Здавалка
Главная | Обратная связь

Используемые диагностические методики.



Этапы диагностики Цель диагностики Диагностические методики
Диагностика психологической адаптации к школьному обучению выпускников групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ Изучение адаптационных возможностей личности ребенка с нарушением речевого развития на этапе перехода к систематическому обучению в школе. Индивидуальный «Лист адаптации» (Приложение №2)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов личности:   1. Произвольность психической деятельности или саморегуляция. Изучение базовых компонентов личности, лежащих в основе «школьной зрелости» и психологической готовности к обучению в школе воспитанников групп компенсирующей направленности ДОУ   1. Методика «Собери елочку» [24]; 2. Методика «Графический диктант» [28].
2. Уровень развития самосознания, самоконтроля и условно положительная самооценка. 1. Беседа «Расскажи о себе» [22]; 2. «Лесенка» [24].

Анализ оценки индивидуально-типологических особенностей психологической адаптации младших школьников с нарушением речевого развития по индивидуальному «Листу адаптации» до проведения коррекционно-развивающей работы позволяет заключить, что 2% выпускников групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи показали высокий уровень адаптации к условиям обучения в школе, тогда как после проведения работы по предложенной нами системе их количество достигло 10%.

Результаты сравнительной оценки психической адаптации школьников с нарушением речевого развития до и после проведения коррекционно-развивающей работы проиллюстрированы на рис. 1.

Условные обозначения:

1 - очень высокий уровень 2 – высокий уровень 3 – хороший уровень

4 – удовлетворительный уровень 5 – низкий уровень

Рис. 1. Уровень адаптации и способности к обучению у младших школьников

с нарушенным речевым развитием до и после проведения

коррекционно-развивающей работы.

В результате изучения способности к произвольному поведению и саморегуляции по методике «Собери елочку» у воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи до проведения коррекционно-развивающей работы были выявлены следующие показатели: на первом (очень низком) уровне задание выполнили 10% детей; на втором (низком) - 40% детей; на третьем (среднем) уровне - 35%, 15% дошкольников показали четвертый (высокий) уровень, пятый (очень высокий) уровень ни показал никто. Следовательно, в общей сложности около 50% старших дошкольников с ОНР при выполнении задания показали недостаточный для старшего дошкольного возраста уровень произвольности. Данные полученные в ходе диагностики детей после проведения коррекционно-развивающей работы свидетельствую т о том, что более чем у 50% детей отмечается сформированность регулятивной функции речи и речевого планирования.

Количественный анализ полученных результатов представлен на рис. 2.

Рис. 2.Уровень сформированности произвольной деятельности и саморегуляции у старших дошкольников с нарушением речевого развития до и после проведения коррекционно-развивающей работы (по методике «Собери елочку»).

Результаты выполнения детьми методики «Графический диктант» до проведения коррекционно-развивающей работы демонстрируют, что 10 % детей с ОНР показали высокий уровень выполнения задания, 20% детей - средний уровень, 50% детей выполнили задание на низком и 20% на очень низком уровнях. Очень высокий уровень выполнения не продемонстрировал никто из воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Данные полученные в ходе диагностики после апробации системы «Я и мир вокруг меня» свидетельствуют о том, что лишь у 2% детей отмечается очень высокий уровень выполнения данного задания. Количественный анализ полученных результатов представлен на рис. 3.

Рис. 3.Уровень сформированности произвольной деятельности и саморегуляции у старших дошкольников с нарушением речевого развития до и после проведения коррекционно-развивающей работы (по методике «Графический диктант»).

 

Анализ результатов выполнения задания «Лесенка» (по методике У.В. Ульенковой) показал, что дошкольники с ОНР преимущественно ставили себя на первые (58%) и последние (14%) ступеньки лестницы. Средние ступеньки выбирали 28% опрошенных, т.е. большинство дошкольников с ОНР оценивали себя положительно. Отвечая на вопрос, «почему ты выбрал самую верхнюю ступеньку?», дети, как правило, говорили «..потому что я хороший (ая)..» не аргументируя данное утверждение. В случае выбора низшей ступени, дети объясняли этот выбор негативной оценкой со стороны взрослых «меня наказывают; я не слушаюсь маму; меня мама сегодня ругала» или отказывались от объяснений.

Среди дошкольников с нарушенным уровнем речевого развития, занимавшихся по предложенной нами системе, по результатам анализа выявлено преобладание средних ступеней лестницы (56% вторая и третья ступени). 27% детей поставили себя на верхнюю ступень, 17% - на нижнюю. В качестве объяснения выбора верхней и средних ступеней дети, как правило, подробно описывали свои положительные физические, психические и социальные качества « я красивая и добрая, маме помогаю; я очень умный, так мама говорит; я лучше всех умею стихи рассказывать и рисовать; я на конкурсе рисунков победил». Выбор низшей ступени дети также объясняли, ссылаясь на мнение взрослых и сверстников «со мной дети дружить не хотят, меня воспитательница сегодня наказала за плохое поведение». Таким образом, у большинства детей, можно отметить тенденцию к завышению самооценки, характерную для данного возраста, однако, в ходе диагностики после проведения коррекционно-развивающей работы дети подробно аргументировали выбранную ими позицию.

Следовательно, результаты диагностики позволяют объективно оценить эффективность проведенной психологической коррекционно-развивающей работы, составить реальную психолого-педагогическую характеристику ребенка и наметить дальнейшие пути оптимизации переходного периода, рекомендации для родителей и учителей по дальнейшему сопровождению ребенка, применяя предложенную нами систему работы включающую комплексное воздействие на все стороны развития психики ребенка и с учетом трех основных составляющих коррекционно-развивающего процесса можно сформировать у ребенка развития интереса к самому себе, собственной речи и миру людей, повышения его личностной компетентности и формирования субъектной познавательной позиции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.