к другу. Учителю важно установить добрые взаимоотношения с любой семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родителями. Работа с ними начинается еще до поступления ребенка в школу. До начала учебного года (обычно в мае — июне) педагог обследует семьи своих будущих учеников. Заблаговременные посещения весьма полезны. У родителей еще есть время после беседы с учителем принять необходимые меры для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к обучению в школе. Первое посещение семьи носит ознакомительный характер. Учитель СЕМЬЯ И ШКОЛА выясняет, каков состав семьи и взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и ребенком; каков материальный уровень семьи, как родители заботятся о развитии ребенка, как семья формирует его отношение к школе. Это много значит — увидеть ребенка в семье, в непринужденной обстановке побеседовать с ним о том, какие книжки он читает или ему читают, в какие игры играет, любит ли помогать родителям, что умеет делать сам. Здесь же выясняется подготовленность ребенка к школе: умение читать, считать, рассказывать по картинке, наблюдать, сравнивать. Продумать цель и задачи своего первого посещения семьи будущего ученика очень важно, Хорошо, когда оно носит деловой характер, когда родители видят, что учитель хочет и может помочь им. В здоровой семье родителей в этот период больше всего интересует вопрос подготовленности ребенка к школе, они волнуются, как он будет учиться, что надо и можно сделать, чтобы учился лучше. Просто в беседе с родителями (уже в отсутствие ребенка) делается акцент на том, что учеба — это серьезный труд и как важно для будущего школьника такие качества, как трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, радоваться результатам хорошей работы, уметь преодолевать трудности. При этом нужно предупредить родителей, что нельзя запугивать детей трудностями предстоящей работы. Невольно в такой беседе родители задумываются, приучен ли их ребенок к труду, воспитано ли в нем уважение к труду других людей — прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек. В теплом, задушевном разговоре родители невольно высказывают свои тревоги (если такие есть) по поводу здоровья ребенка. А учителю нужно обязательно знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье, кто плохо видит, слышит, кого из детей надо посадить поближе, на кого надо обратить особое внимание. Родители видят, что у них и у учителя общие заботы, общие цели. Так и должно быть. После посещения семей необходимо сделать краткие записи в своем рабочем дневнике изучения семей. Вот примеры некоторых из них, сделанных после первого посещения семей. Таня Г.Взаимоотношения в семье хорошие. Таня производит впечатление доброй девочки, очень общительна. У нее есть своя библиотечка: книги для дошкольного и школьного возраста. Хорошо читает и любит книги, хорошо пересказывает прочитанное, развита речь. (Следует обязательно использовать опыт семьи по привитию у ребенка любви к чтению.) Андрюша П.Семья — шесть человек, производит впечатление дружного, слаженного коллектива. Чувствуется, что бюджет семьи500 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|