Здавалка
Главная | Обратная связь

В мистических текстах.



Как уже отмечалось, еще при жизни Ходжа Юсуф приобрел среди приверженцев суфизма весьма высокую популярность и огромную славу, которые были живы и через несколько столетий после его смерти,

Аттар, который в своей антологии « Тазкират ул-авлия» воздерживался от упоминания имен своих современников и суфиев, живших в близкую ему эпоху и излагал лишь биографии старцев и мистиков, ушедших из жизни, по крайней мере, за одно-два столетия до него и течение времени уже успело наложить налет легенды на их имена , труды и память, тем не менее, в двух местах своей книги упоминает Ходжа Юсуфа, называя его имамом (предстоятелем). Первый раз во вступлении, где рассказывается о причинах, побудивших к написанию книги о жизни,деятельности и высказываниях мистиков, он пишет следующее: « Другой причиной было то, что когда имама Юсуфа Хамадани - да помилует его Аллах - спросили: Когда истекут эти дни и данное племя обернет лицо вуалью небытия, то что нам делать, чтобы спасти наши жизни? Он ответил: «Каждый день перечитывайте по восемь страниц их сочинений».19

Второй раз мы встречаем упоминание о нем в том месте, где Аттар пишет о разногласиях во взглядах суфиев на Хусейна Мансура Халладжа: « Большинство шейхов игнорировало его, заявляя, что в суфизме он не оставил и следа, кроме Абу Абдуллы Хафифа, Шибли и Абулкасима Кушайри, которые, - так было угодно Аллаху- признали его. Абу Саид ибн Абулхайр, шейх Абулкасим Куррагани, шейх Абу Али Фармади и имам Юсуф Хамадани были хорошо осведомлены о существе его дела, тогда как другие были только поверхностно знакомы с ним. Так, устад Абулкасим Кушайри говорил о нем : «Если он был прав, то отвращение от людей еще не делает его отверженным, а если он был опровергнут, то признание его народом еще не делает его правым»20.

Даты кончин этих пяти шейхов, живших в близкую к Аттару эпоху и последним из которых является Ходжа Юсуф Хамадани идут в следующем порядке : Абу Саид (ум.440г.х. /1049г.), Куррагани (ум.450г.х. /1059г.), Кушайри (ум.465г.х./1073г.), Фармади (ум.477г.х. /1085г.), имам Юсуф Хамадани (ум.535г.х. /1141г.). Среди имен выдающихся суфиев, живших в те годы, не упомянуты имена таких, как гератский старец ( ум.481г.х. /1089г.), имам Мухаммад Газзали (ум.505г.х. /1012г.), Ахмад Газзали (ум.520г.х. /1126г.), Айн ал-Кузат (ум.525г.х. /1131г.), Ахмад Джами Джандапил (ум. 536г.х. /1142г.). Этот факт может свидетельствовать только о значимости фигуры и широкой славе Юсуфа Хамадани в эпоху Аттара, а также о дани почтения, оказанном ему последним.

Кроме того, Аттар еще три раза упоминает Ходжа Юсуфа в своих поэтических произведениях, рассказывая о нем или цитируя его. В том числе два раза в “Мантик ут - тайр”:

Юсуф-е Хамадан имам-е розгар,

Сахибасрар-е джахан, бинайкар.21

 

Юсуф из Хамадана, предстоятель в бытии,

Сведущий в делах мира и созидатель.

 

Юсуф-е Хамадан, ки чашм-е рах дашт,

Сина-е пак-у дил-е агах дашт.22

Юсуф из Хамадана, умевший видеть путь,

Обладал светлой душой и прозорливым сердцем.

 

В другой раз в “Илахинаме” Аттар ссылается на его слова:

 

Чунин гофтаст ан шам -е дилафроз:

“Хаме дан!” Юсуфе Хамдан йак-и раз.23

 

Так сказал однажды светоч, озаряющий сердца:

“Все познай!” А был это Юсуф из Хамадана.

 

Маджд уд-дин Багдади (ум.608г.х./1212г.) в “Тазкират ул - барра”

( рукопись № 598 в библиотеке иранского Меджлиса) три раза с почтением упоминает Ходжа Юсуфа. В одном месте он говорит: “ В обучении послушников шейхи были единодушны в двухкратном зикре. Ходжа Юсуф и Абу Наджиб Сухраварди избрали для этого восклицание “ Нет бога, кроме Аллаха!”, а сторонники Абу Саида Абулхайра только возглас “Аллах!”. В другом месте он пишет : “ Ходжа Юсуф избрал непрерывный зикр, а Абу Наджиб Сухраварди сорокократный и отдых между двумя уединениями”. Третий раз он утверждает :” Ходжа Юсуф говорил, что если Мансур Халладж знал бы истинную цену познания, то вместо “ Я есть истина!” (Ана ал-хак!) должен был воскликнуть “ Я есть прах!”(Ана ат-тураб!).

В “Мирсад ул-ибад” Наджма Рази есть небольшой рассказ о Ходжа Юсуфе Хамадани следующего содержания: ” Некий человек повествовал Ходжа Юсуфу с огромным изумлением о том, что сегодня ему довелось быть в компании с Ахмадом Газзали, который сидел за трапезой в ханака со своими близкими друзьями. В это время он неожиданно лишился чувств и пробыл в этом состоянии около часа. Придя в себя, он молвил :” В этот час привиделся мне Пророк, который, подойдя ко мне, стал класть мне в рот кусочки пищи”. Ходжа имам Юсуф произнес: ” Это означает указание на то, как надо растить и воспитывать младенцев тариката”.24

В “Нафахат ул-унс” Абдуррахман Джами, ссылаясь на сочинения Ибн ал-Араби, передает о Ходжа Юсуфе рассказ, по поводу достоверности или вымышленности которого мы здесь спорить не намерены. Важно то, что такой крупный ученый, как Авхад уд-дин Кирмани поведал его другому выдающемуся человеку - Ибн ал-Араби -и этот великий шейх счел необходимым поместить его в своей книге. Итак, Джами пишет: “ Шейх Мухий уд-дин Ибн ал-Араби в одном из своих сочинений рассказывает, что в 602 году хиджры (1206г.) шейх Авхад уд-дин Хамид Кирмани гостил в моем доме в городе Кунья. Вот что он рассказал мне: ” В нашем краю проживает выдающийся ученый Ходжа Юсуф Хамадани, более шестидесяти лет восседавший на молитвеннике шейхства и наставничества. Однажды, когда он сидел в уединении в своей келье, вдруг какое-то внутреннее чувство подсказало его сердцу выйти наружу, поскольку не в его обычае было покидать келью кроме как по пятницам, этот позыв подействовал на него удручающе. Он не знал, куда ему следует направиться и потому сел на коня и отпустил поводья, чтобы тот повез его туда, куда будет угодно Всевышнему Аллаху. Конь вывез его за город и пошел по степи, пока не остановился у какой-то разрушенной мечети. Шейх сошел с коня и, войдя в мечеть, увидел некоего человека, сидевшего задумавшись, с поникшей головой. Спустя час он поднял голову и оказалось, что это был красивый юноша. Он молвил :” О Юсуф! Меня мучает один трудный вопрос”. Затем он изложил суть вопроса, а шейх, разъяснив его, сказал :”Сын мой! Всякий раз, когда ты будешь испытывать затруднения, ступай в город и обращайся ко мне и не ввергай меня более в скорбь.” Далее шейх сказал, что при этих словах юноша обернулся ко мне и произнес: ”Всякий раз, когда предо мной возникнет трудность, то каждый камень для меня станет Юсуфом, подобно тебе.” Шейх Ибн ал - Араби сделал отсюда вывод, что именно теперь ему стало ясно, что душа искреннего и преданного мюрида способна призвать шейха-наставника к себе на помощь в трудные мгновения.”25

Еще до Джами этот рассказ непосредственно со слов Авхад уд-дина Кирмани привел в своем трактате “Аврад ул- ахбаб” Бахарзи (написан в 723г.х. /1324г.), правда, без упоминания имени Ибн ал-Араби.26

В “Нафахат ул-унс” мы читаем еще один рассказ, переданный со слов Наджиб уд-дина Абу Саида Али ибн Бузгуша Ширази(ум.678г.х./1280г.) : ”И поведал шейх Наджиб уд-дин Бузгуш Ширази следующее: когда в руки мне попало сочинение некоего из шейхов, я прочитал его и оно мне понравилось. Мне захотелось узнать, кто же является автором сочинения дабы извлечь какую-нибудь пользу из беседы с ним. Однажды ночью привиделось мне во сне, что какой-то впечатляющего вида степенный и убеленный сединами старец с каким-то лучезарно сияющим лицом вошел внутрь ханаки и направился в умывальню, чтобы совершить омовение. Он был в красивом белом одеянии, на котором сверху до низу крупными золотыми нитями были вышиты слова из “Аят ул-Курси”, Я последовал за ним. Он снял свой халат и протянул его мне, а под ним оказался еще один халат, но зеленый и еще более красивый, чем первый, и также расшитый речениями из “ Аят ул-Курси ”. Сняв и этот халат, он передал его мне и молвил : “Будь любезен, подержи пока я совершу омовение”. Закончив омовение, он обратился ко мне :”Один из этих халатов я хочу преподнести тебе. Какой из них тебе больше по нраву ? ”Я не смел выбирать и сказал : ”Мне понравится тот, что вы сами предпочтете вручить”. Он накинул на меня свой зеленый халат, а белый надел сам и затем спросил :”Ты знаешь меня? Я автор того самого сочинения, о котором ты расспрашивал. Я - Юсуф Хамадани, а сочинение мое называется “Рутбат ул - хаят”.27 У меня есть и другие произведения, лучше упомянутого, например, “Маназил ус-соирин ва маназил ус-саликин”. Тут я проснулся и ощутил прилив величайшей радости”.28

Еще один небольшой трактат под названием “Сахибия” о степенях Ходжа Юсуфа, приписываемый Абдулхалику Гиждувани, опубликован покойным Саидом Нафиси на основе рукописи №1067 в сборнике “Фарханг-е Иранзамин”.29 Этот трактат с точки зрения языка представляет собой разнообразную, сложную и беспорядочную смесь литературных, диалектных и иных элементов, причем в тексте чередуются тюркские и персидские выражения и обороты, а также слова и фразы из диалектов Мавераннахра, перемежающиеся с архаичными выражениями, употреблявшимися в шестом (…) веке. В целом от трактата веет воззрениями и представлениями жителей Мавераннахра периода первых лет образования Сефевидского государства. Содержание трактата, в котором излагаются сведения об имени, происхождении,30 эпохе Ходжа Юсуфа,31 месте его рождения и смерти,32 изобилует явными ошибками и не внушает никакого доверия. Описание личности Ходжа Юсуфа в трактате, в действительности, отстоит весьма далеко от того описания реальной его фигуры, которое мы видим в ”Рутбат ул-хаят”, а также в современных или близких к его эпохе источниках. Часть его сведений несколько схожа со сведениями “Нафахат ул-унс” Джами и вполне допустимо, что отдельные высказывания Ходжа Юсуфа могли быть заимствованы из его утеряных сочинений и смешаться с домыслами и росказнями наивных и простосердечных учеников, безмерно любящих и верящих в своих наставников. Но, по всей видимости, трактат написан в девятом и десятом веках хиджры (XIV-XVвв.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.