Здавалка
Главная | Обратная связь

Осуществление плодов практики



 

Есть три плода такой практики двух ступеней и [ускоряющих продвижение] действий: высший – состояние Будды; средний – восемь достижений271; низший – осуществление унимающих, увеличивающих, властных и свирепых действий. Как сказано в «Ясном светильнике»:

 

Также укажу цели:

[успех] унимающих и прочих ритуальных действий,

восемь достижений

и высшая [цель – состояние] Будды.

 

Говорится, что первые два [вида] из этих сиддхи272 осуществляют благодаря очень устойчивой ступени зарождения. Имеются в виду способные их осуществлять как следует. Неспособные к этому, начинающие тантристы достигают схожих с ними сиддхи, которых много. Также есть множество «дверей» [сиддхи], зависящих от визуализаций, начитывания [мантр], [ритуальных] веществ и осуществляемых огненным подношением. Поэтому [сиддхи] следует осуществлять, учитывая способности (возможности) и конкретные цели.

Достигнув нужной меры начитывания и созерцания одного круга Мандалы, можно, соответственно изменяя эту же йогу божества, унимать болезни и препятствия, продлевать жизнь, увеличивать мудрость, подчинять не верящих в Учение и прочих, наказывать свирепыми действиями тех, кто иначе не усмиряется, и так далее; нет нужды искать отдельных руководств к продлению жизни, расширению ума и прочему.

 

 

Изложение уровней осуществления высшего

 

В «Тантре украшения сущности ваджры» указаны двенадцать уровней: «всеохватный свет» (kun tu ’od), «нектарный свет» (bdud rtsi ’od), «небесный свет» (nam mkha’ ’od), «алмазный свет» (rdo rje’i ’od), «драгоценный свет» (rin chen ’od), «держание лотоса» (pad mo ’chang), «свет кармы» (las kyi ’od), «бесподобный» (dpe med pa), «несравненный» (dpe dang ’bral ba), «свет мудрости» (shes rab ’od), «всеведение» (thams cad mkhyen pa) и «знание отдельных сущностей» (so so‘i bdag nyid rig pa).

В «Высшем разъяснении» к Очень Радостному и прочим из десяти уровней [арья-бодхисаттвы] прибавлены [еще три]:

 

Бесподобный (dpe med pa), Мудрый (ye shes ldan)

и тринадцатый – Ваджрный уровень (rdo rje'i sa).

 

Т.е. указаны тринадцать [уровней].

В «Колосьях наставлений» указаны два способа подразделения на тринадцать уровней:

 

Итак, уровней – одиннадцать. Вместе с уровнем «последователя веры» (mos pas spyod pa)273 – двенадцать, а вместе с уровнем новичка – тринадцать. Или же вместе с Бесподобным уровнем – сущностью особого пути – двенадцать, а вместе с Мудрым уровнем – сущностью беспрепятственного пути к Уровню Будды – тринадцать.

 

При втором [способе] десятый уровень [арья-бодхисаттвы] делится на три: просто десятый [уровень], особый путь и конечный путь, – так объясняется мысль «Высшего разъяснения».

Слова «вот двенадцать уровней» из «Хеваджра[-тантры»] Шантипа объясняет прибавлением уровня обычной личности к известным одиннадцати уровням. Значит, двенадцать уровней, [указанные] в «Тантре украшения сущности ваджры», тоже сходны с ними274.

В цитированной ранее разъяснительной тантре «Ваджрные чётки» указаны даже четырнадцать уровней, но они получаются из-за [иной] классификации известных десяти уровней [арья-бодхисаттвы] – Очень Радостного и прочих – и уровня обычной личности (не-арья): [этим числом] не указывается на уровень выше одиннадцатого уровня «Всеохватный свет», объяснённого в Парамитаяне.

Что касается типов пробуждения в связи с прохождением этих уровней, в Парамитаяне указываются два варианта: пробуждение в Сфере форм – в теле божества и пробуждение в Сфере желаний – в теле человека. Последователи школы шравак не признают первого [варианта], а в связи со вторым считают, что в последней жизни275 [человек] сначала представляет собой обычную личность. Как сказано в «Сокровищнице [Абхидхармы]»:

 

Достоинства отца и матери,

буддиста276, проповедника Дхармы

и бодхисаттвы в последней жизни

неизмеримы, хотя они и не святые.

 

И в «Большой игре», в «Главе об аскезе»277, говорится:

 

Скорей эта земля раздробится на сотни кусков,

драгоценная горная вершина Меру поплывет по воде,

скорей солнце, луна, звезды и прочее упадут на землю,

чем я умру, хотя являюсь обычным человеком.

 

То есть в [некоторых] сутрах Махаяны тоже говорится о бодхисаттве в последней жизни как об обычном человеке, а в других – как о бодхисаттве десятого уровня. Опираясь на эти [сутры], индийцы имели разные мнения [относительно уровня бодхисаттвы в последней жизни]. Однако он представляет собой эманацию, – так мысль Победителя истолкована во многих достоверных [трактатах], поэтому [сутры эти] не следует [понимать] буквально. Как сказано в «Высшей тантре»:

 

[Побуждаемый] великим милосердием,

познавший мир, видя всю вселенную,

не отходя от духовного тела (дхармакаи),

рождается и проявляется

в виде разных эманаций,

а также спускается с неба Тушита.

 

То есть рождение в Тушите и прочее – деяния уже ставшего Буддой.

И в «Пламени диалектики»278, в цитате из сутры, сказано:

 

Совершенные Будды пробуждаются

в радостном, лишенном всякого зла

дворце Акаништхи, а здесь

«пробуждаются» их эманации.

 

Итак, «опорой» пробуждения бодхисаттвы в Парамитаяне считается только тело божества [неба] Акаништхи. В Толковании «Вхождения [в срединность]» говорится:

 

Достигнув десятого [уровня] устремленности, [бодхисаттва] осознает свою способность обрести качества Будды и впредь старается [достичь] уровня Будды. То, для чего он старается – высшую Мудрость, – Бхагаван обретает только в сфере Акаништхи.

 

[Подтверждающих] это источников много.

В «Конкретных основах уровней» упомянуто, что за пределами чистых сфер находится сфера Махешвары. [Имеется в виду] вторая Акаништха – за пределами [обычной] Акаништхи279; в ней способны родиться святые шраваки.

О том, как Бхагаван в одно мгновение обретает Мудрость всеведения, говорится во «Вхождении [в срединность]»280:

 

Как пространство не разделяется различными сосудами,

так же таковость не разделяется вещами.

Поэтому, истинно осознав единый «вкус» [всего],

ты, Мудрец, мгновенно постигаешь познаваемое.

 

То есть, когда искореняются все склонности к иллюзии двойственного восприятия, единая таковость всех явлений и Сознание [Будды] нераздельно соединяются, и он уже никогда не отступает от этого духовного тела.

В это же время тело, в котором он пребывал, его явленный облик, становится самбхогакаей. Как сказано в Толковании «Вхождения [в срединность]»:

 

Облики (gzugs kyi sku ba), пребывая в которых, Татхагаты реализовали дхармадхату, – тела, созданные сотнями заслуг, обладающие разными непостижимыми [достоинствами], становятся сущностями – причинами «вкушения» Дхармы для бодхисаттв.

 

Это сходится с мнением Нагарджуны, изложенным в «Пламени диалектики»:

 

Арья Ваджрасена281 называет такое тело «созревшим телом»282. Арья Асанга считает его самбхогакаей, основу сил и прочих качеств – дхармакаей, а пробужденное в Джамбудвипе – нирманакаей.

 

Такого положения придерживаются многие великие.

Последователи традиции Высшей йоги говорят, что тело, в котором пробуждаешься в течение одной жизни, является человеческим телом.

В «Чистом свете» (Вималапрабха) сказано:

 

Слова «в этой жизни дарует плод состояния Будды» означают, что «царица тантр»283 дарует плод состояния Будды в этой жизни человека, а не в жизни бога (небожителя) или другого [существа] пяти уделов.

 

И в Толковании «Сущности ваджры» говорится:

 

«Дарование состояния Будды в этой жизни» означает, что [это состояние] осуществляется после того, как [ты] вновь и вновь рождался человеком, а не богом, асурой или другим [существом].

 

В «Порядке изложения» также указано тело человека Джамбудвипы.

Однако такая особая «опора» пробуждения средних личностей, как было указано выше284, представляет собой исключение; но [и она проявляется] силой прежнего прохождения пути в человеческом теле.

Таковы «опоры» пробуждения в одной жизни и в бардо благодаря [освоению] пути Мантры. Но относительно [состояния] Будды, которое указывается в Мантре, [полной] определенности нет, поскольку в Мантре говорится и об «опоре» пробуждения в Акаништхе.

О том, какое это пробуждение, уже много говорилось ранее: когда освоен весь путь, осуществляется вечное единство тела в виде рупакаи и ума в виде дхармакаи.

Также в «Особой тайной тантре» и «Чистом свете» говорится, что наш Всемирный Учитель, уже став Буддой, здесь, [в Джамбудвипе, лишь иллюзорно] показывал способ пробуждения. И в других тантрах есть много подобных же объяснений. Следовательно, мнение, что такие, как он, являются эманациями, а не впервые пробуждающимися, – одинаково в Мантре и Парамитаяне.

Такие случаи, как достижение царем Индрабхути пробуждения при [существующем] Учении нашего Всемирного Учителя, не представляют собой нелепости «[существования] двух Всемирных Учителей при одном Учении». Хотя такие [люди] в действительности [являются] Буддами, они обычно не показывают деяний Будды «усмиряемым». Поэтому здесь нет противоречия. Так и Майтрея и другие приходили на эту землю в качестве сопровождающих Всемирного Учителя.

В «Собрании деланий» говорится:

 

Здесь «осуществляющее» – постижение относительной истины. «Осуществление» – абсолютная истина. «Осуществляемое» – недвойственная Мудрость. Осознание недвойственности причины и плода здесь считается культивируемым. Как сказано во «Всецело тайной тантре»:

 

Плод «запечатан» причиной,

а причина «запечатана» плодом.

Если будешь культивировать иначе, не осуществишь

сиддхи и через десять миллионов кальп.

 

То есть, если отсутствует ступень завершения, на которой [культивируются] относительное иллюзорное тело, абсолютный ясный свет и недвойственное их единение, [сиддхи] не осуществляются и за миллиард кальп. И согласно цитированной ранее «Дополнительной тантре Гухьясамаджи»: если отсутствует ступень завершения шести ветвей, высшее не достигается. Также во многих тантрах и толкующих их трактатах бессчётны высказывания о том, что, если нет основ ступени завершения, ступень зарождения не ведет к высшему. Значит, одним лишь путем трех низших классов тантр не осуществляется [состояние] Будды, поскольку в них нет ничего больше, кроме [некоторых основ] ступени зарождения Высшей йоги – особого пути Мантры.

– Но почему же в этих тантрах часто говорится, что [можно] пробудиться в одной жизни?

– Когда так говорится в этих тантрах, это вовсе не значит, что указанные в них пути [содержат] все части пути пробуждения в одной жизни. В противном случае, и когда в сутрах и достоверных их толкованиях говорится: «Благодаря этому пробудишься», требовалось бы в них указывать ВЕСЬ путь пробуждения.

Также при объяснении некоторых частей ступени зарождения и ступени завершения говорится: «Они даруют [состояние] Будды в этой жизни», но [опять-таки] одними ими [состояние] Будды в этой жизни не осуществляется. Подобно же следует понимать и [упомянутые высказывания] в этих [тантрах].

Итак, чтобы практикующим эти [тантры] не требовались бесчисленные кальпы для пробуждения, они должны войти через «дверь» Высшей йоги.

Короче говоря, есть три «основы» пробуждения методом Мантры: две «опоры» для нового осуществления [состояния] Будды – тело божества Сферы форм и тело человека [Сферы] желаний – и показывание способа пробуждения в [Сфере] желаний, когда уже стал Буддой. Существует много разных мнений – таких, как указаны Нгавангом Дракпой – относительно только тела, только Co-знания, успокоения их обоих и прочего во время пробуждения, но [суть в том], что при пробуждении обретаются тело формы (рупакая), украшенное знаками и признаками; нематериальное тело Мудрости (джнянакая) и неотъемлемое от них Co-знание сущности (ji lta ba) и явлений (ji snyed pa).

Здесь я указал для разумных лишь подход к исследованию периода плода, а предметов его исследования есть много. Но, опасаясь многословия, писать о них не буду.

 

Итак, сначала достойно подготовьтесь, упражняясь в общем пути. Затем, порадовав учителя, получите у него подлинное посвящение, истинно делающее вас способными практиковать глубокий путь [Ваджраяны]. Примите обязательства и обеты. Затем, дорожа принятыми в то и другое время тремя обетами, правильно их соблюдайте. На этой основе осваивайте первую ступень в четырех [ежедневных] сеансах йоги, обеспечивая таким образом созревание «корней» добродетели для зарождения особого опыта ступени завершения. Затем, проходя особые этапы ступени завершения, осуществляйте единое тело (сахаджакая). Тогда вы твердо убедитесь, что основы всех сутр и тантр служат условиями пробуждения одной личности, и будете способны сами держаться всего Учения Муни и распространять его для других.

 

 

Завершающие строфы

Если долго служишь святому другу, не приходится довольствоваться

односторонними [мнениями]: исходные тексты выявляются в качестве руководства,

можешь тонкой логикой раскрыть суть наставлений

и ввести в практику выслушанное.

 

Кто идет по пути Ваджраяны, нисколько не заблуждаясь

относительно способствующего созреванию посвящения,

освобождающего пути и осуществляемых плодов,

того мудрые называют «последователем Тайной Мантры».

 

[Это была] четырнадцатая глава «Этапов пути великого Ваджрадхары: раскрытия сущности всех тайн» – указание [предметов] ступени завершения, осваиваемых вначале, действий, [ускоряющих продвижение], и плодов пути.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.