Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии оценки экзамена по дисциплине



Предъявляемые к студентам требования в области квалификации и освоения профессиональных компетенций определяют степень освоения изучаемого практического и теоретического материала. Критерии оценки устанавливаются в зависимости от того, в какой форме – зачёт или экзамен – осуществляется контроль знаний студентов.

При проведении экзамена возможные оценки знаний студентов – это «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент:

- правильно и полно отвечает на поставленные в билете вопросы;

- правильно использует терминологию дисциплины;

- свободно ориентируется в материале, в том числе выходящем за рамки билета;

- правильно и полно отвечает на вопросы преподавателя;

- умеет аргументировано обосновать свою позицию, умеет поддержать дискуссию;

- владеет грамотной речью.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

- в целом правильно отвечает на поставленные в билете вопросы;

- правильно использует терминологию;

- в целом ориентируется в изученном материале;

- пользуется правильной, терминологически насыщенной речью;

- может дать ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

- недостаточно полно отвечает на оба вопроса билета;

- с затруднение пользутся специальной терминологией;

- не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя;

- плохо ориентируется в материале, изученном в течение семестра.

Оченка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

- не ответил ни на один вопрос, поставленный в билете;

- не отвечает на дополнительные вопросы преподавателя;

- не ориентируется в материале дисциплины;

- не знает научной терминологии и не умеет её применять в ответе;

- не владеет грамотной речью.

В процессе преподавания дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» используется модульно-рейтинговая система оценки знаний. С учётом учебной активности студента и успешности промежуточной оценки усвоения материала, «автомат» - отлично может быть выставлен по результатам 1, 2, 3 тестов по модулям. Студентам заочного отделения экзамен – «автомат» не выставляется.

Тезаурус

 

Алкоголизм — хроническое заболевание, вызванное систематическим употреблением спиртных налитков. Про­является физиологической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, нервной системы и т. д.

Алкоголизма профилактика— антиалкогольная про­паганда начиная с детского возраста,лицензирование продажи спиртных нйпитков, педагогическое просвеще­ние детей и взрослых, предупреждение пьянства, ранняя диагностика А, адекватное его лечение, обязательно вклю­чающее психотерапию.

Аномия [от фр. anomie — беззаконие, безнормность] — состояние общества, в котором большая часть его чле­нов негативно или нейтрально относится к существующим ценностям и нормам. Термин ввел Э. Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и промышлен­ного обществ. Теорию А разрабатывал также Р. Мертон, считая последнюю результатом несоответствия между куль­турно предписанными целями и институциональными сред­ствами их достижения. В силу этого перед индивидами возникает необходимость приспособления к состоянию А посредством конформизма либо различных видов деви-антного поведения (новаторство, ритуализм, ретритизм, мятеж).

Бедность — состояние, не позволяющее человеку или социально-демографической группе удовлетворять свои ос­новные потребности. Как правило, является результатом несоответствия необходимых расходов и доходов, обеспе­чивающих прожиточный минимум.

Бездомность — трактуется весьма широко: и как отсутст­вие укрытия, проживание в убежищах без права на вла­дение ими и под угрозой немедленного выселения; про­живание на чердаках и в подвалах, и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. Явление Б. присуще человечеству на всем протяжении его существо­вания. Но особенно широко оно распространяется в пе­риоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов.

Безработица (незанятость) — отсутствие работы для трудоспособных. Б. тесно связана с понятием «занятость», которое значительно шире понятия «работа». Выделяют три основные формы Б.: текущую, скрытую застойную. К текущей Б. относят незанятость в связи с переходом ра­ботников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость). Скрытая (латентная) Б. — это избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремле­нием сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку лю­дям и т. д. Застойная форма Б. характерна, как правило, для люмпенизированных слоев (бомжей, тунеядцев и т. д.), т. е. людей, которые крайне нерегулярно работают.

Биржа труда — учреждение, деятельность которого на­правлена на приспособление предложения на рынке труда к его спросу, осуществляющее посреднические операции между ищущими работу и работодателем. Б. т. занимается социальной защитой безработных, учетом незанятых ра­бочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рын­ке труда, профориентацией молодежи, выплатой пособий по безработице, и др.

Благодеяние — общественно-нравственное действие, направленное на творение добра и бескорыстное служе­ние людям.

Благотворительность — безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными ли­цами, организациями игосударством.

Брак— семейный союз мужчины и женщины, порож­дающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.

По процедуре брачной церемонии различают Б. граждан­ский и церковный, а также фактический (супружеские от­ношения не оформлены в установленном законом порядке.

Возрастная структура населения— соотношение чис­ленности разных возрастных групп населения, которое создает базу для самых различных расчетов как демогра­фического, так и социального, экономического характе­ра. Зависит от уровня рождаемости и смертности.

Воспитание — процесс систематического и целена­правленного воздействия на духовное и физическое раз­витие личности в целях подготовки ее к производствен­ной, общественной и культурной деятельности. Тесно свя­зано с образованием и обучением.

Воспитание половое — комплекс педагогических и медицинских воздействий на молодежь и подростков с целью развития у них положительных нравственных ка­честв в вопросах пола.

Воспитание семейное — деятельность семьи, осуще­ствляется родителями и старшими членами семьи» В. с. строится на эмоциональной основе, базируется на потреб­ности любить других людей, быть добрым; направлено на создание всесторонне развитой личности, подготовку ее к общественной жизни.

Гарантии социальные— материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе? отдельной стране. 21 с. распространяются прежде всего на право человека на жизнь, личную безопасность, на собственность и ее за­щищенность законом, на свободомыслие, свободу совес­ти и др. До недавнего времени в нашей стране Г. с. охватывали также право на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь. В усло­виях формирования рыночных отношений Г. с. претерпе­вают изменения в направлении обоснования социально-гарантированного минимума для всех категорий населе­ния, обоснования льгот и преимуществ отдельным группам граждан страны.

Гигиена социальная — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на здоровье населения. Г. с.

— комплексное изучение здоровья людей, организация, планирование, экономика и финансирование здравоохранения.

Государственная политика в области занятости на­селения — деятельность государства по обеспечению прав граждан на труд, полную, продуктивную и свободно из­бранную занятость. Данная политика направлена на:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам
в реализации права на труд и свободный выбор за­
нятости;

• поддержку трудовой и предпринимательской ини­
циативы граждан;

• соблюдение добровольности труда;

• обеспечение социальной защиты в области занятости;

• международное сотрудничество в решении проблем
занятости населения, и пр.

Группа социального риска— группа, объединяющая людей, которые подвержены опасным отрицательным воз­действиям и представляют угрозу жизни общества. Тра­диционные группы риска — это алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, чей образ жизни можно охарактеризовать как проявление болезни обще­ства.

Государство социальное — демократическое госу­дарство, опирающееся на широкую социальную основу ипроводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспече­ние жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малообеспеченных слоев населения, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфлик­тов и т. д. Как реальность Г. с. имеет место далеко не во всех странах, хотя, например, Конституция Российской Федерации 1993 г. объявила Российское государство со­циальным. Это — лишь цель, намерение, возможное бу­дущее.

Нередко понятие Г. с. употребляется как синоним по­нятий «государство всеобщего благоденствия», «государ­ство всеобщего благосостояния».

Гражданин — лицо, принадлежащее к населению данно­го государства, пользующееся всеми правами, которые обес­печиваются законами данного государства, и исполняю­щее в соответствии с законами обязанности. Правовая при­надлежность к населению государства обусловливает гражданство человека, в силу чего на него распространя­ются законы страны, совокупность прав и обязанностей, социальная защита личности со стороны государства.

Гуманизм — 1) в широком смысле — исторически из­меняющаяся система воззрений, основанная на призна­нии ценности человека как личности, его права на свобо­ду, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека считается критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, че­ловечности — нормой отношений между людьми; 2) в уз­ком смысле — культурное движение эпохи Возрождения. Г. — один из важнейших принципов социальной работы.

Гуманитарная помощь — материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, обще­ственными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясении, воин и иных несчастии, постигших страну и ее граж­дан.

Девиантноеть (отклоняющееся поведение) — опре­деленные способы поведения, мышления, действования человека, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам и ценностям (например, преступность, проституция, самоубийство, наркомания). Однако Д. мо­жет выражаться и в более мягких несоответствиях обще­ственным нормам, а именно, в форме чрезвычайно инди­видуализированного мышления, поведения. Предпола­гается, что позитивной девиация является в случае ее проявления в различных формах индивидуального и кол­лективного творчества.

Депривация социальная — ощущение, осознание лич­ностью или группой сокращения или лишения возмож­ностей удовлетворения основных жизненных потребнос­тей.

Диагностика социальная— комплексный процесс изу­чения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе сцелью выявления проблем функционирова­ния и развития социальных объектов и процессов.

В социальной работе Д. с. — это изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними.

Законы социальные— устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся отношения между явлени­ями социальной сферы.

Занятостьнаселения — степень участия трудоспособ­ного населения в общественном труде, деятельность граж­дан, связанная с удовлетворением личных и обществен­ных потребностей, не противоречащая законодательству РФ иприносящая, как правило, им заработок.

Защита психологическая — психологическая деятель­ность, которая направлена на устранение психофизичес­кого дискомфорта, который связан с внутренними или внешними переживаниями.

Защита социальная — предоставление гражданам конституционных полномочий с целью защищать свои права и свободы. Эти полномочия закреплены Деклара­цией прав и свобод человека и гражданина и Конститу­цией РФ.

Здоровье — это полное физическое, духовное и соци­альное благополучие, а не только отсутствие каких-то болезней или физических недостатков.

Здоровый образ жизни — это деятельность людей, ко­торая направляется на укрепление, улучшение и сохра­нение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Зрелость социальная — объективно необходимый этап развития личности, характеризуемый самостоятельным со­циальным положением человека. Находит свое конкрет­ное выражение в реализации человеком гражданских прав и обязанностей, усвоении нравственных норм и ценнос­тей класса, социальной группы, слоя, общества в целом, традиций и духовного богатства общества. 3. с. не едино­временный акт, она наступает в процессе социального становления личности. Степень 3. с. человека, слоя, группы либо способствует, либо препятствует решению обществен­ных, социальных проблем, в том числе реализации воз­можностей их социальной защищенности, социальной работы с ними.

Иждивенец — человек, состоящий на чьем-либо иждивении.

Иждивение — обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего и т. п.) средствами, необходимыми для существования.

Иждивенчество — стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы.

Иммигранты[от лат. immigrans — выселяющийся] — граждане одного государства, поселяющиеся на постоян­ное место жительства или на длительное время на терри­тории другого государства. Иммиграция вызывается глав­ным образом причинами политического и экономическо­го характера.

Инвалидность— состояние человека, когда он не может самостоятельно обеспечить (полностью или частично) по­требности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка (врожденного или приобретенного) его физических или умственных способностей.

Институт социальный— устойчивые сложившиеся исторические формы организации совместной деятельно­сти людей. Общество представляет собойсистему соци­альных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений.

Инфантилизм социальный— отставание социально­го взросления молодежи отбиологического. Свидетель­ствует онарушении механизма социализированного вклю­чения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. Их. заключается в нежелании определен­ной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся фун­кциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обзавестись семьей, и т. д. Затрудняет ре­шение социальных проблем, в том числе проблем соци­альной работы.

Информационное общество — в западной социологии и футурологии концепция, согласно которой основным фак­тором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации (компьютеры и микроэлектроника, коммуникационно -вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных и т. д.); разновидность теории постиндустриального обще­ства.

Инфраструктура социальная — комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслужива­ния потребителей; совокупность отраслей экономики, об­служивающих социальную (непроизводственную) сферу.

Исследование социальное — совокупность теоретичес­ких и методических процедур, направленных на изуче­ние поведения людей, групп, процессов социального взаи­модействия в различных сферах жизнедеятельности об­щества. В разработке программы И. с. обосновываются выбор объекта, задачи исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации и науч­ной интерпретации его резервов.

Качество жизни— социальный показатель, характе­ризующий положение человека в различных социальных системах и степень его социальной свободы. Наиболее полно раскрывается в сопоставлении с количественными показателями (уровня жизни, жизненного уклада, соци­альных норм, стандартов и т. д.).

Коммуникативная профессиограмма социального ра­ботника— ряд характеристик, составляющих професси­ональный портрет специалиста с точки зрения владения им коммуникативной техникой, что является одним из главных показателей профессиональной пригодности.

Коммуникативная техника социальной работы

способ межличностного общения, используемый для дос­тижения социальной общности при сохранении индиви­дуальных качеств каждого из ее элементов. Коммуникация — передача некоторой идеи от источни­ка к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему со­держанию К. представляет собой обмен информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных эле­мента: отправитель — лицо, генерирующее идеи или со­бирающее информацию и передающее ее; сообщение — собственно информация, закодированная с помощью сим­волов; канал — средство передачи информации; получа­тель — лицо, которому предназначена информация и ко­торое интерпретирует ее.

Консультирование социальное — особая форма ока­зания социальной помощи путем психологического воздей­ствия на человека или малую группу в целях их социа­лизации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм об­щения. Выделяют следующие направления К. с: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социаль­но-инновационное и др. Организация К. с. включает в себя региональные центры социального консультирования и специализированные службы (службы семейной консуль­тации, супружеской консультации, психологической по­мощи и консультирования, телефон доверия, службы К. с. в медицинских учреждениях и общественных организа­циях).

Контроль социальный [фр. controle — проверка] — си­стема способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведе­ния его в соответствие с общепринятыми в данной общ­ности нормами. Различают К. с. внешний — совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составля­ющих систему социальных санкций.

К. с. внутренний (самоконтроль) — ценности, нормы, ролевые ожидания, интернализованные индивидом в про­цессе социализации.

Конфликт социальный — столкновение сторон, мне­ний, сил; высшая стадия развития противоречий в систе­ме отношений людей и социальных институтов. Выделя­ют конфликты международные — между нациями, госу­дарствами; конфликты классов, социальных групп и слоев

Культура [от лат. cultura — возделывание, обработка; в дальнейшем — развитие, образование, воспитание] — совокупность способов и приемов человеческой деятель­ности (как материальной, так и духовной), нашедших выражение в знаниях, искусстве, веровании, различных материальных носителях и пр. Различают культуру ма­териальную (здания, книги, культовые предметы, пред­меты быта и т. д.) и духовную (музыка, научные откры­тия, религиозные учения и т. д.).

Личность — 1) человек как субъект общественных от­ношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая си­стема социально значимых черт, характеризующих инди­вида как члена общества.

Личность социального работника. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник может, используя свои знания и опыт, узако­ненные полномочия (должность), статус (права) и репута­цию (мнение о достоинствах и недостатках человека), ха­ризматические данные (наделенность исключительными качествами, талантом) и личную привлекательность.

Особенно важен высокий интеллектуальный, общекуль­турный и нравственный потенциал.

Социальному работнику присущи следующие качества: гуманистическая направленность личности, личная и со­циальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и ува­жение достоинства другого человека, терпимость, вежли­вость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность.

Льгота — предоставление каких-либо преимуществ, час­тичное освобождение от выполнения установленных об­щих правил, обязанностей и т. д.

Маргинальность — состояние групп людей или личнос­тей, которые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодей­ствии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в погра­ничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами.

Материнство — биологическое и социальное отноше­ние матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кров­ным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юри­дического установления М. Биологическое и юридичес­кое М. могут не совпадать (например, при усыновлении или в случае «многочисленного материнства» в традици­онных племенных или малоразвитых аграрно-промыш-ленных обществах).

М., будучи составной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Основные функции М. — репродуктивная и воспитательная.

М. как социальный институт занимает довольно боль­шое место в деятельности социальных работников, раз­личных социальных служб современного общества.

Менеджмент в социальной работе — управление, осу­ществляемое в особой области социальной деятельности — социальной работе, которая направлена на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп.

Менталитет — особенности индивидуального и общест­венного сознания людей, их жизненных позиций, куль­туры, моделей поведения, обусловленные социальной сре­дой, национальными традициями и т. п.

Меценатство — 1) (Maecenas) меценат в Древнем Риме — приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные пору­чения. Богатый покровитель поэтов, искусства вообще, его покровительство сделало имя Меценат нарицатель­ным; 2) [лат. имя нарицательное] — добровольные пожер­твования богатых людей, организаций на развитие и под­держку искусства и его ярких представителей (актеров, поэтов, художников и т. д.).

Мигранты [от лат. migratio — переселяющийся] — лица, покинувшие места постоянного проживания для посто­янного или временного переселения в другие регионы стра­ны или за ее пределы. Причинами распространения в стране такого явления, как беженцы, являются войны, межна­циональные конфликты, экологические катастрофы, сти­хийные бедствия.

Милосердие — нравственная характеристика, предпо­лагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся.

Молодежь — социально-демографическая группа, вы­деляемая на основе совокупности возрастных характери­стик, социального положения и обусловленных тем и другим социально-психических свойств, которые опреде­ляются общественным строем, культурой и закономерно­стями социализации. Возрастные границы — от 16—17 до 25—30 лет.

Молодежь и занятость — проблема включения лю­дей в возрасте от 16 до 30 лет в общественное производ­ство.

Моногамия (в социологии, истории) — историческая форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожитель­ство одного мужчины с одной женщиной. Возникла из парного брака в эпоху разложения первобытного строя. Со временем стала господствующей формой брака.

Морального поведения принципы (лат. — нравствен­ный) — один из основных способов регуляции действий человека в обществе. М. п. п. — это законы и правила поведения человека, включающие поступки людей, осно­ванные на моральных нормах, оценках, традициях, сан­кциях и образцах поведения, которые приняты и суще­ствуют в обществе.

Наркомания[от греч. narke — сон, оцепенение и mania — страсть, безумие] — болезнь, характеризующаяся не­преодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, нарко­тический сон, и приводящая к тяжелым нарушениям фи­зических и психологических функций.

Насилие в семье— применение силы либо различно­го рода угроз по отношению к членам семьи. Н. в с. отра­жает ее общее неблагополучие и нарушения в ценностно-нормативной сфере образующих ее индивидов.

Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По современному праву Н. — лица, не достигшие 16 лет. Нетрудоспособность — определенное состояние здоро­вья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудо­вые функции либо не способен к трудовой деятельности.

Нищета — 1) крайняя бедность; 2) (перен.) убожество (чувств, мыслей), упадок духа. Нонконформизм — 1) стремление во что бы то ни ста-. ло противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеоло­гии и общественно-политическому строю.

Образование— система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависи­мости от объема и характера знаний различают началь­ное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естествен­нонаучное, социальное. О. социальное — одно из на­правлений профессионального образования, где готовят­ся кадры социальных работников.

Общественныеработы — общедоступные временные работы, которые, как правило, не требуют профессиональ­ного обучения работников и обладают социальной полез­ностью.

Общность социальная — совокупность людей, характеризующаяся устойчивыми связями и отношения­ми и обладающая рядом специфических признаков, при­дающих ей неповторимое своеобразие. Это может быть род, племя, семья, община, народность, нация.

Одиночество— социально-психологическое состояние, характеризующееся недостатком или отсутствием соци­альных контактов. Это форма самосознания. Большое влияние на расширение О. оказывает возросшая брачно-семейная динамика, деперсонализация больших городов, укрепление начал индивидуализма. О. — трудное состоя­ние человека, кризис внутреннего «Я». Существуют четыре измерения О.: космическое, культурное, социальное и межличностное. Проблема О. является одной из важней­ших проблем теории и практики социальной работы. Опекун — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функ­ции опеки.

Основныеподходы в социальной работе —

1. Инди­видуальная психотерапия, центральным моментом кото­рой является способность в каждом конкретном случае произвести оценку, поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи.

2.Диагностический п. Для него характерен акцент на установлении точного диагноза и последующем лечении.

3.Функциональный га., основой которого является же­лание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи.

4.Социально-психологический п., который должен стро­иться на ряде принципов:

 

• социальный работник должен принимать своего клиента таким, каков он есть, проявляя к нему инте­рес и уважение;

• в центре внимания должны быть потребности клиента;

» понимание клиента должно быть научно обоснован­ным и объективным;

• социальный работник должен уважать право кли­ента на принятие собственного решения.

Патронаж — вид социального обслуживания, преиму­щественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными (и другими) работниками, оказании им необходимой эко­номической, материально-бытовой, лечебно-профилакти­ческой помощи и т. д.

Пенсионеры — граждане, реализующие свое право на денежное обеспечение, установленное действующим пен­сионным законодательством и Конституцией РФ. Пенсионный возраст определен для мужчин 60 лет, для жен­щин — 55 лет. Также 17. являются: инвалиды; нетрудо­способные члены семьи умершего, состоявшие на его иж­дивении; лица, ухаживающие за детьми, братьями, сест­рами или внуками умершего кормильца, если они не достигли 14 лет; некоторые категории работников, про­должительное время вьшолнявших определенную деятель­ность в соответствии со своей профессией; лица, прохо­дившие военную службу в органах внутренних дел, их семьи. П. трудоспособные — граждане, получающие пен­сию и в то же время продолжающие трудовую деятель­ность.

Пожилые люди — люди старше 60 лет. Всемирной орга­низацией здравоохранения возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 89 лет — старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей. Термин «П.л.» часто исполь­зуется как синоним понятия «престарелые люди». П.л. испытывают определенные психофизические ограничения и нуждаются во всесторонней помощи и поддержке, осо­бенно больные и одинокие. Их потребности удовлетворя­ются в центрах социального обслуживания, в том числе отделениях социальной помощи на дому, отделениях сроч­ной социальной помощи, медико-социальных отделениях, отделениях дневного пребывания, в стационарных пан­сионатах для престарелых и т. д.

Позиция социальная — 1) место, которое занимает че­ловек в системе социально-классовых отношений, в со­циальной структуре общества, иначе говоря, социальное положение; 2) осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности.

Успех социальной работы и в целом социальной деятельности во многом определяется тем, насколько учи­тывается П.с. людей, в том числе клиентов социальных служб.

Полис страховой — документ (как правило, именной), удостоверяющий заключение договора личного или имущественного страхования и (или) его условия. Выда­ется страховщиком страхователю.

Политика социальная — деятельность государства и его институтов, органов местного самоуправления, учреж­дений всех форм собственности, общественных и религи­озных организаций, граждан по развитию и управлению социальной сферой общества. Цель П.с. — создание усло­вий для удовлетворения социальных потребностей и ин­тересов людей, поддержки, защиты, коррекции и реа­билитации отдельных граждан и социальных групп.

Попечительство — одно из основных направлений со­циальной работы в целом; правовая форма защиты личнос­ти и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выпол­нять свои обязанности; в) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спир­тными напитками или наркотическими веществами.

Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ус­тройство детей в приемную семью, и т. д.

Потребительская корзина — минимальный набор про­дуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обес­печения его жизнедеятельности.

Право социальное — 1) отрасль права, регламентиру­ющая нормы социальной защиты людей; 2) дисциплина специальности «Социальная работа», призванная дать студентам (слушателям) знания о нормах семейного, тру­дового, жилищного законодательства, регулирующих ох­рану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающих их социальную защиту; о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебные заведения, о других проблемах защиты людей.

Правовая защита — деятельность государства, направ­ленная на обеспечение реализации гражданами своих прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и законодатель­ством.

Правоспособность — возможность гражданина быть субъектом права, иметь гражданские права (избирать и быть избранным в органы государственной власти, бес­платно обучаться за счет государства, иметь личную соб­ственность и т. д.) и обязанности. Возникает с момента рождения гражданина и исчезает с его смертью.

Предмет, объект и технология социальной работы — предметом теории и практики социальной работы яв­ляются система закономерностей, принципов и концеп­ций, выражающих основные тенденции функционирова­ния системы социальной защиты и социальной помощи. Объектом социальной работы выступают слабозащищен-ные слои населения. Под техникой социальной работы понимаются приемы и методы профилактики, диагностики и лечения социальных болезней.

Приют — благотворительное учреждение, дающее об­разование и воспитание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инва­лидам и убогим.

Прожиточный минимум — совокупность материаль­ных благ и финансовых средств в конкретном обществе, государстве для выживания и воспроизводства индивида или данной социальной группы.

Профессиональная консультация — научно-органи­зованное информирование о профессиях, предназначен­ное главным образом для молодежи, оканчивающей об­щеобразовательную школу, в целях практической помо­щи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества.

Профессия — род трудовой деятельности (.или заня­тий) человека, обладающего для этого необходимыми спе­циальными теоретическими знаниями и практическими навыками.

Профилактика [греч. prophylaktikos — предохранитель­ный] — система государственных, социальных, гигиеничес­ких и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни.

Реабилитация [от позднелат. — rehabilitatio — восста­новление].

1) Юридическое восстановление в правах. По россий­скому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по пригово­ру суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пе­ресмотре дела, постановление (определение) о прекраще­нии уголовного дела за отсутствием состава преступле­ния или за недоказанностью участия в совершении пре­ступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс

медицинских, психологических, педагогических, техни­ческих, профессиональных мер, направленных на вос­становление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, тех­ническая, профессиональная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (пострадавшего). Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

Реабилитация инвалидов — процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Риск социальный — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социаль­но неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей.

Рынок труда — процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.

Самоубийство (суицид) — свободное и намеренное прекращение своей жизни. При С. человек имеет цель и мотив, который побуждает его к действию. Причина С. — неразрешенный конфликт личности с окружением и пси­хосоциальная дезадаптация. Различают истинные С. и демонстративно-шантажные; С. в виде мести, избегания, призыва, самонаказания, отказа от жизни как таковой. К суицидальному поведению относятся: антивитальные переживания; пассивные С. мысли; С. замыслы; С. намере­ния; С. попытка, имеющая две фазы: обратимую и необра­тимую. Наиболее склонны к суицидальному поведению подростки и старики. Существуют четыре типа постсуици­дальных состояний: 1) критический; 2) манипулятивный; 3) аналитический; 4) суицидально-фиксированный.

Семья — социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, об­разцами поведения, правами и обязанностями, регулиру­ющими отношения между супругами, родителями и деть­ми. Различают: простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей). С, в которой дети живут с одним из родителей, называ­ется неполной. Трех или более поколенные С, объединя­ющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, много­детные, С. малообеспеченная — уровень доходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С, которая не соответствует свое­му назначению и не вьшолняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздействию негативных соци­альных факторов, тесно взаимодействует с группами со­циального риска.

Сиротство — социальное понятие, которое показыва­ет положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оста­ваться в таком окружении, имеет право на защиту и по­мощь со стороны государства.

Смертность — демографический показатель, характери­зующий состояние здоровья различных групп населения (количество смертей на 1 тыс. населения за год): террито­риальных, половозрастных, социальных и др.

Уровень С. зависит от взаимодействия различных фак­торов (географических, социально-экономических, куль­турно-исторических, социально-психологических и др.). Среди них главным является социально-экономический, он выражается в уровне благосостояния, образования, питания, в жилищных условиях, санитарно-гигиеничес­ком состоянии населенных мест и качестве здравоохра­нения. Действием именно этого фактора объясняется по­вышенная С. населения, превышение С. над рождаемос­тью, уменьшение численности населения страны.

Социализация [от лат. socialis — общественный] — про­цесс становления личности, усвоения индивидом ценнос­тей, норм, установок, образцов поведения, присущих дан­ному обществу, социальной группе.

Социальная работа — профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологи­ческих и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, без­работицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и др.).

Социальная сфера — относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются мно­гообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг.

Социальное обслуживание — социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, абилитацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на С. о.

Социальноестрахование — одна из организационно-правовых форм социального обеспечения, представляю­щая собой систему государственной и общественной под­держки населения в денежной и материальной форме. Осуществляется за счет специальных внебюджетных фон­дов.

Социальные гарантии— условия и средства, обеспе­чивающие беспрепятственную реализацию и охрану кон­ституционных прав и свобод граждан. Формирование си­стемы С. г. напрямую связано с совершенствованием за­конодательной базы.

Социальные льготы— полное или частичное освобож­дение отдельной категории граждан от выполнения уста­новленных законом норм или облегчение условий их выполнения. Устанавливаются законом и действуют в сфере налогообложения, здравоохранения, обеспечения жиль­ем, и др.

Социальные службы — совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих со­циальную работу по обслуживанию населения, оказыва­ющих населению социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложную ситуацию.

Система С.с. включает в себя государственную, негосудар­ственную и муниципальную (местную) службы. К государст­венной С.с. относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социаль­ной защиты населения, министерств и ведомств Российс­кой Федерации, к компетенции которых отнесена функ­ция социальной помощи населению. К негосударственной — учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, рели­гиозными и другими организациями и частными лицами. К муниципальной С.с. относятся учреждения и предприя­тия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Социальный педагог— работник социальной сферы, спе­циализирующийся на работе с детьми и родителями, взрос­лым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями, С. п. призван обеспечивать социально-психологическую поддержку про­цесса социализации детей и молодежи, оказывать психо­лого-педагогическую помощь семье, различным воспита­тельным учреждениям, выполнять роль посредника, свя­зующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать помощь подросткам в период их социального и професси­онального становления, защищать их права. Возможна следующая специализация С. п.: организатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздо­ровительной работы по месту жительства, и т. д.

Социальный работник— человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.

Телефон доверия — служба экстренной психологичес­кой помощи и эмоциональной поддержки по телефону. Анонимно за помощью могут обращаться подростки, жертвы сексуального насилия, наркоманы и т. д. Выделяют два направления в развитии службы Т.д.: 1) профессио­нальная психологическая помощь; 2) эмоциональная поддержка и участие, оказываемые добровольцами-непро­фессионалами.

Уровень жизни — социально-экономическая катего­рия, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдель­ного региона), классов и социальных групп, семьи, инди­вида в смысле обеспеченности потребительскими блага­ми, характеризующимися преимущественно показателя­ми, абстрагированными от их качественного значения.

Усыновление (удочерение) — юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существу­ющим между кровными родителями и детьми. Усыновлен­ным может быть только несовершеннолетний. Соблюдение интересов детей является одним из главных условий У.

Филантропия[от греч. — человеколюбие] — благотво­рительная деятельность, оказание материальной помощи и покровительства неимущим, нуждающимся, как отдель­ными лицами, так и организациями. Ф, — совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным. Она может быть направ­лена также на поощрение и развитие каких-либо обще­ственно значимых форм деятельности. Филантропические организации и их деятельность занимают важное месте в общественном механизме современных государств. Ф. яви­лась одним из каналов общественной активности, фор­мирования и проявления доброты и нравственного само­воспитания.

Феминизм — движение в защиту прав женщин и за их освобождение, возникшее в эпоху буржуазных рево­люций во Франции, Англии и США. Ф. делят на старый иновый. Для старого Ф. (возник в XVIII в., особого расцве­та достиг в конце XIX в.) характерна узкая трактовка со­циального равенства женщины (лишь как правовое ра­венство). Он получил название суфражистского движения. Рост занятости женщин, получение ими избирательных прав (в Европе и США) привели к спаду феминистского движения. Новое движение оформилось только в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. под названием «неофеми­низм». В нем выделяют три основных направления: ли­берально-реформистское, социалистическое и радикальное. Существующее (наряду с названными) консервативное на­правление фактически является антифеминистским (идеа­лизирует семью и материнскую функцию женщин, отрица­ет наличие дискриминации их со стороны государства).

Ф. как движение выступает существенным фактором социальной защиты женщин, улучшения условий их жизнедеятельности, качественного изменения образа жизни женщины.

Экспертиза — научно-техническое исследование объек­тов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу. Производство включает в себя две стадии: не­посредственно само исследование и составление заключе­ния по результатам исследования.

Эмигранты [от лат. emigra — выселяюсь, переселяюсь] — граждане, добровольно или вынужденно покинувшие свою страну по политическим, экономическим, религиоз­ным и иным мотивам и поселившиеся в какой-либо дру­гой стране. Эмиграция не влечет автоматически утраты прежнего гражданства Э. Этот вопрос решается законода­тельством государства, гражданами которого они являются.

Этика (учение о морали, нравственности) — система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению друг к другу.

Этика профессиональная — система специфическихнравственных требований инорм поведения, обозначен­ных в кодексе данного специалиста.

Этикет(ярлык, этикетка) — совокупность правил по­ведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обраще­ния и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. — составная часть внешней культу­ры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое зна­чение определенная форма поведения.


Список рекомендуемой литературы

Основная

 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001.

2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. М. , 2007.

3. Правовые основы работы с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. А.С.Прудникова М., 2010.

4. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008.

5. Социология молодёжи. Учебник. Под ред. В.Т.Лисовского. С- Пб., 1996.

6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. П.Д.Павленка М., 2007.

7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2007

8. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Учебное пособие. М., 2009

 

Дополнительная

 

1. Андреева Л.А. Процесс рехристинианизации в секуляризованном российском обществе// СОЦИС. №10. 2008.

2. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика РФ и правовой механизм её реализации. Учебное пособие. М., 2008.

3. Бердюгина О.Н. Развитие волонтёрского движения6 опыт центра социального обслуживания. // Работник социальной службы. 2010. №1.

4. Большакова Н.А. Комплексная социальная реабилитация несовершеннолетних. // Социальная работа. 2010. № 6.

5. Бревнова М.А. Работа с семьёй: клубное дело. // Социальная работа. 2010. № 4.

6. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы.//СОЦИС. 2007 №2.

7. Волков Ю. Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М. ,1999.

8.Волков Ю.Г. Социология .Учебник для вузов. Р-н-Д , 2009.

9. Дорофеева З.Е. Незанятые в современной России. //СОЦИС. 2008.№2.

10. Закон РФ «Об Образовании».

11. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.В. Социология образования. Учебное пособие. М. , 2003.

12. Зенина О.И., Алдушина С.А. Психологическое сопровождение семьи. // Социальная работа. 2010. № 6.

13. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие. .М., 2006.

14. Кудринская Л.А. Теоретическая реконструкция феномена добровольческого труда и разработка концепции подхода к его исследованию. // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 1.

15. Лексин В.Н. Россия как светское государство: религиозные объединения в секулярном обществе. //МИР РОССИИ. 2009.№2.

16. Манукян Э.А. Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров помощи семье и детям. // Отечественный журнал социальной работы.2010. № 2.

17. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. М. ,2006.

18. Новикова Л.Ю. Социальная реабилитация несовершеннолетних. // Социальная работа. 2010. № 6.

19. Окладникова Е.А. Социология культуры. Учебное пособие. СПб ., 2008.

20. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. Р-н-Д., 2006.

21. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи как фактор социальных преобразований. // СОЦИС. 2008. №2.

22. Пыхтин С.И. Социальная работа с семьёй. // Социальная работа. 2010. № 5.

23. Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании. // СОЦИС. 2008.№3.

24. Ройтинг Матиас. Мобильная работа с молодёжью: практическое применение форм и принципов работы в Германии. // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 2.

25. Сазонтова А.В. Социальная технология социально-реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально-опасном положении. // Работник социальной службы. 2010. № 1.

26. Семёнов В.Е. Главные жизненные ценности современной молодёжи. // СОЦИС. 2007.№4.

27. Социология. Учебник для вузов. Под ред. П.Д.Павленка. М., 2002.

28. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. М, 2006.

29. Талько А. Социальное служение православной церкви. // Социальная работа. 2010. № 6.

30. Технологии социальной работы. Учебник. Под ред. Е.И.Холостовой. М. ,2002.

31. Топчий Л.В. Место и роль социального обслуживания в обеспечении благополучия семьи. // Социальное обслуживание. 2010. № 11.

32. Цымбалов И.П. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества. //Отечественный журнал социальной работы. 2010.№ 3.

33. Юдина О.Н. «Телефон доверия» как инструмент кризисной помощи семье и детям. // социальное обслуживание. 2020. № 2.

34. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная помощь. Конспект лекций. М., 2007

 


15 Приложения:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.