Здавалка
Главная | Обратная связь

Ветви йоги основной части



 

Их три: порождение обители – дворца; порождение обитателей – божеств; завершающая ветвь.

Порождение обители – дворца

Есть два варианта – созерцать колесо с десятью спицами [при порождении дворца] или не созерцать. Когда оно созерцается, совершается следующее.

В традиции Арьи после созерцания защитного круга его превращают в пустоту и порождают четыре мандалы – ветра, огня, воды и земли. Их смешивают в единое, из которого порождается ваджрная земля; на ней слог BHRŪṂ, а из него порождают дворец.

В «Сокращённой [садхане]» сказано:

 

В середине пространства

из YAṂ появляются два семенных слога HŪṂ.

Созерцай мандалу ветра.

 

«Пространство» – это «источник явлений и середина», то есть лотос и четыре смешавшихся элемента, из которых порождается двойной ваджра, – указано в «Чётках». Иначе говоря, из четырех элементов в центре источника явлений и лотоса порождается двойной ваджра, а не дворец.

Об этом в текстах Отца (Нагарджуны) и Сына (Арьядевы) ясно не сказано, но Нагабодхи сказал:

 

Арочные врата – с вершинами ваджр.

За ними – горизонт, то есть –

цепь ваджр с [кольцом] прекрасных светов.

 

То есть ясно говорится о цепи ваджр. Значит, в середине порожденных шатра, балдахина, цепи ваджр и кольца светов созерцайте источник явлений и прочее.

В двенадцатом «колосе» [«Колосьев наставлений»] сказано: порождай обитель, не «вбирая» десяти спиц с Грозными. Го есть в центре порождаются четыре элемента с горой Меру; ты сам, пребывающий [в облике] Главы защитного круга90, превращаешься в Ваджродержца; из него рождается источник явлений, в котором – лотос. На нем порождается двойной ваджра, а на нем – дворец.

Теперь – о том варианте, когда особый защитный круг [при порождении дворца] не созерцается. Луипа в «Чакрасамваре» после защитного круга созерцает пустоту. Выходя из нее, [порождает] ветер, огонь, воду, землю, гору Меру и двойного ваджру, а на нем – лотос. На нем из пяти прозрений он одновременно порождает обитель и обитателей.

Абхаякара, следуя его замыслу, на лотосе порождает ваджру и обходится без источника явлений. Великий Чжово советует созерцать источник явлений. Луипа с последователями порождают обитель и обитателей одновременно. В двух [традициях] Гухьясамаджи они порождаются последовательно; так делают и Камбала, Сароруха, Домбипа и другие. Домбипа и Сароруха в «Садхане Найратмии» и в «Садхане Хеваджры» порождают источник явлений в обычном защитном круге; а на нем – постепенно четыре элемента: землю, воду, огонь, ветер. Потом они всё смешивают со своим сознанием, из которого порождается дворец. Однако не указывают, что лотос и двойной ваджра отсутствуют. Ведь реальный ученик Домбипы Дурджаячандра в «Шести ветвях» также указывает на них. И в «Сборнике прекрасных [наставлений]» указано созерцать: внутри источника явлений – [слог] HRĪḤ; из него возникают лотос и ĀḤ; из [этого слога] – двойной ваджра; на нем – четыре элемента; на них – BHRŪṂ, из которого возникает круг [Мандалы].

Они и [автор Садханы Хеваджры] – «Избавляющей от ошибок» указывают, что дворец следует созерцать как [возникающий] из «смеси» четырех элементов. Значит, нельзя сказать, что порождение дворца из «смеси» элементов свойственно лишь тантрам йогинов. Но этот [вариант] – лишь отдельный, а не общий случай.

То, что дворец не порождается на источнике явлений, лотосе и двойном ваджре внутри защитного круга и не созерцаются четыре элемента друг на друге, свойственно Гухьясамадже традиции Джнянапады, а также традиции Шридхары.

Что касается порождения источника явлений, Шридхара и многие другие порождают его из «растворившегося» Всеблагого, иначе называемого Ваджродержцем. Камбала и [некоторые] другие порождают его из [буквы] E. [Автор Садханы Хеваджры] – «Избавляющей от ошибок» и [некоторые] другие мгновенно порождают природу Ваджродержца в образе источника явлений. То есть можно делать, как угодно.

В «Колосьях наставлений» и многих других [текстах] указывается, что он (источник) – белый, треугольный, вершиной вниз; его нутро полое. То есть созерцайте дворец внутри перевернутой треугольной пирамиды91.

О том, что дворец порождается из BHRŪṂ, говорится в Гухьясамадже традиции Арьи, а также в текстах Камбалы и многих других. Джнянапада и [некоторые] другие указывают, что из BHRŪṂ возникает Круг и он превращается в Вайрочану, из которого порождается [дворец]. Ясно, что указываются два [варианта порождения] – краткий и расширенный.

Порождение обители и обитателей из «смеси» элементов и из пяти прозрений уже указывалось.

Итак, есть такие [варианты]: порождение дворца из сложенных друг на друга элементов или нет; при порождении его из них – порождение его в центре [колеса] с десятью спицами или нет; при [варианте] не-порождения – элементы смешиваются или нет; при смешении – созерцание их в прямом или обратном порядке; порождение двойного ваджры или дворца из «смеси» элементов; а также – порождение горы Меру или нет.

Также дворец может порождаться мгновенно или визуализироваться постепенно – с возвышением, проходя отдельные предметы.

 

 

Порождение обитателей – божеств

 

Здесь три части: собственно порождение божеств; их связь с очищаемым и путем; резюме.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.