Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы работы с семьей



На каждом этапе консультационного процесса (подготов­ки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с семьей - выдачи инфор­мации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа струк­турой психологической коррекции, присущими этому эта­пу методами и приемами психологической работы с семьей [68; 126].

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-кон­сультанта на каждом их них.

Первый этап

(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)

Независимо от того, вызваны ли были родители к специ­алисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая инфор­мация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консуль­тации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожида­ния. Доверительным отношениям могут также способствовать

некоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информа­ция в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.

Второй этап

(Сеанс консультации)

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток инфор­мации от родителей и консультанта.

Эффективность проведения этого сеанса во многом зави­сит от возможностей и навыков специалистов, ведущих при­ем. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, — эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечис­ленными стоят выявление и понимание переживаний роди­телей, а также, что в данном случае немаловажно, способ­ность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта вы­разить уважение и признание права на наличие выражае­мых чувств, право самим принимать решение.

Особенностью консультационной работы психолога обра­зования в такой ситуации является то, что практически од­новременно с консультированием родителей он должен оце­нивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состоя­ния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу с родителями, видя их состо­яние, приходится начинать задолго до того, как проведена

углубленная диагностика и можно что-либо определенное сказать о состоянии ребенка.

Одним из важных компонентов психотерапевтической ра­боты на этом этапе является способность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям на непоследова­тельность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь не­обходимо ввести такое важное для консультирования поня­тие, как фазы коммуникации.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в опреде­ленной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе об­щения родители должны сами определять свои страхи и опа­сения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понима­ния родителями характера трудностей ребенка и уровень адап­тации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том слу­чае, если родители не могут высказываться четко, консуль­танту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет их опасения.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родите­ли освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества» [136]). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и про­верка того, что и как осознали родители на предыдущих фа­зах (встречный поток информации). Нельзя подавать инфор­мацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюде­ние за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультиро­вания — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состоя­ния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием ро­дителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния — реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуа­ции многое зависит от квалификации специалиста, его спо­собности оценить и правильно построить процесс консульти­рования1.

Третий этап

(Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Не­обходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлия­ет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь деклари­руемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сдела­ли такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие ком­ментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии про­блемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

Эффективное вмешательство должно быть основано в пер­вую очередь на точной оценке преобладания у родителей чув­ства вины или стыда. Необходимо идентифицировать преоб­ладающее состояние, его качество и уровень, готовность се­мьи к различным реакциям, а также потребность семьи в том или ином виде поддержки.

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консульта­цию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или во­обще пропуск его в работе приводит к снижению эффективнос­ти последующих вмешательств. Часто так случается, что кон­сультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик (например, тактику нормализации, о которой речь пойдет ниже), опережает консультирующегося, говоря: «...Многие люди в ва­шем положении чувствуют вину в том, что у них такие про­блемы... вам нужно знать, что вы ничего не сделали, чтобы быть причиной этого...» В случае, когда такое заявление пред­шествует высказываниям родителей, эффективность консуль­тирования может значительно снизиться.

Вина включает в себя важные когнитивные элементы, в то время как стыд является аффективным состоянием. Таким об­разом, когнитивно ориентированные вмешательства могут быть более эффективны при облегчении вины, чем стратегии, разра­ботанные для обеспечения аффективного облегчения. В то же время комментарии консультанта, направленные на аффектив­ную систему людей, могут быть более пригодны для снятия чув­ства стыда.

Приведем некоторые тактики коррекционной работы, кото­рые могут считаться основными методами, используемыми на протяжении всего процесса консультирования независимо от этапов и периодизации, и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями. Практика консультативной деятельности в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителя­ми применимы к самым различным ситуациям консультиро­вания родителей с детьми с различными видами отклоняюще­гося развития. При этом полнота использования данных под­ходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка, а также описанными выше феноменами.

Приемы работы с чувствами вины и стыда

Для работы с чувством вины показали свою эффектив­ность следующие приемы.

1. Использование авторитета

Консультант в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешатель­ства выглядят более эффективно, когда они используются во вре­мя сообщения родителям психологического диагноза, но не по­зднее. Заявление консультанта служит основой, которая может быть использована в тот момент, когда у родителей возникнут мысли о собственной вине.

2. Нормализация

Консультант указывает на то, что и другие в подобной ситуации бу­дут чувствовать себя точно так же. Его цель —- уменьшить чувство изоляции, связанное с признанием вины.

3. Новая когнитивная основа

Консультант помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессо-генное значение. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы очень ответственный человек, и если бы не являлись таковым, то не ощущали бы чувство вины. Но это вовсе не означает, что вы ви­новаты в конкретных нарушениях своего ребенка».

4. Ограничение ответственности

Целью этой тактики является ограничение пределов личной от­ветственности родителей. По формуле: «Вы ответственны за А, но не несете ответственность за В». При невыраженных формах вины эта тактика бывает достаточно эффективной. Она помогает родителям удержаться от переживания ими чувства вины в пол­ном объеме.

При более тяжелом переживании вины для консультиру­ющихся может быть полезнее вербальное выражение их чувств. Эффективной стратегией в этом случае также явля­ется использование авторитета для освобождения их от от­ветственности. Выбор тактики облегчения вины часто опре­деляется в неявном виде самими родителями, когда они в той или иной степени формулируют, что им нужно от кон­сультанта.

В качестве конкретных, зарекомендовавших себя тактик уменьшения чувства стыда можно привести следующие.

1. Развитие рабочего сотрудничества

Родители должны поверить в то, что консультант не будет их осуж­дать и намерен активно помогать им. Эта тактика является наибо­лее эффективной при постоянной тревоге родителей за то, что ре­бенка поставят на учет, повесят ярлык, делающий недоступными определенные формы социальной жизни. Это очень характерно для нашего социума, где в нашу жизнь и культуру в недостаточной сте­пени интегрированы знания, связанные с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, где имеется ог­ромный недостаток толерантности общества в целом к проблемам таких детей.

2. Вызывание чувства стыда

Необходимо помочь родителям выразить их чувства. Консультант должен выказать эмпатийное сочувствие, в результате которого родители начинают открыто выражать свой стыд, после чего, наи­более вероятно, следует принятие. Подобная процедура, как пра­вило, дает достаточно благоприятный эффект.

3. Акцентирование положительного

Акцентируются те области деятельности семьи, где дела идут хоро­шо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей способности к принятию правиль­ного решения и адекватному поведению. Консультант должен посто­янно поощрять родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем и т. п.

Одно из общепринятых в таких ситуациях средств психо­коррекции — использование так называемых парадоксальных вмешательств [79; 135; 136]. Например, если консультант имеет дело с семьей, которая ограничивает не только свои социальные контакты, но и контакты своего ребенка со сверстниками, так­тика вмешательства может принимать такой вид: «Мне кажется, что вы делаете все, что можете, и хотите, есте­ственно, добра, но ваш ребенок нуждается в... для своего раз­вития. Давайте выясним, как мы сможем найти способы удовлетворения потребностей вашего ребенка».

Подчеркивая, что родители делают все, что могут (хотя ре­ально их деятельность может быть неэффективной и непро­дуктивной), консультант достигает, по крайней мере, двух целей. Во-первых, выражает эмпатию по отношению к ситуа­ции и проблемам семьи. Во-вторых, то, что говорит консуль­тант, укрепляет самооценку родителей, так как признается, что их усилия более положительны, чем отрицательны. Не говоря, что их усилия бесполезны и не заслуживают внима­ния (а следовательно, не заслуживают внимания и они сами), консультант указывает на возможность альтернативных и бо­лее эффективных способов взаимодействия с ребенком. Рас­крытие спектра возможностей семьи может привести к усиле­нию чувства собственного достоинства, позволит родителям укрепиться во мнении, что можно сделать что-то еще.

В связи с проблемами, которые поднимаются в этом разде­ле, возрастает значимость личностных, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с се­мьей. Зачастую именно установки, способность консультанта как личности к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждению «другого Я» при сохранении собствен­ного, обеспечивает эффективность консультирования, дает ро­дителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности.

Выслушивая родителей, особенно если их слова откровен­ны и выстраданны, психолог по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет мотивирован не только эмоциональной идентификацией и со­чувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно более профессионально. Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что консуль­тант может оказаться не столько союзником, сколько соучаст­ником родителей, «эмоциональным донором», подменяющим профессиональную деятельность растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной жизни и семейным отноше­ниям1.

Подобные соображения присущи и психологическому кон­сультированию в целом. В то же время необходимо отметить, что консультирование семьи с ребенком с особыми образова­тельными потребностями является наиболее профессиональ­но сложным и в то же время наиболее благородным. Такой вид консультирования особенно сложен для начинающих пси­хологов.

Поведение консультанта должно носить как можно более гибкий характер. На основании мультифакторной оценки раз­личных сторон жизнедеятельности, статуса и прогноза дина­мики семьи, получаемых в процессе диагностического обсле­дования ребенка, консультант должен сам принять решение, какую тактику избрать в каждом конкретном случае. Он дол­жен уметь творчески совмещать директивность прямых, кон­кретных рекомендаций и уклончивость советов. В любом слу­чае необходимо таким образом организовать взаимодействие родителей со специалистами, чтобы семья впоследствии могла вполне осознанно принять решение, в той или иной форме подсказанное консультантом.

Психолог-консультант, проводящий консультирование се­мьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огром­ную тяжесть подобной работы и ответственность за свою дея­тельность. Консультант должен осознавать, что психологи­чески правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприят­ных реакций, повысить эффективность самого консультиро­вания, а психотерапевтически ориентированный процесс консультирования — предотвратить большое количество не­нужных страданий людей. В то же время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им так­тики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конеч­ном итоге — и судьбы семьи.

 

РАЗДЕЛ V







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.