Завершающая ветвь йоги основной части
У нее два [«ответвления»]: введение джнянасаттв и «запечатывание», подношение и хвала; вкушение нектаров и созерцание-начитывание.
[Введение джнянасаттв и «запечатывание», подношение и хвала]
Когда поймёшь принципы ритуалов порождения Главы, способы порождения окружающих [божеств] легко понятны. Следует [породить] всех самаясаттв [Мандалы]. Самаясаттва – это облик божества, «украшенный» лицами и руками, – сущность проявления вашего сознания, устраняющая обыденную гордыню. В «Колосьях наставлений» в одних местах упоминается «семенной [слог]», а в других – «только семенной [слог]». То есть существуют два варианта: считать самаясаттвой облик божества с семенным слогом или только семенной слог. «Существо обязательства» – самаясаттва – заключает в себе [два понятия]: самити – «обязательно приходящий» (yan dag par ’gro ba) и милати – «вбирающий» (’du ba). Итак, в «Колосьях наставлений» сказано:
Его составляет сущность недвойственной Мудрости, поэтому «самая» («обязательство») выражается словами: «Джнянасаттва, обязательно приходи, вбираю».
То есть такова суть первого слова из двух – самая и саттва. О сути слова «саттва» сказано в этом же [тексте]:
«Саттва» – поскольку исполняет благо существ и поскольку означает чистое существо.
– Но какое отношение имеет слово «существо» к семенному слогу? – Сказано в этом же тексте:
Семенной [слог] также существо, подобное зародышу.
Он не имеет лица и рук, но символизирует существо. В Мандатах бывает разное количество божеств. Но, если сосчитать божеств – благословляющих аятаны, тело, речь и ум – и прочих даже в тех [Мандалах], в которых их мало, в большинстве достоверных ясных постижений (онтогов) круга Мандалы есть полное нужное число очищающих божеств, соответствующее [количеству] очищаемого. Значит, если не осваивается та или иная достоверная садхана круга Мандалы, вряд ли могут быть полны основы ступени зарождения, осуществляющие высшее. В «Таттвасамграхе» говорится: когда вводят джнянасаттв, то нераздельно «смешивают» глаза и прочие [части тел] самаясаттв с глазами и прочим джнянасаттв вплоть до мельчайших частиц. Согласно сказанному, следует твердо верить, что они полностью соединяются. Чуткое внимание, направленное на тождество всех Татхагат, означает убежденность, что они тождественны. В некоторых случаях верят и в тождество существ: чтобы постичь, что они совпадают в таковости, чистой по природе. Итак, в «Колосьях наставлений» сказано:
Верь, что ты един с джнянасаттвой, который в будущем проявится в потоке твоего сознания, а также будь убежден, что ты тождествен с джнянасаттвами потоков [сознаний] других.
Введение джнянасаттв и посвящение [божеств]
В большинстве текстов говорится о посвящении воды, а также – что это [посвящение] даруют, лья воду, природа которой – бодхичитта, из ритуальных сосудов; в некоторых [текстах] указываются сосуды из черепа. То есть водой мудрости вымываются все «нечистоты» вместе со склонностями к ним. Поэтому излишек «сока» посвящения на темени ставит «печати» [Татхагат] соответственных семейств. Сароруха в своей садхане и Чжово (Атиша) в толковании онтога Луипы указывают и «запечатывание» после четырех посвящений. Общий [процесс] «запечатывания» разъясню, следуя «Колосьям наставлений». Быть «запечатанным» – держать на темени [образ Татхагаты], ощущая почтение. И это не создает неудобства, лишь удовлетворяет. «Запечатывание» Владыкой семейства – для того, чтобы помнить, что сын следует за отцом, рождается от него.
«Запечатывание» шести Будд друг другом
«Запечатывание» Акшобхьей Вайрочаны и прочих из четырех105 – для памятования, что четыре [скандхи есть выражение] ума (сознания), поскольку Акшобхья символизирует ум, а физическое, ощущения, различения и побуждения сводятся к уму. В традиции Абхаякары не признается внешнее, а ощущения и остальные из трех [скандх] считаются состояниями ума. То есть это «запечатывание» природой того, что ею обладает. Ум возникает из пустой бодхичитты, и когда Акшобхья «запечатывает» Ваджрадхару, это «печать» результата на причине, а когда Ваджрадхара «запечатывает» Акшобхью, это «печать» причины на результате. Ваджрадхара считается «короной» пяти семейств, «поскольку пять Мудростей заключены в его природе». «Запечатывание» остальных из шести семейств таково. [Божества] по имени Мохаваджра и прочие, Кшитигарбха и другие являются аспектами самадхи соответственных Татхагат, поэтому «запечатываются» пятью Татхагатами. [Вопрос:] – Но ведь Кшитигарбха и прочие из пяти, Рупаваджра и другие из пяти, Лочана и остальные из четырех – все они должны быть «запечатаны» Вайрочаной, поскольку являются соответственными аспектами совокупности физического (рупа-скандхи)? – Ошибки нет. Поскольку в каждой из пяти совокупностей, относящихся к пяти Татхагатам, присутствуют по пять Будд, неудивительно, что для такой совокупности, например, как рупа-скандха, существуют разные Татхагаты – Владыки семейств. Система «запечатывания» божеств двенадцати аятан такова. Божество зрения «запечатывается» Вайрочаной, ибо оно очень ясное; а слуха – Акшобхьей, поскольку равно пространству. [Божество] чувства запаха [«запечатывается»] Ратнасамбхавой, ибо в бардо и иных состояниях оно радуется ощущению запаха. Поскольку имеет сильную привязанность ко вкусу, [божество] чувства вкуса [«запечатывается»] Амитабхой – сущностью страстной привязанности. [Божество] чувственной способности тела [«запечатывается»] Амогхасиддхи, поскольку сущность Амогхасиддхи – ветры – текут во всем теле. Все чувственные способности следуют за умом (сознанием), поэтому [божество] ума [«запечатывается»] Акшобхьей. О «запечатывании» [божеств] облика и прочих [объектов], сопровождающих чувственные способности, говорится во «Всеблагой садхане». В «Сокращённой садхане» [этот процесс] изложен иначе. Божество облика – Рупаваджра – «запечатывается» Вайрочаной, ибо облик – основа заблуждения. [Божество] звука [«запечатывается»] Ратнасамбхавой, поскольку хвала и подобные звуки порождают гордыню. [Божество] запаха [«запечатывается»] Амитабхой, поскольку при ощущении запаха шафрана и тому подобного возникает привязанность. [Божество] вкуса [«запечатывается»] Амогхасиддхи, ибо оно удовлетворяет все члены [тела] и «бежит» в них. [Божество] касания [«запечатывается»] Акшобхьей, поскольку охватывает все чувственные способности. Аналогично и с дхармами106. Божество элемента земли из четырех элементов [«запечатывается»] Вайрочаной, поскольку, будучи жестким и твердым, оно является основой «великого заблуждения»107. [Божество] воды [«запечатывается»] Акшобхьей, поскольку подобно пространству; оно [всё] рушит, [всё] проникает и подобно предыдущему. [Божество] огня [«запечатывается»] Амитабхой, ибо оно светится. [Божество] ветра [«запечатывается»] Амогхасиддхи, поскольку оно очень подвижно. Глаза и другие [части тел божеств «запечатываются»] Мохаваджрой и прочими, поскольку заблуждение (санскр.: моха) есть сущность Рати (страсть; тиб.: dga' ma) и прочих. Грозные (khro bo) [«запечатываются»] следующим образом. Пары Грозных, [расположенные по одной] от восточной до северо-восточной [стороны], и еще две – верхняя и нижняя – [«запечатываются»], соответственно, Вайрочаной, Ратнасамбхавой, Амитабхой, Амогхасиддхи и Акшобхьей: поскольку [эти десять Грозных] представляют собой сущности, питающиеся, соответственно, заблуждением, гордыней, страстной привязанностью, завистью, неприязнью и их истощающие. В Гухьясамадже-Манджуваджре восемь Грозных [«запечатывает»] Акшобхья, поскольку он представляет собой сущность определенных психических особенностей и сущность Грозных; но Ямари и Падмантака [«запечатываются»] так, как [указано] ранее. В некоторых текстах пять Владык семейств сводятся к бодхичитте – чтобы показать, что в сущности они нераздельны. В двух [традициях] Гухьясамаджи, например, говорится о [Владыках] пяти семейств и четырех их спутницах (юм). В Чакрасамваре им соответствуют Глава, Дакини и прочие из пяти [дакини], Папатмика (Papatmika; тиб.: ltung byed ma) и остальные из четырех [богинь элементов]; в Хеваджре – Глава, Гаури и прочие из четырех, Пуккаси и другие из четырех; в Рактаямари – Двеша-ямари и остальные из пяти, Чарчика и прочие из четырех. Кшитигарбхе и другим соответствуют Мохаваджра и прочие. Аналогично знайте о соответственных запечатываемых (rgyas gdab) и чистых (rnam dag).
Затем совершите внешнее, внутреннее и прочие подношения и вознесите хвалу, следуя [практикуемому] тексту. Многократно сказано: это нужно совершать с мыслью, что объекты подношения и хвалы, практикующий и подношение да хвала лишены самобытия, подобны иллюзии. Так и делайте.
Вкушение нектаров и созерцание-начитывание
Потом отведайте нектаров и культивируйте йогу божества, а когда устанете от нее, совершайте начитывание.
Материалы четок
О них говорится в тридцатом [разделе] «Сампуты»:
[Белая] глина, перламутр, жемчуг, «белый элемент» и прочее, тому подобное, – [материалы] четок, характерны для унимающих действий.
Золото, серебро, медь, семена лотоса – [материалы] четок, характерны для увеличивающих действий. [На таких четках] начитывают [мантры] мудрые.
Шафран и прочие благовония – смешанные, специально обработанные и превращенные в бусинки, известны как [материалы четок] для властных [действий].
[Семена] руракши108, сапинда109, а также кость «рожденных»110 используй для свирепых действий.
«Белый элемент» – это кость. Слово «прочее» указывает на разные белые минералы, а «тому подобное» – на белые драгоценные камни. В «Чатухпитхе» сказано:
Шафран и другие благовония – отдельные или смешанные, – превращенные в бусинки и покрашенные, известны как [материалы четок] для властных [действий].
В «Ваджрадаке» также указаны коралл и красный сандал. «Рожденные» – это люди. О том, [какой материал] благоприятен для всех [действий] вообще, сказано в том же тексте:
Бодеце111 служит для всех действий – унимающих, увеличивающих, властных и «прямых»112.
Число бусин [четок]
О нем говорится в этом же тексте:
Для «осуществления мантры» – пятьдесят. Для властных /действий/ – половина этого [числа]. Сто – для унимающих, а для увеличивающих – еще восемь113. Для «прямых действий» – шестьдесят. Соотнеси [число бусин] с отдельными действиями.
«Осуществление мантры» благоприятно для специальных действий – [исполняется], чтобы осуществить мантру всех действий.
Нить четок
В «Ваджрадаке» указывается использовать золотые нити или хлопчатобумажные нити, спряденные девушкой без телесных недостатков114. Ссучите [нить для четок] из девяти [таких нитей].
[Освящение четок]
Потом115, [поддерживая] гордость Ваджрадхары, мгновенно представьте пальцы своей правой руки в виде пятиконечного ваджры, а на нем – возникший из слога АḤ солнечный [диск], благословленный АḤ, и мгновенно представьте пальцы своей левой руки в виде лепестков лотоса, а на них – возникший из слога АḤ лунный [диск], благословленный этим же [слогом]. Затем мгновенно вообразите, что держите четки между этими [дисками]: центральная нить [ссученной] нити имеет природу Ваджрасаттвы, а восемь нитей главных и промежуточных сторон – сущность Падмасаттвы, Майтреи, Гаганаганджи, Самантабхадры, Ваджрапани, Манджушри, Сарваниваранавишкамбхина и Кшитигарбхи; отдельные бусины четок (phreng rdog) имеют природу Вайрочаны и остальных [Владык] пяти семейств, а все вместе бусины (mdo ’dzin) представляют собой ступу из множества свойств [Будды] – таких, как силы и [четыре вида] бесстрашия116. Лучи, блеснувшие из семенного слога в вашем сердце, притягивают Ваджрасаттву и остальных [божеств], которые, соответственно, входят в себя117. Благословите [четки] мантрой: «акхарука ранару118 асохи аманта висаругани а, асамкху алика кусиджджа итадта висару, ом паде паде махаджнянам сарва буддха махабхаве хум хум хум хо хо хо ах кхам сваха»119. [Часть мантры] от «ом паде...» находим в восьмой части «Сампуты». Вся [мантра] приведена в «Чётках» и «Колосьях наставлений». Таково освящение [четок] в традиции «Сампуты» и «Чатухпитхи». В «Чётках» сказано:
Если исполняете сокращенное освящение, созерцаете четки в виде Вакваджры (Ваджры речи) и, отождествив с ним джнянасаттву, представьте, что весь его облик превращается в четки. Потом почтите их, окропив водой из сосуда, и 108 раз начитывайте сердечную [мантру] Вакваджры.
Способы начитывания
В «Ваджрадаке» говорится:
Для унимающих [действий] клади [под бусины] указательный палец. Для увеличивающих – вешай [четки] на средний палец. Для властных рекомендуется безымянный палец. Последний [палец]120 – для «прямых» (свирепых) действий. Представь, что, превратив большой палец в крюк, притягиваешь всех божеств. Если будешь начитывать [мантры] в полном сосредоточении, несомненно достигнешь реализации.
В «Сампуте» сказано:
Исходя из таковости, ты реализуешь. А если полной ясности не будет, долго [придется ждать реализации].
В толковании говорится: если, воображая [свои] руки [в виде] ваджры и лотоса, созерцая нераздельность пустоты и сострадания, будешь начитывать [мантры, перебирая чётки] правой рукой при таковости – осознании облика божества не-самосущим, то достигнешь реализации, а иначе – нет. В «Сампуте» и «Чатухпитхе» тоже советуется передвигать [бусины] четок, представляя, что большим пальцем [в виде] крюка притягиваешь божеств. «Полное сосредоточение» – не-отвлечение мысли. Во многих исходных текстах указывается прилагать все усилия в этом; значит, не отвлекаться очень важно.
Скорость начитывания и т.п. Шрипхалаваджра сказал:
Слово «ясность» значит – полностью сохранять гласные121 и меру, [начитывать] не слишком быстро и не медленно, а также без срывов дыхания. Громкий звук, порожденный органами и усилием, не представляет собой «ясности».
Так указывают и Шантипа, и Камаларакшита. Поэтому так и делайте. «Мера» – правильная долгота [произносимых] букв. Нужно начитывать голосом или нет? – В садхане Хеваджры – «Избавляющей от ошибок» и садханах Чакрасамвары, [составленных] Гхантападой и Камбалой, говорится о совершении обоих [видов] начитывания: ваджрного и грозного. В садханах Чёрного Врага [Ямы] Шантипа и Камаларакшита рекомендуют совершать только грозное начитывание и не начитывать [мантры] мысленно. Ясно, что это характерная особенность Ямари [-тантры]. [В другом тексте] сказано:
Начитывай ваджрными словами. Ваджрные слова – беззвучны.
В «Гухьясамадже» говорится:
При помощи Мудрости самаи Грозные возглашаются «ваджрой» в «мандале». Когда слышны слоги и слова мантры, это считается грозным начитыванием.
Эти два высказывания цитирует Шрипхалаваджра. В них и говорится о двух видах начитывания. В «Ясном светильнике» объяснено: «грозные» – это мантры Ямари и ему подобных; «Мудрость самаи» – знание ритуала изгнания [Препятствующих сил] и т.п.; «мандала» – собственное тело [практикующего]; «ваджра» – язык, которым [эти мантры] возглашаются, начитываются так, что слышишь сам и другие слышат.
Визуализации при начитывании
Гхантапада и Камбала говорят: начитывая, созерцай, что начитываемая мантра исходит из семенного [слога] в сердце, [достигает] конца ваджры тайного места, входит во бхагу Матери (юм), [достигает] рта богини, входит в твой рот и доходит до семенного [слога]; и далее так кружится; также представляй, что мантру начитывают все [твои] уста и все йогини [Мандалы]. Сароруха указывает, что [мантра] кружится, сначала исходя из уст богини, затем войдя в твой рот. В «Колосьях наставлений» говорится о четырех [видах] начитывания:
(1) «Раскачивающее начитывание»122. [Поддерживая] гордость равенства всех явлений, созерцаешь: цепочка мантры, вошедшая в твой рот, входит через ваджру в лотос [юм], поднимается по среднему каналу до рта Матери, из которого входит в твой рот; и далее так кружится; при таком созерцании начитываются четочные мантры (phreng sngags) с «расслабленными», мирными слогами. (2) Сначала [мантра] входит в рот Матери и кружится, как прежде123; слоги [мантры] «жесткие» и «грубые» – это гневное начитывание (khros pa'i bzlas pa). (3) Угрожающее произнесение сердечных и прочих мантр – это грозное начитывание (khro bo'i bzlas pa). (4) Произнося сердечную и близко-сердечную (nye snying) мантры на семенной [слог] в сердце, испускаешь [из него] божеств Мандалы; после того, как они исполняют благо существ, ветер, «текущий» вместе с мантрой – словно «вытягиваемая» нить четок, вводит их в семенной [слог] сердца; и когда завершаешь произнесение мантры каждого божества, они [опять] испускаются по отдельности и вбираются; это обязывающее начитывание (dam tshig gi bzlas pa).
Итак, два первых – это начитывания «мягких» и «грубых» четочных мантр (соответственно). Третье [охватывает] начитывание всех трех [видов] мантр – четочных, сердечных и близко-сердечных, а четвертое – сердечных и близко-сердечных. О четвертом говорится и во «Всеблагой садхане»; еще указывается, что испущенные божества заполняют все пространство. Об этом Дипамкарабхадра сказал:
Начитывай, распространяя джнянакаи. При произнесении распространяй их праной, а вбирай усилием мантры.
То есть он рекомендует при выдохах распространять божеств, а при вдохах вбирать. А у Шантипы йогин, придерживаясь меры мантры, произносит ее один, два или много [раз], потом делает долгий выдох, что есть «прана», а когда ее вбирает (вдыхает), – это период произнесения [мантры] и распространения [божеств]. Итак, представлены наша позиция – «не отвлекаться [при начитывании]» и позиция других: при начитывании каждой мантры распространять [божеств], а в конце [ее произнесения] – их вбирать. Гхантапада и Камбала предлагают представлять, что произносишь [мантру], например, всеми имеющимися устами Главы и что все окружающие божества ее произносят. Говорится: если так делать, [число повторений мантры] умножается на число [произносящих ее уст]. В [Садхане Хеваджры] – «Избавляющей от ошибок» сказано:
Представляй, что мантру произносят все [твои] уста и все уста богинь. Благодаря тому, что ее начитывают все богини, твои божества начитывания умножатся в восемь раз.
Итак, получается пять [видов] начитывания: три – начитывание при визуализации кружения [мантры] через рты яб и юм и начитывания при визуализациях распространения божеств из мантры и вбирания в нее; да еще два, согласованные с указаниями Шантипы и Самаяваджры в «Садхане Хеваджры», – начитывание при мысленном установлении, словно черчении мыслью [слогов] мантры в вертикальном положении вокруг семенного [слога] в сердце, горящих будто круг пламеней светильников, и начитывание при визуализации, что все уста [Главы яб-юм] и все [окружающие] божества произносят [мантру] вслух. Джаландхарипа считает [три] первых «сферическим начитыванием» (gong bu’i bzlas pa), а [два] вторых – «обязывающим начитыванием». [Автор] «Колосьев наставлений», Праджняракшита и многие другие указывают, что вовремя этих [начитываний] следует, направив внимание на ветры, исполнять ваджрное начитывание трех слогов («ом», «ах», «хум»). Но об этом писать не буду. Итак, нет противоречия в том, что [мантры], начитанные во время сеанса при однонаправленном сосредоточении, лишенном ошибок начитывания, считаются, а любые [мантры], начитанные после сеанса, в перерывах, не считаются, но начитываются. Как сказал Акшобхьяваджра в [Комментарии к] «Садхане Чёрного Врага Ямы»:
Поднявшись [с подстилки], тоже созерцай образ тайной мантры и совершай [ее] начитывание, не входящее в [предписанное] число.
Сароруха указывает, что цвет мантры зависит от цвета действий. То есть для унимающих, увеличивающих, властных или свирепых [действий] он белый, желтый, красный или черный (соответственно). Во время предварительного приближения – так же, и цвет божеств менять не надо – цвет мантры может быть разный, по цвету божества. Или же следуйте совету тибетских лам: поскольку делаешь божество подвластным себе, пусть [цвет мантры] будет красный. Падмаваджра говорит:
Подобна вращаемому факелу или разбрасываемым узлам, или пучку перьев, или свитой веревке, или соединенной цепи – смотри по случаю.
Тибетские ламы указывают на вид букв и лучей мантры, связывая первое [их подобие] с унимающими, второе – со свирепыми, третье – с увеличивающими и два последних – с властными /действиями/. Но других ясных указаний я не видел. Сароруха говорит о кружении [мантры] изо рта в рот [яб– юм], подобно вращаемому факелу, в связи с разными цветами всех четырех действий. И Праджнендраручи сказал в «Пылающей драгоценности»:
Затем мудрому, начитывая мантру, следует вращать ее, подобно факелу, изо ртов Отца и Матери. Ее цвет зависит от разных действий.
Значит, [вращаемая так мантра может применяться ко] всем четырем действиям.
Итак, [период] от введения джнянасаттв до начитывания является этапом завершения порожденных божеств.
Памятование о чистоте (символике)
В большинстве [текстов], согласно сказанному Дурджаячандрой, предлагается памятовать о чистоте, когда уже нет сил медитировать. То есть [памятуйте о ней], когда устаете от йоги божества. Согласно сказанному Шантипой, Дурджаячандрой и Домбипой, существует много указаний [делать это] во время основной части сеанса. Сароруха и Джаясена указывают памятовать о чистоте после [поднесения] тормы; то есть это делается в перерыве.
Согласно толкованиям Праджняракшитой и прочими мыслей в садхане Луипы, а также согласно указанию в садхане Сарорухи, очень многие излагают последовательное «растворение» [созерцаемого] в ясном свете, описанное в «Пяти ступенях». Если совершаете [«растворение»], в это время вспомните воззрение. Также созерцайте «тонкую» каплю – так, как она созерцается на указанных [ранее] стадиях, соответствующих вашему [продвижению]. В частности, осуществление устойчивого сосредоточения на этом [объекте], способы прекращения расплывания и возбужденности [мысли], поддержания внимательности и бдительности, мера достижения безмятежности и прочее являются общими для Мантры и Парамиты. Все это подробно описано в «Этапах пути Общей колесницы» (Ламриме). Черпайте знания оттуда, ибо они совершенно необходимы. По поводу периодов созерцания божеств и пустоты Татхагатаваджра указал:
От утреннего до полуночного сеанса созерцай, сосредоточься только на божествах. Затем созерцай пустоту.
То есть он советует созерцать пустоту отдельно.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|