Лекция 10. Социальные проблемы образования молодежи.
Часа. Основные понятия: образование как показатель социального статуса, кризисные явления в образовании, проблемы получения качественного образования, модернизация образования, основные направления модернизации образования. Дифференцирующая роль образования в современном российском обществе. Образование как важнейший социальный институт общества. Элементы системы образования, уровни и звенья образовательной системы. Социальные функции образования. Законодательное определение образования. Уровень образования как показатель социального статуса индивида. Образование и социальное неравенство. Проблема качества и доступности образования в российском обществе. Образование как фактор социального расслоения общества. Человек и образование в условиях кризиса.Кризис системы образования в мире. Кризисроссийского общества и образование. Смысложизненные ценности, духовная пустота, ощущение бесперспективности. Понижение профессионального уровня работающего населения. Склонность к криминогенному поведению.Порождение большого числа новых форм образовательной деятельности. Принципиально новые задачи системы образования. Задача формирования новых личностных качеств человека. Достижения в области образования в современной России. Недостатки системы образования. Проблемы качества образования общеобразовательной и высшей школы. Ценностные ориентации будущих специалистов, терминальные и инструментальные ценности. Направления модернизации российского образования.Государственная политика в областиобразования. Этапы реформирования российской школы. Законодательная база реформирования образования. Закон РФ «Об образовании», общие положения государственной политики в области образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: цели и задачи воспитания и обучения, ожидаемые результаты развития системы образования, стратегические цели образования, этапы финансирования образования. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», государственные гарантии прав граждан РФ в области высшего образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, основные цели и задачи образования, задачи государства в сфере образования, ожидаемые результаты. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, развитие образования. Национальный проект «Образование».
Вопросы по содержанию лекции: 1. Какова роль образования в развитии современного общества? 2. Какие вы знаете элементы системы образования как социального института? 3. Как связано образование с социальным неравенством в обществе? 4. Как отразился на системе образования социально-политический кризис российского общества? 5. Какие задачи ставит перед образованием новая социальная реальность? 6. Какие документы определяют государственную политику в сфере образования? 7. Каковы основные цели развития образования в современном обществе? 8. Какие направления модернизации определяют развитие образования? Основная литература: 1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.В. Социология образования. Учебное пособие. М., 2003. 2. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика РФ и правовой механизм её реализации. Учебное пособие. М., 2008. 3. Закон РФ «Об Образовании». 4. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. Р-н-Д., 2006. 5. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная помощь/ Конспект лекций. М., 2007.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|