Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути освоения профессии



Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт.

В даль­нейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые воз­можности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.

*Но в начале всех начал — обучение. Это первая ступень.

*Первый шаг к выбору профессии — это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реальными.

В системе профессиональной подготовки кадров в России можно

выделить три уровня (табл. 17).

Таблица 17. Система профессиональной подготовки кадров

Уровень подготовки Учебное заведение
Начальный Профессиональные училища, межшкольные учебные комбинаты, учебно-курсовые комбинаты
Средний Техникумы, колледжи, специальные средние школы и училища
Высший Государственные и частные вузы

Уже в старших классах школы следует выбрать для себя какой-либо профиль обучения:

· гуманитарный,

· естественно-научный,

· физико-математи­ческий,

· индустриально-технологический и т. д.

· в межшкольном учебном комбинате можно освоить конкретную профессию.

Начальный Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуществля­ется, как правило, от б месяцев до 1 года. Она идет под непосредственным руководством рабочего-инструктора или наставника. (Ученичество бывает и бригадным). Обучающемуся выделяется оснащенное рабочее место, на котором он готовит все учебно-производствен­ные задания. Теоретическая подготовка осуществляется в учебных группах, соз­данных для всех обучающихся по однородным и родственным специальностям.

· При индивидуальном производственном обучении инструктор сам переда­ет ученику свои знания, производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудовыми приемами и навыками..

· При бригадной форме производственного обучения учащихся объеди­няют в специальные бригады под руководством бригадира (инструктора) или включают в состав бригады квалифицированных рабочих. Теоретиче­ское обучение ведут инженерно-технические работники.

Наиболее благоприятные условия для подготовки рабочих кадров соз­дают учебно-курсовые комбинаты промышленных объединений, строительных комбинатов, различных государственных или частных организаций.

Начальный В процес­се обучения учащимся дается необходимый минимум знаний и практических умений для самостоятельной работы. Теоретические занятия на курсах с отры­вом и без отрыва от производства проводятся по группам для рабочих однород­ных специальностей с одинаковой общеобразовательной подготовкой. Производственное обучение на курсах проводится освобожденным инструк­тором непосредственно в учебных мастерских или в цехах предприятий.  

 

Курсовая форма обучения особенно удобна в тех случаях, когда для ов­ладения профессией нужны специальные теоретические знания, а прово­дить занятия непосредственно на рабочем месте невозможно.

Таковы про­фессии водителя автомашин, трамваев, троллейбусов, машинистов бульдо­зеров, аппаратчиков, наладчиков, операторов ПЭВМ, машинистов дизельных машин, крановщиков, токарей, слесарей, каменщиков, маляров, плотников и др.

 

Однако получение рабочей квалификации на производстве имеет недостатки:

· обучение сводится главным образом к выработке профессио­нальных навыков

· Систематическому изучению основ специальных наук по избранной профессии уделяется недостаточное внимание.

· Подготовка на предприятиях рабочих, которые могут выполнять ограниченный круг опе­раций или специализируются на изготовлении одного вида изделий, резко сдерживает маневренность производства, увеличивает сроки освоения но­вой техники.

 

Средний Поэтому основной формой подготовки и переподготовки ра­бочих кадров являются профессиональные училища. Срок обучения в ПУ на базе основного среднего образования — 3 года, на базе полного среднего об­разования — до 1 года. Учащиеся получают общеобразовательную, об­щетехническую и специальную подготовку. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение — в мастер­ских или непосредственно на производстве.

 

 

Время обучения в профессиональных училищах засчитывается в не­прерывный трудовой стаж. Выпускникам ПУ, обучавшимся на базе девяти классов, выдается диплом о присвоении профессии и получе­нии полного среднего образования.

 

Специалистов средней квалификации для различных отраслей на­родного хозяйства и культуры готовят средние специальные учебные заведе­ния:

· техникумы, колледжи (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и др.),

· училища (пе­дагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные, мореходные, речные, военные и др.) и

· специальные школы (спортивные, милиции и др.).

 

В средние специальные учебные заведения принимаются выпускни­ки 9 и 11 классов, успешно сдавшие вступительные экзамены.

Обучение мо­жет быть платным (на коммерческой основе) и бесплатным.

Кабинеты и ла­боратории средних специальных учебных заведений оснащены современ­ными механизмами, машинами, лабораторными установками, приборами.

Срок обучения — 2,5-5 лет. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают ди­пломы специалиста средней квалификации.

Специалистов с высшим образованием для различных сфер произ­водства готовят высшие учебные заведения. Срок обучения в вузах — от 4 до 7 лет, в зависимости от избираемой профессии. Наряду с дневной существует вечерняя и заочная формы обучения. По окончании высшего учебного заве­дения выпускники получают диплом о присвоении высшей квалификации.

В настоящее время осуществляется укрупнение вузов и превращение их в университеты.

Существуют

· государственные университеты,

· академии и ин­ституты,

· наряду с ними формируется сеть частных коммерческих институтов.

Внимание!

При поступлении в профессиональные учебные заведения (тех­никумы, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии ли­цензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на оп­ределенную профессиональную деятельность.

Получение профессионального образования сегодня затруднено тем, что обучение профессии, на которую есть социальный заказ, как прави­ло, становится платным. Некоторых, кроме того, ограничивает в возможно­стях и состояние здоровья. В настоящее время ко времени окончания шко­лы более 40 % выпускников не могут посвятить себя любимому делу из-за не­достаточного уровня здоровья.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.