Реликтовый гоминоид в Самарской областиСтр 1 из 50Следующая ⇒
ЭТОТ НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР Уфология и аномалистика для «чайников».
Эта книга не является научным трудом, хотя все, что в ней содержится, основано на фактах, получено с помощью методов науки и подлежит научному познанию. Это и не художественное произведение, так как описываемые в книге факты строго документальны. Не является эта книга и идеологической доктриной, потому что не навязывает читателю какое бы то ни было мировоззрение. Она написана в помощь тем, кому пока еще интересно жить. Цель книги - дать информацию о том, что происходит вокруг нас, чтобы читатель мог самостоятельно думать, видя, в каком невероятном мире он живет, и насколько этот реальный мир отличается от того, который выглажен, простерилизован и предложен "к употреблению" в рамках официального мировоззрения. Эту книгу не рекомендуется читать: - догматикам, - фанатикам, - пришельцам, - и тем, кто уже и так все знает
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Стоит витязь на распутье, перед ним - камень. На камне написано: "Налево пойдешь - по башке получишь, направо пойдешь - по башке получишь, прямо пойдешь - по башке получишь". Мужик думает-думает, и тут голос раздается: "Давай иди, а то по башке получишь!" Анекдот про жизнь
Уважаемый Читатель!
Ты держишь в руках книгу, которая называется "Этот невероятный мир (Уфология и аномалистика для «чайников»)". Это не значит, что «чайник» в уфологии – только ты, вовсе нет. «Чайники» - все. И мы, авторы, тоже. Потому что предметы эти – и аномалистика, и уфология, как ее составная часть, слишком сложные, в них до сих пор намного меньше вопросов, на которые есть ответы, чем вопросов, на которые ответов нет. И еще на порядок больше вопросов, которые пока еще даже никто не задал… К тому же, чувствовать себя «чайником» вовсе не зазорно. Наоборот! Вот подумай, ведь «чайник» (будем и дальше использовать этот компьютерный сленг, ладно?) - это человек в самом начале пути познания. Он, во-первых, хочет узнавать все больше нового и полезного, во-вторых, видит путь, по которому должен идти, а в-третьих, не боится трудностей на этом пути. Нам с тобой даже можно позавидовать - у нас впереди столько нового, интересного и полезного!.. Тем более. что на этот путь нас порой подталкивает сама жизнь, да так, что хочешь – не хочешь, а пойдешь (см. эпиграф к предисловию ). Ну, вот, с одной частью названия мы вроде бы определились, давай перейдем ко второй части. Итак, что же такое уфология? Существует расхожее представление об уфологах как охотниках за "летающими тарелками" или пресловутыми «инопланетянами». Это одновременно и так, и не так. Как и любое направление познания, уфология имеет определенный круг вопросов, на разрешение которых направлены усилия исследователей. Но, прежде всего, вот на что обратите внимание: Феномен НЛО и сами "летающие тарелки" - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. НЛО - это отдельные объекты, имеющие различную физическую природу и являющиеся источником возникновения так называемого Феномена НЛО - целого комплекса физических, биологических, психологических и других явлений, зависящих друг от друга или сопровождающих друг друга (даже если взаимосвязь между ними не всегда очевидна). Несмотря на более чем сорокалетние попытки составить полное представление о том, что же представляют собой аномальные явления как предмет изучения уфологии, так и не удалось добиться результата, который удовлетворил бы всех. Отчасти это происходит потому, что до сего дня редкие ученые пытались осмыслить проблему целиком, в комплексе. Большинство исследователей, по выражению одного советского физика, копают каждый свою яму. Таких “ям”, т.е. направлений, можно насчитать в уфологии несколько: это теоретическая уфология, палеоуфология, собственно исследование НЛО (их физических и других характеристик), изучение контактов с пришельцами и еще кем-то... И каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделяется на несколько более мелких. А если не делить уфологию на более мелкие направления (как бы от стержневой ветки к малым ветвям), а посмотреть в обратном направлении (от ветвей в сторону ствола), то становится понятно, что уфология - это лишь одна из ветвей аномалистики, в которую входят … да что только туда не входит. Реликтовый гоминоид? Да, его изучает криптозоология, почти уже признанная в стане академической науки. Полтергейст? И его отнесем сюда же, тем более что часть полтергейстов начиналась после того, как в небе пробарражировали «летающие тарелки» или какие-нибудь иные НЛО. «Английские круги», они же – геоглифы, они же – кропцирклы, они же – ведьмины кольца? Их изучение тоже относится к аномалистике. Сюда же отнесем геоактивные зоны (в том числе места силы и гиблые места). И уж тем более – такие странности, как хрономиражи (их еще называют пространственно-временными аномалиями). Никуда нам не деться от феноменов внетелесных путешествий, продолжения осознанного существования человеческой личности после смерти физического тела и детей с необычными способностями. А если заглянуть за пределы матушки-Земли, то внимание исследователей - аномальщиков в первую очередь привлекут следы астроинженерной деятельности в Солнечной системе. Ведь это только науке неизвестно, есть ли жизнь на Марсе . На самом же деле существует огромное количество фактов, наглядно подтверждающих, что, кроме нас, любимых, кто-то очень серьезный и очень хорошо вооруженный технически давно уже осваивает нашу Солнечную систему. Осталось только его найти и познакомиться… Да еще и проблема палеовизита и цивилизаторской деятельности пришельцев на Земле, имевшая место быть во многие века. А, может быть, и сейчас тоже. Было бы ошибкой легкомысленно отмахиваться от всего вышеперечисленного, ссылаясь на то, что подобные аномалии крайне редки и совершенно не влияют на нашу с вами обыденную жизнь. Увы, это не так. По данным российских и зарубежных исследований, до 10 % всего населения земного шара хотя бы один раз в жизни являются свидетелями или непосредственными участниками аномальных явлений (т.е. явлений - не имеющих приемлемого объяснения даже с точки зрения современной развитой науки). Аномальные явления происходят по физическим законам, которые еще не до конца понятны нашей науке, и с помощью физических сил, исследование которых только начинается. Однако, замечено, что характер происходящих событий в большом количестве случаев зависит от знаний, воли, душевных и физиологических особенностей каждого конкретного человека, что должно быть предметом образования и воспитания. А незнание элементарных правил поведения в аномальной ситуации, неразвитость логического мышления, отсутствие опыта действия в ситуациях с непредсказуемым развитием событий и с участием неизвестного контрагента в качестве второй действующей стороны, будь то неизвестное человеку явление природы, последствия технологической деятельности или что-то еще, часто приводят к трагическому финалу (которого могло бы не быть) или развитию разнообразнейших неврозов. Увы, на сегодняшний день большинство представителей так называемой академической науки[1] считают ниже своего достоинства заниматься «всякими пустяками» - мол, не академично это, не входит в принятую научную парадигму. Действительно, не входит. Но что такое «парадигма» и кто ее формирует? Парадигма – это всего лишь набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами конкретного научного сообщества. И этот набор формируется ими же самими - членами этого сообщества. А если еще вспомнить, что система «допуска» к занятиям «большой» наукой (так сказать, остепенение) отлажена так, что кандидатов в члены научного сообщества оценивают сами же члены этого сообщества по установленным ими же самими правилам, а допуск в члены сообщества приносит материальные и/или нематериальные блага, то становится понятно, почему мало захочет рисковать своей репутацией ради каких-то там аномальных явлений. Мол, жили люди с этим чудом сотни лет, поживут и еще… Помнится, некогда Томас Кун, историк и философ науки, начал интенсивно изучать историю науки и затем опубликовал работу "Структура научных революций" (1962). В ходе исследований ему становилось все более очевидным, что история науки ни в коей мере не является постепенным накоплением данных и формированием все более точных теорий, как это пытаются представить для нас с вами адепты академического мировоззрения. Наоборот, ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной динамикой провалов и взлетов. Ни одна из парадигм никогда не объяснит всех имеющихся фактов. А если внимательно читать указанный труд Куна, то станет понятным, что изучение аномальных явлений сейчас находится в той самой ранней стадии развития науки, которую Кун назвал "допарадигмальным периодом". Этому периоду свойственны концептуальный хаос и конкуренция большого числа расходящихся воззрений на природу изучаемых фактов, что сейчас и происходит в уфологии и аномалистике. Да и повседневная практика общепринятой академической науки обязательно приводит к накоплению отклонений (аномалий) - в некоторых случаях приборы перестанут выдавать те показатели, которых требует парадигма, или же факты окажутся настолько упрямыми, что не захотят встраиваться в рамки системы убеждений об их природе. И это постепенно приведет к смене парадигмы. Поэтому критерий «неакадемичности» изучения аномальных явлений является лишь показателем того, что на изучении этой проблемы официальный статус себе не сделаешь и надбавки к окладу не заработаешь. Но общество-то порой более разумно, хотя бы на уровне коллективной интуиции. Оно, может быть, еще не осознает, но давно уже чувствует, что перед ним стоит проблема, требующая серьезного подхода с применением всего арсенала научных методов. Поэтому и наша с тобой, уважаемый читатель, задача – стать немного меньше «чайником» и немного более «продвинутым» в такой огромной и любопытной сфере, как аномальные явления. Мы обещаем не быть занудными и не применять так называемый научный язык, который для большинства из нас сродни иностранному. А если где-то нужно будет использовать какой-либо профессиональный термин, он будет пояснен. Еще мы обещаем не пересказывать те аномальные истории, которые уже много раз встречались в прессе или книгах. Согласись, было бы обидно еще раз читать то, что уже было прочитано у других авторов. Поэтому в качестве иллюстраций из жизни мы будем приводить либо те факты, которые стали известны нам, и только нам в силу нашей многолетней исследовательской деятельности, либо те, которые встречаются в специальной профессиональной малотиражной литературе и не успели еще «наследить» и надоесть. Надо сказать, что нам, тольяттинцам, повезло - ведь места, где мы живем, издавна считались необычными. Самарская Лука считается одной из самых активных аномальных зон на Волге - за последние восемнадцать лет, например, только НЛО здесь появлялись более тысячи трехсот раз . О “снежном человеке” в Жигулевских горах начал собирать сведения в двадцатых годах прошлого века первый директор Жигулевского государственного заповедника И.И.Спрыгин, но даже и сейчас нет-нет да и встречают в горах этих обросших шерстью “чудиков”, которые, кстати, настроены к нам вполне доброжелательно. Туристы, жители окрестных деревень и дачники рассказывают о таких местных достопримечательностях, как “кошачьи лапки” - группы из пяти-семи светящихся зеленым светом больших шаров в небе над Жигулевскими горами, и “кошачьи ушки” - невысокие лучи света в форме треугольника, которые появляются буквально из ничего посреди обычного пейзажа. А самый большой интерес вызывают так называемые “жигулевские миражи”, когда вместо привычного и до мелочей знакомого окрестным жителям пейзажа вдруг возникает образ другого места. То это исторические поселения древних жителей Самарской Луки. То - древний город-крепость со стенами, поросшими мхом. То многокупольный, сложенный из гигантских камней, храм неизвестной ныне веры - туристы образно зовут его “Храм зеленой Луны”. И необязательно ехать на правый берег Волги - подобные приключения были у тольяттинцев даже на улицах родного города. Но - миражи ли это? Были случаи, когда случайным свидетелям удавалось зайти «внутрь миража» и побродить по его тропинкам... Так что перед исследователями лежит, как говорится, поле непаханое работы. Но насколько огромно это поле, нам стало понятно не сразу. Поначалу мы еще не понимали, насколько сложная это тема - аномальные явления, какие многоплановые знания нам придется получить, чтобы хоть как-то начать понимать их механизм, насколько редки открытия и насколько болезненны промахи на этом пути... Насколько реальность и мистика находятся рядом в этом невероятном мире, и как часто то, что поначалу кажется мистическим вздором, на самом деле как раз является реальностью, и только ей. Какой бы невероятной она ни была... Вряд ли тебе, уважаемый читатель, будет интересно скрупулезное описание многолетнего пути наших поисков. То, что ты прочтешь ниже - это наиболее яркие фрагменты картины аномальных событий. Может быть, ты даже узнаешь события, которые происходили именно с тобой... Сразу хочу предупредить, что все "опознавательные знаки", которые могут помочь опознать авторов этих сообщений, нами из текста исключены - это наше правило, и мы его соблюдаем неукоснительно, чтобы не заставлять наших очевидцев и участников событий лишний раз объясняться с соседями, сослуживцами, а порой и с домочадцами. Мозаика эта составлена таким образом, чтобы отразить представление обо всем спектре аномальных явлений и дать самые основные теоретические представления о природе их происхождения и физических механизмах существования. Об авторах этой книги. Если ты, уважаемый читатель, что-нибудь когда-нибудь слышал о Тольяттинской уфологической комиссии - так вот это мы и есть. Первый раз мы встретились в 1990 году, чтобы вот уже на протяжении восемнадцати лет не изменять своему интересу. Каждый из нас имеет свою собственную сферу профессиональной деятельности - есть инженера, врачи, преподаватели, программисты, дизайнеры… Но вторая после работы часть жизни посвящена изучению аномальных явлений. И то, что сначала расценивалось как хобби, с течением времени стало делом жизни. Приглашаем и тебя, уважаемый читатель, присоединиться к нам и пройтись тропинками этого невероятного мира. Итак, приступаем… КРИПТОБИОЛОГИЯ В краю невиданных зверей… Криптобиология (наука о тайных животных) появилась на стыке биологии и мифологии. Это научное направление занимается поиском существ, о которых имеются фольклорные сведения устного и письменного характера и которые в силу своей крайней малочисленности, скрытного образа жизни, не разработанности научных представлений о них или по каким-либо иным причинам считаются относящимися не к реальному живому миру, а к сфере мифов и легенд (как бы «не существующими»). Далеко не все представители академической науки признают право криптобиологии на существование. Отчасти это вызвано многофункциональностью и междисциплинарным характером криптобиологических исследований, поскольку наука эта связана с зоологией, ботаникой, мифологией, демонологией, историей, геральдикой, фольклористикой, палеонтологией и другими отраслями научного знания. Тем не менее, она имеет свой специфический объект исследования, и основная задача ее - извлечь рациональные зерна из мифов, преданий, и, расшифровав, «передать» объекты либо в сферу деятельности зоологии и ботаники, либо оставить их мифологии. Особенно важны эти данные для биологии, если «следы» существ сохранились только в мифах, и нет никаких более привычных предметов для изучения (ни окаменевших скелетов, ни мумифицированных останков, ни отпечатков следов в археологических наслоениях…) Разумеется, не всякий криптобиологический поиск обязательно должен увенчаться поимкой или находкой реального существа, так как оно может быть действительно порождением воображения и фольклорного творчества. Однако мифологическую природу таких существ нужно доказывать ничуть не менее тщательно. Если же в результате криптобиологического поиска удастся «рассекретить» живой объект, то такой расшифрованный объект становится уже объектом исследования биологии. В криптобиологическом поиске применяются различные методы - анализ фольклора, сбор устных и письменных свидетельств, фото и киносъемки, фиксация следов, сбор вещественных доказательств, наблюдения в природной обстановке, расшифровка старых текстов и гербов, лингвистический анализ и многие другие. Кроме того, криптобиологи проверяют сообщения о встречах с таинственными существами и сами участвуют в экспедициях по поиску этих существ. Одна из самых крупных общественно-научных структур в этой сфере - Международное общество криптозоологии, основателем и президентом которого является французский зоолог Бернар Эйвельманс. Считается, что в наше время известно все на планете Земля - бегающее, ползающее, летающее и растущее, и открыть можно только лишь какую-нибудь мелкую живность. Не тут-то было… Вот только некоторые примеры ошибочности такой самоуверенности академической науки. В конце декабря 1938 г. в улове одного траулера, приставшего в южноафриканском порту Ист-Лондон, оказалась необыкновенная рыба синеватого цвета, длиной в полтора метра и весом около 50 кг. Внимание привлекали крупная круглая чешуя и очень мясистые лопасти парных плавников. Ее поймали перед устьем реки Халумна, на глубине 70 м. Хранительница музея в Ист-Лондоне мисс Куртенэ-Латимер, которой принесли эту рыбу, сразу поняла, что это очень необычный экземпляр, и передала ее профессору Дж. Л.Б.Смиту, известному ихтиологу из университета в Грейамстауне. По уцелевшей коже и части черепа Смит определил, что поймана кистеперая целакантовая рыба, представители которых, как считалось, вымерли 70 миллионов лет назад, а вообще они древнее динозавров почти на 200 миллионов лет. Профессор назвал чудо - рыбу, реликта мелового периода, в честь хранительницы музея и места первоначальной поимки латимерией Latimeria chalumnae. После этого случая такая рыба не попадалась 14 лет, до 1952 г. После этого начался подлинный «целакантовый бум». С 1952 по 1955 г. у Коморских островов выловили 9 экземпляров, причем последние два оказались самками. Рыба оказалась довольно редкой, но к настоящему времени в водах близ Мадагаскара выловлено уже около сотни экземпляров. Кроме этого, рыбу много раз фотографировали и сняли на кинопленку. 68-й экземпляр был приобретен Институтом океанологии Академии наук СССР и передан в Зоологический музей Московского университета, где в мастерской сделали из гипса точную копию этой рыбы и выставили в экспозиции. Эта особь была поймана 16 сентября 1971 г. на приманку из глубоководной рыбы; вес латимерии составил 65 кг при длине 164 см. Поиск еще одного животного по имени окапи, которое вначале академические ученые считали только лишь героем мифов, был весьма похож на криптозоологический. Окапи – лесной житель, ближайший родственник жирафа, причем, если не его прямой предок, то очень близкий к таковым. А сначала ископаемые остатки, близкие к окапи, были обнаружены в 1838 г. на территории Греции. Позже исследователи Африки услышали от аборигенов, что в лесных дебрях Конго скрывается легендарное животное, напоминающее лошадь. С большим трудом обнаружили два куска шкуры, по которым и сделали первоначальное описание нового вида. В начале 20-го века добыли целую шкуру и два черепа. Позже в руки зоологов наконец-то попали и живые особи окапи, причем сначала – детеныши. Открытие окапи вызвало большой шум. Сохранились окапи на планете в одном недоступном месте африканских джунглей, на полосе длиной примерно в одну тысячу и шириной 220 км. То есть, нынешний их ареал не превышает площади современной Швейцарии или, скажем, Самарской области в России. Кстати, по этому поводу один из известнейших криптозоологов Бернард Гржимек делает замечание: «И когда теперь начинают утверждать, что в снегах Гималаев живет снежный человек, а в шотландском озере Лох-Несс – чудовище, то в ответ на презрительное недоверие ученых их всегда стараются уязвить тем, что ведь и о существовании окапи они еще недавно тоже ничего не подозревали». За последние 20 лет открыто, по разным оценкам, 4 – 6 видов китов, в 1976 г. в верховьях Амазонки был обнаружен новый вид дельфинов – боливийская иния. В конце 1980-х годов немецкий зоолог Б.Майер открыл ранее неизвестного науке золотистого бамбукового лемура. Значит, возможны открытия даже среди полуобезьян и обезьян. А ведь это очень даже не мелкие животные! Есть китообразные, существование которых допускается наукой, но ни одного образца их в музейных коллекциях не существует. Например, в Северной Атлантике, на подходе к Ямайке, натуралист Ф.Госс наблюдал стадо огромных, длиной до 9 м, дельфинов с вытянутыми розовыми мордами, тело их было черным сверху и белым снизу. В 1966 г. в Австралии пойман карликовый горный опоссум. Этот зверек считался вымершим около 20 тысяч лет назад. Пойман он не где-нибудь, а в горнолыжном лагере, у мусорного контейнера. История поиска и находки легендарной дикой кошки онзы - это криптозоологическая и одновременно зоологическая сенсация конца 20-го века. По мнению профессора В.Е.Флинта, находка этой реликтовой кошки в определенном смысле равноценна находке всемирно известной латимерии. Доктор Х.Хаммер 35 лет своей жизни посвятил поиску онзы. Несмотря на то, что еще в 1938 г. один профессиональный охотник застрелил онзу, ученый мир не отнесся всерьез к его сообщению. К сожалению, сохранить добытое животное тогда не удалось. В 1984 г. Международное общество криптозоологов подключилось к поискам онзы. Среди 1700 черепов пум в музейных коллекциях разыскали один необычный, и он происходил из известного для онзы района Мексики. В архивах нашли указание, что еще спутник Эрнана Кортеса в 1519 г. сделал описание онзы. Сохранились описания ее, датируемые 17, 18 и 19-м веками. Установили, что в староиспанском языке «онза» означает не барса, как ранее полагали, а гепарда. Описания онзы соответствовали ископаемому скелету гепарда, обитавшего на американском континенте 100 тысяч лет назад. В октябре 1985 г., после 3-го Международного конгресса, где Х.Хаммер доложил об онзе, Гринуэлл и Р.Маршалл выехали в Мексику, обследовали ряд биотопов и нашли еще один череп. Поговорили также с местными жителями. И вскоре легендарная онза была доставлена им крестьянами. В 1987 г. в горах Сьерра-Мадре в Мексике владелец одного ранчо застрелил неизвестную дикую крупную кошку, оказавшуюся самкой, вес ее был 24 кг, длина более 1,5 м. Кошка напоминала гепарда. Так была разгадана тайна онзы. Оказывается, таких открытий было сделано настолько много даже в двадцатом веке, что их, скорее, следует считать правилом, чем исключением из правила. Что-то еще ждет дальнейших поисков и проверки, например, вот это сообщение, которое появилось в прессе в 1981 году – в районе Берега Скелетов в Африке, в пустыне Намиб, зоологи сфотографировали неизвестных ранее науке слонов, рост которых достигал 5 м, что на целый метр больше всех известных слонов (средний рост африканского слона в холке составляет 3,2 м, а вес – 5,7 тонн). Какие-то находки уже стали привычными и вошли даже в школьную программу. Например, в свое время сенсацией стало открытие гигантских варанов на острове Комодо. Впервые их увидели в 1910 г., затем подробно описал летчик, случайно попавший на остров в 1912 г. Первая экспедиция на Комодо подтвердила истинность сообщений, а в 1926 г. уже была установлено, что вараны, кроме Комодо, живут еще на нескольких других островах. В 1962 г. в ходе советско-индонезийской экспедиции с участием И.С.Даревского варанов посчитали - их оказалось 1500 особей только на островах Комодо и Ринджа. Вот еще находки. в старинной вьетнамской легенде рассказывается, как император Ле Лой в 15-м веке прогнал китайских завоевателей с помощью волшебного меча, а меч тот вручила ему волшебная гигантская черепаха из озера Хо Хоан Киен (Озеро возвращенного меча). Вьетнамцы, живущие по берегам этого озера, всегда знали о существовании этих черепах. В конце 20-го века экспедиция под руководством П. Притчарда проверила легенду и обнаружила легендарных черепах. Длина их панцирей превышала два метра. На фотографии, помещенной в журнале «Наука и жизнь», № 5 за 1983 г., представлено еще одно ранее неизвестное живое существо, история обнаружения которого такова: неизвестный движущийся объект диаметром около полутора метров был сфотографирован с подводной лодки «Пайсис» на глубине 770 м при обследовании атолла во время экспедиции научного судна «Дмитрий Менделеев», в приэкваториальной части Тихого океана. Тело животного излучало зеленоватый свет, а щупальца извивались. Специалисты определили это существо как медузу неизвестного ранее науке вида, и отметили, что такие огромные медузы ученым еще не попадались. Частенько открытия совершаются случайно. Например, из рассказов негров Центральной Африки ученые знали о гигантской сухопутной улитке весом в 1,5 кг. И даже раковины нашли. А в живом виде поймали ее случайно среди бревен, привезенных во Францию. Необычная разновидность животного из отряда рукокрылых недавно была найдена на Филиппинах сразу после официального заявления о том, что такого зверя в природе нет. Как ни странно, но утверждения о невозможности существования вида и о том, что он есть в действительности, принадлежат одному и тому же человеку — Якобу Эсселстину, исследователю из университета г.Канзас: "Когда мы в первый раз прибыли на остров Миндоро (Mindoro), местный житель, которого мы наняли в качестве проводника, очень подробно описал мне эту летучую мышь и спросил, как она называется", — вспоминает Эсселстин, рассказывая о своей научной филиппинской экспедиции. В ответ на этот вопрос биолог вежливо сказал, что летучей мыши с такой внешностью не существует. Теперь это животное сфотографировано (рис.1) А иногда открытия напоминают известный роман «Затерянный мир». Вот, например, в середине 1960-х годов в венесуэльских джунглях недалеко от границы с Бразилией с самолета была обнаружена огромная впадина. Только через 10 лет ученым довелось спуститься на дно этой впадины. В ее полумраке на глубине около 300 метров были найдены необычные деревья высотой до 30 метров, много других неизвестных науке растений, некоторые из них были насекомоядными. Если бы дело касалось только животных и растений, все было бы несколько проще. Однако, находятся и неизвестные племена людей. По мнению известного зоолога, путешественника и криптозоолога Айвена (Ивана) Сандерсона, специалисты открывают новые племена или даже целые расы людей почти каждые 10 лет. В джунглях бассейна реки Укаяли (Перу) обнаружено неизвестное до того племя людей-гигантов. Кстати, женщины этого племени охотились вместе и на равных с мужчинами. В Венесуэле были обнаружены костные останки целого вымершего племени индейцев-пигмеев. В архивах испанских монахов была найдена запись 1538 г. об этих пигмеях, которые называли себя юкос, их рост обычно не превышал метра, и только самые высокие достигали 1,2 м. Не исключено, что остатки этого племени еще могут обитать в горах на границе Колумбии и Венесуэлы. Сандерсон считает (и имеет на то веские основания), что в тропических лесах Африки и Южной Азии обитают разрозненные племена капской расы, более древней, чем негритянская, и которая считается исчезнувшей. Прежде всего, это бушменские и пигмейские народности (негрилли или негритосы). Это настоящие лесные люди, биологически, как никто другой, приспособленные к жизни в джунглях, обладающие экстрасенсорным восприятием и поэтому чувствующие чужаков на значительном расстоянии и успевающие скрыться заранее. В Колумбийских джунглях, по рассказам и легендам, обитают маленькие люди ширу. Об этих людях знал знаменитый путешественник полковник Фосетт. Другие загадочные люди: суматранские седапы или оранг-пендеки (маленькие люди) или оранг-петжо (болтливые люди) – в противоположность легендарным оранг-гаданг (большим людям), и местные люди не путают их с обезьянами. Однако самый широко известный объект изучения криптобиологии - реликтовый гоминоид, или, в просторечии, "снежный человек". Это тайное существо, очень близкое к человеческому роду и неотъемлемо вошедшее в народную культуру ("Слово о полку Игореве", например, называет его "дивом", часты упоминания об этих существах и в других литературных памятниках). Биология, будучи у своих истоков, также не чуралась изучения этих существ. У одного из наиболее выдающихся биологов Карла Линнея описан не один, а два вида человека: "Человек разумный, или дневной", и „Человек ночной, или троглодитовый (пещерный)", причем последний был вовсе не обезьяной и по описанию один в один совпадал с современным йети. Сейчас уже нет нужды приводить детальные описания внешнего вида этих существ - все читающие люди с ним прекрасно знакомы по публикациям о встречах с ними в диких лесах горных районов нашей страны и других районов мира. Конечно, Среднее Поволжье - это не Гималаи и даже не Тянь-Шань, где такие встречи происходят гораздо чаще. В наших донельзя обжитых местах, наверно, этим представителям земной фауны не совсем уютно. Однако, хоть и крайне редкие, встречи такие все же происходят. Причем, несложно обнаружить, что следы реликтового гоминоида отыскиваются на территории Среднего Поволжья с самой глубокой древности. Реликтовый гоминоид в Самарской области Итак, факты и только факты. Самое первое упоминание о неких загадочных созданиях не только для Среднего Поволжья, но и для всей России, принадлежит перу арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, который проезжал по Самарской области в 921 - 923 годах. Будучи секретарем арабского посольства, он описал разные места Заволжья, в том числе реки Иргиз, Чапаевку, Самару, Кинель и другие. Именно из его трудов известно, что в те времена в поволжских лесах обитали огромные дикие люди, не имеющие материальной культуры и ведущие звериный образ жизни. Еще в Багдаде пленный турок рассказал ему, что в Поволжье в ставке булгарского царя содержится в неволе «человек чрезвычайно огромного телосложения». Путешественник попросил показать ему гиганта. Но, к сожалению, гиганта недавно убили из-за его буйного и злобного нрава. Очевидцы рассказали ибн Фадлану, что от взгляда гиганта дети падали в обморок, а у беременных женщин получались выкидыши. Великан считался одичавшим, пойман он был далеко на севере, в стране Вису (по названию этой страны можно догадаться, что это Весь – страна в районе Печоры). Гиганта держали за городом, прикованным цепью к дереву. Ибн Фадлану показали останки: «И я увидел, - пишет он, - что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился». Через сто лет столицу Волжской Булгарии посетил другой арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати и вновь встретил там гиганта, но уже живого и даже разговаривал с ним. Он оставил письменное свидетельство: «А я видел в Булгаре в 530 г. (1135 – 1136 г.) высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек брал маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы, как будто котел. Когда случалось сражение он сражался дубиной из дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его. И был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса, да помилует его Аллах». В более позднее время в Самарской области гоминоиды отмечались в Борском, Богатовском, Сызранском и других районах, в Жигулевских лесах и горах, и даже в лесопосадках. Выглядят они, по рассказам очевидцев, неприятно. Рост их более двух метров, тело покрывает черная шерсть, лохматая грива волос похожа на паклю. Вот они, свидетельства самарских очевидцев. Сергиевский район. 1979 год. Очевидец - рабочий лесоповала, рассказывает: «Шел я через лесоповал и вдруг неожиданно увидел женскую особь огромного роста, покрытую черными волосами. Неприятное «лицо» делали еще более мерзким красные глаза. Паклеобразные длинные волосы висели ниже спины. В них было полно репьев, и они напоминали кошму. Взглянув друг другу в глаза, мы дружно разбежались в разные стороны». В 1929 - 1930 годах селяне в этих же местах видели, как существо столь же неприглядного вида гналось за всадниками. А в районе с.Бинарадка видели женскую особь гоминоида, которая своей пятерней причесывала волосы. Шенталинский район, села Аксаково и Тимашево. В 90-х годах 19 века здесь, по рассказам старых людей, в лесных чащобах водились человекообразные существа. Они были невысокого роста, примерно от 1,2 до полутора метров. Лицо и тело покрыты густой бурой шерстью. Ночами они ходили по деревням небольшими группами по 4 - 5 особей, стуча в окна домов. Речь их была похожа на человеческую, но некоторые звуки они не произносили совсем. «По рассказу матери моей жены, - рассказывает местный житель, - одна женщина по имени Анна встав рано зимним утром затопила печку. В это время в люльке заплакал грудной ребенок. Анна его перепеленала и поднесла к огню, который горел в печи, чтобы погреть малыша. Потом она положила ребенка в люльку, взяла коромысла и ведра и пошла за водой. Когда она вернулась, то увидела, что около печи стояло мохнатое человекообразное существо и держало в руках ребенка, грея теплом огня, исходящего от печи. Анна от испуга вскрикнула. Существо обернулось, бросило ребенка в люльку и быстро выбежало из дома». Чапаевск Очевидец - М.С.Лурье, проживающий постоянно в Московской области. Его повествование было опубликовано известным криптозоологом М.Г.Быковой в журнале «Техника – молодежи», в № 9 за 1988 г. (стр. 50 - 51): «В памяти со всей ясностью всплыло происшествие, под впечатлением которого я находился вплоть до Отечественной войны. В феврале 1930 г., будучи студентом, ... по мобилизации был направлен в коммуну «Пламя Революции», что в 60 верстах от города Чапаевска... В первом часу ночи вместе с присоединившимся к нам сотрудником ГПУ обоз двинулся в путь... Местность была открытая, сильно пересеченная. Сани то ползли в гору, то скатывались вниз. Было полнолуние, совершенно безоблачно, но сильно ветрено. В некоторых ракурсах снег сверкал ослепительно. Затем стали попадаться довольно плотные купы деревьев, а затем и значительные массивы леса. Дорога ни разу не шла через лес, а все по краю. На одном участке лошади стали беспокоиться, и на вопрос о причине возница ответил, что «здесь волки шалят»... Дальше, однако, лошади понесли. Дорога шла как раз по обрезу совершенно не просматривавшегося лесного массива. На повороте передние розвальни перевернулись. Лошадь захрапела и забилась, потом остановилась... Внезапно мной овладел цепенящий ужас. Взглянув в обращенное ко мне лицо спутника, я увидел его искаженное лицо, смотревшее мимо меня за мою спину. Ноги мои стали словно ватными. Я оцепенел, и сил повернуться или хотя бы повернуть голову назад у меня не оказалось. Но все-таки, видимо, на какой-то минимальный угол моя голова все же повернулась, и боковым зрением шагах в 12 - 15 я увидел существо: двуногое, как теперь говорят, баскетбольного роста. С широко расставленными ногами, руками, доходящими до колен. Широченными, наверное в два человеческих размера, плечами. Без шеи. Голова массивная, сужающаяся кверху. Обросшее шерстью. Это все было хорошо видно, так как оно освещалось луной... Черт лица или морды я не разглядел, лишь увидел злобные, горящие красным огнем, два широко расставленных глаза... На все это видение ушла какая-то доля секунды. Стоящий лицом ко мне сотрудник ГПУ выхватил из-за пазухи наган и несколько раз навскидку выстрелил в направлении существа... Попал он в существо или нет, я не знаю. Опять-таки боковым зрением я увидел бегущее к лесу существо. Ссутуленное, оно бежало не сгибая колен, совершая руками взмахи синхронно движениям ног - правая нога, правая рука... Затем оно скрылось в лесу... Когда все несколько успокоились, возчики сказали, что это был «большак», что здесь он не живет, а приходит сюда зимой. Но далеко не каждый год. Задирает скотину. Но на памяти нет, чтобы трогал людей». Сызрань, 1990 год. 1990 год, январь. В газете «Красное Приволжье» 13.01.1990 г. была опубликована заметка «Снежный человек на Тишереке»: гоминоида белого цвета в зимнее время наблюдали двое рабочих около трассы Сызрань – Ульяновск. 1992 г. Пожилая женщина видела реликтового гоминоида под Сызранью. с.Старая Бинарадка, 1923 - 1924 г. Со слов Клавдии Николаевны К., ее мать, будучи подростком, была с сестрой в лесу, и сестра увидела сидящую на пне дикую лохматую женщину, которая расчесывала пальцами длинные (от головы и почти до земли), белесые волосы. А когда та скрылась из виду, сестры обнаружили у пня крупные следы ног и вычесанные спутанные волосы. Самара В конце декабря 1990 г. Валериан Витальевич Р-й решил по окончании ночной смены дойти пешком от пос. Управленческий домой до пос. Дома ЭМО (это 4 километра пути), так вот на этом пути его преследовал гоминоид с характерным описанием («большак»). Причем рабочий был в состоянии, которое характеризовал, как «панический ужас», что типично для большинства подобных встреч. В 1987 г., в осеннее, темное время С.А.Маркелов, преподаватель Куйбышевского авиационного института, пошел в школу встречать свою дочь. Школа находилась в конце ул.Советской Армии, у дачного массива, на волжском склоне. Отец застал дочь в истерике. Оказывается, девочка решила покататься на качелях, и из находящегося рядом парка вышел гоминоид, которого девочка, естественно, очень испугалась. Пос. Прибрежный и Винтай. 1977 год. Очевидцы, ехавшие ночью на легковой машине по шоссе вдоль леса, притормозили, увидев выходящее из леса существо, и четко разглядели нем «йети». с.Александровка, Кинель-Черкасский район. В 1976 - 1977 г. Александр Анатольевич З-в со своим другом, будучи еще подростками, близко увидели в лесу пробежавшего гоминоида, небольшого роста, напоминающего 4 – 5 - летнего ребенка (вероятно, это и был детеныш). Жигулевские горы. В дореволюционный период произошел интереснейший случай, который стал известен писателю Н.Н.Непомнящему со слов Т.Борисовой из г.Самары. Много раз местные жители видели в Жигулевских горах странное существо, видели и следы его деятельности: разодранных волков. Пытались поймать чудище, но ушло оно по вершинам деревьев. А как-то раз обезьяноподобное существо похитило с проезжавшей повозки женщину (звали ее Евдокией) и утащило ее в пещеру. Муж этой женщины, который видел это нападение, считал, что жену похитил черт. Существо это, назовем его условно гоминоид, сделал женщину своей женой, держал ее в пещере, кормил принесенными плодами. Женщина назвала его Рыжим, так как он был похож на одичавшего мужика, обросшего рыжей шерстью и разучившегося говорить. В полутьме пещеры глаза его светились (это деталь, указываемая обычно для реликтовых гоминоидов, существ ночных). К осени гоминоид стал вялым, сонным, спал не по человечески: опираясь на предплечья и колени, пряча голову в ладонях (такая поза известна для гоминоидов). Весной у них родился мальчик, который отличался от человеческих детей только крупными размерами. Рыжий облизал новорожденного и радостно скакал перед пещерой по-обезьяньи. Женщина пыталась убежать с ребенком от Рыжего, но он нашел ее и вернул в пещеру. Следующая попытка бегства удалась, бежала без ребенка, прибежала на паромную переправу в с.Рождествено. Рыжий преследовал ее, держа ребенка, и почти настиг. Дальше - цитата: «Пассажиры парома, который уже отходил от причала, вдруг увидели, как из леса выбежала обнаженная женщина с развевающимися волосами и, громко крича, помчалась к реке. Ее настигало звероподобное существо с ребенком на руках. Женщина бросилась в воду, с парома ей кто-то кинул веревку. А похожий на медведя неведомый получеловек-полузверь забрел по колено в Волгу и, жалобно мыча, на ладонях могучих рук протягивал Евдокии плачущего ребенка. Однако паром уходил все дальше и дальше. Рыжий взревел, в отчаянии схватил малыша за ноги и разорвал на глазах онемевших от ужаса пассажиров». Евдокия прожила после этого нормальную жизнь, но мужа к себе не допускала. 1930 - 1940-е годы также характеризуются неоднократными наблюдениями гоминоидов в лесах Жигулевских гор. 1977 год. Вот как описывает встречу с гоминоидом жительница города Жигулевска Самарской области (авторский стиль сохранен): "Это было в 1977 году. Июль или август, точно не помню. Мы пошли как-то прогуляться в лес, в горы. Вдруг появилось у меня какое-то странное ощущение - мы не одни. Кто-то еще следует за нами. Но странно, не слышно треска сухих сучьев под ногами. Оглядываюсь - никого. И сколько бы мы ни шли, я постоянно чувствовала чье-то присутствие. Поделилась своими ощущениями со спутником, но он посмеялся надо мной, сказал, что я трусиха. По крайней мере, он ничего подобного не ощущает. Мы нашли густой орешник и стали рвать орехи, но орехи были в основном червивые, и мы с другом разошлись на приличное расстояние друг от друга. Я на время забыла о своих недавних ощущениях. И вот, как вновь, особенно сильно, каждой клеточкой своего тела ощутила на себе чей-то пристальный взгляд. Я невольно оторвалась от облюбованной мной ветки и ... обомлела. Буквально в шести-семи шагах от меня стояло странное существо. Человек - не человек, Обезьяна - не обезьяна. Кто это?! Существо покрытое длинной, но редкой шерстью, с головы до ног, просвечивающее тело худощавое, но с развитыми мускулами. Ну ни дать, ни взять - лесной человек. Ростом метра с два. Не помню. Помню, что высокий, близко посаженные глаза сверкали из глубоких глазниц. Стоял прямо напротив меня, в открытую и страха я почему-то никакого не почувствовала. Стоял и пристально так вглядывался в меня. Но дурацкая моя невежественная человеческая натура! Несколько секунд, и я позвала моего приятеля по имени. Не потому, что страшно, а потому что орем мы вечно по поводу и без повода. ... И исчез он сразу, как провалился...” 1993 год. Во время путешествия на "Омике" вдоль жигулевских берегов теплым летним утром на пути в Ширяево тольяттинка Валентина В-а подошла поближе к борту и ахнула! - на почти вертикальном склоне горы из какой-то пещерки на четвереньках выбрался огромный "снежный человек", выпрямился (так и хочется добавить - потянулся и зевнул, но чего не было, того не было), ловко перебрался на ближайший поросший небольшим леском участок и тогда уже исчез из виду. Жигули - Жигулями, но представьте, что вы почувствуете, если подобный мохнатый "родственник человека" встретится вам на улицах нашего родного города... Тольятти. В 1995 году, жительница Центрального района города Тольятти, отправив зятя с собакой на утреннюю прогулку, совсем не ожидала, что эта прогулка превратится для них в приключение, которого маститые зоологи ищут годами. Наслаждаясь утренним свежим воздухом, молодой человек вместе с собакой прогуливались не так уж далеко от дома - в районе улицы Льва Толстого с той ее стороны, которая выходит на Автозаводское шоссе. Вдруг собака зарычала, вздыбив шерсть на загривке, и потащила хозяина к лесопосадке. Оказывается, через поле к деревьям быстро улепетывало существо, один в один похожее на йети. Придержав собаку, молодой человек решил не искушать судьбу и вернуться домой. Но интерес оказался выше осторожности. Поскольку незадолго перед прогулкой шел небольшой дождь, то все семейство отправилось на место наблюдения в надежде отыскать следы беглеца. И поиски увенчались успехом. На дорожной грязи удалось найти несколько отпечатков больших ног, форма которых была совершенно характерной - похожей на следы человека, но с почти не выраженной дугой и с отставленным в сторону большим пальцем. Да и размер следов (сантиметров по пятьдесят) недвусмысленно говорил о том, что оставил их совсем не любитель босых прогулок… Другой нашей горожанке судьба приготовила весьма необычный сюрприз в ночь на 31 декабря 1989 года. То, что она увидела, позволяет предположить, что йети обладает не только обычными, скажем так, паранормальными способностями, но и теми, которые не укладываются в рамки даже самых смелых представлений о возможностях живого существа (как бы оно при этом ни выглядело). Итак, будучи уже пенсионеркой, А.М. работала сторожем в одном из учреждений, расположенных в районе комплекса химических заводов. Ночью, услышав непонятный нарастающий гул, она подошла к окну первого этажа и увидела, что в направлении к парадному подъезду направляется что-то, что при ближайшем рассмотрении в свете подъездного фонаря оказалось типичным “снежным человеком”. Его внешний вид совпадал с классическим описанием этого существа, рост более 2-х метров, окрас шерсти темно-коричневый, руки длинные, ноги непропорционально короткие, мощные. «Гудело» именно это существо. Потоптавшись у лестницы, существо с таким же звуком пошло дальше. Через несколько метров существо несколько раз неуклюже подпрыгнуло и … полетело, наклонив туловище под углом около 450. На свежевыпавшем снегу остались хорошо отпечатанные следы этого существа, размер их около 40 см, пятипалые, с сильно отставленным в сторону большим пальцем. Эти следы утром разглядывали все сотрудники данного учреждения, приходившие на работу. В месте прыжков остались воронкообразные небольшие выемки в снегу, а в месте, откуда начался полет, в снегу зияла воронка диаметром около полуметра. Хоть эта воронка нижним концом уходила в мерзлую землю, однако ни рядом с ней, ни в ближайших окрестностях следов вывернутой земли и снега не было. Вызвали милицию, но милиционер никакой ясности в ночное происшествие не внес. А самое "свежее" наблюдение реликтового гоминоида было сделано совсем недавно, зимой 2005-го года на обочине дороги, ведущей к городу от ТоАЗа. Так кто же они такие, эти "снежные люди"? Если они - не обезьяны (а известны факты, когда йети знали и осознанно использовали некоторый минимум нашего словарного запаса, а также имели совместное потомство с человеком), то кто они? Но если они все-таки животные и находятся примерно в таком же родстве с нами, как и другие человекоподобные обезьяны, почему их встречают так редко, но по всему земному шару от Северного Урала и Сибири до еловых канадских лесов? И, в то же время, сведениями о них пронизана вся человеческая история от античности до наших дней? Непонятное всегда страшно. Непонятное хочется понять, но когда нет нужных знаний, то всегда берется за работу наша фантазия - мы домысливаем, дорисовываем, придумываем то, чего не было, и в результате получается слоеный пирог из реальных фактов и наших домыслов, который и составляет богатейшую мифологическую картину человечества. Однако же, если хорошо разобраться, из созданного древними "слоеного пирога истории" можно выделить то реальное, что составило его основу. Поэтому давайте немного отвлечемся от тольяттинской реальности, заглянем поглубже в наше историческое прошлое и сделаем попытку провести своеобразное криптобиологическое расследование.
Как Русалочка Снежной бабой оказалась (попытка криптобиологического расследования). Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… А.С.Пушкин, поэма "Руслан и Людмила" Мы, люди, живем одновременно в двух мирах - реальном, который можно потрогать и измерить, и сказочном, который населен персонажами, придуманными богатой фантазией наших предков. Но если снять волшебные очки и внимательно приглядеться к обитателям сказочного мира, то можно заметить, как сквозь причудливый налет волшебства проступают очертания реальных и вполне знакомых нам созданий. Приглашаю вас присоединиться ко мне и провести такой опыт с целым сонмом мифологических персонажей, относящихся к разным культурам и временам. Для начала давайте просто перечислим их. Итак,... Древнегреческие полубоги - Пан, сатиры, силены и фавны. Известные всем персонажи русских сказок - лешие, домовые, водяные, русалки, а также баннички, овиннички и прочая садово-огородная нечисть. Восточный могущественный дух - див. Полусказочные, полу-религиозные бесы и черти. Отнесем сюда же совсем не сказочных "снежных людей", или йети (впрочем, для последних каждый народ имеет свое собственное название). Удивительно, но все эти существа, несмотря на отношение к разным культурам и временам, вполне могут оказаться сородичами внутри одного и того же вовсе не мифологического племени. И, если сложить разные кусочки исторической мозаики, получается вполне цельная и логичная картина. Начнем с исторических источников, которые, на первый взгляд, не должны иметь отношения ни к сказочному миру, ни тем более к "снежному человеку". Вот, скажем, Библия, книга пророка Исайи (13:19-22): "И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся и КОСМАТЫЕ будут скакать там. ..." Там же, (34: 13-14): "И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и ЛЕШИЕ будут перекликаться один с другим..." Среди перечисленных животных известны все, кроме леших. Принято считать, что лешие - это исключительная принадлежность языческой культуры, последователи которой понимают под этим словом мифических (т.е. выдуманных) существ, духов-хранителей леса. Почему же о них говорится в Библии, причем говорится, как о совершенно обычных существах, живущих в дикой природе? В древнееврейском оригинале Библии употребляется слово , которое в буквальном переводе значит "косматые" - так оно и переведено в одном из пророчеств Исаии. Согласно Британской Энциклопедии, слово это слово - "сэирим" - имеет следующее разъяснение: это род сверхъестественного существа, которое обитает в пустынных местах. Ему соответствует "косматый демон горных перевалов" в древнеарабских суевериях. Так почему же русские переводчики применили к библейским "косматым", живущим в пустыне, русское слово "лешие"? Оказывается, что в старославянском тексте Ветхого завета и древнееврейские "косматые", и русские "лешие" названы одним словом - "бесы". Возникает закономерный вопрос - почему в религиозной традиции бесами стали звать чертово отродье, в смысле "антипод человека"? Отчасти ответ содержится в самом вопросе: черт - тот, кто за чертой, кто отделен от человека. Кроме того, человека всегда пугали парапсихологические способности этого создания - сверхъестественные, т.е. находящиеся "за пределом человеческого естества". В латинском же переводе Библии и в целом ряде западноевропейских религиозных текстов для передачи того же понятия используется слово "сатиры" (опять ссылка на существ, которых в древности почитали за полубогов). Кстати, в "Описании древнего славянского языческого баснословия" М.Попов указывает про домовых: "Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями". Почему же их стали величать просто чертями? В уральском фольклоре четко сказано на этот счет: "Домовушка должен быть тот же шишига, то ись дьявол, по крайности прежде был шишигой, а теперь видится, обрусел" (надо понимать, одомашнился). Возвращаясь к сатирам, вспомним, какую важную характеристику дает им Плиний Старший в своей "Естественной истории": "Satyris praeter figuram nihil moris humani" ("У сатиров, кроме телосложения, нет ничего человеческого"). Раймунд Луллий, знаменитый испанский философ, богослов и писатель, живший в 13-м веке, в своей книге "Великая и предивная наука богом преосвященного учителя Раймунда Люллия" приводит такое поучение: "Следует знать, что не всякое существо, имеющее образ человека, есть человек. Сатиры, или лесные косматые, подобны человеку, но не человеки. Обезьяны, лицом и многим другим человеку подобные, тоже не суть человеки. Не по плоти и лицу, но по разуму и провидению человек истинный познается". Что же получается? Совершенно четко видно, что древние исследователи не ставили знак равенства между сатирами (лешими) и обезьянами, а сравнивали и тех, и других с человеком. Перенесем свое внимание в Санкт-Петербург, где в 1804 году впервые на русском языке была издана "Система природы" Карла Линнея, который вполне обоснованно поместил человека в один отряд с обезьянами. Все было бы просто и классически научно, если бы не одно "но" - у Линнея описан не один, а два вида человека: "Человек разумный, или дневной", и "Человек ночной, или троглодитовый (пещерный)". Обращаю ваше внимание, что второй вид человека - это вовсе не обезьяна! Именно этот "человек троглодитовый" и представлен автором "Системы природы" как связующее звено, объединяющее Homo sapiens с обезьянами отряда приматов. Академик Александр Севастьянов, готовивший этот труд к изданию на русском языке, пишет: "Что сие животное не есть вымышленное или вновь открытое, достаточно доказывали древние и новейшие писатели. В древнейшие времена известен был некоторый особый род человека, которого ставили в средине между человеческим и звериным родом и называли сатиром. Древние стихотворцы сделали из них полубогов и называли их фавнами... Плутарх пишет, что Сулла получил некогда такое животное в подарок, а Диодор Сицилийский уверяет, что тирану Дионисию присланы были несколько сатиров, имевших длинные волосы... Достойно посмеяния мнение раввинов о сем предмете, ибо они думают, что Бог занимался сотворением сего животного накануне субботы и что ввиду краткости времени не успел его сделать совершенным человеком... Может быть, о сих-то животных Священное Писание упоминает под разными именами духов". Стоит отметить, что эти слова А.Севастьянова - члена Петербургской Академии наук - были напечатаны за 5 лет до рождения Чарльза Дарвина. Не чуралось упоминаний о таких существах и известное всем "Слово о полку Игореве", в котором оно названо "дивом" - это существо, описание которого один в один сходится с описанием современного нам снежного человека. Див, предвещая неудачу походу Игоря на половцев, "кличет врьху древа, велит послушати земли незнаеме, Вльзе и Поморию, и Сурожу, и Корсуню и тебе, Тьмутороканский бльван". В комментариях к этому историческому труду академик Дмитрий Лихачев пишет, что "...большинство исследователей считает дива мифическим существом (чем-то вроде лешего ...)". Таким образом мы опять выходим на лешего, однако не того, которого боялись наши деды, а того, которого использовали в своих целях наши пращуры. Подтверждение этому совершенно неожиданно можно найти у азербайджанского поэта и мыслителя XII века Низами Гянджеви "Искандер-наме". Описывая битву румов с русами (т.е. русскими) в районе Кавказа, поэт упоминает, что русы использовали в бою дива, привязанного за ногу цепью и вооруженного железной палкой с крючком. В "Искандер-наме" указывается и еще одна интересная подробность - див предпочитает спать на ветвях деревьев (эту особенность отмечают всегда и везде) - это-то и позволяло русам пленять его, подкрадываясь к спящему, опутывать его веревками и стягивать с дерева. Позволю себе напомнить, что именно приматы просто обожают спать на ветвях деревьев... В связи с только что сказанным отмечу и следующее: традиционную славянскую культуру нельзя представить без леших, домовых и русалок. Однако при внимательном прочтении славянского фольклора открываются совершенно неожиданные подробности, указывающие на связь так называемых "снежных людей" и всех тех мифологических существ, которые перечислены вначале. Вот несколько цитат. В книге середины XIX века "Быт русского народа" (С-Птб., 1848 год) А.В.Терещенко пишет, что "многие с божбою утверждают, что им случалось много раз видеть русалок". А позднее люди говорили, что "перевелась, говорят, ныне эта погань. Вот деды рассказывали, что в те поры, когда и лесов было больше, и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес: повстречает тебя эта дрянь-то, да и все тут" (Максимов С.В., Собр.соч., С-Птб., 1912). Да не только русалок, и про леших говорили, что "теперь их стало гораздо меньше, чем было раньше, что можно объяснить появлением огнестрельного оружия, которого мэнквы (так народ манси называл леших), особенно заряженного медными пулями, боятся больше всего" (Гондатти Н.Л., Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири, М., 1988). Выходит, что лешие и русалки реально обитали почти везде, где обитал и обычный человек? В некоторых местах для человека они были даже более привычны, чем другие его ближайшие родственники - обезьяны. Вот одно из таких любопытных свидетельств: "Мне приходилось беседовать со старым забайкальским охотником, который говорил: "Не знаю, есть ли на свете обезьяны, может, их выдумали, а вот лешего я своими глазами видел, и не один раз" (К.К.Платонов, "Психология религии", 1967 г.). Кстати, в народе считалось, что лешие (а также водяные) и русалки - это разнополые представители одного и того же вида, и потому народная культура практически не делает разницы между ними. Правда, леших и водяных народное воображение вырисовывает в виде страшноватых существ, а в русалках привыкли видеть зеленоволосых красавиц. Однако и здесь есть свои особенности. Близкие встречи с русалками описаны не только в фольклоре, но и в классической литературе. У Ивана Тургенева есть не слишком широко известный рассказ "Ужас", где он иносказательно описывает свой собственный опыт встречи с таким существом, который случился в его молодые годы. Тургенев иносказательно называет героя "он", хотя под этим обозначением скрывался он сам. "Будучи еще молодым, он как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. (...) Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. (...) Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно груди, - болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Он почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног. Наконец молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Страшное существо последовало за ним; оно бежало так же быстро и по-прежнему взвизгивало. Обессиленный б ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|