Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ МАТЕРИ, ИЛИ РАССКАЗ ОБ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ



Приводя своего очередного ребенка в детский сад и бе­седуя с воспитателем или заведующей, которых матери зна­ют уже на протяжении многих лет, они, как правило, сооб­щают им сведения, касающиеся младенчества, родов или беременности. Я часто отмечала взаимосвязь между опре­деленными событиями, происходившими во время беремен­ности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мне­нию, в характере или поведении ребенка.

Результаты исследований, проведенных за последнее де­вятилетие учеными разных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.

В 1982 г., оставив основную работу, я установила тесный контакт с врачами, медсестрами педиатрических отделений, акушерами, преподавателями учебных заведений различно­го уровня и родителями, наблюдавшими вышеуказанную взаимосвязь в процессе профессиональной деятельности или непосредственно в рамках семьи. Мы пришли к выводу о не­обходимости создания Национальной ассоциации пренаталь-ного воспитания (НАПВ), которая должна была стать мости­ком между проводимыми исследованиями и супружескими

парами и матерями.

Ассоциация несет ответственность за распространение информации путем организации конференций и симпозиумов, целью которых является ознакомление с ней специалистов, работающих с будущими родителями, молодых людей или лиц,

А Бертин. Воспитание в утробе матери. Ленинград. 1991.

не получивших знаний подобного характера в процессе обу­чения.

Кое у кого разговор о пренатальном воспитании может вы­звать чувство удивления и даже тревоги - неужели дело дошло до того, что уже устанавливаются какие-то нормати­вы и разрабатываются программы, регламентирующие раз­витие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и про­граммы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.

Воспитание можно определить как «предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить фор­мирование и развитие человека». Действительно, мы воспи­тываем живое существо, подразумевая под этим его форми­рование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это имеет место благодаря тому физи­ческому, эмоциональному и ментальному материалу, который оно получает извне, т. е. из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс воспитания характери­зуется тремя последовательными этапами - впитывание ин­формации, подражание и личный опыт. В период внутриут­робного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и, как мы увидим далее, протекает на клеточном уровне.

Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь же интенсивно, как в пренатальном пе­риоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколь­ко месяцев в фактически совершенное существо, обладаю­щее удивительными способностями и неугасимым стремле­нием к знанию.

Мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя от­ветственность за собственное развитие путем упорной рабо­ты над собой. Однако мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальней­шего развития.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о

необходимости предоставления эмбриону и затем плоду са­мых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех спо­собностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Нам часто задают один и тот же вопрос: для кого предназ­начен процесс воспитания - для матери или для ребенка? Ответ прост: для обоих. Результатом существующего сим­биоза является следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с мате­риальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Че­ловеческое существо, формирующееся внутри матки, не вос­принимает его напрямую. Однако оно непрерывно улавли­вает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у ма­тери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно нашей наукой, на са­мом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощуща­ла его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали^свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенка наилучшими условиями для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пре-натальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Научные исследования современности, проводимые в четырех различных областях, сконцентрированы на возмож­ных факторах, играющих роль в воспитании плода еще в ут­робе матери. К ним относятся :

- сенсорные способности плода, изучаемые специалис­тами самого разного профиля;

- эмоциональный след, обнаруженный психологами и психоаналитиками;

- способность элементарных частиц, составляющих ато­мы, молекулы и живые клетки, записывать информацию как область интересов физиков;

- действие морфогенетических полей, выдвинутое в ка­честве гипотезы одним из английских биологов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.