Этапы работы с семьей
На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с семьей - выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей [68; 126]. Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них. Первый этап (Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей) Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п. Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов. Второй этап (Сеанс консультации) Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта. Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, — эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение — это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение. Особенностью консультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, что практически одновременно с консультированием родителей он должен оценивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу с родителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, как проведена углубленная диагностика и можно что-либо определенное сказать о состоянии ребенка. Одним из важных компонентов психотерапевтической работы на этом этапе является способность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям на непоследовательность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше — она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввести такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации. Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию. а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет их опасения. б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества» [136]). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке. в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи. Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций. Следует отметить, что вся структура процесса консультирования — этапы и связанные с ними фазы коммуникации — находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом. В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния — реконвалесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в ее конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования1. Третий этап (Этап принятия решения) Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности. Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной. Эффективное вмешательство должно быть основано в первую очередь на точной оценке преобладания у родителей чувства вины или стыда. Необходимо идентифицировать преобладающее состояние, его качество и уровень, готовность семьи к различным реакциям, а также потребность семьи в том или ином виде поддержки. Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, — это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию. Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактик (например, тактику нормализации, о которой речь пойдет ниже), опережает консультирующегося, говоря: «...Многие люди в вашем положении чувствуют вину в том, что у них такие проблемы... вам нужно знать, что вы ничего не сделали, чтобы быть причиной этого...» В случае, когда такое заявление предшествует высказываниям родителей, эффективность консультирования может значительно снизиться. Вина включает в себя важные когнитивные элементы, в то время как стыд является аффективным состоянием. Таким образом, когнитивно ориентированные вмешательства могут быть более эффективны при облегчении вины, чем стратегии, разработанные для обеспечения аффективного облегчения. В то же время комментарии консультанта, направленные на аффективную систему людей, могут быть более пригодны для снятия чувства стыда. Приведем некоторые тактики коррекционной работы, которые могут считаться основными методами, используемыми на протяжении всего процесса консультирования независимо от этапов и периодизации, и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями. Практика консультативной деятельности в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациям консультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегося развития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка, а также описанными выше феноменами. Приемы работы с чувствами вины и стыда Для работы с чувством вины показали свою эффективность следующие приемы. 1. Использование авторитета Консультант в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешательства выглядят более эффективно, когда они используются во время сообщения родителям психологического диагноза, но не позднее. Заявление консультанта служит основой, которая может быть использована в тот момент, когда у родителей возникнут мысли о собственной вине. 2. Нормализация Консультант указывает на то, что и другие в подобной ситуации будут чувствовать себя точно так же. Его цель —- уменьшить чувство изоляции, связанное с признанием вины. 3. Новая когнитивная основа Консультант помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессо-генное значение. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы очень ответственный человек, и если бы не являлись таковым, то не ощущали бы чувство вины. Но это вовсе не означает, что вы виноваты в конкретных нарушениях своего ребенка». 4. Ограничение ответственности Целью этой тактики является ограничение пределов личной ответственности родителей. По формуле: «Вы ответственны за А, но не несете ответственность за В». При невыраженных формах вины эта тактика бывает достаточно эффективной. Она помогает родителям удержаться от переживания ими чувства вины в полном объеме. При более тяжелом переживании вины для консультирующихся может быть полезнее вербальное выражение их чувств. Эффективной стратегией в этом случае также является использование авторитета для освобождения их от ответственности. Выбор тактики облегчения вины часто определяется в неявном виде самими родителями, когда они в той или иной степени формулируют, что им нужно от консультанта. В качестве конкретных, зарекомендовавших себя тактик уменьшения чувства стыда можно привести следующие. 1. Развитие рабочего сотрудничества Родители должны поверить в то, что консультант не будет их осуждать и намерен активно помогать им. Эта тактика является наиболее эффективной при постоянной тревоге родителей за то, что ребенка поставят на учет, повесят ярлык, делающий недоступными определенные формы социальной жизни. Это очень характерно для нашего социума, где в нашу жизнь и культуру в недостаточной степени интегрированы знания, связанные с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, где имеется огромный недостаток толерантности общества в целом к проблемам таких детей. 2. Вызывание чувства стыда Необходимо помочь родителям выразить их чувства. Консультант должен выказать эмпатийное сочувствие, в результате которого родители начинают открыто выражать свой стыд, после чего, наиболее вероятно, следует принятие. Подобная процедура, как правило, дает достаточно благоприятный эффект. 3. Акцентирование положительного Акцентируются те области деятельности семьи, где дела идут хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей способности к принятию правильного решения и адекватному поведению. Консультант должен постоянно поощрять родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем и т. п. Одно из общепринятых в таких ситуациях средств психокоррекции — использование так называемых парадоксальных вмешательств [79; 135; 136]. Например, если консультант имеет дело с семьей, которая ограничивает не только свои социальные контакты, но и контакты своего ребенка со сверстниками, тактика вмешательства может принимать такой вид: «Мне кажется, что вы делаете все, что можете, и хотите, естественно, добра, но ваш ребенок нуждается в... для своего развития. Давайте выясним, как мы сможем найти способы удовлетворения потребностей вашего ребенка». Подчеркивая, что родители делают все, что могут (хотя реально их деятельность может быть неэффективной и непродуктивной), консультант достигает, по крайней мере, двух целей. Во-первых, выражает эмпатию по отношению к ситуации и проблемам семьи. Во-вторых, то, что говорит консультант, укрепляет самооценку родителей, так как признается, что их усилия более положительны, чем отрицательны. Не говоря, что их усилия бесполезны и не заслуживают внимания (а следовательно, не заслуживают внимания и они сами), консультант указывает на возможность альтернативных и более эффективных способов взаимодействия с ребенком. Раскрытие спектра возможностей семьи может привести к усилению чувства собственного достоинства, позволит родителям укрепиться во мнении, что можно сделать что-то еще. В связи с проблемами, которые поднимаются в этом разделе, возрастает значимость личностных, профессиональных, этических качеств специалиста, вступающего в контакт с семьей. Зачастую именно установки, способность консультанта как личности к осуществлению эмпатийного диалогического общения, утверждению «другого Я» при сохранении собственного, обеспечивает эффективность консультирования, дает родителям нечто гораздо большее, чем просто профессионально адекватное владение различными техниками и процедурами коррекции, которые являются не более чем «надстройками» к существующим качествам консультанта как личности. Выслушивая родителей, особенно если их слова откровенны и выстраданны, психолог по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет мотивирован не только эмоциональной идентификацией и сочувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно более профессионально. Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что консультант может оказаться не столько союзником, сколько соучастником родителей, «эмоциональным донором», подменяющим профессиональную деятельность растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной жизни и семейным отношениям1. Подобные соображения присущи и психологическому консультированию в целом. В то же время необходимо отметить, что консультирование семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями является наиболее профессионально сложным и в то же время наиболее благородным. Такой вид консультирования особенно сложен для начинающих психологов. Поведение консультанта должно носить как можно более гибкий характер. На основании мультифакторной оценки различных сторон жизнедеятельности, статуса и прогноза динамики семьи, получаемых в процессе диагностического обследования ребенка, консультант должен сам принять решение, какую тактику избрать в каждом конкретном случае. Он должен уметь творчески совмещать директивность прямых, конкретных рекомендаций и уклончивость советов. В любом случае необходимо таким образом организовать взаимодействие родителей со специалистами, чтобы семья впоследствии могла вполне осознанно принять решение, в той или иной форме подсказанное консультантом. Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтически ориентированный процесс консультирования — предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то же время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конечном итоге — и судьбы семьи.
РАЗДЕЛ V ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|