Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.



1. В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом.

Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования установлены:

- гл. 49 ТК ТС;

- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение от 18.06.2010);

- Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза";

- Решением КТС от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем".

На основании п. 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений установленных законодательством ТС и государств - членов ТС. Таким образом, ТК ТС не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами комментируемого Кодекса.

Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТК ТС, практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве.

Так, например, ст. 357 ТК ТС допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом надо отметить, что нормы ТК ТС позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов ТС. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС.

Статья 351 ТК ТС содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО.

1) несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза;

2) сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

3) товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;

4) транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

В ТК ТС установлена только письменная форма декларирования (в российском законодательстве действовали - письменная, устная и конклюдентная формы).

Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары, перечисленные в п. 2 ст. 355 ТК ТС. Изменился перечень товаров, подлежащих декларированию:

- товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

- временно ввозимые товары, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей (нормы установлены международным договором государств - членов ТС;

- культурные ценности;

- валюта государств - членов ТС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов ТС.

В связи с применением с 5 июля 2010 г. Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств снимаются ограничения по сумме на вывоз физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) наличных денежных средств за пределы таможенной территории ТС и устанавливается необходимость таможенного декларирования в письменной форме как при ввозе, так и при вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом в случае перемещения через таможенную границу ТС наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица.

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе", Соглашения от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" между Правительствами Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и п. 2 ст. 96 ТК ТС денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов ТС.

Таможенное декларирование товаров и транспортных средств для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определены решением КТС (Решения КТС от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации").

Физическим лицам не требуется декларировать транспортные средства для личного пользования зарегистрированные на территории государств - членов ТС, временно вывозимые с таможенной территории ТС и обратно ввозимые на нее.

Предназначение товаров, т.е. отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.

Товары, указанные в приложении 1 к Соглашению от 18.06.2010, независимо от перечисленных выше в п. 6 критериев, не относятся к товарам для личного пользования.

Перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь осуществляется без применения норм, необлагаемых таможенными пошлинами, налогами, ввоза товаров для личного пользования, установленных в приложении 3 к Соглашению от 18.06.2010 (таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов).

Вместе с тем указанные нормы могут приниматься во внимание при определении предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в ходе проведения таможенного контроля таких товаров на основе СУР.

В случае несовершения физическими лицами таможенных операций, указанных в ст. 354 ТК ТС, товары подлежат задержанию в соответствии с гл. 21 ТК ТС.

При ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию ТС и (или) вывозе с нее применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к Соглашению от 18.06.2010.

Так, например, в соответствии с законодательством ТС действуют следующие ограничения:

- этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;

- более 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

В российском законодательстве для аналогичных товаров действовали более жесткие ограничения.

В перечень товаров, которые могли быть ввезены в РФ в ограниченном количестве физическими лицами не моложе 17 лет без уплаты таможенных пошлин, налогов входили:

- алкогольная продукция в количестве 2 литров;

- табачные изделия: сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары), сигареты, содержащие табак; курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции в количестве 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака.

Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов ТС (за исключением транспортных средств) с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. Перечень бывших в употреблении товаров для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию ТС иностранными физическими лицами, с освобождением от уплаты таможенных платежей установлен приложением 4 к Соглашению от 18.06.2010.

Выпуск товаров для личного пользования либо отказ в таком выпуске осуществляются в следующие сроки:

- в местах прибытия или убытия - незамедлительно после проведения таможенного контроля при перемещении товаров для личного пользования в сопровождаемом багаже, за исключением случаев, когда выпуск указанных товаров невозможен по причинам, не зависящим от таможенного органа;

- в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, или ином таможенном органе в соответствии с положениями Соглашения от 18.06.2010 - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации пассажирской таможенной декларации.

Продление срока выпуска товаров для личного пользования осуществляется в общем порядке, предусмотренном комментируемым Кодексом.

С началом функционирования ТС изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана.

Автомобили (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 единой ТН ВЭД ТС, за исключением квадроциклов, снегоходов и иных легковых транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования) , указанные в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, в России признаются иностранными товарами. Без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов эти автомобили, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно ввозиться на территорию РФ только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан.

Таможенный контроль автомобилей производится в местах пересечения и (или) пунктах пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы РФ.

Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, при необходимости уплаты таможенных платежей. В отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, таможенные операции на российско-белорусском или российско-казахстанском участках госграницы РФ не производятся.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей обязаны принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов.

Если в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010 (за исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются), разница уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению от 18.06.2010, не уплачена в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан до ввоза на территорию РФ, эти таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет России при их таможенном декларировании таможенному органу РФ.

Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах установленного срока, должностное лицо таможенного органа обязано запросить в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения в пределах срока, установленного п. 4 ст. 160 комментируемого Кодекса.

Если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что автомобиль может соответствовать условиям, указанным в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, таможенный орган проводит проверку представленных документов и сведений.

Таможенные органы, уполномоченные ФТС России, выдают паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Россию с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан транспортные средства (кроме временно ввозимых), подлежащие государственной регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России, после установления их статуса для таможенных целей и, при необходимости, совершения таможенных операций.

 

2. В соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС к транспортным средствам международной перевозки относятся транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию ТС или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Перемещение транспортных средств для личного пользования производится в соответствии с гл. 49 ТК ТС.

ТК ТС определено, что для указанных в п. 2 ст. 340 ТК ТС транспортных средств международной перевозки ее положения применяются и в отношении временно вывозимых с таможенной территории ТС и ввозимых обратно на такую территорию, если оно не заявлено к какой-либо таможенной процедуре в качестве товара. Подпунктом 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС определены транспортные средства как категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Транспортные средства международной перевозки, пересекающие таможенную границу, подлежат остановке и стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций, предусмотренных таможенным законодательством.

ТК ТС установлена продолжительность стоянки транспортных средств.

Отправление транспортных средств международной перевозки из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию ТС или убытии товаров с нее, предусмотренных гл. 23 и 24 соответственно ТК ТС.

Транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.

Транспортные средства международной перевозки, оборудование и запасные части к нему перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования.

Установленный ст. 343 ТК ТС срок временного ввоза транспортного средства, исчисляемый с учетом положений ст. 219 ТК ТС (срок процедуры таможенного транзита), - норма прямого действия.

Ограничений срока вывоза в отношении транспортных средств, указанных в ТК ТС, не установлено.

В соответствии с ТК ТС временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей допускается с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и вывозных таможенных пошлин соответственно. Необходимо отметить, что перемещение запасных частей через таможенную границу ТС может осуществляться на основании ТК ТС не одновременно с транспортным средством, для которого они были предназначены.

Ввоз на таможенную территорию ТС замененных частей и оборудования допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенной процедуре реимпорта. В соответствии с ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта является трехлетний срок заявления частей и оборудования к данной процедуре со дня, следующего за днем пересечения транспортным средством (в которое они были встроены) таможенной границы при их вывозе с таможенной территории ТС.

В соответствии с ТК ТС на таможенной территории ТС не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, во внутренней перевозке по таможенной территории ТС. Внутренняя перевозка по таможенной территории ТС - это перевозка, которая начинается и завершается на таможенной территории ТС (определение установлено для целей использования в гл. 48 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 342 ТК ТС международным договором государств - членов ТС установлены особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "Об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза").

 

3. Порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (товарный знак) предусмотрен гл. 456 ТК ТС. Он идентичен порядку, действовавшему в России и закрепленному ТК РФ.

На основании со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (интеллектуальной собственностью), предоставляется правовая охрана. В России интеллектуальная собственность охраняется законом.

Согласно российскому таможенному законодательству определены функции таможенных органов, связанные с перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Реализация указанных функций регламентируется положениями Главы 42 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности» Закона о таможенном регулировании, которая раскрывает основные меры (действия), принимаемые таможенными органами, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на основании заявления правообладателя при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии с ТК ТС таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве - члене ТС, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС, а в соответствии с законодательством государств - членов ТС также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Таможенный орган включает в таможенный реестр, который ведется в таможенном органе государства - члена ТС, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства - члена ТС, в соответствии с законодательством этого государства.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр государств - членов ТС и порядок его ведения, определяются международным договором государств - членов ТС.

В целях реализации Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС установлен регламент о порядке действий ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан, связанный с включением и отказом от включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр; продлением сроков и внесением изменений и дополнений включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр; исключением объектов интеллектуальной собственности из единого реестра.

В единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов ТС.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при их включении в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах - членах ТС, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в единый реестр, публикуется в официальных изданиях и на официальных интернет-сайтах КТС и таможенных органов государств - членов ТС.

На территории России единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности определены ФТС России.

Применение таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, осуществляется на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Таким образом, если лицо обладает только неисключительными правами, то при обращении в таможенные органы от собственного имени с указанным заявлением ему будет отказано во включении в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Правообладатель вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением его исключительных прав в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии и с законодательством РФ, и законодательством ТС.

В целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности могут применяться методы анализа рисков для определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степень такой проверки.

Ввоз в Россию и вывоз отдельных товаров могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов России на основании актов законодательства РФ и международных договоров. Указанные товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории либо возврату на территорию России, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр и обладающие признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, могут применяться только в случае совершения в отношении вышеуказанных товаров таможенных операций, связанных с помещением их под таможенные процедуры.

 

 

 

3. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета, образец билета)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.