Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОТДЕЛЕНИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЕ К ПСИХИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ



Желание маленькой девочки идентифицировать себя со своей матерью можно наблюдать в ее играх и фантазиях задолго до появления физической возможности иметь ре­бенка. Чувство принадлежности к своему полу устанавли­вается в раннем детстве; сексуальная идентификация во мно­гом выясняется к началу юности. Когда девушка-подросток взрослеет, она входит в важный новый этап отделения-ин­дивидуализации. Сильнейшим образом оживает сексуаль­ность и влечет ее к первому половому акту, который под­тверждает ее право брать на себя ответственность за свою сексуальность и право на свое собственное взрослое тело, отдельное от материнского. Здесь, как и на каждой пере­ходной фазе жизненного цикла, телесные изменения (изме­нения в нарциссизме, в объектных отношениях, в определя­емых культурой образцах полоролевого поведения и в спо­собах выражения своей сексуальности) непременно влияют на образ Собственного Я и изменяют его.

Винникотт подчеркивал важность роли воспитывающего окружения, которое обеспечивает ребенку мать, на первич­ных стадиях развития Эго. То, как именно мать физически и эмоционально обращается с телом младенца и его нарож­дающимся Собственным Я, входит в состав опыта этого ребенка и его сознательные и бессознательные фантазии. Внутренний образ матери, создающийся при этом, и есть тот образец, с которым дочь всю жизнь стремится как иден­тифицироваться, так и отойти от него. Только на этом раннем этапе маленькая девочка имеет возможность интроециро-вать ощущение их с матерью взаимного телесного удовлет­ворения. Если в младенчестве девочка не получала удов­летворения от матери или не ощущала, что удовлетворяет ее, она никогда не сможет восполнить этот базальный про-

бел (отсутствие первичных устойчивых ощущений телесно­го благополучия и благополучного образа своего тела), если она не жертвует своим нормальным стремлением к позитив­ному эдипальному исходу. Более того, она может так и ос­таться с образом Собственного Я: «Я не приношу удовлет­ворения ни другим, ни себе», который сохраняется неизмен­ным в Истинном Я, неважно, насколько сильно ее взрослый опыт не подтверждает этот образ. Ее продвижение к диф­ференцированной сексуальной идентичности, такой же, как у матери, и все же отдельной, также требует интернализа-ции женского тела матери и идентификации с ним. В эди-пальных желаниях родить отцу ребенка мы уже можем ус­мотреть отделение от матери и попытки маленькой девочки идентифицироваться с ней.

Биологический пубертат требует от девушки изменить об­раз своего тела: образ ребенка предстоит превратить в об­раз взрослой женщины, у которой есть груди и гениталии. Она должна признать в своем влагалище способность вме­щать пенис мужчины (в фантазии - сексуального партнера матери) и согласиться с дальнейшей возможностью бере­менности.

По моему впечатлению, те девочки-подростки, которые не испытали в свое время достаточно хорошего материн­ства, могут использовать свое тело, пытаясь снова стать мла­денцем: они гоняются за миражом утраченного нарцисси-ческого состояния. Кроме того, они надеются, родив ребен­ка, обрести в нем свое Идеальное Я. У этих девочек, я по­лагаю, была мать, которая умела заботиться только о теле дочери и не могла вместить ее тревоги и аффекты. М.М.Р.Хан утверждает, что во взрослой жизни такие девушки исполь­зуют в объектных отношениях сексуальную активность вза­мен возможностей Эго,- и я разделяю этот взгляд, ибо сек­суальность в пубертате и ранней юности основана на опыте младенческих отношений с матерью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.