Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ И РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО



Просто удивительно, что, несмотря на успехи контрацеп­ции и доступность искусственного прерывания беременнос­ти, значительное число девушек-подростков все-таки бере­менеют и становятся малолетними матерями. Для многих из них нормальные кризисы развития подросткового и юношес­кого возраста, вслед за которыми наступает кризис первой беременности и материнства, способствуют дальнейшему психическому взрослению. Но для других эти кризисы, ско­рее всего, оживляют первичные тревоги и конфликты, при­надлежащие предыдущим фазам развития, что приводит к регрессу. Для некоторых из этих молодых матерей рожде­ние реального ребенка оказывается гибельным. Физичес­кая зрелость, наступающая в пубертате, предлагает им аль­тернативное средство для разрешения психических конф­ликтов и утверждения своей женственности. Хотя желание девушки испытать, что такое беременность, можно рассмат­ривать как часть нормального девического развития, даль­нейшее продвижение к зрелости -это желание принести миру нового человека и достичь зрелого Эго-идеала. Девушки-подростки, о которых я говорю, по всей видимости, делают только первую часть этого шага развития. В данной статье я остановлюсь на бессознательных конфликтах некоторых незрелых молодых женщин, которые не позволили им стать достаточно хорошими матерями.

ЗРЕЛОЕ РАЗВИТИЕ И ОТНОШЕНИЯ С МАТЕРЬЮ

Этапы зрелости жизненного цикла описаны Эриксоном. Из них основными вехами на пути становления зрелой жен­ской личности являются: 1) уникальные изменения женско­го тела в пубертате, приводящие к психологическому рывку юности; 2) первая беременность и 3) рождение ребенка. Каж­дый шаг взросления, инициированный изменениями тела, не­избежно сопровождается нормальным эмоциональным кри­зисом постольку, поскольку во внутреннем и внешнем мире должны быть изменены либидинозные, агрессивные и нар-

циссические компоненты отношений к Собственному Я и к объекту. Каждый кризис может или облегчить психический рост, или выдвинуть на передний план фиксацию на ранней фазе развития. По моему мнению, решающую роль здесь играет то, какая у моЪодой женщины была мать (насколько она спо­собна была быть матерью) и каким образом она относилась к своей женственности и к женственности своей дочери. Как мы уже знаем, развитие зрелой женской личности {базирующее­ся на доэдипальном развитии здорового ощущения Собствен­ного Я и здоровых объектных отношений, а также на прочном ощущении полоролевой и сексуальной идентичности) вклю­чает в себя не только идентификацию с внутренним образом матери, но еще и противоположную задачу всей последую­щей жизни: отделение от матери и индивидуализацию.

ЮНОСТЬ

М.Лафер и Э.Лафер считают главной функцией развития в юности установление окончательной сексуальной органи­зации. Образ тела теперь должен включать физически зре­лые гениталии. Они рассматривают различные юношеские задачи развития - изменение отношений к эдипальному объекту, к сверстникам и к своему телу - скорее как подраз­делы ведущей функции развития, а не как отдельные зада­чи. Девушка может пройти через трудные испытания в под­ростковом возрасте, если ее доэдипальные отношения с матерью не привели к прочному ощущению Собственного Я и своей половой принадлежности. Всплеск эмоциональ­ных регрессивных тенденций и подъем на поверхность не­разрешенных конфликтов прошлого могут затормозить про­движение к эмоциональной зрелости и психическому взрос­лению. В подростковом возрасте самооценка особенно за­висит от внешности и образа Собственного Я, отраженных в позитивном и негативном ответе равных субъекту фигур. Однако, хотя только что обретенная зрелость и сексуальная отзывчивость тела молодой женщины вводит ее в мир взрос­лой сексуальности, она может также толкнуть ее к тому, что­бы начать использовать свое тело для защиты от неразре­шенных эмоциональных конфликтов гораздо более раннего этапа жизни. Как мы увидим в следующей главе «Влияние

особенностей психического развития в раннем детстве на течение беременности и преждевременные роды», секс мо­жет стать способом достижения душевного равновесия и понимания, идущим скорее от желания пережить вновь до-эдипальное ощущение материнской ласки, чем от стремле­ния к взрослым сексуальным отношениям.

У таких девушек наблюдаются сильные агрессивные и са­дистские чувства к матери - фактор, который усложняет нор­мальный подростковый процесс отделения от нее. Таким об­разом, амбивалентность по отношению к матери может раз­решиться скорее негативным образом, чем позитивным (лю­бовью к ней). Предшествующие конфликты детства, касаю­щиеся идентификации с матерью, в пубертате оживают и по­лучают подкрепление, осложняя последующий этап первой беременности, на котором впервые возможно достижение идентификации (физически и эмоционально) со взрослым Эго-идеалом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.