Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 13. Девиантное поведение молодёжи.



Часа.

Основные понятия: девиантное поведение, социальные нормы, социальные отклонения, варианты девиантных отклонений поведения молодёжи, ретристские субкультуры молодёжи, социальная работа по предупреждению девиантного поведения молодёжи.

Понятие девиантного поведения.Связь отклоняющегося (девиантного) поведения молодёжи с несоответствием поступков, деятельности распространённым в обществе или его группах нормам, правилам, стереотипам, установкам, ожиданиям, ценностям. Девиантное поведение отдельного индивида, отдельных групп, социальное явление. Социальные нормы. Социальные отклонения позитивные, негативные.

Особенности девиантного поведения молодёжи.Варианты социальных девиаций молодёжи – активное самоутверждение, уход от социального мира. Причины ретристских форм поведения (по Р.Мертону). Молодёжные ретристские субкультуры. Причины создания ретристских субкультур молодёжи: личная неустроенность, неспособность к активным формам самоутверждения, потребность в общении, интеграция неформальных групп. Типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием (по В.Т.Лисовскому). Типология членов криминальных группировок (по В.Т.Лисовскому).

Девиантное поведение как проблема социальной работы. Две группы девиантногоповедения – отклоняющееся от норм психического здоровья; отклоняющееся от норм морально-нравственных.Формы проявления психических расстройств – акцентуация, психопатия. Причины появления акцентуаций у молодых людей. Причины возникновения социальной патологии. Формы проявления девиантного поведения. Факторы социального контроля девиантного поведения.

Социально-психологическая поддержка девиантных групп молодёжи.Правовоеобеспечение социальной работы по предупреждению девиантного поведения. Виды социальных служб, решающих проблемы девиантных групп. Основные принципы социальной работы по профилактике девиантного поведения. Виды профилактики девиантного поведения. Формы психопрофилактической работы. Принципы психопрофилактической работы.

Вопросы по содержанию лекции:

1. Как соотносится девиантное поведение с нормативным поведением в обществе?

2. Какие виды отклонений от нормы принято рассматривать в социологии?

3. Какие причины лежат в основе девиантных форм поведения молодёжи?

4. В чём суть концепции «двойной неудачи» Р.Мертона?

5. Каковы причины создания ретристских субкультур молодёжи?

6. Какие выделяются молодёжные объединения с девиантным поведением?

7. Как распределены социальные роли в криминальных группировках молодёжи?

8. Какие патологии поведения связаны с отклонением от психического здоровья?

9. Каковы причины появления социальных патологий?

10. Как можно осуществлять контроль девиантного поведения?

11. Какие виды социальных служб решают проблемы девиантных групп и индивидов?

Основная литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие. М., 2006.

2. Технологии социальной работы. Учебник. Под ред. Е.И.Холостовой. М, . 2002.

3. Социология. Учебник для вузов. Под ред. П.Д.Павленка. М., 2002.

4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. М., 2007.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.