Здавалка
Главная | Обратная связь

Хроники тольяттинских полтергейстов



А теперь – то, что происходит не в стародавние времена, а сегодня и сейчас, рядом с нами.

Первая заметка о полтергейстном процессе в нашем городе появилась в 1990 году в газете "Площадь Свободы". Вот как это было.

Долгими осенними ночами 1990 года сторожа одного из вазовских подразделений стали замечать странные вещи. В стены охраняемого ими помещения как будто кто-то изредка, но довольно сильно стучал. Удары эти были разными по силе, что само по себе не объясняло их происхождения. Дело в том, что помещение это, находившееся на северной стороне ВА3а, стоит одиноко, смежных стен с другими зданиями у него нет. Предполагая, что кто-то из людей может так странно “шутить”, охранявшие здание люди неоднократно выходили на улицу и осматривали его снаружи. Осмотр показывал, что прохожих вокруг и в помине не было. Да если бы только стуки в стены— их еще можно было бы как-то объяснить. Но положение осложнялось тем. Что на крыше этого одноэтажного здания кто-то как будто устраивал “пешне прогулки”: топал и шаркал так, словно там действительно прохаживалась целая толпа. Осмотр крыши (а сделать его было легко, поскольку здание одноэтажное) и окружающей территории показывал, что никаких физических лиц, могущих производить подобные действия, рядом опять же не было.

Эта история продолжалась около полугода, к ней постепенно стали привыкать, на стуки уже почти не обращали внимания, и все было бы хорошо. Если бы события не стали развиваться дальше.

В очередную ночь сторож, находившийся на дежурстве, отметил, что самопроизвольно включилась вентиляция в одном из цехов, освещение и фары у трактора в гараже. Отмечалось также выключение телевизора из сети без участия находившегося рядом человека. Такое самоуправство сторожам надоело, и один из них, обладающий экстрасенсорными способностями, решил своими методами обнаружить причину происходящих событий. Заступив на дежурство, он обошел все помещения охраняемого им здания — все было в порядке. Затем, сосредоточившись, начал мысленно лоцировать внутреннее пространство здания. Сначала все было спокойно, он не ощущал постороннего присутствия. Но когда он направил луч своего “локатора” в тот зал, где в последнее время происходили самые активные события, его мысленному взгляду предстали два странных существа — человекоподобные, только серого цвета, ростом 1,2—-1,3 м. Более точно их внешность описать затруднительно. Равно как и подтвердить факт их существования (в отличие от полтергейстных происшествий).

Дальше события приняли самый неожиданный оборот. Перед находившимся в состоянии сосредоточения человеком возникла воронка, раструбом обращенная вниз, а конец ее, изгибаясь, уходил куда-то вверх в пространство. Переместившись, воронка оказалась широкой своей стороной прямо над головой у этого человека и, как пылесос, стала затягивать его в себя. Ощущение притяжения было чисто физическим - у него волосы в прямом смысле встали дыбом, и рубашка поползла па телу вверх. Интуитивно почувствовав, каким образом можно прекратить это явление, сторож несколько раз выстрелил вверх, в раструб воронки. По идее, следы от пуль должны были остаться на потолке, над тем местом, где он сидел, хотя бы потому, что искры от ударов пуль о бетонную плиту он видел именно там, где воронка уходила в потолок. Но при последующем осмотре их там не оказалось.

Прием помог, и воронка исчезла. Самих пуль, как и следов от них, нигде не было, хотя гильзы нашлись на полу все до одной. После событий этой ночи обстановка в этом здании вернулась на прежний, относительно спокойный уровень.

Так в чем же заключалась причина этого полтергейста? Тогда этого не удалось не только понять, но даже и сделать какие-то предположения. Однако интерес к событиям, выходящим за рамки общепринятого мировоззрения, был настолько велик, что даже в официальной городской газете "За коммунизм" появилась статья "Барабашка … в Тольятти". Слово ее автору, Валерию Лисачеву, который вместе с нами беседовал с хозяйкой квартиры, в которой поселился "шумный дух", удивлялся и пытался найти причину всего случившегося.

«Конец просвещенного двадцатого века. Казалось бы, со всеми суевериями и предрассудками покончено навсегда, и вдруг какая-то чертовщина. Да не единичный случай, а поток самых невероятных сообщений из разных мест. Явления, прямо скажем, из ряда вон выходящие: летают предметы, меняя самым противоестественным образом траекторию, из стен вырывается поток огня, откуда-то падают записки с угрозами жильцам квартиры, слышатся стуки и голоса… все эти явления для общности теперь называют старинным немецким словом "Полтергейст" - "шумный дух"…

Нечто похожее происходит сейчас и у нас в Тольятти. Смею заверить, это не досужие вымыслы: явление, происходящее в квартире одной женщины, официально зарегистрировано и наблюдается специалистами по полтергейсту.

По известным причинам я не называю подлинного имени женщины, которая живет на Московском проспекте.

- Летом 1983 года, разменявшись с мужем, я переехала в эту двухкомнатную, - рассказывает Надежда Николаевна. - Чудеса начались в первую же ночь. Мы с восемнадцатилетней дочерью расположились на ночь в разных комнатах, некоторое время переговаривались. И вдруг услышали: кто-то неторопливо разгуливает из комнаты в комнату, царапая по полу ногтями. Дочь мне: "Мама, ты слышишь?" - "Слышу, Томочка". Я почему-то сразу решила, что это что-то сверхъестественное, но, чтобы не пугать дочь, наигранно-спокойным тоном ответила:"Я думаю, что это крыса". Зажгли свет, но так и не спали до утра.

Вскоре Тамара вышла замуж, и Надежда Николаевна стала жить одна. Вечерами она замечала, что у нее возникает ощущение, будто за ней кто-то наблюдает. А когда Надежда Николаевна открывала книгу, ей казалось, что этот "кто-то", стоя у нее за спиной, тоже интересуется содержанием книги. При этом раздавался легкий треск.

- Иногда поражал звук, идущий от раскрытого зонта, - говорит Надежда Николаевна. - Порой проходило несколько часов, как я оставляла сушиться раскрытый зонт, и вдруг ни с того, ни с сего раздавался громкий стук сбегающих с него крупных капель. Это стало происходить и днем, и ночью (Прим. - мы проверяли всю квартиру, но возможные реальные источники подобных звуков так и не были обнаружены). Я внимательно рассматривала зонт и пол: совершенно сухо. Было ощущение, что со мною как бы играли, проверяя мою реакцию на происходящее.

Однажды, едва легла спать, за телевизором раздались невнятные звуки, возня. Меня обуял ужас, я мысленно обратилась с мольбой к небесным силам защитить меня. Повернуться и посмотреть в сторону телевизора - что же там происходило, - не хватило духу.

Затем проявления полтергейста в квартире Надежды Николаевны почти прекратились. Хозяйка квартиры уже думала, что шумный дух если не исчез вовсе, то, во всяком случае, очень присмирел и стал вести себя вполне прилично.

- Но в июне прошлого года, накануне моего отъезда на курорт, во внутреннюю стену, между кухней и большой комнатой, раздались два стука, - продолжала свой рассказ Надежда Николаевна. - Меня о чем-то "предупреждали". Затем вечером стали монотонно беспрерывно стучать в дверь туалета. Я уехала на курорт, где иногда думала: как мне жить в такой квартире?

Возвратившись, двое суток жила спокойно. Я уже надеялась, что мой Барабашка исчез, но не тут-то было. Стук в стену возобновился.

Затем заметила, что, когда я раздевалась в ванной, звуки замирали. Возникло ощущение, что за мной подсматривают…

- Однажды я отважилась поговорить с "ним" и заметила, что эта некая сущность прислушивается, прекращает стучать, - отметила Надежда Николаевна. Тогда я обратилась к нему с такой мольбой: "Барабашечка, ну чего ты так сильно стучишь? Зачем пугаешь? Я очень тебя прошу - стучи потише". Я была поражена: с той поры барабашка переменил поведение - стучал только по утрам и недолго. Иногда устанавливалась тишина на целые сутки. Как-то я даже спросила: "Барабашка, ты где?" Постучи мне". Иногда отвечал, иногда - нет. Я чувствовала, что характер у него довольно независимый. Повелевать им невозможно, можно только хорошо попросить, а дальше - как он сочтет нужным.

Приветствовал меня непродолжительным стуком, когда возвращалась с работы. Заметила, что ему нравится, если говорят с ним или о нем. Если я, занятая своими мыслями или работой на кухне, не обращаю на его стук внимания - может стучать целый час. Но как только заговоришь с ним, - постучит еще немного и успокоится.

Казалось бы, в отношениях между "хозяином" квартиры и ее постоялицей установился мир. Но однажды ночью раздался взрыв на балконе (Прим. - конечно, взрыва не было, был только пугающий звук). Через несколько дней сильно затрещал выключенный полчаса назад телевизор. Надежда Николаевна увидела на экране светящийся "огонек" размером с пятикопеечную монету, который горел до рассвета. Оказалось впоследствии, что таким образом Барабашка предупреждал ее о возможности пожара из-за неисправностей в электропроводке.

Временами на стене над диваном возникало свечение - круг диаметром 12 сантиметров, затем стал светиться ковер. В моменты сильной активности "шумного духа" ковер "горел" ярким пламенем. Находящиеся вблизи него ощущают сильную головную боль, "звенит" в ушах, мысли путаются…

- Как-то остались ночевать дочь с внучкой, - вспоминает Надежда Николаевна, - мне стало душно, и я приоткрыла балконную дверь. И вдруг стало сильно трещать. Я спросила: "Чего тебе надо, почему ты трещишь?" Треск не умолкает. И тогда я поняла, что он будет беспокоиться до тех пор, пока я не закрою балконную дверь: на подоконнике, рядом с дверью, стоят цветы, температура на улице минусовая. Цветы, очевидно, издают сигнал, и Барабашка их пожалел. Закрыла дверь, и наступила тишина.

У Надежды Николаевны с Барабашкой установился своеобразный диалог посредством прямых вопросов со стороны женщины и кратких стуков в ответ: если "да" - то два стука, если "нет" - один. И так продолжалось до тех пор, пока Надежда Николаевна не спросила: "Ты желаешь мне добра или зла?" Барабашка ничего не ответил, и больше доверительного диалога не получалось.

После этого самочувствие Надежды Николаевны стало ухудшаться, а тем временем Барабашка стал издавать разные звуки в ванной, трещать, словно что-то рушится.

Специалист по полтергейсту Владимир Бондарев несколько раз ночевал в доме Надежды Николаевны. Он рассказывает:

- В первый вечер хозяйка квартиры пригласила меня пить чай. Только разлили его по чашкам, как кто-то начал стучать снизу по столешнице.

Глубокой ночью, как ни старался не спать, все же задремал и проснулся от шороха. Было впечатление, будто кто-то волочит по полу ворох бумаги.

Я встал, затем подошел к проему в дверях и увидел в темноте, в зеркале напротив, отражение своего, как я вначале подумал, силуэта. Но, когда я поднял руку и помахал ею, чтобы удостовериться, что и отражаемый в зеркале силуэт делает то же самое, - оторопел: силуэт в зеркале был недвижим. Я наклонился, продолжая вести наблюдение. Силуэт стоял как вкопанный. Вот тогда-то мне, признаться, стало не по себе. Я включил свет…»

Полтергейст в этой квартире постепенно затих. Но на этом современная история полтергейстов в Тольятти вовсе не закончилась. Не прошло и нескольких месяцев, как вспыхнул еще более сильный полтергейстный процесс. Замечателен он был еще и тем, что локализовался в одной из средних школ Автозаводского района.

 

Я - не "домовой", я - "школьный"…

Начало лета 1991 года. Закончился учебный год, школьники с удовольствием предвкушали каникулы, уставшие учителя мечтали об отпуске. И только одна школа была озабочена совсем другими событиями – в школе начался полтергейст.

Прежде всего с необычными явлениями столкнулись школьники. Например, в классе во время предэкзаменационной консультации могли дружно взлететь в воздух горшки с цветами, а потом плавно опуститься на место. Или, направляясь к актовому залу, чтобы начать репетицию к праздничному вечеру, ребята видели, как дверь перед ними сама собой захлопывается, а торчащий в ней ключ поворачивается в замочной скважине.

Что еще происходило? В закрытом на замок актовом зале сдвигались все стулья (тяжелые сами по себе, да еще сбитые по четыре штуки в ряд), опять-таки в запертом зале сам собой включался свет и цветомузыкальная установка. Особенно любил полтергейст баловаться с ультрафиолетовыми лампами. Ну, и еще всякие мелочи вроде холодных дуновений в закрытых помещениях, где сквозняков быть, по идее, не должно…

Когда предел удивления был достигнут, школьники решились пожаловаться директору школы. Какая, вы думаете, была реакция на рассказ? Конечно! "Не говорите ерунду, ничего такого нет и быть не может!" И вот в этот самый момент вынесения вердикта "нечто" взяло и толкнуло директрису прямо в сторону стайки ребят, стоявших рядом. Такой аргумент оказался весьма убедительным…

По стечению обстоятельств, один из педагогов этой школы Владимир Бондарев (тот самый, упомянутый в статье В.Лисачева) был членом нашей исследовательской группы. Он-то и помог организовать наблюдения. Для наблюдений было выбрано ночное время, когда в школе оставался только сторож. Это нужно было и еще в силу одной причины - чтобы не создавать дополнительный ажиотаж среди школьников и тем самым не активизировать полтергейст (такое влияние отмечено не раз).

Помня об опыте московского "барабашки" и полтергейста в квартире Надежды Николаевны, мы пытались по такому же принципу организовать диалог с тем "нечто" или "некто", который был причиной полтергейстных событий в этой школе. Но нас постигла неудача - "поговорить" не удалось.

Надо сказать, что никаких особых методических наработок по изучению полтергейстных явлений у нас на тот момент времени еще не было (прошло чуть более года со времени создания группы). Поэтому приходилось изобретать на ходу и пользоваться подручными средствами. Фотографирование в различных режимах и с различными фильтрами результатов не дало, "ловушек" в виде дорожек из талька и натянутых нитей полтергейст также благополучно избежал. В ход пошли и иные приемы из прочитанных на досуге детективов, и элементарные логические рассуждения.

Скажем, если этот Некто обладает такой физической силой, что способен «уронить» человека или включить свет, то не оставит ли он отпечаток своей руки (или того, чем он воздействовал на выключатели) на тонком слое пластилина? Во время очередного дежурства кнопки в актовом зале (а именно его облюбовал полтергейст) были соответствующим образом обработаны, зал опечатан. Несколько экспериментов прошли безрезультатно – опечатанный зал примерно через час вскрывали, свет горел, но пластилин оставался нетронутым. Но один раз это "нечто" все-таки оставило след! Тонкий слой пластилина на нужной кнопке был прочерчен до пластмассы неровной линией. Конечно, это был не отпечаток пальца с дактилоскопическими линиями, но не лишним будет напоминать, что в опечатанном зале в тот момент времени никого не было…

Один из экспериментов показал, что школьный "шумный дух" обладает способностью не только закрывать двери на ключ, но и открывать. Перед очередным экспериментом, точно зафиксировав положение всех предметов в зале и тщательно проверив, чтобы там не спрятался никто посторонний (проверили и кулисы, и подсобное помещение, в котором хранилась музыкальная аппаратура и кое-какая хозяйственная мелочь), собственноручно закрыв все окна и входную дверь (снаружи и на ключ), мы оставили зал в тишине и темноте на очередной час дежурства. Сразу скажу, что даже несмотря на все эти проверки, вход в зал всегда был у нас под наблюдением, так что проникнуть туда незамеченным не мог никто. Разве что "шумный дух"…

Час прошел. Открыв дверь, начинаем осмотр в надежде обнаружить следы активности полтергейста. Внимание привлек достаточно сильный ветерок, который на полтергейст уж никак не спишешь… Оказалось, что наполовину открыта одна из оконных фрамуг. А открыть ее можно было только изнутри… А в зале никого не было.

Ну что ж, занесли событие в протокол наблюдений, задвинули опять оконную щеколду, зафиксировали положение зального имущества, опечатали в который уже раз актовый зал и удалились на очередной час. Следующий осмотр показал такое, что даже нам стало жутковато. Из зала исчез стол весьма внушительных размеров. Осмотрели все, но стола нигде не было. Оставалось только одно место в пределах этого помещения, куда никто еще не заглядывал - подсобка. Из нее было два выхода: один через прорезанный в полу самой подсобки и закрытый крышкой узкий люк и почти вертикальную лестницу - но по размерам стол туда, ну, никак не мог пролезть, разве что в распиленном виде… И второй выход был в окно, которое располагалось практически под потолком этого зала. Но к нему не было никаких лестниц, да и закрыто оно было двумя створками ставней, заложенными изнутри толстым деревянным бруском. Поскольку никакая логика не могла бы привести к заключению о том, что стол находится в подсобке, мы и обратили на нее внимание в самую последую очередь. Однако оказалось, что стол там и находится. И ставни закрыты изнутри все тем же деревянным бруском. Да еще одна ножка стола придавила люк, закрывавший второй выход, так, что открыть подсобку удалось, только изрядно попотев.

На прежнее место стол возвращали по приставной лестнице силами четырех мужчин - троих наших и еще школьного сторожа, который в ту ночь получил, думаю, незабываемые впечатления.

Пытаясь нащупать причину начала полтергейстных событий, мы опрашивали школьников. Интересовало все: были ли крупные конфликты до начала изучаемых нами событий, или какие-то иные ЧП, не замечены ли подобные происшествия раньше? ЧП действительно было - месяца за два до этого трагически погиб один из старшеклассников, один из признанных школьных лидеров, да еще и ведущий школьных дискотек. Связь между этим несчастным случаем и началом полтергейста ни доказать, ни проверить на тот момент было невозможно, но все же мы решили попробовать способ, о котором случайно услышали от кого-то из столичных коллег, основанный на принципе "Феномена электронного голоса". Суть его заключается в использовании возможностей современной записывающей аппаратуры, чувствительность которой к воздействию несколько больше, чем чувствительность человеческого уха, что позволяет улавливать и переводить в разряд слышимых крайне слабые звуки, которые находятся за физиологическими пределами слышимости. А мировоззренческое основание для изучения ФЭГ пришло из глубокой древности, и заключается оно в представлениях о том, что биологическое тело человека - это лишь временное пристанище, своего рода "сосуд" для той субстанции, которая хранит в себе человеческую личность и называется душой.

Примечание к теме: официально "феномен электронного голоса" был открыт шведским искусствоведом и кинорежиссёром Фридрихом Юргенсоном летом 1959 года. Как и всё великое, это явление было открыто случайно. Наслаждаясь уединением на природе, записав пару кассет с птичьими голосами, Юргенсон решил их на досуге прослушать. Его удивлению не было конца, когда среди свиста и чириканья он различил чей-то навязчивый шёпот. Мужской голос читал лекцию на норвежском языке об особенностях птичьего пения (Юргенсон разбирался не только в норвежском языке, но и в радиотехнике.) Так как во время прогулки он не встретил ни одной живой души, то поначалу он решил, что его маленький переносной магнитофон случайно поймал и записал передачу какой-то из соседних радиостанций. Такое явление бывает, когда чувствительные предметы бытовой музыкальной аппаратуры: проигрыватели, магнитофоны, а порой и другие электроприборы, ловят и воспроизводят сигнал близлежащей радиостанции. Чтобы подтвердить свою догадку, Юргенсон проверил транслируемые в тот день программы. Но ни одна из станций, вещающих на норвежском языке, ничего подобного в эфир не передавала. Так начался период экспериментов, давший ряд новых записей. На базе данных многолетней работы им была написана книга "Радиосвязь с запредельным миром" - первая в этой области.

Почему бы не предположить, что в ночной тишине школьного зала не звучат какие-то, не слышимые нами, звуки? Может быть этот Некто хочет что-то сказать людям, но не может – слишком тих для нас его голос?

Время для эксперимента было выбрано самое беззвучное – три часа ночи. Ночной город спал, а в школьном зале был включен на запись магнитофон. Рядом безмолвно сидел наш наблюдатель, который фиксировал с точностью до минут и секунд каждый доносившийся с улицы звук. Вот проехала машина… Вот спросонья каркнула ворона…

Когда потом сравнили запись и протокол, то оказалось, что уличные звуки-то как раз и не записались (настолько тихие они были), зато на пленке появились другие - скрипенье, будто стулья по полу таскали, едва слышимые голоса - и одинокие, и хором…

Если бы в тот момент времени была под рукой необходимая литература о феномене электронных голосов, да побольше времени - может, и удалось бы записать внятное сообщение. Но увы, время заканчивалось, полтергейст тоже утихал. Совсем утихомирился он после сделанного в зале ремонта. Если помните, это и есть один из способов нейтрализации полтергейста.

Более чем год крупные полтергейстные процессы тольяттинцев не беспокоили. И только осенью 1992 года в одном из цехов Волжского автомобильного завода, где работал тольяттинец Д., началось нечто любопытное и с разной интенсивностью продолжалось до 1994 года. Для начала предоставим слово Юлии Винокуровой, в то время - корреспонденту "Площади Свободы".

«С носителем полтергейста Д, проживающим в Центральном районе Тольятти, меня познакомили представители городской уфологической комиссии. К ним он впервые обратился за советом, когда "некто" начал регулярно забрасывать его болтами и гайками. Причем делал это исключительно на рабочем месте.

Началось все следующим образом. В тещином деревенском хозяйстве у Д. был друг - индоутка. От другой живности она отличалась на удивление строптивым нравом. Но Д. почему-то выделяла и очень любила. Встречала и провожала его у ворот, давала себя погладить. (Прим. - Д. не раз защищал ее, запрещал резать и говорил, что эта строптивая птица - его друг). А потом индоутку все-таки зарезали.

В тот же день и, как потом выяснилось, в тот же час, в цехе стали летать мелкие и не очень детали. Даже такие, каких на предприятии по роду его деятельности вообще не было близко. Например, сидит Д. за столом, рядом падает гайка. Попасть норовит не в него, а именно рядом. И чтобы грохнуть посильнее. Любимое занятие - кидать по железу.

- Случалось, "он" меня с работы провожал, - вспоминает Д. - Помою руки и иду в раздевалку, а вслед мыло летит. Прихожу, "он" в раздевалке по шкафам швыряться начинает. Прямо горстями - винтики, шурупы. Как-то открыл свой шкаф (ключ только у меня был) - оттуда высыпалась целая куча рваных червонцев. Аккуратненько так разорваны - каждый на шесть частей. Приятели сначала не верили. Говорили, небось свои же мужики шутят. Ну, скажите, какой нормальный человек станет рвать деньги в таком количестве? Да еще мне в шкаф совать? Лучше уж на них бутылку купит.

А чудес вокруг Д. с каждым днем становилось все больше. Идет он по цеху, сверху прямо из воздуха детальки падают вокруг. Заходит в железную будку (там принято на предприятии всякий металлический лом держать и заготовки), по ней "некто" настукивать начинает. Потом рабочие забрались на будку и насчитали, кроме всякой мелочи, около десятка тяжеленных осей.

Другая полтергейстная шутка изрядно изумила охранниц на проходной. Так они и не смогла взять в толк, кто это посмел разбросать кучу копеечных монет прямо на самой проходной. А всего-то "носитель" прошел. Ему в спину и кинули. Денежки со звоном раскатились в разные стороны. И что примечательно: все копейки были новенькими и блестящими, прямиком из Монетного двора. А ведь мелочь, как известно, в большом дефиците.

К сожалению, деньги полтергейст подкидывал нечасто. Бывало, засунет трешницу или пятерку в полую часть какой-нибудь детали и аккуратненько положит на плечо или поля шляпы. Держи, дескать, пользуйся.

Неприятностей особых, кроме известности, своему "хозяину" тоже старался не доставлять.

- Обычно "он" кидал все же не в меня и не в людей, а рядом, - продолжал вспоминать Д. - Случалось, конечно, что шурупчик ненароком отскочит и попадет мне в лицо. Понятно, мне это не сильно нравилось. Но "он" не унимался до тех пор, пока я не начинал по-настоящему сердиться. Тогда все вдруг прекращалось. Полтергейст оставлял меня в покое на полчаса-час. А потом потихоньку, словно провинившийся нашаливший ребенок, опять брался за свое.

На предприятии тем временем обстановка накалялась. Верить в существование полтергейста начинали волей-неволей. Сидят мужики рядком в курилке, по противоположной стене как шарахнет, словно шрапнелью. А все сидят. Руки у всех сигаретами заняты. Но верили, правда, лишь те, кто не раз видел такое своими глазами.

Руководством же, во избежание умножения дальнейших слухов и беспорядков, решено было издать приказ по борьбе с шутниками. Замеченного в "кидании" обещали немедленно уволить. Собрание даже по этому поводу проводили. Но, конечно, так никого и не поймали.

Единственный раз полтергейст покинул пределы предприятия и проводил Д. почти до самого дома. Всю дорогу по крыше и окнам автобуса стучали "производственные атрибуты". Из закрывающихся дверей кинули вслед Д. несколько винтиков. Но дома не докучали. Видимо, "он" тем же автобусом назад вернулся.

- Почти всегда я на работе ощущал "его" присутствие. Потянет вдруг сбоку слабый ветерок - сейчас оттуда что-нибудь вылетит.

Если бы природу этого явления можно было бы связать с электромагнитными волнами или другими, объяснимыми с точки зрения, современной науки, отклонениями. Но ведь в воздухе мелькали не только железки, но и пластмассовые детали, бумажные деньги, мыло. И свидетелями такого является не один десяток человек. Все вещи не только поднимались и переносились из одного места в другое, но нередко материализовывались из ничего, из воздуха. Это-то казалось рабочим самым непонятным.»

Несколько уточнений к статье. Когда детали падали на крышку подсобки, немаловажным будет знать, что цех этот имеет в высоту несколько десятков метров, высота самой подсобки гораздо выше роста человека, а над ней нет ни подъемных кранов, ни людей. "Заводской" полтергейст, видимо, оказался "грамотным" - однажды в шкафчике у Д. (закрыт на ключ, ключ хранится только у хозяина) появились две записки: "Д. ты эта я - я эта ты".

У "носителя" этого полтергейста с самого момента его начала было ощущение, что все должно само собой закончиться. Так и произошло.

Тольяттинская версия "Барабашки"

Семья беженцев из одной из бывших республик СССР (сын девяти лет от роду, мать, бабушка) переехала в Тольятти в середине девяностых. Сняли однокомнатную квартиру. Утро 19 января 1998 года началось с того, что в квартире стали слышны шуршания, постукивания, как будто появилось нечто невидимое, которое не могло жить бесшумно.

В день начала активной фазы полтергейста дома оставались бабушка с внуком. Мать, придя с работы, застала такую картину - бабушка сидит на табуретке, поджав ноги на перекладину, а внук-второклассник сидит у бабушки на коленях, и оба в состоянии, близком к паническому. Выяснилось, что на этот раз кроме безликих постукиваний в воздухе и шуршания под диваном, начались вполне видимые и ощутимые явления. Тяжелый ковер в комнате ходил ходуном, отодвигаясь от стенки так, как будто под ним по стене бегало какое-то животное размером с крупного кота. За этим игрушечные машинки выкатывались из под стола, где они всегда ночевали, и сами собой катались по коридору. Шторы, закрывавшие кухонную батарею, стали дергаться сами по себе, как будто их подталкивали со стороны окна округлым предметом.

В однокомнатной квартире бабушке или внуку несложно было бы подследить друг за другом, если бы кто-то из них решил таким образом подшутить над другим членом семьи. Однако явления происходили на глазах у них обоих. Полтергейстные шутки слегка утихли только тогда, когда с работы вернулась мать, да и то только поначалу. В последующие дни явления происходили одинаковым образом в присутствии любого из них.

События были похожи на те, которые происходили несколько лет назад в одном из московских общежитий. Именно с того случая "невидимым шутникам" присвоили имя "барабашка". Семья также помнила, как в русской традиции обращались с домовыми, если те вдруг начинали шалить. А они были уверены, что у них завелся именно домовой.

Первым делом решили его накормить. Не беда, что невидим - раз хулиганит, сочли они, значит, живое существо, и может проголодаться. Самое интересное, что этот прием сработал - уголок у печенья, положенного на батарею у кухонного стола, оказался откушен. Мы потом сравнивали прикус "домовушки" с прикусом каждого из членов семьи - ничего похожего между ними не оказалось. И, раз появился объект исследований, начались эксперименты. "Барабашке" предлагали на выбор разные продукты - следы его зубов остались на кусочке шербета, след от "языка" - на сметане, а кофе с молоком исчезало из блюдечка без следов. На сыр он не отреагировал никак.

Мать, помня историю о московском Барабашке, попробовала научить своего невидимого жильца отвечать на вопросы. Поскольку его любимым занятием было дергать шторы, то это и выбрали в качестве языка общения. Код был стандартный: ответ "да" - штора дергалась один раз, ответ "нет" - штора висела спокойно. Так удалось выяснить, что новоявленный обитатель квартиры совсем не хочет зваться Барабашкой. Перебирая варианты, мать вдруг осенило: "Он же любит дергать шторы, значит, будет Дергашкой". Новое имя ему понравилось, что он подтвердил колыханием шторки. Таким же образом попытались уговорить его не ревновать кота к мальчику. Дело в том, что с недавнего времени общий любимец - двухгодовалый кот - перестал спать рядом с сыном, и даже не давал себя погладить, вырывался и убегал. Мать, догадавшись, в чем дело, обратилась к невидимому члену семьи: "Не ревнуй сына и кота, мы все живем здесь и должны дружить, понял?" - "Да", - дернулась штора в ответ. И кота как подменили, больше он от мальчика не убегал.

По поведению кота иногда было похоже, что он видел того, кто дергает шторы. Но кошки - животные очень самостоятельные и редко когда показывают движения своей души. Этого обитателя квартиры видела собака, которую приводили родственники. Однако были моменты, когда и людям удавалось случайно увидеть пятого жильца их квартиры. Он выглядел почти прозрачным, подобно медузе в морской воде, и был похож одновременно на кошку и медвежонка, а при быстром движении выглядел как шарик тумана. В один из таких моментов сынишка заметил его лежащим на полу и своими лапками (или тем, что было похоже на лапки) держащим штору. Сама штора в этот же самый момент была сильно натянута.

Надо сказать, что хозяевам удавалось даже потрогать ту невидимую "руку" (лапку), которая двигала шторкой, и это ощущение было похоже на ощущение мягко надутого резинового шарика.

Анализ предшествующих событий показал, что полтергейстные признаки наблюдались за несколько месяцев до начала активной фазы, но хозяева не обращали на них внимания, так как не знали, с чем их сопоставить. Характерной деталью, показывающей неподстроенность полтергейстных событий, служит такой факт: хозяева отмечали, что перед самопроизвольным броском какого-либо предмета этот предмет начинал слабо вибрировать, и только после этого срывался с места. При полете некоторые предметы вращались вокруг продольной оси в направлении вперед. Они не могли знать, что такое поведение предметов характерно практически для всех случаев перемещения предметов при полтергейстном процессе.

В данном случае отмечено весьма заботливое отношение Дергашки к хозяевам квартиры - он за одну ночь снял у матери нагноение от занозы, помог бабушке облегчить сердечный приступ - бабушка ощущала тяжесть на левой стороне груди, но, как говорит, острота болей ушла.

В самом полтергейстном процессе отмечены дополнительные пики активности, когда поведение Дергашки было похоже на поведение расшалившегося ребенка. Для этих моментов характерно достаточно агрессивное по отношению к людям поведение - то майка в мгновение ока оказывалась натянутой на голову мальчику, то наглаженное бабушкой белье было разбросано по полу, были случаи, когда колготки из ванной вылетали и завязывались узлом на руке мальчика раньше, чем тот успевал вздрогнуть. Его буйность один раз удалось остановить, налив ему сладкого чая с молоком, в другой раз с помощью нехитрого психологического приема.

Перебирая версии, естественно было бы предположить, что это и не полтергейст вовсе, а сын шалит. Однако зафиксирован ряд случаев, достоверно свидетельствующих о самопроизвольном передвижении предметов тогда, когда все члены семьи находились вне пределов досягаемости перемещавшихся предметов: например, все три человека находятся у противоположной стены комнаты тогда, когда дергается штора; или мать, сын и его друзья сидят на лавке около подъезда, когда из воздуха кто-то невидимый кидает в них комья земли, пластиковые бутылки и прочий мусор. Было такое, что мать обнимает сына, и в этот момент в ответ на какой-либо вопрос сильно дергается шторка, и т.п.

А кроме того, существо, отвечающее за полтергейстные явления в этом случае, было неоднократно замечено визуально. Родственница матери заметила его как пятно колеблющегося воздуха (подобно миражу над разогретой почвой), за которым был плохо различим рисунок обоев. Место визуального искажения было небольшим. Другая знакомая увидела его как четко ограниченный объем, похожий на большую водяную линзу, вытянутую по вертикальной оси и левитировавшую в воздухе. Мать и бабушка видели его как серую округлую тень, передвигавшуюся по комнате. Мальчик видел его сначала как сгусток воды, затем, летом 1998 года, как человекоподобное существо ростом меньше его и имевшее вид "зеленоватого воздуха". Осенью 1998 года он уже увидел Дергашку как хорошо оформленного человечка ростом на полголовы-голову выше самого мальчика и выглядевшего как "синий воздух".

Объективности ради, следует добавить, что этот полтергейст постепенно перешел в фазу «провокационного полтергейста». С помощью скрытых видеосъемок и некоторых других методов объективизации полтергейстных явлений удалось установить, что полтергейст, ослаблявшийся в силу вполне естественных законов развития этого феномена, стал в прямом смысле слова поддерживаться мальчиком, которому, видимо, очень понравилось такое внимание со стороны взрослых людей. Шторки уже двигались не невидимкой, а ногой мальчика, предметы переносились из комнаты в комнату не само по себе, а этим же мальчиком, который старался выбрать момент, когда, как ему казалось, его никто не видит, и т.д. Так что исследователям приходится учитывать законы не только парапсихологии, но и обычной человеческой психологии…

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.