Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональные интересы, склонности и способности



Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Интерес заставляет действовать в опреде­ленном направлении, выступая мотивом деятельности. Профессиональный интерес— эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побужде­ние. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес (схема 24, рис. 100).

Схема 24

[ ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ

У ~~ У

Хочу знать Хочу сделать

 

 

Рис. 100. Различие в проявлении интересов и склонностей

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Прове­рить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельно­сти. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлече­ния, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

 

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспе­чивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит ско­рость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, уме­ний и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к ус­пешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это — способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, пова­ра, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в па­мяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творче­ских профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не ка­кой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способно­стей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как лич­ность (схема 25).

Схема 25. Виды способностей

^^ Способности --^^

Общие Специальные

V V

Интеллект, Педагогические, спортивные,
работоспособность, технические, математические,
целеустремленность и др. художественные, организаторские,
' литературно-лингвистические и др.

В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).

Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)

Литературные Творческое воображение и мышление; хорошо развитая

речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетиче­ских чувств; языковое чутье

Технические Интерес к технике, техническому творчеству; стремление

работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психо­логии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов;

легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление

Педагогические Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления; свойст­ва зрительной памяти, способствующие созданию и сохране­нию ярких образов; развитие эстетических чувств, проявля­ющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упор­ные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способно­стей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениаль­ность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятель­ности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности. Интернет-ресурсы по данной теме:

• http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопро­са): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответ­ствующую сферу деятельности.

Практическая работа

Задание 1. Определите свои склонности, выполнив задания теста «Диф­ференциально-диагностический опросник» (ДДО). Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей — а или 5, что бы вы предпочли? Выпиши­те на листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствую­щим знаком:

«+», если указанная деятельность вам нравится; «+ +» или «+ + +», если очень нравится; «—» , если данная деятельность вам не нравится;

« » или « », если очень не нравится.

Например: За + +; 35 — ... и т. д.

Таблица 20. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Вариант 1 Вариант 2

1 2 3

1 а. Ухаживать за животными или 1 б. Обслуживать машины, приборы

(следить, регулировать)

2а. Помогать больным или 25. Составлять таблицы, схемы,

программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных или 36. Следить за состоянием, разви-
иллюстраций, плакатов, художе- тием растений

ственных открыток, грампластинок

4а. Обрабатывать материалы (дере- или 46. Доводить товары до потребите-
во, ткань, металл, пластмассу и т. п.) ля, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные или 55. Обсуждать художественные
книги, статьи книги (или пьесы, концерты)


Продолжение таблицы 20

1 2 3

бег. Выращивать молодняк (живот- или 66. Тренировать товарищей (или
ных какой-либо породы) младших) в выполнении каких-либо

действий (трудовых, учебных, спор­тивных)

7о. Копировать рисунки, изображе- или 76. Управлять каким-либо грузо-
ния (или настраивать музыкальные вым (подъемным или транспорт-

инструменты) ным) средством — подъемным кра-

ном, трактором, тепловозом и др.

8о. Сообщать, разъяснять людям или 86. Художественно оформлять вы-
нужные им сведения (в справочном ставки, витрины (или участвовать

бюро, на экскурсии и т. п.) в подготовке концертов)

9о. Ремонтировать вещи, изделия или 96. Искать и исправлять ошибки
(одежду, технику), жилище в текстах, таблицах, рисунках

Юо. Лечить животных или 106. Выполнять вычисления, расчеты

11 а. Выводить новые сорта или 11 6. Конструировать, проектиро-

растений вать новые виды промышленных из-

делий (машины, одежду, дома, про­дукты питания и т. п.)

12а Разбирать споры, ссоры меж- или 126. Разбираться в чертежах, схе-
ду людьми, убеждать, разъяснять, мах, таблицах (проверять, уточнять,

наказывать, поощрять приводить в порядок)

13сг. Наблюдать, изучать работу или 136. Наблюдать, изучать жизнь

кружков художественной самодея- микробов

тельности

14а Обслуживать, налаживать ме- или 146. Оказывать людям медицин-
дицинские приборы, аппараты скую помощь при ранениях, уши-

бах, ожогах

15о. Художественно описывать, или 156. Составлять точные описания-
изображать события (наблюдаемые отчеты о наблюдаемых явлениях,

и представляемые) событиях, измеряемых объектах

16о. Делать лабораторные анализы или 166. Принимать, осматривать боль-
в больнице ных, беседовать с ними, назначать

лечение

 

 

Окончание таблицы 20

1 2 3

17 о. Красить, расписывать стены или 17 6. Осуществлятьмонтаж или
помещений, поверхность изделий сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы или 185. Играть на сцене, принимать
сверстников или младших (в теат- участие в концертах

ры, музеи), экскурсии, туристиче­ские походы и т. п.

19а. Изготовлять по чертежам дета- или 196. Заниматься черчением, копи­
ли, изделия (машины, одежду), ровать чертежи, карты
строить здания

20а. Вести борьбу с болезнями рас- или 206. Работать на клавишных маши-
тений, с вредителями леса, сада нах (пишущей машинке, телетайпе,

наборной машине и др.)

Проверяете по листу ответов, в каком столбце находятся отмеченные ва­ми номера. Каждый столбец соответствует конкретному типу профессий. Подсчитанное вами максимальное количество знаков «+» в одном из столбцов указывает на тот тип профессий, который подходит вам. Напро­тив, максимальное количество знаков «—» подскажет, какие профессии вам не стоит выбирать.

Таблица 21. Лист ответов

№ 1 №2^ У№3 №4_ №5

\а 16 2о 26 За

36 4о 46 5о 56

6а 66 Та

76 8о 86

9о 96

^Qa 106

11о 116 12о 126 13о

136 14о 146 15о 156

16о | I 166 I I 17o

 

Окончание таблицы 21

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

176 18а 186

19о 196

20а 206

Всего + Всего —

Типы профессий по номеру столбцов:

№ 1. Человек — природа — профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды. № 2. Человек — техника — профессии, связанные с техникой. № 3. Человек — человек — профессии, связанные с обслуживанием людей. № 4. Человек — знаковая система — профессии, связанные с подсчета­ми, цифровыми и буквенными знаками.

№ 5. Человек — художественный образ — творческие специальности. Если вы набрали максимальное число знаков «+», например, в 1 столбце, то у вас проявляется интерес к отрасли типа «человек — природа». Базой для освоение такого типа профессии является естественно-научный про­филь. А если максимальное число знаков «+» в 3 и 5 столбцах, то ваши интересы относятся к гуманитарному профилю.

Задание 2. Выполните тест «Коммуникативно-организаторские склонно­сти» (КОС).

Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы этого теста. Если ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+», если же отрицательный — знак «—». Никаких допол­нительных знаков делать не следует. Вам надо очень внимательно про­следить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда запишете свой ответ, совпадали. Заполняя лист ответов, имейте в виду, что вопросы ко­ротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Не следу­ет затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших отве­тов здесь нет. Необходимо ответить на все вопросы. Вопросы:

Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к приня­
тию вашего мнения?

Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ва­
ших товарищей?

Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической си­
туации?

Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различны­
ми людьми?

Нравится ли вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
каким-либо занятием, чем с людьми?

Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений,
то легко ли отступаете от своих планов?

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше вас по возрасту?

Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарища­
ми игры и развлечения?

Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы­
ло бы выполнить сегодня?

Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми
людьми?

Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действова­
ли в соответствии с вашим мнением?

Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?

Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невы­
полнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать
с новым человеком?

Часто ли в решении новых дел принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для
вас обстановке?

Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить нача­тое дело?

Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения,
если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым че­
ловеком?

Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагиваю­
щих интересы ваших товарищей?

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых
людей?

Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживле­
ние в малознакомую для вас компанию?

Принимали ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим коли­
чеством людей?

Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято вашими товарищами?

Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас
компанию?

Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?

Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно,
когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у вас много друзей?

Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

Часто ли смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малозна­
комыми людьми?

Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?

Таблица 22. Лист ответов

№ ответов

11 21 31

12 22 32

13 23 33

14 24 34

15 25 35

16 26 36

17 27 37

18 28 38

19 29 39

20 30 40

 

 

Воспользуйтесь таблицами 23 и 24 при определении КОС. Подсчитайте число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 23 (коммуникативные склонности) и число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 24 (органи­заторские склонности), а затем по таблицам 25 и 26 определите уровень ваших коммуникативных и организаторских склонностей.

Таблица 23. Дешифратор «Коммуникативные склонности»

№ ответов
1+ 11- 21+ 31-

3- 13+ 23- 33 +
5+ 15- 25+ 35-

7- 17+ 27- 37 +
9+ 19- 29+ 39-

Таблица 24. Дешифратор «Организаторские склонности»

№ ответов
2+ 12- 22+ 32-

4- 14+ 24- 34 +

6+ Vb- 26+ 36-

8- 18+ 28- 38 +

10+ 20- 30_+ 40_-

 

 

Таблица 25. Шкала оценок коммуникативных склонностей

К Уровень проявления коммуникативных склонностей

2—9 1 Низкий

10—11 2 Нижесреднего

12-13 3 Средний

14—15 4 Высокий

16—20 5 Очень высокий

К— число совпавших ответов «+» и «—».

Таблица 26. Шкала оценок организаторских склонностей

К Уровень организаторских склонностей

4—11 1 Низкий

12—13 2 Нижесреднего

14 3 Средний

15—16 4 Высокий

17—20 5 Очень высокий

Тест КОС выявляет потенциальные возможности личности в разви­тии ее коммуникативных и организаторских способностей.

Коммуникативные способности определяются умением человека бы­стро и легко устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к расширению круга общения, к участию в общественных мероприятиях.

Организаторские способности выражаются в умении влиять на людей, стремлении проявлять инициативу, выполнять общественную работу и т. д.

—\Jf— • Профессиональный интерес • Профессиональные склонности • Эмо­ции • Задатки • Способности • Коммуникативные и организаторские способности • Талант • Гениальность.

— — 1. Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

 

 

2. Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? 3. Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? 4. Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? 5. Как вы думаете, от каких усло­вий зависит развитие способностей? 6. Каким образом в профессиональ­ном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

§**^ги Роль темперамента и характера

в профессиональном самоопределении

Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особое место отводится темпераменту и характеру.

Темперамент — это эмоциональная возбудимость человека и его вос­приимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зави­сят от врожденных качеств нервной системы, а потому наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями. Древнегреческий врач Гиппократ разработал классификацию темпераментов, используемую наукой по сей день.

Гиппократ выделял четыре типа темперамента:

Холерик— человек быстрый, порывистый, способный отдаваться де­лу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к рез­ким сменам настроения.

Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

Флегматик— человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.

Меланхолик — человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречают­ся, и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

Характер. Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер — индивиду­альное сочетание устойчивых психических особенностей человека, прояв­ляющихся в его действиях, поведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благода­ря воспитанию и самовоспитанию.

Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность рас­крывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений.

Говоря о чертах характера (или качествах личности), можно выде­лить четыре крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни (табл. 27).

Таблица 27. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой

Отношение Проявление характера

К людям Общительность, откровенность, чуткость, доброта,

замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лжи­вость, грубость, трусость

К деятельности Добросовестность, трудолюбие, инициативность,

небрежность, консерватизм, безответственность, лень, честность

К общественной и лич- Аккуратность, бережливость, экономность, неряшли-ной собственности вость, скупость, нечестность, склонность к хищениям

К себе Самокритичность, требовательность, самолюбие,

самоуверенность, тщеславие

Не следует путать черты характера и свойства темперамента. Чест­ным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Знание особенностей своего характера необходимо при выборе про­фессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, лет­чику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной сис­темы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя необходимы доброжелательность, чуткость, общительность и т. д.

Массовые профессии — токарь, слесарь, ткачиха, продавец, инже­нер — не предъявляют жестких требований к свойствам характера, но каж­дая из них подразумевает особое развитие каких-то определенных качеств (например, профессия ткачихи — внимания, подвижности; продавца — веж­ливости, терпения, подвижности и т. п.).

В Интернете данная тема представлена очень широко: описания типов темперамента, их психологические характеристики, тесты по опре­делению типа темперамента, степени уверенности в себе. Они представле­ны на сайтах:

http://it-med.rU/library/t/temperament.htm

http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html

http://psy.agava.ru/test.shtml

Практическая работа

Попробуйте определить тип темперамента вашего товарища.

Определите, к какому типу темперамента относитесь вы сами.

Пройдите тест, который поможет вам определить основные черты сво­
его характера. Затем выпишите черты характера, которые будут способ­
ствовать вашей профессиональной деятельности, и черты, которые могут
мешать ей.

Больше всего тестов по профессиональному самоопределению находится на сайте:

• http://azps.ru/tests/

—^-— • Темперамент • Холерик • Меланхолик • Сангвиник • Флегматик • Ха­рактер.

—W— 1. Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение челове­ка? 2. Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в тече­ние жизни или нет? Почему? 3. Почему будущую профессию надо вы­бирать обязательно с учетом типа темперамента? 4. Чем характер отли­чается от темперамента? 5. Почему при выборе профессии так важно учитывать все положительные и отрицательные черты характера?

§"Р ■ ■ Психические процессы,

важные для профессионального самоопределения

Психические процессы — основа всей жизнедеятельности человека. Они позволяют заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ее ход и свое поведение, предвидеть ре­зультаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполне­ния. Когда речь идет об общих способностях человека, то также имеются в виду уровень развития и особенности его психических процессов. Чем луч­ше они развиты, тем более способным является человек, тем большими воз­можностями он обладает. Рассмотрим некоторые из них, имеющие важное значение при профессиональном самоопределении.

Ощущение и восприятие

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов, непосред­ственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие — отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувственную) ступень по­знания и являются начальным источником знаний человека об окружающем мире. В таблице 28 перечислены наиболее важные ощущения, помогающие человеку ориентироваться в окружающем мире.

Таблица 28. Характеристика ощущений

Вид ощущений Характер

Зрительные Цвет, величина, конструкция, расположение предметов

в пространстве

Слуховые Речь, звуки, шумы

Вибрационные Колебания упругой среды

Обонятельные Запахи

Вкусовые Кислое, сладкое,горькое, соленое

Кожные Прикосновение, температура, боль

Статические Положение тела в пространстве

Кинетические Координация и контроль движений

Органические Общее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренние болевые ощущения

Виды восприятия: зрительное (рассматривание); слуховое (слуша­ние); осязательное (ощупывание); вкусовое; обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и воспри­ятие играют немаловажную роль. Например, никакой прибор не может рас­познать вкус и аромат продукта (кофе, чая, вин, духов и др.). Хорошее обо­нятельное ощущение — профессионально важное качество дегустатора, по­вара, парфюмера. Для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Врожденное свойство человека не различать зеленый

и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и меша­ет в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художни­кам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщи­ка инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников. Для спортсменов, артистов цирка, каскадеров профессио­нально важными являются двигательные ощущения.

Представление

Представление — наглядный образ предмета или явления, возникаю­щий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или вооб­ражении. Представления обычно менее ярки и менее деятельны, чем вос­приятия, так как они возникают в памяти человека, когда самого предмета нет рядом. Поэтому они более похожи на схему предмета или явления.

Можно выделить следующие виды представлений: визуальные (в осно­ве — конкретный образ); абстрактно-логические (в основе — абстрактные по­нятия); существуют также представления времени и пространства (схема 26).

Схема 26. Виды представлений
Временные Пространственные

Представления

\< v

Визуальные Абстрактно-логические

Умение оперировать своими представлениями, мысленно произво­дить различные комбинирующие и преобразующие действия в простран­стве является профессионально важным в деятельности инженера-конструк­тора, проектировщика и др.

Воображение

Воображение — психический процесс создания новых образов на ос­нове материала ощущений и представлений. Другими словами, это фанта­зия. Воображение присуще только человеку. В природе есть прекрасные тка-

чи (пауки) и архитекторы (пчелы), но только человек способен вначале по­строить мысленный проект. Участие воображения в процессе труда тем зна­чительнее, чем больше творчества требует от работника его деятельность. Так, воображение — важнейшая составная часть профессиональной деятель­ности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.

Память

Память — способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впе­чатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, на­выков, умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое ус­ловие единства личности, ее целостности и самого существования человека.

Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:

память развивается в процессе деятельности, требующей запоми­
нания;

лучше запоминается то, что связано с интересами личности;

чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается
вид памяти, необходимый для его деятельности;

логическая связь мыслей способствует запоминанию.

В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохра­нение, забывание и Восстановление, — главным из которых является запоми­нание. Различают несколько видов памяти. Каждый человек, владея разны­ми видами, в то же время имеет свой, наиболее характерный вид памяти. Разные профессии требуют от человека развития определенного вида памя­ти (табл. 29).

Таблица 29. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности

Вид памяти Необходима в профессиях

1 2

Произвольная Во всех

Непроизвольная Во всех

Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, дис-

петчер

Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры,

водитель автотранспорта

 

Окончание таблицы 29

1 | 2

Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт,

дипломат

Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор,

акробат

Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист

Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф

Эмоциональная Артист, писатель, композитор

Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель

Словесная Преподаватель, языковед, инженер, переводчик

Образная Художник, писатель, актер, архитектор

Внимание

Успешная деятельность человека во многом зависит от целенаправ­ленности его внимания, оно выступает одной из основных характеристик спе­циалиста. Внимание — направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте. Объектами внимания могут выступать предметы и явления окружающего мира, мысли и чувства самого человека, образы.

По степени активности личности в организации внимания различа­ют: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроиз-вольное внимание. Все три вида внимания тесно переплетены и взаимодей­ствуют в процессе деятельности человека (схема 27).

Схема 27. Виды и характеристики внимания

Непроизвольное ■<— Внимание —>• Послепроизвольное

Наиболее про- т Возникает на осно-

стое, генетиче- I * , ве увлеченности;

ски исходное, Произвольное интерес к делу так

пассивное; при- Более сложное, активное; при- велик, что волевое

суще человеку суще только человеку; проявля- усилие отсутствует

и животному ется в форме волевого усилия, ' '

т. е. человек сам направляет

свое внимание на что-либо

 

Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество — внимательность, которую можно и нужно развивать следующим образом:

приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влия­
нию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;

всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;

браться за интересную, трудную, но посильную работу;

тренировать профессиональное внимание;

повышать устойчивость внимания;

тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности
одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий
темп работы;

• уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или ее цели.
Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, кон­
центрацией, устойчивостью, переключением, распределением (схема 28).

Схема 28. Характеристики внимания

и соответствующие им профессии

Объем Профессии:

> Количество объектов, которые машинистка, телеграфист,

могут быть охвачены вниманием стенографист, диктор, корректор,

одновременно бухгалтер, экономист, агроном,

i оператор и др.

Концентрация Профессии:

—>■ Степень сосредоточенности >. микробиолог, часовой мастер,
к на объекте хирург, скульптор, токарь и др.

«j Устойчивость Профессии:

ж ~^- Длительное сосредоточение _^. чертежник, швея, художник,

« внимания на объекте фрезеровщик, конструктор и др.

<в 1 1 i

m

«»» Переключение Профессии:
5 ->■ Намеренный перенос внимания —>- воспитатель детского сада,
** с одного объекта на другой следователь, продавец, водитель,
— — — — — J учитель и др.

Распределение Профессии:

—>- Возможность удерживать в сфере >■ оператор, педагог, водитель,

внимания одновременно наладчик и др.

несколько объектов; выполнять ~~ ~~ "

несколько различных видов деятельности

 

Мышление

Мышление — процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление тесно взаимосвязано с процес­сами воображения и восприятия. Мыслительная деятельность — творческое проявление разных личностных качеств человека. Выражением процесса мышления выступает речь. Мышление как высшая ступень человеческого познания есть главное отличие человека от животного.

Любой акт мышления нацелен на решение определенной мысли­тельной задачи, нахождение ответа на вопрос, возникший в сознании, по­этому мышление человека имеет целенаправленный, произвольный харак­тер. Чем обширнее и глубже знания человека, тем совершеннее опыт его ум­ственной деятельности, тем чаще в его сознании возникают мысленные за­дачи, требующие разрешения. Качество и быстрота их решения зависят от индивидуальных особенностей.

По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и мышление теоре­тическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой). Иногда как вид выделяют интуитивное мышле­ние, которое характеризуется быстротой протекания и минимальной осознанностью. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Чтобы узнать степень развития разных психических процессов, можно воспользоваться приведенными выше интернет-ресурсами, где пред­ставлены соответствующие тесты.

Практическая работа

Задание 1. Даны 11 прямых, различных по длине, а ниже — 4 прямые, обозначенные буквами А, В, С, Д. Без помощи линейки и других измери­тельных средств найдите прямые А, В, С, Дсреди 11 прямых.

I I

I 123456789 10 11

 

Задание 2. Перед вами три рисунка с так называемым двойным изобра­жением. Какое изображение на каждом рисунке вы увидели первым? Заяц или утка? Ваза или два профиля? Профиль молодой женщины или старухи?

В этом опыте заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые поступают в наши анализа­торы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обратим вни­мание.

Задание 3. «Закономерности числового ряда».

Вам предъявлены семь числовых рядов. Вы должны найти закономер­ность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время вы­полнения работы — 5 минут.

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7

2) 1 4 9 16 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 - -

1 3 б 8 16 18 76 78

7 16 19 5 21 16 9 - 4

2 4 8 10 20 22 92 94

7) 24 22 19 15 - -

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Нор­ма — 3 и выше. Методика оценивает логичность мышления.

 

—^L. • Ощущение • Восприятие • Представление • Воображение • Память • Внимание • Мышление.

— — 1. Какова роль психических процессов в деятельности человека? 2. Оха­рактеризуйте известные вам виды воображения и восприятия. Как учиты­вать их при выборе профессии? 3. Что такое представление и какие виды представления вы знаете? Для каких профессий необходимо развитое представление? 4. Раскройте сущность воображения и его роль в творче­ских профессиях. 5. Какие виды памяти вы знаете? Каково их значение в жизни человека? Перечислите способы развития памяти. 6. Охаракте­ризуйте виды внимания и приведите примеры их проявления. Какие усло­вия необходимы для развития внимательности? 7. Какова роль мышле­ния в профессиональной деятельности?

§Чг А ■ Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность

Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и инте­ресы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивы человеческой дея­тельности чрезвычайно многообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Мотивационная сфера во многом определяет отношение че­ловека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявля­ет к деятельности и тем большее удовлетворение может получить от труда.

Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим. Особенность ведущих моти­вов заключается в том, что они придают деятельности человека субъектив­ный, глубоко личностный смысл. Следовательно, решение проблемы пра­вильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением и формированием мотивов.

В зависимости от того, к какой деятельности стремится человек, вы­деляют различные виды мотивов (табл. 30).

Таблица 30. Мотивы выбора профессии

Мотивы Характеристика

1 ' 2

Социальные Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

 

Окончание таблицы 30

1 2

Моральные Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие Стремление быть оригинальным в работе, совершение науч­ных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные Стремление получать материальные блага

Престижные Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечи­вают быстрое карьерное продвижение

Связанные Знания процессов труда, направленность на умственный и фи-

с содержанием зический труд

труда

Утилитарные Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Мотивы профессионального самоопределения у каждого школьни­ка различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профес­сии, других — возможность реализовать свой интеллектуальный и физиче­ский потенциал, а третьих — передавать красоту родного края и т. д. Глав­ное — приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от ре­зультатов труда.

Профессиональные и жизненные планы

Миллионы юношей и девушек, заканчивая школу, профессиональ­ные училища, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удает­ся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что лич-ные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план — это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.

Профессиональный план — обоснованное представление об избирае­мой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профес­сией и перспективах профессионального роста. Попробуем представить та­кой план (табл. 31).

Таблица 31. Схема личного профессионального плана

Главная цель Чем буду заниматься; какой трудовой вклад внесу в общее

дело; кем буду; каким буду; где буду; чего достигну; на кого буду равняться

Ближайшие зада- Первая область деятельности: специальность, работа, трудо-
чи и отдаленные вая проба сил; чему и где учиться; перспективы повышения
перспективы мастерства, профессионального роста

Пути и средства Изучение справочной литературы; беседы со специалистами, достижение цели самообразование; поступление в определенное учебное за­ведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы)

Внешние сопро- Трудности, возможные препятствия; возможные противо-тивления на пути действия тех или иных людей достижение цели

Внутренние уело- Свои возможности: состояние здоровья; способности к обу-
вия достижения чению; настойчивость; терпение; склонности к практической
цели и теоретической работе; другие личные качества, необходи-

мые для учебы и работы по данной специальности; работа по самовоспитанию

Запасные вариан- Например: «Не пройду по конкурсу в техникум — попробую

ты и пути их дос- поступить на ту же специальность в ПУ» и т. д.

тижения

Конечно, профессиональный план — это не перечисленные на лист­ке бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего. По­скольку профессиональный план не вещь, а представление, то личное в нем зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его ха­рактера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, от­рывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастически-

ми. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обду­мать также различные приемлемые и возможные варианты.

Профессиональные планы с различными вариантами решения жиз­ненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов в слу­чае неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и про­фессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуа­циях. Успешно составленный профессиональный план — это фундамент бу­дущей профессиональной деятельности человека.

Профессиональная пригодность

Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек со­ответствует выбранной профессии. Не существует профессиональной при­годности вообще, как признака, который человек носит в себе. Этот при­знак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек — профессия». Ина­че говоря, надо всякий раз разбираться, о какой профессии и о каком кон­кретно человеке идет речь.

Профессиональная пригодность — это взаимное соответствие челове­ка и его дела, профессии. Например, там, где требуется большая физическая сила, не может работать женщина, эта профессия ей не подходит. Дальто­ник не может быть шофером, потому что сигналы светофора цветовые. Но если бы были установлены, скажем, геометрические фигуры вместо цве­та: красный — треугольник, зеленый — вертикальная полоса, желтый — круг, то и дальтоники могли бы овладеть этой профессией. Значит, здесь дело не в профессии и не в человеке, а в традиции. Итак, формирование профес­сиональной пригодности — это подгонка не только человека к профессии (например, средствами самовоспитания), но и профессии к человеку. У че­ловека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности, пока он не начал трудиться или осваивать какую-то профессию. Но в то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности есть всегда.

Приведем основные рекомендации по формированию профессио­нальной пригодности:

подробно разобрать требования избранной профессии к челове­
ку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, зна­
ния, умения, опыт, здоровье);

сравнить эти требования со своими индивидуальными качества­
ми и выявить соответствующие и несоответствующие;

3) наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.

Существует несколько степеней профессиональной пригодности: не­пригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения

в состоянии здоровья, которые не совместимы с работой по той или иной профессии, причем сама работа может усугублять имеющиеся отклонения. Годность можно охарактеризовать так: нет противопоказаний к профессио­нальной деятельности, т. е. человек может осваивать данную профессию, но нет и показаний. При соответствии человека данной области деятельности нет противопоказаний: существуют личностные качества, соответствующие требованиям данного вида труда, т. е. человек пригоден к освоению данной профессии. Высший уровень профессиональной пригодности — призвание — характеризуется комплексом качеств, обеспечивающих успех в данной дея­тельности. Призвание — явное соответствие человека профессии. Чтобы найти свое призвание, необходимо попробовать себя в различных видах деятельности. Таким образом можно глубже познакомиться с профессиями, определить свои склонности и способности.

Практическая работа

Задание 1. Проанализируйте мотивы своего профессионального выбора, используя классификационную схему.

Задание 2. Составьте собственный профессиональный план, используя схему, предложенную Е.А. Климовым. Укажите в нем несколько запас­ных вариантов получения профессии. Сделайте прогноз вашей дальней­шей профессиональной карьере.

Задание 3. Определите свои мотивы выбора профессии, ответив на во­просы анкеты:

Анкета мотивов выбора профессии

Инструкция. Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, кото­рые больше других отвечают вашей личной позиции; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «—», если он не имеет значения. Мотивы:

Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключают­
ся обязанности специалиста в избираемой профессии.

Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений
в избираемой сфере трудовой деятельности.

Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

Влияние семейных традиций.

Желание приобрести материальную независимость от родителей.

Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим изби­
раемой сфере профессиональной деятельности.

Желание руководить другими людьми.

 

 

Привлекает индивидуальная работа.

Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и не­
изведанное.

Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способ­
ностям.

Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлека­
тельной.

Возможность проявить самостоятельность в работе.

Привлекает предпринимательская деятельность.

Необходимость материально помогать семье.

Желание приобрести экономические знания.

Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от
специальности.

Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

Желание работать в престижном месте.

Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

Желание приносить пользу людям.

Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания,
иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Таблица 32. Лист ответов

А Б В

? Ответ № Ответ № Ответ

5 1

8 _2

11 6

14 _9

15 10

16 _12

20 13

23 22

 

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии. Подсчитать ко­личество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее ко­личество плюсов означает:

в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной профессии,
ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реали­
зовать свой высокий уровень притязаний;

в столбце Б — больше привлекает







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.