Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы ступени завершения по традиции Джнянапады



 

Почтенный Манджугхоша, реально помогая великому наставнику Джнянападе, передавал ему нектар наставлений. Опираясь на эти наставления, а также на «Устное наставление Манджушри», и с его разрешения на речь, этот ачарья сочинил два [текста] «Капли освобождения», которые [представляют собой] систематизацию ступени завершения.

Многие пандиты и сиддхи Индии следовали этой традиции, и она является традицией великих подвижников, прославленных, словно солнце и луна. Поэтому вкратце изложу основы ступени завершения по этой традиции. В «Капле освобождения» говорится:

 

Итак, освобождение [достигается] благодаря постижению

недвойственности глубокого и ясного пробуждений,

а не постижением одного лишь глубокого

или [одного лишь] ясного.

Также я не верю говорящим об освобождении

через мгновенно проявляющееся глубокое.

 

Итак, поскольку плоду, достигаемому в этой жизни

благодаря постижению недвойственной природы,

чужда всякая дискурсивность,

он – далеко за пределами мысленных и словесных построений.

 

Глубоким называется источник всего,

подобный пространству, чистый,

лишенный воображаемого.

А подобный иллюзии, как радуга,

облик махамудры, обладая которым,

очищаешь свой дух и чужой,

называется истинно ясным.

 

То есть на ступени завершения главной [является] недвойственная Мудрость глубокого и ясного, при которой нераздельно соединены сущности двух: подобного иллюзии тела божества – тела махамудры и ума, проникшего в таковость.

Тело божества на ступени зарождения – это тело мантры, а тело божества на ступени завершения – тело Мудрости, которое охватывает два – [собственно] тело Мудрости и чистое тело. Как сказано в этом же [тексте]:

 

На отдельных двух ступенях

[есть] тело мантры и тело Мудрости.

Тело Мудрости [охватывает] два –

[собственно] тело Мудрости и чистое тело.

 

При толковании этих [слов] говорится: «Мудрость» – это [1] частично чистое, подобное иллюзии тело, познанное йогином, несколько овладевшим прозрением, и [2] необманное (mi slu ba) тело, пребывающее в чистоте на уровне дискурсивности (mtchan nyid kyi tshul du); a также соответствующие им два тела [в период] плода.

Первое из них сходно с иллюзорным телом; второе – с единением [на стадии] учения; а третье – с единением [на стадии] не-учения.

Обо всем этом говорится и в «Устном наставлении [Манджушри]»:

 

Природа всеведения явлений

формы и прочих – это чистая Мудрость

недвойственности глубокого и ясного,

подобная небу.

 

Далее:

 

Высшая природа недвойственности – труднопостижимая

причина совершенства, запредельная всяким представлениям,

и проявление махамудры, способствующее лучами

«созреванию» самого [практикующего] и других.

 

То есть двумя строками, [заканчивающимися] словом «представлениям», указывается глубокое, а двумя [последними] строками – ясное.

Итак, говорится, что конечный принцип ступени завершения – это нераздельность двух истин, недвойственность глубокого-ясного или недвойственность блаженства-пустоты. Суть сказанного: такой способ этой нераздельности, как объяснен ранее, служит непосредственной причиной [состояния] Будды. Его нужно распознавать во всех [изложениях] ступени завершения великими подвижниками.

Исходя из этого принципа, на ступени зарождения также указывается этап, на котором проявляешься в теле божества из состояния, в которое вошел при помощи свабхава – или другой [мантры]. А на дальнейших [этапах] ступени завершения необходимо [по этому принципу] осуществлять единое тело Мудрости. Поэтому, обдумав, как этот [принцип] становится методом его осуществления, держитесь принципов ступени завершения.

Такого же мнения по поводу основ тел мантры и Мудрости придерживаются последователи традиции Арьи.

Эту конечную ступень завершения осуществляет, культивируя её, йогин, несколько овладевший прозрением в третьей йоге166, после завершения всей ступени зарождения вплоть до йоги «тонкой» капли.

Культивируемая им ступень завершения – это путь, который, исходя из четырех наслаждений, сводится к четырем моментам.

 

Этап ступени завершения, связанный с «вместерожденным» наслаждением

 

Ранее, на ступени зарождения, предписывалось созерцать полностью проявленную Мандалу в символе джнянасаттвы в сердце. [Здесь] подобно: [созерцаешь] в сердце Главы нерушимую каплю167; блеснувшими из нее лучами постепенно вбираешь «сосуд», «соки» и всех обитателей Мандалы; затем, сколько можешь, держишь мысль на капле. Потом, следуя [обратному] порядку прежнего вбирания, опять визуализируешь все это и культивируешь самадхи на явленном аспекте (snang phyogs). Благодаря многократному свыканию с этими двумя процессами появляются [признак] растворения земли в воде и прочие из пяти признаков168. Вслед за ними осуществляется тело Мудрости (Co-знания) недвойственности глубокого и ясного. Затем, попрактиковавшись, пробуждаешься. Так сказано в «Устном наставлении [Манджушри]». В «Пяти ступенях» так говорится о способе вхождения в ясный свет:

 

От головы до пяток,

пока дойдешь до сердца,

введи [свое тело] в истинный предел йоги.

Это считается всецелым удержанием.

 

Сначала преврати в ясный свет

движущееся и недвижимое,

затем так же сделай с собой.

Это этап последовательного растворения.

 

Как весь ветр дыхания

[постепенно] «тает» в зеркале,

так же надо переходить

в истинный предел йоги.

 

Упомянуты две медитации, из которых последовательное растворение – такое же, как описанное в «Устном наставлении [Манджушри]». Однако способ вбирания лучами нерушимой капли во многом отличается.

В «Устном наставлении [Манджушри]» говорится так, как в традиции Арьи, о процессе вхождения в сансару при [появлении] сознания из ясного света, а из [сознания] – ветра, огня, воды, земли и прочего; также о выходе из [сансары] – растворении земли в воде и т.д.

О нерушимой капле говорится в Толковании «Устного наставления [Манджушри]»:

 

«Недвойственная Мудрость» – это Co-знание недвойственности глубокого и ясного, чистое, словно небо. Как же она пребывает в относительной форме? – Пребывает в форме пятицветной капли величиной с зерно турецкого гороха169. Слова «на ее основе» означают, что из нее возникают мандалы ветра и прочих [элементов].

 

Так указано и в основном [тексте]. То есть она является каплей-символом сознания, действующего нераздельно с ветром, светящимся пятью [цветами]. И при рождении170 из нее возникают ветер, огонь, вода, земля и прочее. Соответственно, при вбирании всё втягивают в нее. Таким образом она уподобляется очищаемому. То, как на этапе самадхисаттвы171 входят в ясный свет, установив три саттвы172 друг в друге, нужно знать согласно традиции Арьи.

Поскольку эта [капля] представляет собой основу порождения «сосуда» и «сока», в «Устном наставлении [Манджушри]» говорится, что на первой ступени она пребывает в виде слога:

 

В символе самаямудры в сердце твоем

пребывает высшая Мудрость всех Татхагат.

У находящихся на первой ступени

она проявляется в виде слога.

Неразрушимый семенной слог личного божества (rang lha)

блистает пятью цветами.

 

Это также позволяет понять, почему в Мантраяне обитель и обитатели обычно порождаются из соответственных созерцаемых слогов.

Говорится: она нерушима, поскольку ничто не может её разрушить, а поскольку не расширяется, то капля. И она пребывает в сердце. Как сказано в «Устном наставлении [Манджушри]»:

 

Ничем не сокрушимая,

она, пребывая в телах,

творит карму и не-карму173.

 

В Толковании объяснено:

 

Слова «она, пребывая в телах» означают, что в центре закрытого лотоса в сердце существ-«соков» пребывает капля.

 

Из этого также ясно, почему слог или капля созерцается в сердце.

Итак, после того, как многократно исполнены особый процесс выхода и вхождения в сансару, метод вбирания в ясный свет, сходный с процессом смерти, распространение [и новое] вбирание, из сути нерушимой капли – основы светящегося пятью цветами ветра – создается тело Мудрости недвойственных глубокого и ясного. Значит, конечные принципы ступени завершения [в традиции Джнянапады] и традиции Арьи совершенно совпадают.

Перед ступенью завершения [этапа] «вместерожденного» наслаждения, при котором создается недвойственность глубокого и ясного, созерцают каплю превращений (нирмана-бинду); это ваджрное начитывание ветров.

В этой [практике] также есть много различий с традицией Арьи, И говорится, что силой этого созерцания постигается подобие всех явлений иллюзии и прочему.

 

До этого созерцается тайная капля (гухья-бинду). То есть каплю из сердца опускают до тайного места и держат в драгоценности. В [капле] созерцают всю Мандалу обители и обитателей и сосредоточивают мысль на капле в сердце Главы. Также практикуют многие особые [способы] распространения и вбирания. Говорится, что пять признаков проявляются и здесь. О том, как выглядят эти пять признаков, сказано в Толковании «Устного наставления [Манджушри]»:

 

Появляется подобие миража, представляющее собой то ясность, то неясность лучей этой капли.

 

Далее:

 

«Подобие дыма» означает бо̀льшую ясность, чем у миража: оно ни синеватое, ни белое, ни иного [цвета].

 

Так указывается, что появляются не видѐния миража и прочих [признаков], а их подобия, каждое последующее из которых [выражает] бо̀льшую ясность [лучей капли].

Говорится, что переход ума в состояние отсутствия объектов – это ветвь задержания [речи]174; последующее распространение (-испускание) символа, божества и прочего – ветвь памятования175; а сосредоточение мысли на капле – ветвь прекращения дыхания176. Имеется в виду, что при сосредоточении мысли на ней ветры входят в средний [канал].

Указано, что перед этим [созерцают в] своем сердце всю описанную ранее Мандалу, а в сердце Главы в ее центре – нерушимую каплю и, многократно совершив особое распространение и вбирание в нее, держат на капле мысль. Опасаясь многословия, цитат не привожу.

Однако йоги созерцания капли на ступени завершения очень отличаются от [созерцания] «тонкой» капли на ступени зарождения. Поэтому говорящие: «В традиции Джнянапады практикуют [созерцание] «тонкой» капли на ступени завершения, тогда как другие [это делают] на ступени зарождения» – не имеют подробного знания этой традиции.

Созерцания нерушимой капли в сердце, тайной капли – в драгоценности и капли превращений – в верхнем конце [авадхути] связаны, соответственно, с наслаждением, высшим наслаждением и исключительным наслаждением. А когда, повторно созерцая особую нерушимую каплю, совершают вбирание и распространение в последовательном процессе растворения, – это культивирование «вместерожденного» наслаждения.

Короче говоря, при первых двух [сеансах] упражняясь в йоге капель, а при третьем – в йоге ветров, делают послушными капли и ветры. Это позволяет производить вбирание в ясный свет по прямому порядку и выход из него по обратному. Снова и снова свыкаясь с этой [практикой], создают чистое тело Мудрости (Co-знания) недвойственного глубокого-ясного; этим самым приближаются к плоду.


Описание ступени завершения материнских тантр

 

Здесь две [части]: ступень завершения в традиции Калачакры; ступень завершения материнских тантр в других традициях.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.