Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 14. Государственная молодёжная политика.



Час.

Основные понятия: социальная политика, принципы и цели социальной политики, молодёжная политика.

Сущность социальной политики.Связь социальной работы с социальной политикой. Стремление высокоразвитых государств проводить сильную социальную политику.Основные направления социальной политики. Цель социальной политики. Определение социальной политики.

Принципы социальной политики.Принципы социальной политики – социальной справедливости, индивидуальной социальной ответственности, социального партнёрства, социальных гарантий, принцип солидарности.

Вопросы по содержанию лекции:

1. В какой мере успешность социальной работы зависит от социальной политики?

2. Каковы сущность и цель социальной политики?

3. В чём заключаются основныепринципы социальной политики?

Основная литература:

1.Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Учебное пособие. М., 2009.

 


6.2 Примерные вопросы к рейтингу по модулю 3.

1. Дифференцирующая роль образования в современном обществе.

2. Модернизация российской системы образования.

3. Законодательная база реформирования образования.

4. Технологии социальной работы в сфере образования.

5. Профилактика девиантости молодёжи в сфере образования.

6. Молодёжь на рынке труда.

7. Профессиональное становление молодых людей.

8. Проблема безработицы молодёжи.

9. Государственная политика в сфере занятости населения.

10. Социально-психологическая работа в системе службы занятости.

11. Социальная поддержка безработной молодёжи.

12. Семья как важнейший социальный институт.

13. Молодая семья и её проблемы.

14. Социальная поддержка молодой семьи.

15. Социальная работа с молодыми «семьями риска».

16. Социальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

17. Особенности девиантного поведения молодёжи.

18. Девиантность молодёжи как проблема социальной работы.

19. Практика социальной работы по предотвращению наркотизма.

20. Практика социальной работы по предотвращению алкоголизма.

21. Социально-психологическая работа по предупреждению самоубийства.

22. Сущность и принципы социальной политики.

23. Понятие Государственной молодёжной политики.

24. Федеральная целевая программа «Молодёжь России».


Организация семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине

Модуль1. Молодёжь в системе социальной стратификации.

Занятие 1. Основные направления социальной работы с молодёжью.

Часа.

Форма семинара – исследование учебной проблемы.

План и основное содержание занятия:

1. Сущность Государственной молодёжной политики.Острота социального положения молодого поколения: демографические изменения в молодёжной среде, высокая смертность, ухудшение здоровья, проблемы трудоустройства, явления социальной патологии в молодёжной среде. Понятия ГМП, сущность , направленность ГМП. ОбъектГМП – граждане РФ в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, молодёжные объединения. Субъекты ГМП-государственные органы и должностные лица. молодёжные объединения, молодые граждане. Принципы ГМП.

2. Государственный комитет РФ по делам молодёжи.Комитет по делам молодёжи при ПравительствеРФ – орган федеральной исполнительной власти. Задачи деятельности комитета.Преобразован в Департамент по государственной молодёжной политике,воспитанию и защите детей.Другие государственные органы в сфере молодёжной политики: Управление по делам молодёжи Федерального агентства по образованию; Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи в Государственной Думе; Совет по делам молодёжи при Совете федерации РФ; 15 тыс. сотрудников в социальных службах. связанных с молодёжью; более 400 молодёжных и детских объединений в РФ.

3. Содержание социальной работы с молодёжью.Система учреждений социального обслуживания. Развитие системы социальных служб для молодёжи – приоритетное направление ГМП.Понятие социального обслуживания как деятельности по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг.Основные направления деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи: воспитательно-профилактическая, реабилитационная, досуговая, информационно-консультативнаядеятельность. Основные виды деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи: социально-профилактическая, реабилитационная. производственно-трудовая, социально-бытовая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, информационная. консультационная.

4. Целевые федеральные программы ГМП.Цели федеральных программ – формирование правовых, экономических. организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений, инициатив. Программы «Молодёжь России» 1994-97гг. «Молодёжь России» 1998-2000гг. Подпрограммы «Юность. Наука. Культура», «Уроки космоса», «Шаг в будущее», «Развитие Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан», «Молодёжь России» 2001-2005гг.Стратегия развития до 2016 года.Приоритеты ГМП –вовлечение молодёжи в социальную практику, развитие инновационной активности молодёжи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1.С какими проблемами столкнулась молодёжь в период социальных реформ?

2.Молодёжь как особая социально-демографическая группа.

3.Возрастная стратификация молодости.

4.Научные теории молодости.

5.Противоречия социализации молодёжи переходного периода.

6.Ценностные ориентации молодёжи 2000-х годов.

7. Ценностные предпочтения современной молодёжи.

8. Острота социального положения молодёжи.

9. Сущность государственной молодёжной политики.

10. Учреждения социального обслуживания молодёжи.

11. Основные направления и виды деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи.

Основные понятия: молодёжь как социально-демографическая группа, молодость, научные теории молодости, социализация, механизмы социализации, тенденции социализации, ценности и идеалы, ценностные ориентации, ценностные предпочтения, государственная молодёжная политика, государственные органы в сфере молодёжной политики, социальная работа с молодёжью, целевые федеральные программы молодёжной политики.

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008. C. 29-46.

2. Технологии социальной работы. Учебник под ред. Е.И.Холостовой, М ,2002. C. 323-344.

Дополнительная литература:

3. Луков В.А. Государственная молодёжная политика: проблемы социального проектирования будущего России.//Молодёжь и общество на рубеже веков. М. 1999

4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодёжи. Монография. СПб, 2003.

5. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодёжью Учебник. М., 2006.

 

 

Занятие 2. Социальная помощь уязвимым категориям молодёжи.

Часа.

Форма семинара – углублённое изучение темы.

План и основное содержание занятия:

1. Виды социальной помощи уязвимым категориям молодёжи.Острые социальные проблемы и необходимость новой идеологии оказания социальной помощи уязвимым категориям молодёжи. Экстренное вмешательство (телефон доверия. организация временного проживания. помещение в лечебно-профилактические учреждения0. Социально-профилактическое сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое). Внешняя помощь (вмешательство, интервенция). Взаимопомощь и самопомощь.

2. Этапы социальной помощи.Анализ ситуации, выявление проблем; диагностирование проявлений;составление развернутого заключения; конструирование элементов социальной технологии; создание реабилитационного пространства; проведение комплексной реабилитации; отражение хода и результатов деятельности; мониторинг ситуации.

3. Программы системы социальной помощи уязвимым категориям.Категории программ с точки зрения их целевой направленности: призванные способствовать оптимизации условий социальной жизнедеятельности уязвимых групп молодёжи; облегчающие доступ к социальным ресурсам; направленные на организацию коллективных действий по решению значимых вопросов и проблем. Проблема создания молодёжных агентств для реализации целевых программ.

4. Направления помощи уязвимым категориям молодёжи.Рекреационное направление, предназначенное для вовлечения молодёжи в социально одобряемую деятельность. Ресоциализирующее направление, ориентированное на восстановление, развитие социальных навыков и межличностных отношений.Психокоррекционное направление,способствующее развитию самосознания, самопринятия, коррекции социального поведения.Социальная помощь ВИЧ-инфицированным,анализ ситуации, меры и мероприятия. Социальная помощь молодым людям с различными видами зависимости – наркозависимости.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие качественные характеристики определяют положение молодёжи в системе социальной стратификации?

2.Какое значение имеет понятие социальной уязвимости?

3.Почему большую часть молодёжи можно отнести к социально уязвимым группам населения?

4.Какие факторы ограничивают доступ молодёжи к жизненно важным ресурсам?

5.Каковы виды социальной помощи уязвимым категориям молодёжи?

6. Какие существуют направления помощи социально уязвимым категориям молодёжи?

Основные понятия: молодёжь в системе социальной стратификации, социальные функции молодёжи, бедность молодёжи, уязвимость как социологическая категория, социальная уязвимость молодёжи, факторы ограничения доступа молодёжи к жизненно важным ресурсам, виды социальной помощи уязвимым категориям молодёжи, программы социальной помощи, направления помощи социально уязвимым категориям молодёжи.

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.ф.Басова М., 2008 C. 48-64.

2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2000.

3. Основы социальной работы. Учебник. Под ред. П.Д.Павленка.М., 2009.

Дополнительная литература:

4. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие М. 2005.

5. Цымбалов И.П. Бедность как социально-экономическая проблема развития современного российского общества // Отечественный журнал социальной работы. 2010. №3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.