Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие тенденции развития исторической науки в России в первой трети XIX в. Эпоха романтизма.



 

Вторая половина XVIII в. и весь XIX век пронизаны интересом к отечественной истории. Центрами изучения отечественной истории в XIX в. выступала не только АН, но и многочисленные научные общества (например, Московское общество истории и древностей российских), кружки любителей русской истории (кружок Н.П. Румянцева), а также университеты, которые стали открываться в начале века.

Какая работа по собиранию источников проводилась в первой трети XIX в. и в чем её отличия от предшествующего периода?

С начала XIX в. стало очевидным, что собирание источников каждым историком в отдельности не может обеспечить потребности быстро развивающейся исторической науки. Эту работу в более широких масштабах стали проводить люди, имевшие специальную подготовку и получавшие за свой труд материальное вознаграждение. В самом начале XIX в. активно вел работу по выявлению документов в архивах и библиотеках монастырей Новгородской епархии Е. Болховитинов. В 1809 г. в северных и украинских городах России собирала документы специальная комиссия АН. В 1917-1820 гг. в архивах и библиотеках монастырей Центральной России по поручению канцлера Н.П. Румянцева разыскивали источники П.М. Строев и К.Ф. Калайдович.

В 1829-1832 гг. во главе с П.М. Строевым работала Археографическая экспедиция АН, которая обследовала около 200 библиотек и архивов 12 северных и центральных губерний России. В результате было собрано очень много ценных документов( Судебник 1497 г., Софийская первая летопись, сочинения Кирилла Туровского и др.)

Более широкий размах получила в первой половине XIX в. работа по публикации исторических источников. Созданное в 1804 г. первое научное общество – Московское общество истории и древностей российских – свою первоначальную цель видело в издании летописей и актов. Но позже задачи его расширились, в результате чего в «Чтениях», «Временниках» и других изданиях было опубликовано множество важнейших документов.

В 1811 г. по инициативе Н.П. Румянцева при Московском архиве коллегии иностранных дел была организована «Комиссия печатания государственных грамот и договоров». В 1813-1828 гг. она осуществила издание государственных и законодательных актов.

Таким образом, источники становились все более доступными для возраставшего числа историков в стране. Источниковая база исторических трудов расширялась.

В первой половине XIX в. наблюдаются новые явления в источниковедении. Историк продолжили работу ученых XVIII в. по освобождению источников от вымысла и легенд, палеографический, филологический анализ позволили установить фальшивость многих грамот. Новым для этого времени была проверка показаний источника общими соображениями об исторической эпохе, к которой данные показания относились.. Новым в источниковедении первых десятилетийXIX в. оказалось и то, что легенды и мифы стали изучать с целью поиска в них следов достоверного и реального. Это стало возможным благодаря идее о закономерном развитии народов, убеждении в том, что разные народы проходили схожий путь развития от родовых отношений к государственным отношениям. Влияние Б.Г. Нибура (1776-1831), выделение аналитической и синтетической работы с источником.

В методологическом планеXIX век был подготовлен предшествующим развитием.. XVIII век поставил вопросы, на которые историки сумели ответить уже в веке XIX. В развитии общественной, философской мысли конец XVIII – первая треть XIX в. ознаменовалась распространением идей романтизма. Романтизм – сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа XVIII-XIX веков, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, историческое познание, литературу, музыку, театр и т.д.). В значительной мере романтизм стал идейно-философским ответом на итоги Великой Французской Буржуазной революции. В новых исторических условиях прежняя упорядоченная картина исторического прошлого мыслителей XVIII века, теории о скором наступлении царства разума, свободы и счастья перестали казаться правдоподобными. Общество перестало рассматриваться как механическая сумма индивидов, была поколеблена вера в способность разума к сознательному преобразованию мира, к прогрессу. В основу романтизма легло принципиально новое мироощущение человека. Человек мыслился как противостоящий миру индивид с сильными и высокими чувствами, страстями, со способностью к интуитивному пониманию, вдохновению и творчеству. Движение истории понималось романтиками как органический процесс. Любое явление в обществе следовало рассматривать в становлении, развитии, расцвете и упадке. История обозначала изменение, из которого проистекало разнообразие. Все явления прошлого виделись авторами-романтиками как неповторимые, уникальные. Если просветители искали в прошлом общие и универсальные законы, то романтики сосредоточили внимание на уникальном и самобытном в национальной истории. С чем связаны национальные особенности народов? Гизо считал, что разное происхождение и разные судьбы дает народам Провидение. Романтики отказались от рационализма просветителей. Учение романтиков о роли Провидение в истории человечества нельзя смешивать со средневековым провиденциализмом. Роль провидения сводится к тому, что оно создает законы развития, Бог присутствует в законах, а общественное развитие определяется действием этих непреложных законов.

В деле разработки методологических проблем исторической науки первостепенную роль сыграли представители немецкой классической философии. Так, проблемой закономерного развития человечества и национальных особенностей занимался Шеллинг (1775-1854). Ход общественного развития диктует абсолют, Абсолют ведет людей по пути прогресса. Продиктованная Абсолютом необходимость вторгается в человеческую свободу и покоряет её изнутри. Человек действует в соответствии с необходимостью, которая лежит в основе развития нравов, культуры. В чем состоит прогресс? Он не в успехах науки, искусства, морали, а в постепенном продвижении к всемирному правовому строю, который становится всеобъемлющим. Источник познания у Шеллинга – не в области разума, а в области чувств, творческой фантазии.

Идеи о необходимости исторического процесса, зависящего от Абсолюта, а не от произвола исторической личности, идеи своеобразия истории различных народов получили в России большое распространение в 20-40-е гг. XIX в.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.