Пути освоения профессии
Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. *Но в начале всех начал — обучение. Это первая ступень. *Первый шаг к выбору профессии — это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реальными. В системе профессиональной подготовки кадров в России можно выделить три уровня (табл. 17). Таблица 17. Система профессиональной подготовки кадров
Уже в старших классах школы следует выбрать для себя какой-либо профиль обучения: · гуманитарный, · естественно-научный, · физико-математический, · индустриально-технологический и т. д. · в межшкольном учебном комбинате можно освоить конкретную профессию.
· При индивидуальном производственном обучении инструктор сам передает ученику свои знания, производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудовыми приемами и навыками.. · При бригадной форме производственного обучения учащихся объединяют в специальные бригады под руководством бригадира (инструктора) или включают в состав бригады квалифицированных рабочих. Теоретическое обучение ведут инженерно-технические работники. Наиболее благоприятные условия для подготовки рабочих кадров создают учебно-курсовые комбинаты промышленных объединений, строительных комбинатов, различных государственных или частных организаций.
Курсовая форма обучения особенно удобна в тех случаях, когда для овладения профессией нужны специальные теоретические знания, а проводить занятия непосредственно на рабочем месте невозможно. Таковы профессии водителя автомашин, трамваев, троллейбусов, машинистов бульдозеров, аппаратчиков, наладчиков, операторов ПЭВМ, машинистов дизельных машин, крановщиков, токарей, слесарей, каменщиков, маляров, плотников и др.
Однако получение рабочей квалификации на производстве имеет недостатки: · обучение сводится главным образом к выработке профессиональных навыков · Систематическому изучению основ специальных наук по избранной профессии уделяется недостаточное внимание. · Подготовка на предприятиях рабочих, которые могут выполнять ограниченный круг операций или специализируются на изготовлении одного вида изделий, резко сдерживает маневренность производства, увеличивает сроки освоения новой техники.
Время обучения в профессиональных училищах засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Выпускникам ПУ, обучавшимся на базе девяти классов, выдается диплом о присвоении профессии и получении полного среднего образования.
Специалистов средней квалификации для различных отраслей народного хозяйства и культуры готовят средние специальные учебные заведения: · техникумы, колледжи (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и др.), · училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные, мореходные, речные, военные и др.) и · специальные школы (спортивные, милиции и др.).
В средние специальные учебные заведения принимаются выпускники 9 и 11 классов, успешно сдавшие вступительные экзамены. Обучение может быть платным (на коммерческой основе) и бесплатным. Кабинеты и лаборатории средних специальных учебных заведений оснащены современными механизмами, машинами, лабораторными установками, приборами. Срок обучения — 2,5-5 лет. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают дипломы специалиста средней квалификации. Специалистов с высшим образованием для различных сфер производства готовят высшие учебные заведения. Срок обучения в вузах — от 4 до 7 лет, в зависимости от избираемой профессии. Наряду с дневной существует вечерняя и заочная формы обучения. По окончании высшего учебного заведения выпускники получают диплом о присвоении высшей квалификации. В настоящее время осуществляется укрупнение вузов и превращение их в университеты. Существуют · государственные университеты, · академии и институты, · наряду с ними формируется сеть частных коммерческих институтов. Внимание! При поступлении в профессиональные учебные заведения (техникумы, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии лицензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на определенную профессиональную деятельность. Получение профессионального образования сегодня затруднено тем, что обучение профессии, на которую есть социальный заказ, как правило, становится платным. Некоторых, кроме того, ограничивает в возможностях и состояние здоровья. В настоящее время ко времени окончания школы более 40 % выпускников не могут посвятить себя любимому делу из-за недостаточного уровня здоровья. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|