Здавалка
Главная | Обратная связь

Завершающие действия



 

Здесь две [части]: ритуалы оживления тела и порождения тормы, ритуалы порождения гостей и подношения.

 

 

Ритуалы оживления тела и порождения тормы

 

[Отдых]

Когда тело и ум переутомляются от такого созерцания, [совершается] ритуал оживления. Дипамкарабхадра [исполняет] отдохновение по методу, высказанному в «Гухьясамаджа-тантре»:

 

Над теменем – влажный лунный [диск] с OṂ.

Из них изливается святая влага [бодхи]читты,

насыщая тело, речь и ум.

Так, следуя ритуалу, совершай излияние.

 

Это делается так: на пядь выше темени представьте лунный диск, помеченный [слогом] OṂ. Из него льётся нектар, который увлажняет каждую мельчайшую частицу вашего тела вплоть до [пальцев] ног.

Шрипхалаваджра советует представить, что лучи испускаемых и вбираемых ветров притягивают нектар; он попадает на темя и льется [внутрь].

 

Шантипа указывает:

 

Лучи [слога] OṂ притягивают [нектар] из десяти сторон [света]; пранаямой он втягивается внутрь и течет по каналам, по всему телу.

 

«Пранаяма» – это способ втянуть [нектар] при помощи испускаемых и вбираемых ветров.

Сказано, что, отдохнув, следует продолжать начитывание. Значит, [оживление] исполняют, когда устают, – необязательно в конце [сеанса].

Затем, желая закончить сеанс, опять совершите подношение, вознесите хвалу, отведайте нектаров и попросите [божеств] Мандалы удалиться. Так указывается в основном [тексте] «Всеблагой садханы» и ее толковании. Просьба удалиться – это вбирание божеств Мандалы в Главу, а не уход их в другое [место].

Если есть возможность, подносите торму после каждого из четырех сеансов. Как сказано в «Высшем разъяснении»:

 

Следуя порядку этого ритуала,

подноси [торму] в четырех перерывах.

 

Если нет такой возможности, подносите торму после последнего сеанса. Сароруха указывает, что это делается вслед за вбиранием [божеств] Мандалы. Но в «Колосьях наставлений» указывается вобрать [божеств] Мандалы после подношения тормы. Значит, [ее подношение] можно исполнять в самом конце сеансов, в перерывах, – как удобнее.

 

 

[Ритуал торты]

 

Существуют разные ритуалы [подношения] тормы, но представления, [изложенные в] «Сампуте», «Чатухпитхе» и «Ваджрадаке», по большей части одинаковы. Изложу [ритуал этого подношения], следуя «Колосьям наставлений», где передаётся замысел «Сампуты».

В тантрах говорится, что [подносить] торму важно в начале и в конце для успокоения Препятствующих сил и осуществления сиддхи. Стало быть, это необходимо.

О времени [подношения] сказано в девятой части «Сампуты»:

 

В четырнадцатый [день] ущербной луны,

особенно – в восьмой;

в первой половине месяца – в десятый [день].

 

Это особые периоды (дни). В других [руководствах] говорится – [подносить] ежедневно.

О йоге божества подносящего говорится в «Гухьясамадже-Акшобхье»: породи [себя в облике] Ваджрасаттвы постепенно, исполняя весь онтог или ритуал четырех ветвей, или же мгновенно, – по выбору. Соответственно, знайте и об остальном.

Расширенный [ритуал] из трех [видов] исполнения ритуала тормы – следующий.

О сосуде для тормы, превращаемой в нектар, в «Сампуте» сказано: «лотосовый сосуд». То есть [используется] сосуд из черепа. Но в «Колосьях наставлений» говорится, что годятся и другие сосуды – деревянные миски (gzhong pa) и т.п. И в «Рактаямари-тантре» указано, что можно использовать подставку (khyogs) или медную миску. В «Чётках» [сказано, что торму можно] подносить и в глиняной миске и даже на ладонях. Как вам угодно.

В «Чётках» и «Колосьях наставлений» указаны такие вещества тормы: тесто из цампы (zan), мясо, рыба, рисовая кашица (chan thug), паровые булочки ('khur ba), пиво, вода, лук, чеснок, молоко и прочее; если ничего нет, достаточно куска теста из цампы, воды и т.п.

О расстановке тормы и [прочих] даров говорится в «Сампуте»:

 

Воду для питья и [прочие] дары [расставь] по порядку,

еще – рыбу, мясо и прочую пищу,

чанг (пиво или вино), рисовую водку, доставляющую радость...124

Слева – все необходимые дары125,

справа – сосуды с водой,

впереди – сосуды с питьевой водой.

Все эти предметы очисти пятью нектарами.

 

В толковании находим такую третью строку: «чанг – желанное радующее вино»126.

Говорится: если есть две тормы – приготовленные из мяса, рыбы и прочего, следует их поставить справа и слева от себя.

Об очищении пятью нектарами сказано в «Колосьях наставлений»: посыпь [на дары] «нектарных шариков» (bdud rtsi ril bu) или только созерцай, [что делаешь это].

Что касается ритуала порождения тормы, в «Колосьях наставлений» пояснено, что он изложен в «Чётках» и является «замыслом» «Сампуты». Этот ритуал порождения в «Чётках» изложен одинаково для всех трех [тантр] – Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Хеваджры. То есть:

На возникшем из YAṂ ветре – [слог] RAṂ, из которого возникает огонь. На нем – АḤ, который превращается в белый сосуд из черепа, стоящий на трех головах, возникших из трех слогов (OṂ, АḤ, HŪṂ). В [сосуде] – пять нектаров и пять [видов] мяса, возникших из HŪṂ и прочих десяти семенных слогов и благословленных – то есть помеченных – этими же слогами.

Семенные слоги таковы: HŪṂ, BRUṂ127, ĀṂ, HRĪḤ, KHAṂ и BRUṂ128, HŪṂ, HRĪḤ, TAṂ, MAṂ129. Ни из «Чёток», ни из «Колосьев наставлений» неясно, в каких главных и промежуточных сторонах порождаются [эти десять веществ]. Нет ясности и в «Сампуте», «Чатухпитхе» и «Самвародае».

В «Рактаямари-тантре» указано, что пять [видов] мяса, называемых «гокудахана», устанавливаются соответственно [местам] Вайрочаны и прочих [Татхагат] – от востока до центра; возникают из слогов BRUṂ130, AṂ, JRIṂ, KHAṂ, HŪṂ; а пять нектаров, называемых «вирашумаму», имеющих природу Лочаны и остальных [юм], устанавливаются от юго-востока до центра; они возникают из слогов LAṂ, МАṂ, PAṂ, ТАṂ, VAṂ; [виды мяса и нектары] помечены этими же [слогами].

В «Чётках» и «Колосьях наставлений» пять нектаров и «пять светильников»131 возникают в таком же порядке. Еще в «Колосьях наставлений» указано:

 

Представляемые как пять Татхагат, чья природа – Мудрость, в таком же виде, – это «пять светильников» и «пять крюков».

 

То есть «пять светильников» и «пять крюков» считаются пятью Татхагатами. Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи, называемые «пятью крюками», также возникают в таком порядке. Поэтому ясно, что из первых пяти семенных слогов порождаются пять [видов] мяса. Итак, начиная от центра, идя направо по кругу, в четырех сторонах соответственно порождаются человечье мясо и остальные [виды мяса] – из HŪṂ и прочих [семенных слогов], – помеченные этими же слогами. А от юго-востока до северо-востока поочередно порождаются кал и остальные [нектары] – из BRUM и прочих [семенных слогов], – помеченные этими же слогами; человечье мясо является общим132, поэтому упоминаются только четыре.

Также есть указания, что нектары [являются] пятью Татхагатами. Как сказано в «Капле махамудры»:

 

Ратнасамбхава считается кровью,

Амитабха – семенем,

Амогхасиддхи – человечьим мясом,

Акшобхья – мочой,

а Вайрочана – капом.

Это высшие пять нектаров.

 

На такую систему указывает и Гхантапада в «Садхане пяти божеств Чакрасамвары».

Там объяснено:

 

HŪṂ, ОṂ, КНАṂ, ĀṂ, TRAṂ –

моча, кал, человечье мясо,

бодхичитта, естественный цветок.

LAṂ, МАṂ, РАṂ, ТАṂ –

бычье, собачье, слоновье,

лошадиное [мясо]; все «светильники» имеют

семенные слоги.

 

Так говорит и Камбала; это система, при которой главные стороны располагаются по кругу налево, а промежуточные стороны – направо.

Второй (Камбала) указывает, что цвета семенных слогов такие же, как [цвета] центра и четырех главных сторон: синий, белый, желтый, красный, зеленый, – и как цвета промежуточных сторон: белый, синий, красный, зеленый. А также – что ветер помечен баданом, а огонь – пламенем; что сосуд из черепа– сплошной (без швов) и внутри красный.

Оба эти [наставника] считают пять нектаров сущностью Татхагат, а [виды] мяса – сущностью Матерей (юм). Это ясно из семенных слогов.

В индийских текстах, во многих ритуалах порождения тормы, десять веществ часто порождаются из семенных слогов [Владык] пяти семейств и Матерей.

[Шантипа, автор] Толкования «Черного Врага» – «Драгоценного светильника», Чжово (Атиша) в толковании [садханы] Луипы и Джаясена также указывают, что десять веществ порождаются из первых слогов собственных названий. Последний из них133 [учит порождать] – начиная с юго-востока, идя по кругу направо до центра – бычье, собачье, слоновье, лошадиное и человечье мясо из GO, KU, DA, НА, NA – белого, синего, красного, зеленого и синего цветов, соответственно, – помеченное этими же [слогами]; а начиная с востока, идя по кругу налево до центра, – кал, мочу, человечье мясо, кровь и семя из VI, MU, МА, RA, АḤ – белого, зеленого, красного, желтого и белого цветов, – помеченные этими же [слогами].

А два первых [наставника] устанавливают семенные слоги [Владык] пяти семейств над этими [веществами], что удобно при системе их порождения из [первых] слогов собственных названий.

Короче говоря, сосуд тормы – капала, а ее вещества порождаются в виде десяти веществ. Если подразделять [системы], исходя из семенных слогов, их две: (1) порождение из семенных слогов [Владык] пяти семейств и Матерей; (2) порождение из первых слогов их названий. Если подразделять, исходя из мест, где [вещества] порождаются, то, согласно Толкованию «Чёрного Врага (Ямы)» – «Драгоценного светильника», есть две [системы]: (1) установление десяти веществ и семенных слогов [Владык] пяти семейств только в пяти [местах] – в центре и четырех главных сторонах; (2) расположение их как в главных, так и промежуточных сторонах.

Во второй – два [варианта]: (1) в центре и четырех главных сторонах порождаются [виды] мяса, а в четырех промежуточных сторонах – нектары; (2) [десять веществ] порождаются наоборот. И еще два: (1) [виды] мяса превращаются в Татхагат, а нектары – в Татхагати и (2) наоборот. В этой системе в центре чаще всего пребывает Акшобхья.

Что касается пяти нектаров, четыре из них – кал, моча, белый и красный элементы – [во всех системах] одинаковы. Относительно пятого есть много [различных] указаний. Наропа, Витапада и [многие] другие указывают человечье мясо (sha chen). В Толковании «Чатухпитхи» Бхавабхадра указывает сухую мокроту (lud skam) и слизь (ngar snabs). В «Самвародае» указаны телесный жир (sha las skyes pa'i tshil), костный мозг (sbubs las skyes pa'i rkang mar) и спинной или головной мозг (gzhungs pa dang mgo las skyes pa'i klad pa) – как худший, средний и лучший (соответственно).

Пять [видов] мяса также называются «пятью крюками» и «пятью светильниками», поскольку притягивают и освещают сиддхи.

 

Затем представьте [слоги] HA HO HRIḤ внутри тормы и вообразите, что ее обычные цвет, запах и сила пропадают и превращаются в совершенные цвет, [запах и силу].

В «Колосьях наставлений» и «Чётках» не указывается, что при порождении тормы порождаются три божества, но в «Сампуте» и «Чатухпитхе» сказано – созерцать, что из НА [возникает] Амитабха, из НО – Вайрочана, а из HRIḤ – Акшобхья. Если делаете так, то, как указано в Толковании «Чатухпитхи», произнесите «ха хо хрих» трижды и породите лишенные недостатков цвет, запах и вкус [тормы] в виде трёх божеств.

Представьте, что раздуваемый ветром огонь расплавляет слоги и прочее и [превращает всё в сосуде] в пенистое варево цвета восходящего солнца. Весь его пар превращается в слог HŪṂ, из которого возникает помеченная ваджрой кхатванга. Растворившись, она трижды опускается, [прокручивая варево], которое превращается в нектар. Над ним из [слога] ОṂ возникает лунный [диск], поверх которого [появляются] слоги ОṂ АḤ HŪṂ – один над другим. Блеснувшие из них лучи притягивают нектар бодхичитты Будд, пребывающих в десяти сторонах, и нектар, содержащийся в океанах и прочих [местах]. Войдя в три слога и лунный [диск, нектар] растворяется в них.

Затем, произнеся трижды три слога, благословите [торму, придавая] ей чистую природу ртути.

Так указывается в «Чётках». В «Колосьях наставлений» указано, что ĀLI и KĀLI134 превращаются в три слога. Камбала и Гхантапада тоже учат [представить] так, как [указано] ранее; это замысел «Самвародаи».

Ритуал вкушения нектаров также описан Камбалой и Гхантападой; и они порождаются так же. И представьте, что из HŪṂ на языках божеств возникает белый ваджра величиной с зерно ячменя; трубочкой из его лучей они вытягивают нектар и удовлетворяются. В Толковании «Чатухпитхи» указывается, что [торму следует] подносить, бросая [ее кусочки] большим и безымянным пальцами на три места [божеств]: кончик языка, межбровье и темя.

 

 

Ритуалы порождения гостей и подношения

В «Сампуте» и остальных из трех [упомянутых] тантр говорится – сделать треугольник величиной с локоть – снаружи белый, а внутри красный. В толкованиях сказано сделать его красную внутреннюю [сторону] из шафрана и красного сандала. А внешняя [сторона] делается из белого сандала и тому подобных [белых веществ] или же [белой] краски.

Нанеся на [треугольник] четыре линии, [разделите его] на девять частей (секций). В центральной части мгновенно породите всех божеств соответственной Мандалы.

В «Чётках» говорится, что при ритуале тормы Гухьясамаджи также делается «мандала» из благовония; значит, [сказанное] относится и к Гухьясамадже.

В «Колосьях наставлений» указано, что в остальных восьми частях [порождаются] стражи сторон, окруженные мамо (матриками). Здесь разъясню о стражах сторон.

На востоке из JUṂ [возникает] желтый Индра с тысячью глаз, верхом на белом слоне, держащий ваджру. На юге из КАṂ [возникает] черный Яма, с вытянутой правой ногой, стоящий на буйволе; его волосы пылают вверх; он гневный, держит палицу и [делает] указательным пальцем [другой руки] угрожающий жест (тарджани-мудру). На западе из VAṂ [возникает] белый Варуна с семью капюшонами [кобр], держащий верёвку из змеи. На севере из BHAI [возникает] желтый Вайшравана135, стоящий на человеке, толстый, держащий мангусту (ne’ule) и плод цитрона. На юго-востоке из RAṂ [возникает] красный Агни с пылающими бровями, волосами и бородой, очень упитанный, верхом на козле136, [показывающий мудру] дарования защиты, держащий четки, сосуд (ril ba) и палицу. На юго-западе из YUṂ [возникает] черный Ниррити (bden bral)137, стоящий на трупе, голый, с украшениями из человеческих костей, высунувший клыки, держащий изогнутый нож (дигуг) и сосуд из черепа. На северо-западе из YAṂ [возникает] зеленый Ваю верхом на желтой антилопе, держащий развевающийся на ветру флаг (dung ras). На северо-востоке из ĀḤ [возникает] белый Ишвара (dbang ldan) верхом на быке-вожаке (khyu mchog), имеющий пучок волос и костяные украшения, держащий кхатвангу с трезубцем [на конце] и барабанчик.

Справа от Индры – [возникший] из HŪṂ черный Упендра Вишну, летящий на Гаруде, держащий колесо, палку, раковину и меч. Справа от Вайшраваны – [возникший] из ŚAU белый Ганапати с головой слона, стоящий на крысе, держащий редиску, палку, печенье ладу (la du) и ожерелье; наверху – [возникший] из ĀḤ красный Сурья на колеснице, светящийся нестерпимыми лучами, держащий лотос; слева от [Вайшраваны – возникший] из AṂ белый Чандра, пребывающий на колесе, держащий белую водяную лилию и четки, и [возникший] из ОṂ желтый Брахма, сидящий на гусе, держащий лотос, [показывающий] абхая-мудру и держащий четки и палку; внизу – [возникший] из РАṂ черный Вемачитра на колеснице, держащий меч, и [возникшая] из LAṂ желтая Дридха (богиня земли), пребывающая на лотосе, держащая лотос.

За исключением указываемых различий украшений и т.п., все они имеют драгоценную корону и игривый внешний вид. Индра, Варуна, Ваю, Ганапати, Якша138, Чандра, Брахма и Дридха (богиня земли) пребывают на лунных дисках-подстилках, а остальные – на солнечных. Брахма и Дридха принадлежат семейству Тела139; Сурья – семейству Драгоценности140; Вайшравана, Ишвара и Варуна – семейству Речи141; Ваю – семейству Амогхасиддхи; а остальные – семейству Акшобхьи.

Индра и все прочие [боги] – с подобными им праджнями. Дридха (богиня земли) – с подобным ей методом (спутником). Каждое [божество] также порождается из соответственного символа.

Еще представьте за пределами [треугольника] владык наг и т.п. и всех [остальных] существ.

Затем при помощи собственного ритуала призывания призовите немирских и мирских [джнянасаттв] и отождествите их с самаясаттвами.

Затем, сперва поднеся воду для питья, воду для омовения ног и прочие [дары], поднесите торму. Потом, чтобы обрадовать [божеств] Мандалы, компенсировать ошибки пропусков-преувеличений и осуществить все действия, читайте стослоговую, сначала позвенев колокольчиком.

Затем, обрадовав [божеств] мудрой вращения лотоса, при «вбирании» этой мудры сделайте подобие объятия, ваджрный кулак левой руки прижмите к сердцу и, вытянув правую [руку], приложите её к схеме (re'u mig) [треугольника]. Представляя, что обхватываете ею ноги божеств, и произнеся: «Джнянасаттвы с сопровождающими, принявшие обязанность осуществлять действия! Ом атма тиштха хум сваха!142», – просите их подняться из схемы.

Втянув их последующим вдохом, отождествите с собой и совершите [внутреннее?] подношение.

Затем, [сделав] мудру объятия, трижды щелкните пальцами и, произнеся: «Ом сарва душта грихна грихна гаччха хум пхат143», – просите стражей сторон и прочих удалиться в соответственные сферы.

 

Это расширенный [ритуал] тормы.

Средний – такой, когда не порождают самаясаттв в секциях [треугольника]: призывают лишь джнянасаттв и совершают подношение, как выше.

Когда, представив стражей направлений горизонта и прочих в виде личного божества, подносят им торму своего йидама в том месте, где он пребывает, – это сокращенный [ритуал]. При этом также не требуется порождать треугольник и остальную Мандалу, а также самаясаттв, притягивать джнянасаттв и т.п.

Таков ритуал тормы на ступени зарождения. На ступени завершения он следующий:

Лишь воображая в уме, не отступающем от мудрости и метода, призываешь своего йидама вместе с Индрой и прочими [божествами], сущность которых – единственно мудрость и метод, и подносишь им торму, неотделимую от «вкуса» Мудрости.

Шантипа указывает, что после [ритуала] тормы, или завершив подношение и хвалу, следует прочитать «[Пожелание] добрых деяний» или другое пожелание; и многие указывают в конце сеанса читать стослоговую. Так и делайте. Таков порядок первого сеанса.

В Хеваджре, «Тантре Чакрасамвары»и многих других тантрах, а также в «Сокращённой садхане» и многих других трактатах сказано практиковать в четыре сеанса. Относительно четырех сеансов Джаландхарипа указал:

 

Слова «порядок благословения в четырех сеансах» [означают] порядок созерцания ранним утром, в полдень, вечером и ночью.

 

То же указывает и Витапада. Так определяются четыре сеанса.

– Если на первом, утреннем, сеансе совершаешь всё, что ранее изложено, есть ли разница – исполняешь расширенную или краткую [практику] в трех остальных сеансах?

– Камбала в первом сеансе совершает весь ритуал, на полуденном и вечернем сеансах превращается в свет, в HŪṂ, ясно созерцает, что весь этот [слог] превращается в Мандалу обители и обитателей, и [практикует] всё от посвящения [божеств до конца], а на последнем сеансе [опять] исполняет весь ритуал. Так указывает и Гхантапада.

В «Жемчужном ожерелье» сказано: на остальных сеансах144, созерцая себя [в облике] Найратмии, испусти из семенного [слога] в сердце четырнадцать богинь и установи их в своих местах; затем соверши очищение (rnam dag), благословение тела, речи, ума, посвящение и все остальное. Кришначарья и Самаяваджра тоже указывают, что на остальных сеансах следует, испустив из семенного [слога] в сердце круг [божеств], установить [их на своих местах], ввести джнянасаттв, совершить посвящение и практиковать всё остальное; по их мнению, дворец [Мандалы] присутствует нерастворенный («несобранный»), значит, это традиция, когда [на трех последних сеансах] пропускаются ритуал его порождения, защитный круг, накопление [заслуг и прозрений], исполняется полное (мгновенное) припоминание начального соединения (sbyor) и высшая царственная Мандала лишь излучается из сердца.

В Толковании «Четырех с половиной сотен» тоже сказано:

 

Слова «в каждом [последующем] периоде» [означают] следующее. В полдень, в конце дня и в полночь проявляй всю Мандалу мгновенно, совершай, как прежде, подношение, хвалу и прочее, а когда [приходит] время сна, ложись спать.

 

То есть в Гухьясамадже тоже так следует делать, как и в предыдущем [случае].

В двенадцатом «колосе» [«Колосьев наставлений»] говорится:

 

Если занят, практикуй так, как при ритуале остальных сеансов. А если есть время, соверши весь ритуал.

 

Указано: если имеется время, в первом сеансе следует совершать весь ритуал, а в случае занятости – исполнять ритуал остальных сеансов, то есть сокращенный ритуал.

Витапада сказал: если ты занят, то на первом сеансе созерцай всё, на других сеансах, сидя на подстилке [в состоянии] божественной гордости, испускай божеств Мандалы тремя слогами, соверши посвящение, подношение, хвалу, вкушение нектара, [йогу] «тонкой» капли и начитывай [мантры], то есть исполняй прежнее сокращенным способом. [Хотя] введение джнянасаттв [им не упомянуто], согласно указанию Самаяваджры, – оно необходимо.

Итак, один вариант – когда в первом и последнем сеансах [исполняется] расширенный [ритуал], а в двух средних – сокращенный. Другой вариант – когда в первом [сеансе совершается] расширенный [ритуал], а в трех остальных [сеансах] – сокращенный; и так делается постоянно, независимо от свободного времени или занятости. Еще [есть два] варианта из «Колосьев наставлений»: даже в случае занятости практиковать расширенный первый [сеанс], а три последних – сокращенные; в зависимости от свободного времени или занятости, практиковать расширенный или сокращенный первый [сеанс], а три последних [сеанса] – сокращенные. Можно следовать любому из этих вариантов. Но, если при наличии свободного времени следовать традиции Камбалы и прочих145, долгота периода созерцания божеств очень изменяется146, а основы ступени зарождения, очищающие очищаемое, не подрываются.

 

 

Йога в перерывах

Перерывы между сеансами также надо проводить в благих занятиях.

 

 

Йога совершенно чистого наслаждения147

Сохраняя состояние гордости соответственного Главы [Мандалы], когда воспринимаете объекты чувственными способностями, смотрите на них как на [имеющих] природу божеств и представляйте, что подносите их [божеству].

Что касается общей чистоты, смотрите на всё как на аспекты Ваджрадхары – сущности недвойственного Со-знания.

Чистота отдельных [объектов] – это чистота метода: восприятие форм как Вайрочаны; звуков – как Акшобхьи; запахов – как Ратнасамбхавы; вкусов – как Амитабхи и [объектов] прикосновения – как Амогхасиддхи. Что касается чистоты мудрости, смотрите на пять объектов как на Рупаваджри и остальных из пяти богинь и подносите их.

Если, опираясь на мудрость не-воспринимания трех сфер148, все время быть внимательным, этим успешно пополните оба накопления. Как сказано во «Всеблагой садхане»:

 

Отбросив ошибочные представления,

исполняй все действия в совершенстве.

Благодаря этому подношение всему Кругу Муни

будет всецело прекрасным.

 

Зная это, пребывайте в таком [состоянии] и когда сами наслаждаетесь чем-нибудь, даете что-либо другим и т.д.

 

 

Йога чистых действий

При постоянной внимательной визуализации себя Главой ходьба, сидение, гуляние и прочие действия тела и речи представляют собой накопление [заслуг за счёт] становления всех этих действий мудрами и мантрами. Как сказано во «Всеблагой садхане»:

 

Те или иные действия тела и прочего

всегда совершай в полном сосредоточении.

Тогда любые действия так осознаваемых тела

и речи [станут] разными мудрами и мантрами.

Так говорят все совершенные Будды.

 

И в «Тантре украшения сущности ваджры» говорится:

 

Если пребываешь в состоянии ровного [сосредоточения],

всё совершённое телом

и словесные выражения

становятся мантрами и мудрами.

 

Поначалу так становишься способным превращать нейтральные149 действия тела и речи в благие. Затем, когда сила постепенно возрастает, даже дурные для других [действия] становятся средством увеличения великого накопления [заслуг].

 

 

Йога очищения нарушенных обязательств

 

Во «Всеблагой садхане» сказано:

 

Воображая при нарушении обязательства

сущность – двойного ваджру

на лунном [диске в своем] сердце,

йогин славного Самаяваджры150 представляет существ –

чистых по природе –

и в центре цветка разноцветного лотоса

принимает посвящение [описанным] ранее порядком.

 

Относительно смысла [сказанного] Шрипхалаваджра приводит такое свое мнение:

 

Созерцай в своем сердце диск (мандалу) могучей [золотой земли], а на нем – разноцветный лотос; на нем – лунный [диск]; в его центре – HŪṂ, из которого возникает пьедестал (gdan) из двойного ваджры; на нем – [слог] КНАṂ, из которого возникает меч и весь превращается в Амогхасиддхи – сущность метода и мудрости; затем представь, что все явления по природе чисты, и вообрази, что лучи семенного слога в сердце джнянасаттвы [Амогхасиддхи] побуждают пребывающих в пространстве Татхагат [испустить] лучи, из которых возникают Лочана и прочие богини, держащие в руках полные нектара сосуды; увлажняя [нектаром даже] мельчайшие из твоих частиц, они даруют посвящение.

Это совершается перед созерцанием [себя] божеством и представляет собой исправление нарушения обязательств по исполнению действий Тайной Мантры, изложенных в тантрах – таких, как вкушение пяти нектаров, – и опровергает чужое соображение: «Следует получать посвящение, породив себя, растворившегося, в облике Амогхасиддхи – самаясаттвы.

 

В «450 [строфах]» сказано:

 

Нарушенное обязательство исправляй так:

представь ваджрную Мандалу Амогхасиддхи,

а в сердце – ваджру действия, [слог] КНАṂ

и при всем [этом] даруй себе посвящение.

 

Толкуя сказанное, Шантипа говорит: породи себя в [облике] Амогхасиддхи; став Главой Мандалы, в [своем] сердце представь слог КНАṂ на двойном ваджре и соверши самопосвящение.

То есть можно применять любой из тех двух [вариантов]. Чтобы очиститься от таких зол, как презрение к учителю, это совершенно необходимо.

 

 

Йога еды

 

Когда пьете что-нибудь или едите, также памятуйте о себе как о божестве и, благословив пищу словно нектары, вкушайте ее, представляя, что подносите божеству.

 

 

Йога умывания – такая, как и во время посвящения.

 

 

Йога сна

В «Колосьях наставлений» сказано:

 

Засыпай в сущности мудрости и метода, сохраняя в состоянии вместерожденного наслаждения, природа которого – пустота, чуткое внимание к своей природе – ясному свету.

 

Подобных указаний очень много. Так и делайте.

 

 

Йога вставания

Вставайте, [представляя, что просыпаетесь] от звука дамару или песни богинь.

 

 

Как все эти [йоги] устанавливаются в виде обширных

 

Когда всё неведение истощается вследствие увеличивающегося навыка в проникании в таковость, присущую уму, избавляешься от иллюзий [обычной] формы и прочих совокупностей [личности], субстрат которых – таковость ума, и обретаешь тело Будды. Значит, обычное тело является «случайной» вещью, обусловленной ошибочным представлением, а тело Будды – непреходящая вещь, поскольку пребывает, пока существует пространство.

И в наставлении из «Собрания ваджр Мудрости», цитируемом в Толковании «Устного наставления [Манджушри]»151, говорится:

 

Владыка таящихся, змея в веревке не существует. Но кажется ею из-за темноты. Человек, который всматривается, устранив темноту, видит веревку, а не что-либо иное.

Владыка таящихся, так и форма и прочие [скандхи], ошибочно представляемые в Вечном и остальных [Татхагатах], не существуют. Однако [присутствуют] из-за привычки цепляться за форму и прочее. Если человек подвизается на пути прямых наставлений и избавляется от этих фантазий, он видит Вечного и прочих [Татхагат], а не что-либо иное.

 

«Вечный» – синоним имени Вайрочаны.

И в «Капле освобождения» сказано:

 

После избавления от тьмы

в веревке не находишь ничего иного.

Так и, избавившись от измышлений,

не находишь в Мандале никакой сансары.

Вот так и я, глубокий, ясный [обитатель] Мандалы,

в нирване постоянно [пребываю].

 

Итак, обычные скандхи, субстрат которых – таковость ума, присутствуют лишь из-за «загрязнения» неведением. Значит, когда в таковости ума они превращаются в вечное недвойственное Сознание, полностью избавляешься от обычного тела, и оно уже не может быть опорой этого [Сознания]: его опорой служит тело [Будды, украшенное] знаками и признаками.

Поэтому «не загрязненные» неведением вещи – это тела Вайрочаны и прочих [Татхагат]. И когда выходишь в телесном облике из созерцания сути свабхава-мантры и тому подобных мантр умом, убежденным в пустоте всех явлений, то проявляешься в теле Вайрочаны или другого [Татхагаты].

Так, следуя подлинному состоянию «незагрязненных» вещей и природы явлений (дхарматы), тантрист устанавливает этот же круг божеств, созерцаемый на пути, в виде обширного. В «Четырех с половиной сотнях [строф]» сказано:

 

Хотя не видишь [реального] в подлежащем даянию и в прочем,

даяние и прочее обладают сущностью обыденного.

[Постижением] бессамостности не преодолеешь обыденного,

а в высшем Круге (Мандале) оно отсутствует.

 

Толкуя эти слова, Шантипа говорит:

 

Хотя и не представляешь [реального] в подлежащем даянию и в прочем, – даяние и прочее имеют сущность обыденного. И [осознанием] бессамостности не преодолеть имеющее меру, поскольку различаешь аспекты места и времени.

 

И еще сказано:

 

То, в чем не различаются место и время, есть великое, значит – обширное. А то, что имеет сущность определения аспектов места и времени, является малым, значит – обыденным.

 

То есть: в Парамитаяне имеется глубокое – постижение бессамостности, но отсутствует круг божеств, несовместимый по аспектам с обычными видимостями, поэтому она узка, а в Мантре он наличествует, поэтому она обширна.

– Но какой смысл определять их как узкую и обширную, исходя из наличия и отсутствия в них меры места и времени?

– Когда культивируешь йогу божества на основании нераздельного единства таковости явлений и «незагрязненности» их субстратов, то не различаешь меры рупакаи и прочих достоинств всех Татхагат, исходя из ограниченного места и времени, – культивируешь ее на основании всего, поэтому [такая практика] является обширной. А если нет такой йоги божества, то, хотя имеется глубокая йога нераздельности таковости всех явлений, отсутствует созерцание безмерного, исходящее из субстратов, поэтому [такая практика] узка.

Так говорит и Шантипа:

 

Силой того, что свою сущность созерцаешь как совершенно чистый уровень и как обладающую запредельной природой152, запредельность (парамита) и прочие [качества] всех Будд делают твои парамиты и прочее совершенными во всех мгновениях [потока] сознания. Также, поднеся [что-нибудь] себе и другим, совершаешь подношение всем Буддам; даже подношение обыденных вещей становится совершенным. Поэтому таким способом легко пробудиться, и он является сущностью пути Пробуждения. Значит, это особое учение об очень быстром достижении Пробуждения. Как указано:

 

Этой же йогой быстро

достигается состояние Будды.

 

Это также является методом очищения такого очищаемого, как описано ранее, и средством созревания «корней» добродетели для возникновения всех этапов завершения качеств Будды при созерцании их в виде беспредельных. И трем низшим классам тантр не сравниться с этой [методикой высшего класса], поскольку [их методика] очень отличается от этой, хотя в них и имеется созерцание пустоты и некоего облика божества.

Совершенная обширность, исходящая из этой [методики], имеется на ступени завершения.

Хотя в Парамитаяне осваивается путь, сходный с дхармакаей, в ней отсутствует путь, несовместимый по аспектам с видимостью обычного тела и сходный с рупакаей, поэтому для завершения накопления причин рупакаи [требуется] очень долгое время.

А в Мантре всё это наличествует, поэтому говорится, что в ней накопления завершаются легко. Поэтому находим указания: если хорошо знать систему созерцания недвойственной сути глубокого-ясного на основе «незагрязненных» явлений и их субстратов, при каждом мгновении [потока] сознания накопления безмерно пополняются, и т.д.

 

 

[Завершающие строфы]

 

В другой колеснице неисчислимые кальпы

приходится пополнять великое накопление заслуг,

а ступень зарождения – лучшая искусная методика

пополнения причин рупакаи малыми усилиями.

 

Я очень ясно здесь изложил, как на этой ступени очищается очищаемое

и в каком порядке эта [ступень] порождается в потоке [сознания], –

разъяснил ее, опираясь на непогрешимые свидетельства и логику,

без каких-либо собственных вымыслов.

 

[Это была] двенадцатая глава «Этапов пути великого Ваджрадхары: раскрытия сущности всех тайн» – разъяснение ступени зарождения.


Глава 13







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.