Здавалка
Главная | Обратная связь

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма

социального общения

 

Педагогическое общение как творческий процесс. Сущность и социальная значимость общения в творческом коллективе. Функции общения в творческом коллективе: контактная, информационная, побудительная, координационная, амотивная, понимания, установления отношений, оказание влияния.

Основные характеристики (направленность, структура, виды, формы) общения. Особенности коммуникативного процесса в профессиональной деятельности творческого коллектива. Понятие невербальной коммуникации, ее элементы: прикосновение, физическая дистанция, расположение людей по отношению друг к другу в пространстве, поза, физический внешний облик, мимика, жестикуляция, визуальное общение. Невербальные компоненты речевого взаимодействия: длительность высказываний и пауз, эмоциональный тон, акцент. Вербальная «лексика» (образно-метафорические выражения, речевое интонирование, мелодико-ритмическая окраска и т.д.). Сравнительный анализ значения вербальных и невербальных компонентов в ситуации взаимодействия, их согласованность. Уровень эстетического и нравственного общения средствами искусства.

Организация и управление общением в творческом процессе. Проблемы межличностного взаимодействия, виды психологических барьеров. Условия психологического контакта, решение проблемных коммуникативных ситуаций. Стиль педагогического общения. Нормы речевого этикета. Дифференциация форм и способов общения в зависимости от возрастных и других особенностей участников творческого процесса, целей и задач коммуникативной деятельности руководителя. Требования к педагогическому общению.

Профессионально-педагогическое взаимодействие в творческой деятельности.

Понятие «взаимодействие». Функции взаимодействия: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Взаимодействие как процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий его участников, как обмен действиями, коммуникациями и эмоциями, как основа общения и развития взаимоотношений. Принципы педагогического взаимодействия: диалогизация, проблематизация, персонализация, индивидуализация. Специфика задач и способов взаимодействия с читателем (зрителем). Виды взаимодействия: функционально-ролевое, индивидуально-специфическое. Межличностное взаимодействие и его структура.

Характеристика профессионально-педагогического взаимодействия в процессе деятельности творческого коллектива. Учет психолого-педагогических факторов при организации взаимодействия.

Технология профессионально-педагогического общения руководителя творческого коллектива.

Речевые способности и их роль в педагогическом общении. Психологическая сущность информации и особенности ее восприятия. Культура речи. Искусство говорить и слышать. Принципы и стратегия гуманистического слушания. Стили слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Активные приемы слушания: глухое молчание (внимательное слушание), поддакивание, эхо, зеркализация, перефразирование, резюмирование, уточнение и выяснение, отражение чувств.

Организация элементов взаимодействия в целостные модели поведения. Модели, выражающие межличностные установки. Формы общения: повседневное, игровое, беседа, творческое общение, особенности их протекания.

Понятие визуальной психодиагностики. Методы визуальной психодиагностики личности: беседа, наблюдение, метод анализа документов, продукта деятельности, морфологический анализ (строение лица), «телесные» тесты, анализ имиджа и внешней среды. Сущность, назначение и возможности каждого метода.

Культура и техника речи руководителя творческого коллектива.

Особенности культуры речи. Нетождественность понятий «культура речи» и «правильность речи». Требование к речи: образно-метафорические выражения, стиль, правильность, чистота, терминологическая точность. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия руководителя творческого коллектива: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) руководителя, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискурсионных и перцептивных умений.

Профессиональные требования к голосу: сила звука; выносливость, гибкость и подвижность голоса; диапазон как объем голоса; тембральная окраска звука; суггестивность как способность голоса к внушению; интонационная выразительность. Дикция как четкость произношения. Ритмика речи. Значение паузы (логической и психологической). Оптимальная скорость речи. Речевое (фонационное) дыхание.

 

Тема 9. Психология творческого коллектива

 

Классификация, структура, цели и задачи деятельности творческого коллектива.Задачи воспитания в творческом коллективе: учебно – воспитательные, технологические, организационные.

Организационно – правовые формы существования деятельности творческих коллективов. Ансамбли, студии, школы, спортивно – танцевальные клубы, подростково – молодёжные клубы по интересам, клубы по месту жительства, школы искусств, центры современной хореографии, спортивные школы театры танца. Единство учебно – художественной, художественно – исполнительской и воспитательной функций в творческом коллективе. Организация досуга, интеллектуального творческого общения, создание традиций, взаимосвязь творческих коллективов и разных поколений. Творческий коллектив как структура социально-культурной деятельности. Танец – вид искусства, способ общения, средство самовыражения, средство формирования творческой системы умений и навыков.

Социализация и профессиональная ориентация подростков и молодёжи в деятельности творческого коллектива.

Биологический и психолого – социальный аспекты социализации в творческом коллективе.

Значение художественно – творческого коллектива для первичной социализации индивида.

Аспекты деятельности руководителя творческого коллектива.

Многообразие задач в работе руководителя творческого коллектива, их зависимость от организационной формы существования коллектива. Управленческие аспекты деятельности руководителя творческого коллектива. Организация и проведение массовых досуговых и социально-культурных мероприятий.

Функции руководителя творческого коллектива: организаторская, управленческая, учебно – тренировочная, образовательно – воспитательная, психолого – педагогическая, постановочно – репетиционная, концертно – исполнительская, координирующая. Управление творческим коллективом как особая деятельность, направленная на достижение социально – творческих , образовательных и воспитательных целей становления и развития коллектива.

Принципы управления коллективом. Пути и этапы создания единого творческого коллектива.

Трудности при создании творческого коллектива. Создание общей культуры ценностей творческого коллектива. Развитие через столкновение идей. Однородность через взаимопонимание индивидуальностей. Атмосфера коллективной солидарности.

Этика и психология коллективного творчества. Административные требования и этические нормы, предъявляемые к деятельности творческого коллектива. Единство нравственных и эстетических законов творчества. Психологические основы этики Станиславского. Неразрывная связь этики и психологии коллектива. Специфика психологии творческого коллектива. Значение этики для творчества. Индивидуальная (интимная) природа творчества. Конфликты в творческой группе и способы их разрешения.

 

Список литературы

Основная

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. Пособие/ Г.М. Андреева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.

2. Аникин, В.И. Психология управления в дипломатической практике Российской Федерации: учеб. пособие / Дипломат. акад. МИД России, каф. управления и информатики. - М.: Научная книга, 1998. - 82 с.

3. Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология : учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с.

5. Кордуэлл, М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с.

6. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 267 с.

7. Лютова, С.Н. Психолого-педагогические основы преподавания в ВУЗе: курс лекций/ С.Н. Лютова. – М.: Проспект, 2009.—286 с.

8. Лютова, С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002. – 175 с.

9. Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров : учеб. пособие / Новосибирский гос. ун-т/ Р.И. Мокшанцев. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 351 с. - (Высшее образование).

10. Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 576 с.

11. Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2 : Психология образования. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с.

12. Педагогика высшей школы: учеб.-метод. пособие. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. - 192 с.

13. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие для вузов. - М.:

Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

14. Петровский, А.В. Психология: учебник /А.В. Петровский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2005. - 501 с. - (Классическая учебная книга).

15. Психология науки: учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 311 с.

16. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

17. Фурманов, И.А., Фурманова, Н. В. Психология депривированного ребенка. - М.: Владос, 2010. - 320 с.

18. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов. – Минск.: Асар, 2005. – 768 с.

Дополнительная

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

2. Брунер, Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с. -(Общественные науки за рубежом).

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций /Ф.Е. Василюк - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

4. Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений: монография / Бийский гос. пед. ин-т. - Бийск, 2000. - 160 с.

5. Высшее образование во Франции. - М., 1993. - 104 с. - (Российско-Французская Серия "Информационные и Учебные Материалы").

6. Гришина, Н.В. Психология конфликта Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил. (Мастера психологии).

7. Джемс, У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. - (Классики мировой психологии).

8. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / Ин-т "Открытое общество". - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

9. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку (на материале

русского языка как иностранного). - М.: Русский язык, 1989. - 221 с. -Библиогр.: с. 210-220.

10. Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы /В.В. Занков. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с.

11. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала/ М.М. Кашапов. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 687 с.

12. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

13. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.: ил. - Библиогр.: с. 163-169.

14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

15. Крайг, Г. Психология развития / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 988 с.: ил. - (Мастера психологии).

16. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 486 с. - (Фундаментальная псих-гия).

17. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю/ Н.Н. Обозов. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205 с.

18. Педагогика наставничества. - М.: Сов. Россия, 1981. - 191 с.

19. Первин, Л.А. Психология личности /Л.А. Первин. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.

20. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества /Е.Е. Пронина. - 2-е изд. - М.: Изд-во Московского университета, 2003. - 320 с.

21. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2001. - 279 с.

22. Психология восприятия: материалы советско-норвежского симпозиума / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 195 с.: ил. -

23. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: СП Мысль, 2002. - 242 с. - (Научные доклады; Вып. 1).

24. Психология и педагогика высшей военной школы. - М.: Воениздат, 1989. - 366 с.

25. Психология парламентаризма / Междунар. академия акмеологических наук. - М.: Статус-Кво 97, 1999. - 200 с.

26. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д. Смирнов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 272 с.

27. Степанова, Л.М. Психология делового общения // Информация. Дипломатия. Психология/ Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев; Дип. академия России. - М.: Известия, 2002. - (Открытая книга – открытое сознание - открытое общество).

28. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

29. Чалдини, Р. Психология влияния / пер. С англ. Е. Волков, И. Волкова. - СПб.: Питер, 2000. - 270 с.: ил. - (Мастера психологии).

30. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с. (История психологической мысли в памятниках).

31. Юревич, А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 311 с. - (Методология, теория и история психологии).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.