Критерии оценки экзамена по дисциплине
Предъявляемые к студентам требования в области квалификации и освоения профессиональных компетенций определяют степень освоения изучаемого практического и теоретического материала. Критерии оценки устанавливаются в зависимости от того, в какой форме – зачёт или экзамен – осуществляется контроль знаний студентов. При проведении экзамена возможные оценки знаний студентов – это «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «отлично» ставится, если студент: - правильно и полно отвечает на поставленные в билете вопросы; - правильно использует терминологию дисциплины; - свободно ориентируется в материале, в том числе выходящем за рамки билета; - правильно и полно отвечает на вопросы преподавателя; - умеет аргументировано обосновать свою позицию, умеет поддержать дискуссию; - владеет грамотной речью. Оценка «хорошо» ставится, если студент: - в целом правильно отвечает на поставленные в билете вопросы; - правильно использует терминологию; - в целом ориентируется в изученном материале; - пользуется правильной, терминологически насыщенной речью; - может дать ответы на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент: - недостаточно полно отвечает на оба вопроса билета; - с затруднение пользутся специальной терминологией; - не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя; - плохо ориентируется в материале, изученном в течение семестра. Оченка «неудовлетворительно» ставится, если студент: - не ответил ни на один вопрос, поставленный в билете; - не отвечает на дополнительные вопросы преподавателя; - не ориентируется в материале дисциплины; - не знает научной терминологии и не умеет её применять в ответе; - не владеет грамотной речью. В процессе преподавания дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» используется модульно-рейтинговая система оценки знаний. С учётом учебной активности студента и успешности промежуточной оценки усвоения материала, «автомат» - отлично может быть выставлен по результатам 1, 2, 3 тестов по модулям. Студентам заочного отделения экзамен – «автомат» не выставляется. Тезаурус
Алкоголизм — хроническое заболевание, вызванное систематическим употреблением спиртных налитков. Проявляется физиологической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, нервной системы и т. д. Алкоголизма профилактика— антиалкогольная пропаганда начиная с детского возраста,лицензирование продажи спиртных нйпитков, педагогическое просвещение детей и взрослых, предупреждение пьянства, ранняя диагностика А, адекватное его лечение, обязательно включающее психотерапию. Аномия [от фр. anomie — беззаконие, безнормность] — состояние общества, в котором большая часть его членов негативно или нейтрально относится к существующим ценностям и нормам. Термин ввел Э. Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и промышленного обществ. Теорию А разрабатывал также Р. Мертон, считая последнюю результатом несоответствия между культурно предписанными целями и институциональными средствами их достижения. В силу этого перед индивидами возникает необходимость приспособления к состоянию А посредством конформизма либо различных видов деви-антного поведения (новаторство, ритуализм, ретритизм, мятеж). Бедность — состояние, не позволяющее человеку или социально-демографической группе удовлетворять свои основные потребности. Как правило, является результатом несоответствия необходимых расходов и доходов, обеспечивающих прожиточный минимум. Бездомность — трактуется весьма широко: и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; проживание на чердаках и в подвалах, и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. Явление Б. присуще человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов. Безработица (незанятость) — отсутствие работы для трудоспособных. Б. тесно связана с понятием «занятость», которое значительно шире понятия «работа». Выделяют три основные формы Б.: текущую, скрытую застойную. К текущей Б. относят незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость). Скрытая (латентная) Б. — это избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т. д. Застойная форма Б. характерна, как правило, для люмпенизированных слоев (бомжей, тунеядцев и т. д.), т. е. людей, которые крайне нерегулярно работают. Биржа труда — учреждение, деятельность которого направлена на приспособление предложения на рынке труда к его спросу, осуществляющее посреднические операции между ищущими работу и работодателем. Б. т. занимается социальной защитой безработных, учетом незанятых рабочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда, профориентацией молодежи, выплатой пособий по безработице, и др. Благодеяние — общественно-нравственное действие, направленное на творение добра и бескорыстное служение людям. Благотворительность — безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями игосударством. Брак— семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. По процедуре брачной церемонии различают Б. гражданский и церковный, а также фактический (супружеские отношения не оформлены в установленном законом порядке. Возрастная структура населения— соотношение численности разных возрастных групп населения, которое создает базу для самых различных расчетов как демографического, так и социального, экономического характера. Зависит от уровня рождаемости и смертности. Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Воспитание половое — комплекс педагогических и медицинских воздействий на молодежь и подростков с целью развития у них положительных нравственных качеств в вопросах пола. Воспитание семейное — деятельность семьи, осуществляется родителями и старшими членами семьи» В. с. строится на эмоциональной основе, базируется на потребности любить других людей, быть добрым; направлено на создание всесторонне развитой личности, подготовку ее к общественной жизни. Гарантии социальные— материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе? отдельной стране. 21 с. распространяются прежде всего на право человека на жизнь, личную безопасность, на собственность и ее защищенность законом, на свободомыслие, свободу совести и др. До недавнего времени в нашей стране Г. с. охватывали также право на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь. В условиях формирования рыночных отношений Г. с. претерпевают изменения в направлении обоснования социально-гарантированного минимума для всех категорий населения, обоснования льгот и преимуществ отдельным группам граждан страны. Гигиена социальная — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на здоровье населения. Г. с. — комплексное изучение здоровья людей, организация, планирование, экономика и финансирование здравоохранения. Государственная политика в области занятости населения — деятельность государства по обеспечению прав граждан на труд, полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Данная политика направлена на: • обеспечение равных возможностей всем гражданам • поддержку трудовой и предпринимательской ини • соблюдение добровольности труда; • обеспечение социальной защиты в области занятости; • международное сотрудничество в решении проблем Группа социального риска— группа, объединяющая людей, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям и представляют угрозу жизни общества. Традиционные группы риска — это алкоголики, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, чей образ жизни можно охарактеризовать как проявление болезни общества. Государство социальное — демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу ипроводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малообеспеченных слоев населения, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов и т. д. Как реальность Г. с. имеет место далеко не во всех странах, хотя, например, Конституция Российской Федерации 1993 г. объявила Российское государство социальным. Это — лишь цель, намерение, возможное будущее. Нередко понятие Г. с. употребляется как синоним понятий «государство всеобщего благоденствия», «государство всеобщего благосостояния». Гражданин — лицо, принадлежащее к населению данного государства, пользующееся всеми правами, которые обеспечиваются законами данного государства, и исполняющее в соответствии с законами обязанности. Правовая принадлежность к населению государства обусловливает гражданство человека, в силу чего на него распространяются законы страны, совокупность прав и обязанностей, социальная защита личности со стороны государства. Гуманизм — 1) в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека считается критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — нормой отношений между людьми; 2) в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения. Г. — один из важнейших принципов социальной работы. Гуманитарная помощь — материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясении, воин и иных несчастии, постигших страну и ее граждан. Девиантноеть (отклоняющееся поведение) — определенные способы поведения, мышления, действования человека, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам и ценностям (например, преступность, проституция, самоубийство, наркомания). Однако Д. может выражаться и в более мягких несоответствиях общественным нормам, а именно, в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления, поведения. Предполагается, что позитивной девиация является в случае ее проявления в различных формах индивидуального и коллективного творчества. Депривация социальная — ощущение, осознание личностью или группой сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей. Диагностика социальная— комплексный процесс изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе сцелью выявления проблем функционирования и развития социальных объектов и процессов. В социальной работе Д. с. — это изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними. Законы социальные— устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся отношения между явлениями социальной сферы. Занятостьнаселения — степень участия трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ иприносящая, как правило, им заработок. Защита психологическая — психологическая деятельность, которая направлена на устранение психофизического дискомфорта, который связан с внутренними или внешними переживаниями. Защита социальная — предоставление гражданам конституционных полномочий с целью защищать свои права и свободы. Эти полномочия закреплены Декларацией прав и свобод человека и гражданина и Конституцией РФ. Здоровье — это полное физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие каких-то болезней или физических недостатков. Здоровый образ жизни — это деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. Зрелость социальная — объективно необходимый этап развития личности, характеризуемый самостоятельным социальным положением человека. Находит свое конкретное выражение в реализации человеком гражданских прав и обязанностей, усвоении нравственных норм и ценностей класса, социальной группы, слоя, общества в целом, традиций и духовного богатства общества. 3. с. не единовременный акт, она наступает в процессе социального становления личности. Степень 3. с. человека, слоя, группы либо способствует, либо препятствует решению общественных, социальных проблем, в том числе реализации возможностей их социальной защищенности, социальной работы с ними. Иждивенец — человек, состоящий на чьем-либо иждивении. Иждивение — обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего и т. п.) средствами, необходимыми для существования. Иждивенчество — стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы. Иммигранты[от лат. immigrans — выселяющийся] — граждане одного государства, поселяющиеся на постоянное место жительства или на длительное время на территории другого государства. Иммиграция вызывается главным образом причинами политического и экономического характера. Инвалидность— состояние человека, когда он не может самостоятельно обеспечить (полностью или частично) потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка (врожденного или приобретенного) его физических или умственных способностей. Институт социальный— устойчивые сложившиеся исторические формы организации совместной деятельности людей. Общество представляет собойсистему социальных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений. Инфантилизм социальный— отставание социального взросления молодежи отбиологического. Свидетельствует онарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. Их. заключается в нежелании определенной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся функциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обзавестись семьей, и т. д. Затрудняет решение социальных проблем, в том числе проблем социальной работы. Информационное общество — в западной социологии и футурологии концепция, согласно которой основным фактором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации (компьютеры и микроэлектроника, коммуникационно -вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных и т. д.); разновидность теории постиндустриального общества. Инфраструктура социальная — комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики, обслуживающих социальную (непроизводственную) сферу. Исследование социальное — совокупность теоретических и методических процедур, направленных на изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества. В разработке программы И. с. обосновываются выбор объекта, задачи исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации и научной интерпретации его резервов. Качество жизни— социальный показатель, характеризующий положение человека в различных социальных системах и степень его социальной свободы. Наиболее полно раскрывается в сопоставлении с количественными показателями (уровня жизни, жизненного уклада, социальных норм, стандартов и т. д.). Коммуникативная профессиограмма социального работника— ряд характеристик, составляющих профессиональный портрет специалиста с точки зрения владения им коммуникативной техникой, что является одним из главных показателей профессиональной пригодности. Коммуникативная техника социальной работы — способ межличностного общения, используемый для достижения социальной общности при сохранении индивидуальных качеств каждого из ее элементов. Коммуникация — передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию К. представляет собой обмен информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; канал — средство передачи информации; получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. Консультирование социальное — особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Выделяют следующие направления К. с: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социально-инновационное и др. Организация К. с. включает в себя региональные центры социального консультирования и специализированные службы (службы семейной консультации, супружеской консультации, психологической помощи и консультирования, телефон доверия, службы К. с. в медицинских учреждениях и общественных организациях). Контроль социальный [фр. controle — проверка] — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Различают К. с. внешний — совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций. К. с. внутренний (самоконтроль) — ценности, нормы, ролевые ожидания, интернализованные индивидом в процессе социализации. Конфликт социальный — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов. Выделяют конфликты международные — между нациями, государствами; конфликты классов, социальных групп и слоев Культура [от лат. cultura — возделывание, обработка; в дальнейшем — развитие, образование, воспитание] — совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), нашедших выражение в знаниях, искусстве, веровании, различных материальных носителях и пр. Различают культуру материальную (здания, книги, культовые предметы, предметы быта и т. д.) и духовную (музыка, научные открытия, религиозные учения и т. д.). Личность — 1) человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность социального работника. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник может, используя свои знания и опыт, узаконенные полномочия (должность), статус (права) и репутацию (мнение о достоинствах и недостатках человека), харизматические данные (наделенность исключительными качествами, талантом) и личную привлекательность. Особенно важен высокий интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Социальному работнику присущи следующие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность. Льгота — предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т. д. Маргинальность — состояние групп людей или личностей, которые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в пограничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами. Материнство — биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления М. Биологическое и юридическое М. могут не совпадать (например, при усыновлении или в случае «многочисленного материнства» в традиционных племенных или малоразвитых аграрно-промыш-ленных обществах). М., будучи составной частью социального института родительства, влияет на функционирование семьи как малой социально-психологической группы. Основные функции М. — репродуктивная и воспитательная. М. как социальный институт занимает довольно большое место в деятельности социальных работников, различных социальных служб современного общества. Менеджмент в социальной работе — управление, осуществляемое в особой области социальной деятельности — социальной работе, которая направлена на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Менталитет — особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т. п. Меценатство — 1) (Maecenas) меценат в Древнем Риме — приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Богатый покровитель поэтов, искусства вообще, его покровительство сделало имя Меценат нарицательным; 2) [лат. имя нарицательное] — добровольные пожертвования богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его ярких представителей (актеров, поэтов, художников и т. д.). Мигранты [от лат. migratio — переселяющийся] — лица, покинувшие места постоянного проживания для постоянного или временного переселения в другие регионы страны или за ее пределы. Причинами распространения в стране такого явления, как беженцы, являются войны, межнациональные конфликты, экологические катастрофы, стихийные бедствия. Милосердие — нравственная характеристика, предполагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся. Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, социального положения и обусловленных тем и другим социально-психических свойств, которые определяются общественным строем, культурой и закономерностями социализации. Возрастные границы — от 16—17 до 25—30 лет. Молодежь и занятость — проблема включения людей в возрасте от 16 до 30 лет в общественное производство. Моногамия (в социологии, истории) — историческая форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожительство одного мужчины с одной женщиной. Возникла из парного брака в эпоху разложения первобытного строя. Со временем стала господствующей формой брака. Морального поведения принципы (лат. — нравственный) — один из основных способов регуляции действий человека в обществе. М. п. п. — это законы и правила поведения человека, включающие поступки людей, основанные на моральных нормах, оценках, традициях, санкциях и образцах поведения, которые приняты и существуют в обществе. Наркомания[от греч. narke — сон, оцепенение и mania — страсть, безумие] — болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон, и приводящая к тяжелым нарушениям физических и психологических функций. Насилие в семье— применение силы либо различного рода угроз по отношению к членам семьи. Н. в с. отражает ее общее неблагополучие и нарушения в ценностно-нормативной сфере образующих ее индивидов. Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По современному праву Н. — лица, не достигшие 16 лет. Нетрудоспособность — определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности. Нищета — 1) крайняя бедность; 2) (перен.) убожество (чувств, мыслей), упадок духа. Нонконформизм — 1) стремление во что бы то ни ста-. ло противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю. Образование— система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников. Общественныеработы — общедоступные временные работы, которые, как правило, не требуют профессионального обучения работников и обладают социальной полезностью. Общность социальная — совокупность людей, характеризующаяся устойчивыми связями и отношениями и обладающая рядом специфических признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Это может быть род, племя, семья, община, народность, нация. Одиночество— социально-психологическое состояние, характеризующееся недостатком или отсутствием социальных контактов. Это форма самосознания. Большое влияние на расширение О. оказывает возросшая брачно-семейная динамика, деперсонализация больших городов, укрепление начал индивидуализма. О. — трудное состояние человека, кризис внутреннего «Я». Существуют четыре измерения О.: космическое, культурное, социальное и межличностное. Проблема О. является одной из важнейших проблем теории и практики социальной работы. Опекун — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки. Основныеподходы в социальной работе — 1. Индивидуальная психотерапия, центральным моментом которой является способность в каждом конкретном случае произвести оценку, поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. 2.Диагностический п. Для него характерен акцент на установлении точного диагноза и последующем лечении. 3.Функциональный га., основой которого является желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. 4.Социально-психологический п., который должен строиться на ряде принципов:
• социальный работник должен принимать своего клиента таким, каков он есть, проявляя к нему интерес и уважение; • в центре внимания должны быть потребности клиента; » понимание клиента должно быть научно обоснованным и объективным; • социальный работник должен уважать право клиента на принятие собственного решения. Патронаж — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными (и другими) работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой, лечебно-профилактической помощи и т. д. Пенсионеры — граждане, реализующие свое право на денежное обеспечение, установленное действующим пенсионным законодательством и Конституцией РФ. Пенсионный возраст определен для мужчин 60 лет, для женщин — 55 лет. Также 17. являются: инвалиды; нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении; лица, ухаживающие за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, если они не достигли 14 лет; некоторые категории работников, продолжительное время вьшолнявших определенную деятельность в соответствии со своей профессией; лица, проходившие военную службу в органах внутренних дел, их семьи. П. трудоспособные — граждане, получающие пенсию и в то же время продолжающие трудовую деятельность. Пожилые люди — люди старше 60 лет. Всемирной организацией здравоохранения возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 89 лет — старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей. Термин «П.л.» часто используется как синоним понятия «престарелые люди». П.л. испытывают определенные психофизические ограничения и нуждаются во всесторонней помощи и поддержке, особенно больные и одинокие. Их потребности удовлетворяются в центрах социального обслуживания, в том числе отделениях социальной помощи на дому, отделениях срочной социальной помощи, медико-социальных отделениях, отделениях дневного пребывания, в стационарных пансионатах для престарелых и т. д. Позиция социальная — 1) место, которое занимает человек в системе социально-классовых отношений, в социальной структуре общества, иначе говоря, социальное положение; 2) осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности. Успех социальной работы и в целом социальной деятельности во многом определяется тем, насколько учитывается П.с. людей, в том числе клиентов социальных служб. Полис страховой — документ (как правило, именной), удостоверяющий заключение договора личного или имущественного страхования и (или) его условия. Выдается страховщиком страхователю. Политика социальная — деятельность государства и его институтов, органов местного самоуправления, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, граждан по развитию и управлению социальной сферой общества. Цель П.с. — создание условий для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, поддержки, защиты, коррекции и реабилитации отдельных граждан и социальных групп. Попечительство — одно из основных направлений социальной работы в целом; правовая форма защиты личности и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; в) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, устройство детей в приемную семью, и т. д. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Право социальное — 1) отрасль права, регламентирующая нормы социальной защиты людей; 2) дисциплина специальности «Социальная работа», призванная дать студентам (слушателям) знания о нормах семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующих охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающих их социальную защиту; о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебные заведения, о других проблемах защиты людей. Правовая защита — деятельность государства, направленная на обеспечение реализации гражданами своих прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и законодательством. Правоспособность — возможность гражданина быть субъектом права, иметь гражданские права (избирать и быть избранным в органы государственной власти, бесплатно обучаться за счет государства, иметь личную собственность и т. д.) и обязанности. Возникает с момента рождения гражданина и исчезает с его смертью. Предмет, объект и технология социальной работы — предметом теории и практики социальной работы являются система закономерностей, принципов и концепций, выражающих основные тенденции функционирования системы социальной защиты и социальной помощи. Объектом социальной работы выступают слабозащищен-ные слои населения. Под техникой социальной работы понимаются приемы и методы профилактики, диагностики и лечения социальных болезней. Приют — благотворительное учреждение, дающее образование и воспитание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам и убогим. Прожиточный минимум — совокупность материальных благ и финансовых средств в конкретном обществе, государстве для выживания и воспроизводства индивида или данной социальной группы. Профессиональная консультация — научно-организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профессия — род трудовой деятельности (.или занятий) человека, обладающего для этого необходимыми специальными теоретическими знаниями и практическими навыками. Профилактика [греч. prophylaktikos — предохранительный] — система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни. Реабилитация [от позднелат. — rehabilitatio — восстановление]. 1) Юридическое восстановление в правах. По российскому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (пострадавшего). Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества. Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Риск социальный — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей. Рынок труда — процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения. Самоубийство (суицид) — свободное и намеренное прекращение своей жизни. При С. человек имеет цель и мотив, который побуждает его к действию. Причина С. — неразрешенный конфликт личности с окружением и психосоциальная дезадаптация. Различают истинные С. и демонстративно-шантажные; С. в виде мести, избегания, призыва, самонаказания, отказа от жизни как таковой. К суицидальному поведению относятся: антивитальные переживания; пассивные С. мысли; С. замыслы; С. намерения; С. попытка, имеющая две фазы: обратимую и необратимую. Наиболее склонны к суицидальному поведению подростки и старики. Существуют четыре типа постсуицидальных состояний: 1) критический; 2) манипулятивный; 3) аналитический; 4) суицидально-фиксированный. Семья — социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Различают: простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей). С, в которой дети живут с одним из родителей, называется неполной. Трех или более поколенные С, объединяющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, многодетные, С. малообеспеченная — уровень доходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С, которая не соответствует своему назначению и не вьшолняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска. Сиротство — социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. Смертность — демографический показатель, характеризующий состояние здоровья различных групп населения (количество смертей на 1 тыс. населения за год): территориальных, половозрастных, социальных и др. Уровень С. зависит от взаимодействия различных факторов (географических, социально-экономических, культурно-исторических, социально-психологических и др.). Среди них главным является социально-экономический, он выражается в уровне благосостояния, образования, питания, в жилищных условиях, санитарно-гигиеническом состоянии населенных мест и качестве здравоохранения. Действием именно этого фактора объясняется повышенная С. населения, превышение С. над рождаемостью, уменьшение численности населения страны. Социализация [от лат. socialis — общественный] — процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социальная работа — профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, безработицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и др.). Социальная сфера — относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальное обслуживание — социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, абилитацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на С. о. Социальноестрахование — одна из организационно-правовых форм социального обеспечения, представляющая собой систему государственной и общественной поддержки населения в денежной и материальной форме. Осуществляется за счет специальных внебюджетных фондов. Социальные гарантии— условия и средства, обеспечивающие беспрепятственную реализацию и охрану конституционных прав и свобод граждан. Формирование системы С. г. напрямую связано с совершенствованием законодательной базы. Социальные льготы— полное или частичное освобождение отдельной категории граждан от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. Устанавливаются законом и действуют в сфере налогообложения, здравоохранения, обеспечения жильем, и др. Социальные службы — совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложную ситуацию. Система С.с. включает в себя государственную, негосударственную и муниципальную (местную) службы. К государственной С.с. относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых отнесена функция социальной помощи населению. К негосударственной — учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. К муниципальной С.с. относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Социальный педагог— работник социальной сферы, специализирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями, С. п. призван обеспечивать социально-психологическую поддержку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать помощь подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права. Возможна следующая специализация С. п.: организатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, и т. д. Социальный работник— человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем. Телефон доверия — служба экстренной психологической помощи и эмоциональной поддержки по телефону. Анонимно за помощью могут обращаться подростки, жертвы сексуального насилия, наркоманы и т. д. Выделяют два направления в развитии службы Т.д.: 1) профессиональная психологическая помощь; 2) эмоциональная поддержка и участие, оказываемые добровольцами-непрофессионалами. Уровень жизни — социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно показателями, абстрагированными от их качественного значения. Усыновление (удочерение) — юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Соблюдение интересов детей является одним из главных условий У. Филантропия[от греч. — человеколюбие] — благотворительная деятельность, оказание материальной помощи и покровительства неимущим, нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Ф, — совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным. Она может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Филантропические организации и их деятельность занимают важное месте в общественном механизме современных государств. Ф. явилась одним из каналов общественной активности, формирования и проявления доброты и нравственного самовоспитания. Феминизм — движение в защиту прав женщин и за их освобождение, возникшее в эпоху буржуазных революций во Франции, Англии и США. Ф. делят на старый иновый. Для старого Ф. (возник в XVIII в., особого расцвета достиг в конце XIX в.) характерна узкая трактовка социального равенства женщины (лишь как правовое равенство). Он получил название суфражистского движения. Рост занятости женщин, получение ими избирательных прав (в Европе и США) привели к спаду феминистского движения. Новое движение оформилось только в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. под названием «неофеминизм». В нем выделяют три основных направления: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное. Существующее (наряду с названными) консервативное направление фактически является антифеминистским (идеализирует семью и материнскую функцию женщин, отрицает наличие дискриминации их со стороны государства). Ф. как движение выступает существенным фактором социальной защиты женщин, улучшения условий их жизнедеятельности, качественного изменения образа жизни женщины. Экспертиза — научно-техническое исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу. Производство включает в себя две стадии: непосредственно само исследование и составление заключения по результатам исследования. Эмигранты [от лат. emigra — выселяюсь, переселяюсь] — граждане, добровольно или вынужденно покинувшие свою страну по политическим, экономическим, религиозным и иным мотивам и поселившиеся в какой-либо другой стране. Эмиграция не влечет автоматически утраты прежнего гражданства Э. Этот вопрос решается законодательством государства, гражданами которого они являются. Этика (учение о морали, нравственности) — система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению друг к другу. Этика профессиональная — система специфическихнравственных требований инорм поведения, обозначенных в кодексе данного специалиста. Этикет(ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. — составная часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Список рекомендуемой литературы Основная
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодёжи. Учебное пособие. Р-н-Д., 2001. 2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие. М. , 2007. 3. Правовые основы работы с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. А.С.Прудникова М., 2010. 4. Социальная работа с молодёжью. Учебное пособие. Под ред. Н.Ф.Басова. М., 2008. 5. Социология молодёжи. Учебник. Под ред. В.Т.Лисовского. С- Пб., 1996. 6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Учебное пособие. Под ред. П.Д.Павленка М., 2007. 7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М., 2007 8. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Учебное пособие. М., 2009
Дополнительная
1. Андреева Л.А. Процесс рехристинианизации в секуляризованном российском обществе// СОЦИС. №10. 2008. 2. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика РФ и правовой механизм её реализации. Учебное пособие. М., 2008. 3. Бердюгина О.Н. Развитие волонтёрского движения6 опыт центра социального обслуживания. // Работник социальной службы. 2010. №1. 4. Большакова Н.А. Комплексная социальная реабилитация несовершеннолетних. // Социальная работа. 2010. № 6. 5. Бревнова М.А. Работа с семьёй: клубное дело. // Социальная работа. 2010. № 4. 6. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы.//СОЦИС. 2007 №2. 7. Волков Ю. Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М. ,1999. 8.Волков Ю.Г. Социология .Учебник для вузов. Р-н-Д , 2009. 9. Дорофеева З.Е. Незанятые в современной России. //СОЦИС. 2008.№2. 10. Закон РФ «Об Образовании». 11. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.В. Социология образования. Учебное пособие. М. , 2003. 12. Зенина О.И., Алдушина С.А. Психологическое сопровождение семьи. // Социальная работа. 2010. № 6. 13. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие. .М., 2006. 14. Кудринская Л.А. Теоретическая реконструкция феномена добровольческого труда и разработка концепции подхода к его исследованию. // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 1. 15. Лексин В.Н. Россия как светское государство: религиозные объединения в секулярном обществе. //МИР РОССИИ. 2009.№2. 16. Манукян Э.А. Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров помощи семье и детям. // Отечественный журнал социальной работы.2010. № 2. 17. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. М. ,2006. 18. Новикова Л.Ю. Социальная реабилитация несовершеннолетних. // Социальная работа. 2010. № 6. 19. Окладникова Е.А. Социология культуры. Учебное пособие. СПб ., 2008. 20. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. Р-н-Д., 2006. 21. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодёжи как фактор социальных преобразований. // СОЦИС. 2008. №2. 22. Пыхтин С.И. Социальная работа с семьёй. // Социальная работа. 2010. № 5. 23. Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании. // СОЦИС. 2008.№3. 24. Ройтинг Матиас. Мобильная работа с молодёжью: практическое применение форм и принципов работы в Германии. // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 2. 25. Сазонтова А.В. Социальная технология социально-реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально-опасном положении. // Работник социальной службы. 2010. № 1. 26. Семёнов В.Е. Главные жизненные ценности современной молодёжи. // СОЦИС. 2007.№4. 27. Социология. Учебник для вузов. Под ред. П.Д.Павленка. М., 2002. 28. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. М, 2006. 29. Талько А. Социальное служение православной церкви. // Социальная работа. 2010. № 6. 30. Технологии социальной работы. Учебник. Под ред. Е.И.Холостовой. М. ,2002. 31. Топчий Л.В. Место и роль социального обслуживания в обеспечении благополучия семьи. // Социальное обслуживание. 2010. № 11. 32. Цымбалов И.П. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества. //Отечественный журнал социальной работы. 2010.№ 3. 33. Юдина О.Н. «Телефон доверия» как инструмент кризисной помощи семье и детям. // социальное обслуживание. 2020. № 2. 34. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная помощь. Конспект лекций. М., 2007
15 Приложения:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|