Здавалка
Главная | Обратная связь

Занятие 14. Государственная молодёжная политика в России.



Час.

Форма семинара – исследование учебной проблемы.

План и основное содержание занятия:

1. Понятие Государственной молодёжной политики.ГМП как деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений, инициатив. Социальные условия реализации ГМП. Проблемы молодого поколения страны.

2. Федеральная целевая программа «Молодёжь России».Основная цель программы«Молодёжь России».Задачи программы – формирование законодательно-нормативной базы финансовой поддержки молодёжи, формирование системы органов, занимающихся вопросами занятости молодёжи, развитие системы социальных служб, формирование условий для духовно-нравственного воспитания и др.Направленность программы на решение ряда проблем молодого поколения страны. Пять основных направлений программы: формирование условий для гражданского становления молодёжи; решение социально-экономических проблем молодёжи; интеллектуальное и физическое развитие молодёжи; социальная поддержка и защита молодёжи; обеспечение реализации программы.

Вопросы для обсуждения:

1. В чём сущность социальной молодёжной политики?

2.Какие задачи призвана решать программа «Молодёжь России»?

3.Каковы основные направления программы «Молодёжь России»?

Основные понятия: социальная политика, молодёжная государственная политика,федеральная целевая программа, государственные гарантии поддержки и защиты молодёжи.

Литература:

1. Правовые основы работы с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. М. 2010.

2. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. Н.Ф.Басова. М.,2007.

Дополнительная литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Р-н-Д., 2001.

3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодёжью. Учебник. М. 2006.

 

 


Варианты контрольных работ для заочного обучения по дисциплине

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа представляет законченную самостоятельную разработку и является обязательной формой межсессионного контороля самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Выполняется письменно в печатном виде, страницы нумеруются, план является обязательным элементов контрольной работы. В оглавлении указываются разделы работы в соответствии с предлагаемыми для раскрытия вопросами данных ниже вариантов. В конце необходимо привести список литературы, цитирование в тексте сопровождается ссылками на источник. При подготовке контрольной работы обязательным является использование материалов научной периодики последних двух – трёх лет, что должно быть отражено в списеке литературы.

Вариант 1.

1. Изучите тему «Молодёжь как социально-демографическая группа» и ответьте на вопросы:

1.Какие существуют подходы к определению понятия «молодёжь»?

2.Какие научные дисциплины изучают молодёжь как особую социально-демографическую группу?

3.Каковы границы молодёжного возраста?

4.Каковы основные характеристики и признаки молодости?

5.Каковы демографические характеристики молодёжи в современной России?

2. Раскройте тему «Отношение государства к проблемам молодёжи за рубежом» по плану:

 

1. Особенности социальной защиты молодёжи за рубежом.

2. Молодёжная политика в США.

3. Организация социальной работы с молодёжью в странах Западной Европы.

Литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

2. Социология молодёжи. Учебник под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996.

3. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008.

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учебник для вузов М., 20

 

Вариант 2.

1. Изучите тему «Научные теории молодости» и ответьте на вопросы:

1. Что лежит в основе биогенетических теорий юности?

2. В чём сущность развития психосексуальности в теории З.Фрейда?

3. Как объясняют характерные особенности юности социогенетические теории?

4. Какие основные направления выделяются в рамках психогенетического подхода?

5. В чём особенности психогенетической теории Э.Эриксона?

 

2. Раскройте тему «Социальная работа по профилактике девиантного поведения молодёжи» по плану:

1. Причины девиантного поведения молодёжи.

2. Формы проявления девиантного поведения.

3. Социальная работа по профилактике девиантного поведения молодых людей.

 

Литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

2. Социология молодёжи. Учебник под ред. В.Т.Лисовского СПб., 1996.

3. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. М., 2007.

4. Змановская Е.В. Девиантология. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. М., 2006.

 

 

Вариант 3.

1. Изучите тему «Особенности социализации современной молодёжи» и ответьте на вопросы:

 

1. В чём сущность процесса социализации?

2. Какова роль агентов и институтов социализации в процессе социального становления личности?

3. Какие механизмы выделяются в процессе социализации?

4. Какие противоречия социального развития современного российского общества влияют на социализацию современной молодёжи?

5. Как можно определить степень социализированности молодых людей?

 

2. Раскройте тему «Содействие занятости и трудоустройству молодёжи» по плану:

1. Проблемы современной молодёжи на рынке труда.

2. Сущность социально-экономического явления безработицы молодёжи.

3. Основные направления содействия трудоустройству молодёжи.

 

Литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

2. Социология молодёжи. Учебник под ред. В.Н.Кузнецова М,.2005.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов. Р-н-Д., 2008.

4. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. М,. 2007

6. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. М.,2007.

 

Вариант 4.

1. Изучите тему «Ценностные ориентации современной молодёжи» и ответьте на вопросы:

 

1. Какова роль ценностей как регулятивов социальной жизни?

2. Какие существуют виды и классификации ценностей?

3. Каковы ценностные ориентации молодёжи?

4. Как ценностные предпочтения молодёжи влияют на развитие современного российского общества?

 

2. Раскройте тему «Современные подходы к социальной работе в сфере молодёжного досуга» по плану:

 

1. Понятие и назначение досуга.

2. Особенности молодёжного досуга.

3. Инфраструктура общественного досуга.

4. Содержание социальной работы с молодёжью в сфере досуга.

 

Литература:

1. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. М., 2009.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 1999г.

3. Волков Ю.Г. Социология . Учебник. Р-н-Д., 2008.

4. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М. 2007.

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2007.

 

 

Вариант 5.

1. Изучите тему «Молодёжь как социально уязвимая категория населения» и ответьте на вопросы:

 

1. В чём заключается смысл понятия человеческой уязвимости?

2. Какова сущность социальной уязвимости?

3. Какие группы населения относят к категории уязвимых?

4. Почему молодёжь относится к уязвимым категориям молодёжи?

5.Каковы основные направления и формы социальной помощи уязвимым категориям молодёжи?

 

2. Раскройте тему « Сущность государственной молодёжной политики в российском обществе» по плану:

 

1. Понятие государственной молодёжной политики и её приоритеты.

2. Деятельность Государственного комитета по делам молодёжи.

3. Основные направления государственной молодёжной политики.

 

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М.,2007.

2. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Учебное пособие. М., 2009.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

 

 

Вариант 6.

1. Изучите тему «Молодёжь на рынке труда» и ответьте на вопросы:

 

1. Что понимается под рынком труда?

2. Какие факторы определяют положение молодёжи на рынке труда?

3. В чём заключается социальная значимость профессионального самоопределения молодёжи и её занятость?

4. В чём сложность безработицы молодёжи как социально-экономического явления?

5. Каковы основные направления содействия занятости и трудоустройства молодёжи?

2. Раскройте тему «Содержание социальной работы с молодёжью» по плану:

 

1. Система учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальную работу с молодёжью.

2. Основные направления и виды деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи.

3.Целевые федеральные программы по работе с молодёжью.

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М., 2007.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Р-н-Д., 2001.

3. Социология молодёжи. Учебник под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М., 2003.

 

 

Вариант 7.

1. Изучите тему « Молодая семья и её проблемы» и ответьте на вопросы:

 

1. Какие выделяются типы современной семьи?

2. Понятие молодой семьи и её особая социальная ценность.

3. Каковы особенности молодой семьи в России?

4. Каковы социальные проблемы молодой семьи в России?

5. Каковы важнейшие направления комплексной поддержки молодой семьи?

 

2. Раскройте тему «Социальная поддержка молодых мигрантов» по плану:

 

1. Основные виды молодёжных миграций.

2. Приоритетные задачи социальной поддержки молодых мигрантов.

3. Направления социальной поддержки молодых мигрантов.

 

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н..Ф.Басова. М.,2007.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М ,2003.

4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2007.

 

 

Вариант 8.

1. Изучите тему «Гендерный подход в социальной работе с молодёжью» и ответьте на вопросы:

 

1. В чём специфика понятий пол и гендер?

2. Какова гендерная структура российского общества?

3. Какие гендерные стереотипы закрепились в общественном сознании?

4. Как реализуется гендерный подход в социальной работе с молодёжью?

5. Каковы социальные проблемы девушек и юношей как объектов социальной работы?

2. Раскройте тему «Система учреждений органов по делам молодёжи» по плану:

 

1. Учреждения государственной системы социального обслуживания молодёжи.

2. Виды услуг социальных служб для молодёжи.

3. Характеристика деятельности отдельных учреждений социальной работы с молодёжью.

 

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова. М., 2007..

Вариант 9.

1. Изучите тему « Социальное служение и добровольческая деятельность молодёжи» и ответьте на вопросы:

 

1. Что обозначает понятие социальное служение?

2. Каковы основные направления современного подхода к социальному служению?

3. Какую роль играет социальное служение в решении проблем молодёжи?

4. Какую роль играет социальное служение в личностном развитии молодых людей?

5. Каковы мотивы участия молодёжи в социальном служении?

6. Выделите условия привлекательности добровольческой деятельности для молодёжи.

 

2. Раскройте тему «Основные виды деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи» по плану:

 

1. Государственная политика в развитии социальной работы с молодёжью.

2. Система учреждений социального обслуживания молодёжи.

3. Виды деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи.

 

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Н.Ф.Басова М., 2007.

 

Вариант 10.

1. Изучите тему «Молодёжная миграция в России» и ответьте на вопросы:

 

1. Что такое миграция как социально-демографическое явление?

2. Какие существуют виды миграции и группы мигрантов?

3. Какие процессы характерны для молодёжной миграции в России?

4.Какие проблемы мигрантов может решить их социальная поддержка?

5. Каковы основные направления социальной работы с молодыми мигрантами?

 

2. Раскройте тему « Гендерный подход в социальной работе » по плану:

 

1. Сущность гендерного подхода в социальной работе.

2. Специфика социальной работы с девушками и молодыми женщинами.

3. Специфика социальной работы с юношами и молодыми мужчинами.

 

Литература:

1. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие под ред. Басова Н.Ф. М.,2007.

2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для вуза. М., 2007.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.