Здавалка
Главная | Обратная связь

Ступень завершения Чакрасамвары



 

Махасиддха Луипа говорит (Полный онтог Чакрасамвары по традиции махасиддхи Луипы):

 

Впереди визуализируй ĀLI KĀLI,

отдохнув [после] великой йоги,

и созерцай полный лунный диск

ниже пупка.

 

На нем, в центре, вообрази

высший слог.

Созерцай облик божества –

обладателя Ваджр тела, речи и ума...

 

[Проходишь] запредельное форме –

нематериальное,

также созерцание непостижимого

без вникания в сущность ума.

Когда созерцаешь это непостижимое,

достигается дхарани.

 

Кхатванга – [символ] тела божества,

а звук дамару – Мудрости.

Бхагаван-Ваджродержец символизирует день,

а Йогини – ночь.

 

Порождения нирваны – Герои –

«шестеричное» проявление ума.205

Проявлением [сферы] чистых дхарм

считается облик Варахи.

 

Слог ШРИ – недвойственная Мудрость,

ХЕ – запредельность всем «причинам»,

РУ – отсутствие «скоплений» (bkod pa),

КА – не-пребывание нигде.206

 

В тексте Ясного постижения (Онтога) определенно [не сказано] – относится этот [отрывок] к ступени зарождения или завершения. Но Камбала говорит:

 

Обретя в результате такого почтительного [созерцания] устойчивость мысли, культивируй самадхи ступени завершения:

Отдохнув [после] великой йоги,

сначала визуализируй ĀLI KĀLI

………………...….207

достигается дхарани.

 

Первый признак – подобие видения «водопоя»208.

Второй напоминает дым.

Третий – подобие света светлячков.

Четвертый – ясность, как у пламени светильника.

Пятый признак – без всякой формы:

подобен видению безоблачного неба.

Обретя такие признаки,

достигаешь махамудры.

 

[Слог] ШРИ……………………

……….не-пребывание [нигде].

 

И Кришначарья сказал:

 

Затем, желая стабилизировать мысль

с помощью самадхи ступени завершения,

сначала визуализируй ĀLI KĀLI

……………………..

достигается мантра.

 

Из этих высказываний следует, что [приведенные слова Луипы] несомненно относятся к культивированию ступени завершения после обретения устойчивости ступени зарождения.

И в Толковании великого Чжово указано, что, закончив [описание] ступени зарождения перед «...ĀLI KĀLI», [Луипа] далее излагает ступень завершения.

В Толкованиях Праджняракшиты и Татхагатаваджры нет ясности – [излагается ли ступень] зарождения или завершения. Но в Комментарии на Толкование садханы Луипы – «Особо освещающем»209 Татхагатаваджра относит [слова Луипы] к ступени завершения и указывает, что это созерцается на последнем из четырех [ежедневных] сеансов ступени зарождения.

Предмет, указанный в этих текстах, есть процесс последовательного растворения. Он культивируется на обеих ступенях, но здесь, согласно указанию Камбалы, его следует культивировать на ступени завершения после осуществления устойчивости ступени зарождения.

Гхантапада делит ступень завершения Чакрасамвары на пять ступеней. Пятая из них – «непостижимая ступень»; именно она указывается в этих текстах и является главным [этапом] ступени завершения.

Великий Чжово разъясняет смысл [сказанного] о ней так:

«Лунный [диск]» – сидение Ваджрасаттвы.

«Высший слог» – самадхисаттва.

«Обладатель Ваджр тела, речи и ума» – джнянасаттва.

«Запредельное форме» – поочередное растворение трех [пустых] видений; характеристика этого – «нематериальное».

«Созерцание непостижимого» – созерцание ясного света.

«Не-вникание в сущность ума» – способ сосредоточения.

Наставление об этом – следующее.

Чтобы причина – относительное вошла в плод – абсолютное, представьте, что лучи, блеснувшие из самадхисаттвы, растворяют все обусловленные явления в пяти светах, а они растворяются в защитном кольце. [Далее идут] дворец, восемь охранительниц врат, круги тела, речи, ума, четыре богини и четыре лица Главы: каждое предыдущее [из упомянутых] растворяется в последующем. Глава яб-юм растворяется в джнянасаттве, а тот – в самадхисаттве. Представьте, что этот [слог] всё уменьшается и уменьшается. Затем, прочно закрепив мысль на нем, [очень] «тонком», созерцайте. Также введите ум в ясный свет, свободный от трех [состояний] сознания.

Недвойственное единение (юганаддха) – возникновение в иллюзорном теле из этого непостижимого состояния ясного света – [названо] «достижением дхарани», поскольку достигается памятование о теле божества, подобном иллюзии.

Четыре [строки, начинающиеся] словом «кхатванга», – наставление о действиях.

«Нирвана» – ясный свет. Из нее возникают двадцать пять Героев. Их ветви – богини мудрости, то есть [всего –] шестьдесят два210 божества метода-мудрости. Они проявляются из трех состояний сознания с ветром. [Поэтому] называются «ветвями – проявлениями ума». Проявлением [сферы] чистых дхарм – абсолютной истины – считается облик Варахи, а проявлением относительной истины – Глава (Чакрасамвара) и другие. Недвойственность этих двух указывается словами «ШРИ – недвойственная Мудрость», то есть единение (юганаддха). «Запредельность «причинам» и прочему» – не-возникновение от себя, другого, обоих вместе и без причин. «Не-содержание скопления» – отсутствие пребывающего и разрушающегося скопления (содержания). «Не-пребывание нигде» – единая махамудра.

Наставление поведано такое:

 

Сколько можешь, сосредоточенно созерцай ясный свет. Затем мгновенно возникни из этого состояния в [облике] божества, подобном иллюзии, и, проницательно исследуя его, созерцай.

 

Первые две строки [слов Луипы] не объяснены.

Праджняракшита разъясняет так:

Представь, что цепочку ĀLI KĀLI, светящуюся пятью цветами, излучающую божеств трех кругов, испускаешь, произнеся, вместе с воздухом из правой [ноздри]; она (цепочка) обращается в суть (bdag nyid) трех кругов существ, отождествляется со [всеми] Героями и Героинями, реализованными с безначальных [времен], и, войдя через левую ноздрю, превращается в лунный диск в пупочной [чакре].

«Впереди» [означает] «вначале».

В центре лунного [диска] – высший объект: семенной слог Ваджродержца – HŪṂ. Из него [возникает] божество – Ваджродержец – белый Чакрасамвара: его правая [нога] вытянута; он одноликий, двурукий, держащий ваджру и колокольчик – подобный радуге. Пребывает в соитии с красной Ваджраварахи – одноликой, двурукой, держащей ваджру и сосуд из черепа. Притягиваемые иллюзорными звука ми их соития, три сферы вбираются в кладбища, эти – во внешнее кольцо [Мандалы], оно – в круг тела, сей – в круг речи, а тот – в крут ума. [Божества], пребывающие в главных сторонах круга ума, [вбираются] в Дакини и другую [богиню – Кхандарохи]; пребывающие в промежуточных сторонах – в Рупини и другую (Ламу); а [эти] четыре [богини вбираются] в четыре лика [Главы]. Глава-Отец и одноликая, двурукая праджня-Мать тают от сильной страсти, и они [вбираются] в, HŪṂ цветом подобный синдуре211 или красному жемчугу. Его («хвостик») [растворяется] в HA; HA – в «головке» (верхней черточке); «головка» – в полумесяце; он – в капле; а она – в наде. Нада [уменьшается до величины] стотысячной части кончика волоса, [и такая] созерцается; вот что означают слова «запредельное форме». [Практикующие] с острыми способностями даже не видят её; [созерцают] «нематериальную сущность ума».

«Непостижимое» объясняется как убежденность в предшествующем212.

«Не-вникание в сущность ума» – отсутствие представления о ней даже как о «непостижимой».

Слова «когда созерцаешь это непостижимое» [указывают] на вникание в нее [без такого представления]. «Дхарани» – сиддхи махамудры.

«Тело божества» – «[тело] Херуки»... Или же смотри на позвоночник как на сущность кхатванги. А мудрость, пустоту, следует усматривать в подобном эху звуке дамару. Как объектная [она] – «день», а как необъектная – «ночь».

«Нирвана» – смерть. Ее «порождение» – «промежуточное существо» (bar srid), имеющее сверхобычные способности и тело Мудрости, украшенное знаками.

«Герой» – Бхагаван, созерцаемый в облике [Героя]. Или же – «шестеричное» тело Мудрости, возникшее из «нирваны», – дхармадхату, исполняющее благо существ: таким неоднородным («шестеричным») оно является для ума «укрощаемых» существ, «взвешивающего» и «расчленяющего» дхармадхату, – поэтому [называется] «проявлением ума».

«Чистота» [имеет] два [аспекта]: такие, как выше.

Если надоедает пребывать в ясном свете, следует, возникнув в облике божества, практиковать ваджрное начитывание и прочее.

Подобно же объясняет и Татхагатаваджра.

 

Истоки слов [Луипы] от «[впереди визуализируй] ĀLI KĀLI» до «достигается дхарани» кроются в двенадцатом [разделе] «Обычных действий [йогини]»; четверостишия «Кхатванга...» – в пятнадцатом [разделе] этого [текста]; четверостишия «Слог ШРИ...» – в девятом, и четверостишия «Порождения нирваны...» – в семнадцатом [разделе].

Что касается последнего, в «Обычных действиях [йогини]» сказано:

 

Затем указывается, что «причина»

славного Херуки есть чистый ум.

Чистая (сфера) дхарм...

 

Эти слова означают то же самое.

Кришначарья и Камбала излагают вышеописанное после завершения ступени зарождения. Гхантапада и Камбала оба указывают постепенное вбирание на последнем [из ежедневных] сеансов стадии зарождения, но отмечают: «Когда такая ступень зарождения станет устойчивой, культивируй ступень завершения». Значит, хотя осваивание процесса вбирания на ступени зарождения и процесс вбирания на ступени завершения подобны, первое неправильно считать ступенью завершения.

Гхантапада не приводит отрывков из «Обычных действий [йогини]», где описан процесс вбирания, но, по сути, излагает то же самое. В его «Сахаджа-садхане»213 говорится:

 

Сосредоточившему внимание на пространном,

постоянно культивирующему этот «поток»

сложной, разработанной [визуализации]

следует памятовать о ясном свете.

 

Разноцветный лотос, солнечный [диск]

и Бхайраву, Каларатри, Канти Прия («милая» sdug ma),

Вишапатни Шри Дэви, Гаганамани,

что под [ногами] пяти Татхагат,

тело, голову,

[полу]месяц, каплю и нада [слога HŪṂ]

постепенно введи в невидимое.

 

Как весь ветр дыхания

[постепенно] «тает» в зеркале,

так же надо переходить

в истинный предел йоги.

 

То есть, постепенно [исполнив] последовательное растворение «пространного» облика божества, [йогин] входит в ясный свет, – так же, как [описано] в «Пяти ступенях Гухьясамаджи».

Указанный в этой [садхане] – вслед за различением изложенных Буддой трех йог завершения благословленного, полностью воображенного (rab tu brtags pa) и непостижимого обликов – «вместерожденный» Чакрасамвара, проявленный мгновенно, без опоры на семенной слог, в качестве опоры для вхождения в ясный свет, – является обликом божества ступени завершения, а не ступени зарождения. Поэтому также не следует понимать единственно как созерцание ясного света то, о чем сказано в связи с пятой – непостижимой – ступенью:

 

Этот пятый [этап] ступени завершения –

нескончаемое «вместерожденное».

 

И в его (Гхантапады) «Пяти ступенях» говорится:

 

Прочно установив в сердце ум,

естественно колеблющийся

из-за притяжения форм и прочих [объектов],

сделай его подвластным, вместе с рассудком (blo).

 

Не имеющий субъекта и объекта,

лишенный всех опор ум

по своей природе непостижим.

Поэтому не думай ни о чем.

 

Введи ум в пустоту

Пустоту введи в ум.

 

«Введение ума в пустоту» – это описанный ранее процесс вбирания, а «введение пустоты в ум» – процесс выхода из него.

Абхаякара в «Садхане Чакрасамвары», следуя Луипе, указывает, что джнянасаттву яб-юм можно созерцать в пупе или в сердце – по выбору. В садханах Гхантапады и Камбалы также указано, что в конце постепенного вбирания, производимого лучами, блеснувшими из сердца, [всё] «собирается» в нем же. Значит, нет противоречия словам «прочно установив в сердце ум».

Указание, что, когда держишь ум в ясном свете, введя его после такого вбирания, появляются [признак] растворения земли в воде и прочие из пяти признаков, – выражает смысл сказанного Камбалой: «первый признак – подобие видения «водопоя» и т.д.

Короче говоря, постепенно вобрав чистые и нечистые «сосуд» и «соки» в медитации последовательного растворения, входишь в ясный свет, [затем] выходишь из него и вследствие многократного свыкания [с этими процессами] осуществляешь единое тело. Таково мнение Луипы, Гхантапады, Камбалы и Кришначарьи. Значит, великий Чжово прекрасно объяснил способ вхождения в ясный свет, выход из него в теле божества, порожденного тремя [состояниями] сознания и ветром, а также то, что недвойственная Мудрость, [символизируемая] слогом ШРИ, [есть] единение.

– Практикуют ли такую ступень завершения сразу после обретения устойчивости ступени зарождения или необходимо до неё пройти ещё что-то другое?

– Уже указывалось, что процесс последовательного растворения культивируется и на ступени зарождения. Но такой [процесс] – практикуемый на ступени завершения – не осваивают сразу после обретения устойчивости ступени зарождения: поскольку он является «непостижимой ступенью, до этого надо культивировать другие [этапы] ступени завершения».

Гхантапада указывает перед ней четыре ступени; также и Кришначарья – «ступень мантры» и прочие.

– В Толковании «Пяти ступеней Чакрасамвары»214, приписываемом в некоторых книгах Гхантападе, при [разъяснении] ступени самоблагословения указано, что пять божеств Чакрасамвары, порожденные из пяти капель, постепенно вводятся в ясный свет; и в контексте ступени ваджры разных [достоинств] – что Чакрасамвара порождается из HŪṂ и т.п. Это противоречит отмеченному Гхантападой методу непостижимой ступени, на которой [божество] созерцают мгновенно, не опираясь на семенной слог, и вводят в ясный свет. Также [в этом тексте] сказано – культивировать ступень зарождения на каждой из пяти ступеней. Но это противоречит указанию Гхантапады в «Садхане пяти божеств», что, достигнув устойчивости ступени зарождения, следует культивировать ступень завершения, и высказыванию в «Ваджрадаке» – на примере лодки, – что, достигнув устойчивости ступени завершения, не надо практиковать ступень зарождения.

– Думающие так ошибаются: цепляясь за мысль, что любое созерцание божеств есть ступень зарождения, не различают способов созерцания божеств на двух ступенях.

Также [некоторые] полагают:

– Когда обладатель обета пратимокши порождает бодхичитту, этот обет переходит в нравственность бодхисаттвы и содержится в ней. И если нарушаешь обязательства Мантры, нарушаются все три обета.

– Такое мнение тоже несостоятельно. Ведь если бы требовалось, чтобы с принятием следующего обета предыдущий перешел в него, невозможно было бы одновременно обладать тремя обетами; а поскольку принятый обет Мантры поглотил бы два других обета, это противоречило бы вашему собственному мнению, что коренное падение в Мантре служит причиной нарушения двух других [обетов]. К тому же каждый обет имеет свои причины обретения и оставления (нарушения).

Кстати, в некоторых книгах правильно написано, что этот [текст]215 сочинил некий Амогхаваджра.

Как указывается в обеих традициях Гухьясамаджи, две медитации216 ступени завершения культивируют, обретя навык во многих йогах ветров и капель. Ведь когда, еще не сделав ветры и капли послушными, практикуешь на ступени зарождения вбирание «сосуда» и «соков» в ясный свет, это не дает никакого особого эффекта; а упражнение в этом при помощи воображения уже описано в контексте ступени зарождения.

Итак, четыре стадии – самоблагословения, ваджры разных [достоинств], наполнения драгоценности и джаландхары – есть средство вхождения в ясный свет, ибо на них полностью овладеваешь каналами, ветрами и каплями при помощи йог ветров, капель и туммо.

Чтобы быть способным войти в ясный свет, как в процессе умирания, многократно визуализируя вбирание «сосуда» и «соков» в ясный свет на ступени последовательного растворения, необходимо, «связав» правый и левый ветры праны в среднем [канале], породить четыре наслаждения, опираясь на бодхичитту, расплавляемую силой горящего туммо. Это делается на стадии джаландхары. Гхантапада сказал:

 

При созерцании с задержанной праной

ниже пупа в треугольной бело-красной чакре217

пятицветной капли, символизирующей пять Будд,

мгновенно возгорается [туммо]...

 

Поскольку на этой [ступени] поддерживается горение туммо, она называется «держащей пламя»218. Еще сказано в этом же [тексте]:

 

Исходит из одного отверстия

и быстро входит через другое.

 

То есть притянутый нектар Будд входит через темя, посему это стадия джаландхары: в Толковании «Четырех светильников» указано, что отверстие темени является началом сети 72000 каналов; отсюда – смысл [названия] «держащая сеть»219.

Перед ней порождают четыре наслаждения, опираясь на мудр. Это стадия наполнения драгоценности. Говорится о четырех мудрах. Из них самаямудра есть созерцаемая джнянамудра, опираясь на которую, порождают наслаждение; это подготовка. Кармамудра – реальная видья, с помощью которой порождается блаженство; это основная часть [сеанса]. Дхармамудра – вспоминание испытанного, благодаря чему блаженство поддерживается; это [период] после [созерцания]. Махамудра – это созерцание сути таковости при пользовании этими мудрами.

Перед этой [стадией] идет двойная стадия ваджры разных [достоинств] – йога капель, а перед ней – самоблагословение без «семени» – йога ветров. Ведь способность соединиться с мудрами [реально обретается], когда на этих двух [стадиях] сделаны послушными ветры и капли.

Самоблагословение с «семенем» – это метод прочного держания мысли на капле в сердце и прочих [местах].

Итак, обретя устойчивость ступени зарождения, притягивают колеблемую пятью объектами мысль к капле в сердце и держат на ней. Когда она уже [держится] устойчиво, практикуют йогу ветров, [сосредоточив] внимание на вхождении и выходе ветра у кончика носа (sna rtse)220. Затем достигают устойчивой йоги капель, [созерцаемых] в четырех чакрах. Потом, опираясь на внешнюю и внутреннюю мудру, обретают навык в четырех наслаждениях, [испытываемых] при плавлении бодхичитты. В конце концов многократно практикуют йогу постепенного вбирания «сосуда» и «соков» в ясный свет и выхода из него. Её силой осуществляется описанное ранее тело недвойственной Мудрости, и этот же «поток» приносит к плоду.

Предметы ступени завершения, о которых часто говорится в «Пяти стадиях» Гхантапады, «Светильнике таковости» Кришначарьи и двух [текстах] «Весны-капли», сводятся к четырем стадиям. Если как следует разобраться в двух их резюме, станут понятны все принципы ступени завершения Чакрасамвары, описанные опытными мастерами.

Подробно их разъяснять, цитируя источники, было бы чересчур многословно; опасаясь этого, больше писать не буду.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.