Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональное самоопределение



Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий.

Это процесс, имеющий целостность, направленность, преемственность, предпо­лагающий зависимость будущего от прошлого и настоящего, а также резуль­тат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самооп­ределение.

Не углубляясь в философию, самоопределение личности можно определить как осознание своего отношения к миру, утверждение своей по­зиции в нем.

Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. Были времена, когда человеку таких задач решать не приходи­лось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов:

1. освящённый (духовенство),

2. служивый (военная и государственная служба),

3. торговый (купцы, их еще называли гостями) и

4. земледельный (кре­стьяне).

Кто в каком сословии родился, такое занятие и получал, чтобы «бо­жьи люди и государевы... в своем уставе и в царском повелении твердо и не­поколебимо стояли» — так гласил «крепостной устав», которому следовали в России до конца XVII в.

В течение XVII-XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические факторы. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям.

Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняш­ней российской действительности делают задачу выбора профессии осо­бенно сложной. Обостряет проблему (особенно в малых городах) сокраще­ние количества государственных предприятий, вынуждающее переносить поиск работы в частный сектор экономики. В этих условиях важна подго­товка не столько к труду вообще, как это было раньше, сколько к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной об­становкой в стране.

Да, очень не просто сделать выбор сразу и на всю жизнь. Может быть, в 14-15 лет сделать его окончательно еще не представляется возмож­ным.

А вот задуматься всегда полезно.

Оглянитесь вокруг.

*Как живут ваши близкие, друзья?

*Какие у них проблемы?

*Чем вы могли бы помочь им сегодня или в будущем?

*Подумайте о своих родителях, учителях. Часто ли вы конфликтовали с ними?

*В чем помогали им?

*Советовались ли с ними?

*Хотите ли вы жить, как они?

Подумайте о России.

*Насколько сложны проблемы, стоящие перед страной?

*Могут ли пригодиться ей ваши силы и способности?

Всмотритесь в себя.

*Кто вы есть?

*Что для вас важно?

*Чего вы хоти­те от жизни?

*Кем и каким представляете вы себя в будущем?

 

 

Дорогой друг!

Работа с «Дневником» в процессе изучения курса «Человек — труд — профессия» позволит Вам взглянуть на себя по-новому, познать и оце­нить свои индивидуальные особенности и внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профес­сиональной карьере и успешно ее осуществить.

Основная цель курса «Человек — труд — профессия» заключается в том, чтобы развивать у школьников способность профессионального выбора профессии, сформировать умения и навыки самоанализа, помочь овладеть способами анализа профессий, определить путем проб свои индивидуальные возможности выполнения основных типов профессиональной деятельности.

К интегративным показателям способности к выбору профессии относятся:

Ø умение соотнести «образ Я» с образом профессии;

Ø обоснованность подходов к принятию решения о профессиональном выборе;

Ø уровень личностного профессионального самоопределения;

Ø наличие программы самовоспитания и саморазвития в целях подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Основная идея нового курса — в актуализации и развитии потенциальных возможностей школьников, обеспечивающих успешность их профессионального самоопределения.

«Дневник выбора профессии» является органической частью курса, интегрирующей другие его составляющие:

Ø когнитивную (познавательную),

Ø эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда),

Ø регуляторную (приобретение опыта путем профессиональных проб, способствующего выявлению и формированию профессионально важных качеств).

Изучая курс, Вы выполняете различные диагностические процедуры, связанные с изучаемыми темами, самостоятельно оцениваете достигнутый Вами уровень способности выбора профессии и фиксируете полученные данные в «Дневнике», что в свою очередь позволяет Вам наметить программу действий по развитию недостающих качеств, необходимых для успешной профессиональной карьеры.

С целью формирования адекватной самооценки исследование каждой психологической характеристики проводится дважды — до овладения соответствующей методикой и после получения знаний и умений работы с ней с фиксацией в обоих случаях данных в «Дневнике», которые сравниваются.

Предлагается перечень заданий, а также комплект диагностических методик (Приложения). При оценке своих личностных качеств, исходя из опыта, в помощь Вам приводятся рисунки и диаграммы.

Результаты выполнения специальных процедур, представленных в приложениях, заносятся Вами в соответствующие таблицы «Дневника». В результате Вы получаете свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации с учителем (профконсультантом).

По каждой теме курса, связанной с выполнением определенных диагностических процедур, в программе сделаны необходимые указания.

«Дневник» хранится у школьника. Вы можете обращаться к нему как на уроках, так и в свободное время с тем, чтобы убедиться в правильности оценки своих особенностей, посоветоваться с учителем, родителями, внести коррективы, подвести итоги в продвижении к цели — выбору профессии. «Дневник» также может использоваться в ходе индивидуальной и групповой профессиональных консультаций.

В целом работа с «Дневником» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам, профессий, что чрезвычайно важно в условиях рынка труда для обеспечения социальной защиты.

Почти все задания «Дневника» представлены в двух вариантах (А и Б). Исключение составляет задание 4,7.

Ø В варианте А предлагается оценивать себя по определенным признакам на основе личного опыта, представлений, впечатлений.

Ø В варианте Б оценивать себя по тем же признакам, но уже после объяснения соответствующей темы учителем и с помощью специальных научных методик (тестов).

Сравните результаты обоих вариантов. Задумайтесь, почему эти результаты иногда различаются. Что нового Вы узнали о себе после выполнения варианта Б заданий? Как это помогает Вам в выборе и подготовке к будущей профессии?

Счастливого пути в поиске своего призвания!

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.