Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



 

Тема 8. Социально-психологическая характеристика личности

 

Особенности трактовки личности в социальной психологии по сравнению с ее определением в социологии и общей психологии. Рассмотрение личности сквозь призму группы. Личность и группа. Понятие о социальной биографии личности. Основные теоретические социально - психологические ориентации в поисках объяснительных принципов социального поведения личности. Представление А. Адлера о социальной психологии личности. Социально - психологические характеристики личности в концепции Э. Фромма, К. Хорни. Представления Г. Салливана о социально - психологической сущности личности. Представление о личности как субъекте отношений в теории В.Н. Мясищева. Социально - психологический анализ личности в трудах С.Л. Рубинштейна. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.

Социально - психологическое рассмотрение процесса социализации личности. Эпигенетический принцип исследования социального развития личности. Основные этапы социализации индивида (концепция Э. Эриксона). Институты и механизмы социализации (механизм типизации и индивидуализации). Макро- и микросоциализация. Основные фазы микросоциализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Понятие о социальной дезадаптации личности. Представление о социально - психологических кризисах личности. Нормальное и аномальное социальное поведение личности.

Я - концепция личности, ее структура (Р. Бернс, М. Кун). Условия, способствующие становлению Я - концепции, развитию Я (А. Маслоу, К. Роджерс.). Понимание Я - концепции как социальной установки личности на себя. Соотношение Я - концепции с другими терминами в социальной психологии (образ Я, представление о себе, самоотношение и т.д.). Я - концепция и самосознание личности. Понятие о самоуважении и самооценке личности. Понятие о децентрации, идентичности, рефлексивности и эгоцентричности как основных характеристиках самосознания.

Ролевая теория. Статус и роль. Виды статусов и коды поведения. Структура роли и типы ролей. Мотивы исполнения ролей, усвоения ролей. Роль и личность. Понятие о межролевых и внутриролевых конфликтах. (Холландер, Д. Мид, Ч. Кули, Т. Шибутани).

Социально - психологические классификации личности (К. Хорни, Роттер, Э. Фромм) Понятие о социальном характере и "базовой" личности. Авто-ритарная личность. Социально-психологические концепции идентичности личности. Понятие о персональной, гендерной, социальной идентичности личности.

 

Тема 9. Социально-психологические регуляторы поведения человека

 

Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии. Направленность, отношение, ценностные ориентации личности. Соотношение понятий установка и "аттитюд". Структура социальных установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Основные шкалы измерения социальных установок. Сравнительный анализ социальных установок и стереотипов. Основные свойства социальных стереотипов. Функции социальных стереотипов в социальном поведении личности (Г.М. Андреева, В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов, П.Н. Шихирев)

Ценностные ориентации личности и их классификации. Иерархия ценностей. Ценности и нормы. Ценности и смыслы личности. Виды социальных потребностей и мотивов личности. Экстернальность и интернальность как характеристики локуса контроля личности. Представление об ответственности, свободе, активности личности (К.Абульханова - Славская, Д. Леонтьев, Э. Фромм).

Иерархическая структура диспозиций личности. Содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В.А. Ядов).

Понятие о социально - психологической компетентности личности (Л.А. Петровская). Социальный интеллект, социальное воображение, проницательность, социальная интуиция, социально-перцептивные способности (Бобнева, Корсунский, В. Лабунская, Н. Обозов). Коммуникативные свойства личности. Понятие об общительности и способности к общению.

Социально - психологический тренинг как способ развития социально - психологических характеристик личности.

Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением. Психологические особенности подростков и юношей с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженными индивидуально-типологическими особенностями, недостатками в воспитании личностных качеств. Ситуативная трудновоспитуемость. Психологические особенности подростков и юношей с искажёнными представлениями о своих взаимоотношениях с окружающими и нарушением социальных контактов. Эффект “рассогласованности отношений” и психолого-педагогическая тактика работы по его преодолению (Н. Ю. Максимова).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.