И профессиональное самоопределение
Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой? Умный или глупый? Сильный? Красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием. Самосознание не дается от рождения, а формируется в процессе развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе. Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой. Самооценка—это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания. Оценка человеком самого себя бывает, как правило, двух видов: позитивная и негативная. Для позитивной самооценки характерно положительное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Негативная самооценка связана с уничижительным отношением к себе. Иногда это предполагает чрезмерную критичность и ведет к заниженной оценке своих качеств. Заниженная самооценка подразумевает недооценивание своих возможностей. Человек с такой самооценкой не уверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах. Заниженная самооценка бывает вызвана определенными психическими недостатками. В этом случае человек сталкивается с серьезными затруднениями в общении и деятельности, как, впрочем, и в случае с излишне высокой оценкой самого себя. Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств. Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека. Важно воспитывать умение видеть в себе как достоинства, так и недостатки. Следует стремиться к нормальной, спокойной адекватной самооценке, при достаточной самокритичности не впадать в крайности и сохранять самоуважение. Интернет-сайты, содержащие тесты на самооценку: \\Щ>:// www.bitnet.ru/psycho/reliance-result. http://psy.agava.ru/test214.shtml Человек отличается от животных наличием сознания и самосознания. Он способен сознавать и преобразовывать окружающую действительность и самого себя. В течение жизни у каждого складывается определенное представление о себе, или образ «Я». «Я» человека состоит из нескольких составляющих, среди которых две основные: 1. Я-реальное, каков я есть, и 2. Я-идеальное, каким мне хотелось бы быть. Каждое «Я» содержит набор черт, которые отличаются уровнем развития. Может быть и так, что названные «Я» полностью отличаются по составу черт характера. Если я считаю себя одним, а обнаруживаю, что я другой, причем обнаруживаю сам, мой мозг немедленно реагирует на это рассогласование, порождая соответствующие эмоции: приятные и неприятные. Я считаю себя пунктуальным человеком, но стал неоднократно опаздывать. Это вызовет неприятные переживания. Я был уверен, что не смогу сдать экзамен на «отлично», но результат заставил приятно удивиться. Если рассогласование устраняется или становится меньшим, возникает положительное переживание, близкое к удовлетворению, когда возрастает — отрицательное переживание. Если усилия нашего «Я» не могут сократить расхождение, рассогласование, то возникает панический страх или тяжелая депрессия. «Я» идеальное иначе называют Я-концепцией личности. Она представляет собой программу поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе воспитания у него моральных норм, принятых в обществе. Наше «Я» постоянно занято сличением того, каков я изначально, внутри, согласно Я-концепции, и тем, каков я здесь и теперь. Если в Я-концепции записано, что я культурный, вежливый и тактичный человек, то любая, даже самая незначительная, бестактность с моей стороны вызовет у меня переживания. Мой же товарищ, нагрубив учителю, может быть вполне спокоен. Когда же он не сумел решить задачу на уроке геометрии, то был жутко расстроен, так как всегда считал себя отличным математиком. Как это понимать? Моя Я-концепция содержала информацию о том, как я должен поступать по отношению к учителю, чтобы уважать себя; у моего товарища такого шаблона не существовало. Для него более важным в плане положительного представления о себе было решение задачи. Чем более значимым является для человека черта характера или качество личности, тем более остро переживается рассогласование между ее реальным проявлением и тем, что определено в Я-концепции. Эта жесткая концепция частично осознана человеком, а частично существует в бессознательной форме. Я-концепция независимо от нас дает нашему поведению стержень, ориентирует его; в ней заключена могучая сила. Ø Если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость, лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако, если в моем «Я» зафиксировано, что я беспощадный и сильный, то мне трудно проявить человечность и великодушие. Всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, оно будет выступать в роли рассогласования и вызывать страдания. Для того чтобы устранить рассогласования, необходимо в зависимости от ситуации либо изменить поведение, либо внеси коррективы в Я-концепцию. В нашем примере внесение изменений в Я-концепцию будут служить развитию личности, изменение поведения — дальнейшей деформации. Ø Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку становится источником переживаний, которые могут привести к болезни. Однако же слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и неспособными к длительному напряжению для достижения поставленных целей. Люди по-разному относятся к своим внутренним рассогласованиям. Те, кто не способен их выдержать часто в результате попадают в кризис, иногда необратимый. Поэтому одной из высших целей самовоспитания является формирование у себя терпимости к рассогласованию, осознанному изменению в случае необходимости своей Я-концепции путем изменения образа жизни. Выбирая профессию, нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет результативен. В случае несовпадения основных положений Я-концепции и требований профессии необходимо, если возможно, внести изменения в Я-концепцию либо отказаться от сделанного выбора. Так, если я считаю, что никогда не смогу стать достаточно сильным физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте. Я-концепция — это всего лишь наше представление о себе, которое может быть верным или неверным. Поэтому для более полного знания себя и формирования реального представления о себе необходимо глубже знакомиться с другими своими «Я», в частности «Я» — в глазах окружающих меня людей. А также использовать различные косвенные методы самопознания. Практическая работа Задание 1. Определите уровень своей самооценки. Ø На листе бумаги выпишите в два столбца определения черт характера, «Мой идеал» и «Мой антиидеал». ■ Аккуратность Беспечность Вдумчивость Вспыльчивость+ Восприимчивость Гордость Грубость Жизнерадостность+ Застенчивость Заботливость Завистливость Изысканность Злопамятство+ Искренность+ Медлительность Капризность+ Легковерие Мстительность+ Мечтательность+ Мнительность Непринужденность Настойчивость Нежность Несдержанность+ Нервозность Нерешительность Осторожность Обаяние Обидчивость+ Подвижность Отзывчивость Педантичность Поэтичность Подозрительность Принципиальность Развязность Презрительность Радушие Самозабвение Рассудительность Решительность Стыдливость Сдержанность Сострадание Увлеченность Терпеливость Трусость Холодность Упорство Уступчивость Энтузиазм Ø Отметьте знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделите на количество записанных слов в каждом столбце и вычислите коэффициент самооценки. Ø По таблице 18 определите характер своей самооценки. Таблица 18. Характер самооценки
Задание 2. Сравнив результаты определения самооценки с оценкой других знающих вас людей, определите особенности своего характера. Задание 3. Нарисуйте в тетради лестницу (количество ступенек в ней не должно быть меньше 10). На самой верхней ступеньке нарисуйте знак «+», а на нижней — знак «—». Это будет ваша шкала, на которой вы должны схематически нарисовать себя. Обоснуйте ваше решение, перечислите ваши самые главные достоинства и недостатки. ОПОРНЫЕ СЛОВА Самооценка • Самосознание • Образ «Я» • Я-реальное • Я-идеальное • Я-концепция. ВОПРОСЫ 1. Что представляет собой самосознание человека и каким образом оно формируется? 2. Что такое самооценка? Какие черты наблюдаются в поведении человека с заниженной самооценкой? С завышенной? 3. Какова роль самооценки в выборе профессии? 4. Какую роль играет «Я-концепция» в жизни человека? Почему человеку так важно формировать позитивную «Я-концепцию»?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|