История изучения полтергейста
Чаще всего, полтергейст состоит из комплекса событий, имеющих как физическую, так и психологическую (точнее, психофизическую) природу. А само это название – полтергейст – имеет происхождение из немецкого языка и значит дословно "шумный (шумливый, шумящий) или озорной дух", отражая тем самым одно из самых распространенных в народе представлений о нематериальной (в понимании «грубого материализма»), эмоционально насыщенной и в какой-то мере разумной природе источника этого феномена. Аналогично аббревиатуре «НЛО» («UFO»), которая сейчас во всем мире понимается однозначно, слово «полтергейст» также стало международным, за небольшим исключением, о котором ниже. Признание этого термина в англоязычных странах случилось относительно поздно, после того, как в 1926 году английский журналист и «охотник за привидениями» Г.Прайс привез в Лондон тринадцатилетнюю румынскую девочку Элеонору Цугун, чье имя тогда было известно многим из-за преследовавшего ее полтергейста. После нескольких публикаций Г.Прайса об этом случае слово "полтергейст" стало столь же популярным, как и имя Барабашка в советской прессе конца двадцатого века, и далее распространилось на все англоязычные страны. Этого слова сейчас избегают только в Германии. Немцы избегают употреблять слово "полтергейст", почему-то стесняясь его первоначального смысла, используя в качестве синонима слово "шпук" (Spuk), обозначающее одновременно «привидение, призрак» и «шум, гвалт». В этой главе мы с вами познакомимся с некоторыми историческими свидетельствами о полтергейсте, узнаем, кто и как изучал этот феномен, что такое «полтергейстный паттерн» (стиль). Далее мы с вами проклассифицируем полтергейсты и узнаем, каковы их психофизические особенности и какие меры можно предпринять для защиты от этого аномального явления, если оно становится агрессивным и опасным для человека. В завершение будут представлены хроники некоторых современных полтергейстных процессов. Итак, человечество сталкивалось с полтергейстом с древнейших времен. В разные времена называли эту напасть по-разному, отношение к этому феномену было разное, и во многом отношение к себе определял сам полтергейст своим собственным поведением – то есть совокупностью явлений, которые происходили во время полтергейстного процесса, и характером его влияния на человека. В книгах М. Госса "Полтергейсты: аннотированная библиография трудов на английском языке за 1880 - 1975 годы" (Лондон, 1979) и X. Кэррингтона и Н. Федора "Беспокойные люди. История полтергейста сквозь столетия" (Нью-Йорк, 1951) содержатся сведения о распределении числа вспышек феномена по странам мира. В обобщенном виде, эти данные таковы:
Вряд ли нужно объяснять, что эти данные крайне неполные и отражают только те случаи полтергейста, которые были известны авторам этих книг в силу того, что информация о них была приведена в англоязычных изданиях. Взять, хотя бы, Россию - только в книге А.Н.Аксакова «Предвестники спиритизма» (С.-Птб., 1895) приведено 45 свидетельств о полтергейстных процессах. Или Бразилию относительно которой авторам было известно только об одном случае, хотя на ежегодном съезде Парапсихологической ассоциации в 1991 году Андре де Карвалхо сообщил об исследованиях тринадцати бразильских случаев и отметил, что сообщения о феномене очень часты и приходят со всех концов Бразилии, но у исследователей нет средств для выезда и изучения их на месте происшествия. Не только в Бразилии, но и в других странах подавляющее большинство полтергейстных процессов никак и никем не фиксируется. Имела место и цензура на сообщения о явлениях, строго запрещенных господствующей идеологией (например, в СССР, в Китае, Северной Корее). Поэтому становится понятно, что случаев полтергейста не сотни, а тысячи или даже десятки тысяч. Если обратиться к историческим хроникам, то можно убедиться в том, что, «шумный дух» досаждал человечеству испокон веков. Вот лишь некоторые примеры. Глиняные таблички из библиотек Вавилона сообщают, что ”духи проникают из одного дома в другой, и удержать их дверьми нельзя. Нельзя запереть на замок, они пролезают в двери как змеи; мешают жене от мужа зачать, из рук человека воруют детей, из отчих домов изгоняют младенцев”. Как о самом выдающемся по продолжительности жизни привидении (это тоже разновидность полтергейста), рассказывает “Книга рекордов Гиннеса” о периодическом марше римских солдат (естественно, их привидений ) в подвалах Йоркминстерского казначейства (Великобритания), который свидетели периодически наблюдают уже в течение 19 веков. Академик Рыбаков со ссылкой на “Повесть временных лет” рассказывает о наводящем ужас набеге невидимок («злых духов – навий») на город Полоцк в 1092 году. Невидимки с копытным топотом носились по городу и убивали горожан, не успевших укрыться в домах. Еще одно свидетельство принадлежит перу Тита Ливия и относится ко временам 2-й Пунической войны (218 - 201 годы до нашей эры). Однажды римляне были перепуганы внезапно обрушившимся на них «ниоткуда» продолжительным камнепадом. Иосиф Флавий утверждает в одном из своих трудов, написанных около 94 года нашей эры, что лично наблюдал, как сама собой опрокинулась чаша с водой, стоявшая в отдалении от человека во время исполнения над ним религиозного обряда. Первое достаточно полное описание полтергейстного процесса было сделано в 355 году. События происходили в немецком городе Бингене-на-Рейне. Дом буквально засыпался неизвестно откуда возникающим камнепадом, злобный невидимка вышвыривал людей из постели, громкие удары и стуки, хотя и не имели источника, но были слышны даже на большом удалении от этого дома. Около 700 года «шумный дух» оккупировал дом английского священника Уиллиброрда в городе Уаттенбах (Голландия). Невидимый «шалун» выхватывал прямо из рук жильцов еду, одежду, иные вещи и швырял свою добычу в огонь, который также необъяснимо загорался в любом неподходящем месте. Однажды в огонь был брошен даже ребенок хозяев этого дома. К счастью, его удалось быстро вытащить из пламени… Несмотря на вмешательства служителей церкви, и даже самого епископа, злосчастный дом в конце концов сгорел. Некий Рудольф из Фульды еще в 858 году общался с «шумным духом» при помощи условных стуков (этот случай и является первым зарегистрированным случаем такого общения, так что перестукивание с полтергейстом – это не изобретение нашего времени). Есть сведения о полтергейсте в Исландии в 1000-м году нашей эры - на глазах у всех невидимая сила громко рвала рыбные тушки на части. Вспышка полтергейста зафиксирована в 1184 году в английском городе Пембруке в доме Стивена Вирьета (затем она продолжилась в жилище Уильяма Нота). В людей из ниоткуда летели комья грязи и всякие предметы. В доме Нота на одежде хозяина и посетителей как бы без причины возникали дыры, а у Вирьета раздавался голос, который при всем народе рассказывал, кто из присутствующих чем занимался раньше, выдавая при этом порой самые пикантные подробности, не известные посторонним. Когда местные жители пригласили священников, то служители церкви тут же были невидимо кем обстреляны комьями грязи, невзирая на сан. Около 1212 года во Франции, городок Эпиналь, в доме одного из его жителей в течение полугода обитал невидимка, который много и подолгу разговаривал, никогда никому не причинял вреда и был на редкость услужливым. Например, из дома исчезла купленная к обеду рыба, а вскоре ее нашли в саду аккуратно разделанной. Когда слуга не успел оседлать для хозяина коня, его распоряжение выполнил невидимка. Когда хозяин вздумал пустить себе кровь (для тех, кто не знает – раньше кровопускание было достаточно распространенным методом лечения), он попросил дочь приготовить повязку, но невидимка тут же разорвал на полосы новую рубаху хозяина для перевязи. Развешанное в саду постиранное белье, когда оно уже высохло, дух аккуратно снял его, снес в дом и сложил очень аккуратно. Надо сказать, что, несмотря на все свои странности, полтергейст всегда привлекал внимание просвещенных людей, которые в меру знаний и возможностей, определяемых уровнем развития науки, пытались понять, что же все-таки такое происходит. Первая в Европе книга, посвященная привидениям и полтергейстам, вышла лишь в 1570 году в Женеве. Она называется "Привидения и духи, являющиеся по ночам". Ее автор - священник из Тигурина Людвиг Лафатер (1527 - 1586), известный кальвинист и теолог. Автор ограничился изложением случаев, наблюдавшихся с начала века, в котором он жил. Первой научной работой, посвященной описанию полтергейста, можно считать монографию протестантского священника Франсиса Перро о проделках “масконского дьявола” (название, конечно, дано в духе того времени и вовсе не отражает реальную природу вещей). Эта монография была написана по совету английского ученого Роберта Бойля, заинтересовавшегося необъяснимыми шумами и самопроизвольными перемещениями предметов, происходившими в доме Перро с сентября 1612 года. В 1681 году опубликована книга известного английского философа Дж.Гленвила "Побежденное саддукейство, или Полное и наглядное доказательство существования привидений, духов и чародейства". В ней приводится один из самых первых случаев полтергейста, подвергнутых научному исследованию - случай с так называемым «тедвортским барабанщиком». Имена некоторых из тех, кто изучал происходящее в Тедворте, до сих пор известны во всем мире - Джозеф Гленвиль, философ Генри Мор, физик Роберт Бойль (закон Бойля - Мариотта должен быть известен каждому школьнику). Выдающийся английский философ Джозеф Гленвиль (1636-1680) прожил мало, но успел при этом написать несколько книг, стать членом Королевского общества, объединявшего виднейших ученых Англии, а еще и капелланом короля Карла II.. В его трудах не всем все всегда нравилось, поскольку он поднимал темы, которые не всегда совпадали с господствующими в то время религиозными и научными взглядами. Гленвиль, фактически, является основоположником современных парапсихологических исследований. В самом начале 1663 года Гленвиль стал очевидцем полтергейстных проявлений. Рассказ об этом случае он назвал "Тедвортский демон, или Напасти в доме господина Момпессона, причиненные чародейством". Позднее, дополнив свои наблюдения описаниями, сделанными другими людьми, он сформировал свою знаменитую книгу "Побежденное саддукейство". Гленвиль понимал, что издание "Побежденного саддукейства" крепко ударит по его научной репутации. Но он решился на это, объясняя свою решимость так: "... я знал заранее, что нет такого доказательства, которое могло бы преодолеть предубеждения этих людей относительно некоторых фактов, то знаю, что должен подвергнуться самым тяжким порицаниям; все это я имею в виду и готов вынести. Но ни один человек не захочет подвергнуть себя этому попусту, так и я. Были причины, по которым я решился на это. Вот они..." И эти факты Гленвиль и приводит в своей книге. Основываясь на материалах судебных процессов, он подробно описывает восемь случаев «колдовства» (которое в те времена считалось делом реальным и даже подсудным, тринадцать случаев наблюдений призраков и привидений и тринадцать же случаев беспокойных домов и вспышек полтергейста (в том числе и знаменитого «тедвортского демона»). По мнению русского исследователя этих феноменов А.Н.Аксакова, в приведенных фактах Гленвиль "увидел наглядное и реальное доказательство возможности необычных явлений" и вместе с тем - новое доказательство "тщеты научного догматизма". Случай «тедвортского барабанщика» происходил в доме мирового судьи Джона Момпессона из города Тедворта, графство Уилтшир с марта 1662 года по январь 1663 года. Активная его фаза продолжалась с некоторыми перерывами около года. К началу вспышки полтергейста хозяину дома исполнилось тридцать восемь лет, он был женат и жил в собственном двухэтажном доме с женой, несколькими детьми, матерью и слугами. Все началось с того, что в середине марта 1662 года Момпессон по служебным делам отправился в соседний город, где, остановившись в доме местного судебного пристава, услышал барабанный бой. Пристав сообщил, что горожан беспокоит какой-то барабанщик, призывающий барабанным боем подавать ему милостыню. Попрошайкой оказался отставной солдат Уильям Друри, бывший барабанщик, утверждавший, что имеет письменное разрешение на попрошайничество. Судья спросил паспорт и то самое разрешение, признал их фальшивыми и конфисковал барабан, а самого барабанщика приказал доставить к мировому судье. Друри сознался в обмане и стал просить вернуть ему «средство к существованию» - барабан. Барабан ему не вернули, а сам барабанщик, как-то ужалостив полицейского чина, под присмотром которого он оказался, сбежал. Незадолго до апреля 1662 года конфискованный барабан был привезен на дом Момпессону. С этого-то все и началось. 4 мая ночью раздались первые стуки, которые напугали всех домочадцев, подумавших, что в дом забрались воры. Через трое суток все повторилось. Стуки были очень громкие и раздавались, как будто бы кто-то стучал в двери дома и вне его. Судья, вооружившись пистолетами, открыл дверь, в которую стучали особенно сильно, но за ней никого не было. Тут же услышал стуки в другую дверь, открыл и ее, обошел весь дом и вокруг него, но ничего и никого постороннего нигде не было. Причем звуки не смолкали. Вскоре уже на крыше дома раздались звуки шагов и барабанного боя. Барабанный бой всегда начинался только тогда, когда семья ложилась спать. С разными вариациями и с небольшими перерывами, эти звуки продолжали досаждать семье. Постепенно они стали слышаться и внутри дома (сначала слушались только как бы снаружи, к тому же они стали более разнообразны: добавился звук рассыпаемого гороха, распиливаемого дерева, скачущих лошадей... Перерыв наступил только на три недели, в течение которых жена Момпессона благополучно родила очередного малыша, после чего полтергейст принялся преследовать младших дочерей судьи: в детских кроватках, в присутствии домочадцев и посторонних лиц, раздавались такие сильные удары, что могли бы разнести кроватки. Если же до кроваток дотрагивались рукой, то звуков больше не было слышно, но кровати начинали вибрировать с бешеной силой. Потом под матрацами начиналось царапанье, будто железными когтями. Когда детей перевели в комнату, которую до этого полтергейст игнорировал, все началось и там. После посещения злосчастного дома пастором местной церкви и совершения обрядов «барабанщик» не только не замолчал – наоборот, на глазах у всех все предметы, которые могли двигаться, тут же пришли в движение. У детей сорвало с ног и перебросило через головы башмаки. Брусок, вырванный из кровати, полетел прямо в священника и задел его по ноге, правда, мягко, не ушиб. «Нечто» дергало детей за волосы и ночное белье, слуг иногда что-то приподнимало и опускало вместе с кроватями, правда, осторожно. Порой им на ноги ложилось что-то очень тяжелое... С начала января 1663 года острота проделок невидимки несколько уменьшилась и приобрела другой характер. Например, однажды вечером появились огоньки, один из которых был голубоватый, мерцающий и вызывал как бы «одеревенелость» в глазах. Как только этот огонек исчез, послышались шаги, словно бы кто босой поднимался по лестнице. Огоньки появлялись в разных комнатах дома, двери открывались и закрывались сами собой несколько раз. При этом возникал шум, словно бы в комнату вошло несколько человек, некоторые из них невидимо перемещались по комнате, а одежды других шуршали, как шелковые. Полтергейст удивлял своим неистощимым разнообразием: к барабанному бою добавились громкие крики "ведьма!", внезапный сильный жар в неотапливаемой комнате в холодное время года, содержимое ночных горшков обнаруживалось в кроватях, однажды задняя нога лошади Момпессона оказалась так затиснутой в рот бедного животного, что ее с трудом вытащили. В самый разгар холодной и суровой зимы появлялся цветочный запах, причем неприятный. В конце января - начале февраля 1663 года пострадавших от забав полтергейста посетил Гленвиль. Он пишет: "При мне это досаждало детям как раз в то время, когда они ложились спать... Поднимаясь по лестнице, я слышал какое-то странное поскребывание, а когда мы вошли в комнату, заметил, что это было как раз позади валика, подкладываемого под подушки детской кровати... Царапанье было такое сильное, какое только возможно сделать длинными когтями... В кровати лежали две маленькие скромные девочки, примерно семи и одиннадцати лет. Я видел их ручки, лежавшие поверх одеял, так что они никак не могли издавать звуки, которые слышались за их головами. Так как мне сказали, что он может подражать всякого рода звукам, то я, ради опыта, попробовал поцарапать несколько раз по простыне - пять, семь, десять раз подряд, - и все это было воспроизведено с остановкой после каждого повтора. Я осматривал под кроватью и позади, поднимал одеяла и простыни, ощупывал валик, обстукивал стену за кроватью - словом, я проделал все возможное, чтобы только убедиться, не было ли тут какой-нибудь проделки или естественной причины; то же самое сделал и мой коллега, но мы ничего не могли обнаружить... После царапанья, которое продолжалось около получаса или более, это перешло в середину постели, под детей, и тут стало пыхтеть очень громко, подобно запыхавшейся собаке. Я положил руку на это место и почувствовал, что постель приподнимается к моей руке, как если бы кто-нибудь изнутри подталкивал ее... Это пыхтение было до того сильно, что производило весьма заметное сотрясение комнаты и окон... В то время, как слышалось пыхтение, я случайно увидел, что в холщовом мешке, висевшем у другой кровати, как будто что-то шевелится. Думая, что это крыса или мышь, я схватил мешок одной рукой за верхний конец, а другой прощупал его сверху донизу, но ровно ничего не нашел. Поблизости никто не стоял, так что шевелить мешок было некому, да если бы и было кому, то, во всяком случае, никто не мог бы произвести именно такого рода движение, которое, казалось, происходило изнутри, как бы от шевеления какого-нибудь живого существа". Известность «тедвортского барабанщика» росла. Даже король направил к Момпессону двух своих придворных - лорда Фелмута и лорда Честерфилда. Однако эти высокопоставленные лорды сделали типичную при подобных проверках ошибку: они пробыли в "нехорошем" доме лишь один вечер, а он оказался на редкость спокойным. Это позволило членам комиссии доложить королю, что они "не видели и не слышали ничего необычного" (король же, естественно, поверил более своим приближенным, нежели десяткам свидетелей, давшим в судебном расследовании под присягой показания о том, что они лично неоднократно становились свидетелями этой «чертовщины») Гленвиль писал по этому поводу: "Не надо забывать, что явления происходили не постоянно, а с перерывами, иногда на несколько дней, а то и недель, так что затишье во время пребывания придворных могло быть случайным". Он сравнивал логику лордов с умозаключением одного испанца, который, пробыв в Англии шесть недель при пасмурной погоде, пришел к выводу, что в ней вообще нет солнца... Постепенно все утихло, и этот полтергейст стал одним из самых хорошо задокументированных случаев того времени, отраженным в одной из самых ранних книг об этом феномене. В середине XIX века президент Парижской Академии наук Д.Араго лично принимал участие в наблюдении полтергейстных эпизодов, происходивших в присутствии 14-летней Анжелики Коттен, несколько позже другой президент той же Академии наук Камилл Фламмарион уделял внимание изучению полтергейста наряду с другими аномальными явлениями. В России до 1917 года полтергейстные явления изучались главным образом в ряду медиумических явлений, но позже стало понятно, что медиумизм составляет основу лишь небольшой части полтергейстных явлений. Хроники содержат описания различных случаев полтергейста, донимавших подданных российского императора в разные века и на разных территориях российской империи. Например, в конце 1722 года полтергейст облюбовал санкт-петербургскую Троицкую церковь - этот случай был обнаружен в хрониках доктором исторических наук Е.В.Анисимовым. В Центральном государственном архиве древних актов хранится следственное дело Тайной канцелярии за декабрь 1722 года о странном происшествии в главном храме тогдашней новой столицы России - Троицкой церкви Санкт-Петербурга. Вот что там сказано: "Троицкий протопоп Иоанн Симеонов объявил: сего декабря девятого числа после утрени в церкви того же собора пономарь Дмитрий Матвеев сказывал, что в настоящей против девятого числа в ночи на колокольне был великий стук с жестоким страхом подобием бегания, да и напред того тому недели с три в трапезе при часовых солдатах в ночи был великий же стук и как часовой солдат его, пономаря м прочих караульных в каморе, пришел, разбудил, и в то время в трапезе стукнуло так, якобы кто упал". Пономарь Матвеев по доносу Симеонова был вызван на допрос в Святейший синод, где сообщил: "Сего декабря десятого числа пред утренею, когда пришел он в церковь, и в то время из караульных солдат часовой Федор Данилов сказывал ему, что сего декабря против девятого числа по полуночи в первом часу был стук на колокольних лестницах, якобы кто бегал. А по слышании тех речей он, Дмитрий, пошел на колокольню благовестить к заутреней, и в то время осмотрел он, что лестница-стремянка, с которою ходят осматривать колокола, лежит на земле; также канат порозжей (свободный. - И. В.), который положен был на месте, перенесен на другое место, и веревка, которая была спущена для благовеста, с нижнего конца на трапезе на перекладине обернута вчетверо, а наперед того тому недели с три в трапезе при часовых солдатах, а кто, именами не знает, был великий же стук, и часовой солдат да псаломщик Иван Максимов тот стук, якобы кто упал, слышали и девятого числа при отпуске утрени в той церкви Герасиму Титову сказывали". В конце 20 века исследования феномена проводились в разных городах страны - в Ленинграде (С. П. Кузионов, Б. М. Марченко), Нижнем Новгороде (В. Д. Грачев, Э. А. Ермилов), Минске (Е. К. Агеенкова), Одессе (И. Н. Ковшун), Москве (Ф. Ю. Зигель, А. С. Кузовкин, В. Н. Фоменко, И. В. Мирзалис, А. Г. Пархомов, В. Т. Исаков), Красноярске (Б.Бакшт), Томске (В.Н.Сальников, Н.С.Новгородов и др.). Работы велись в основном на общественных началах. Как уже стало понятно, по смысловому наполнению, термин, применяемый к этому феномену – полтергейст - аналогичен русскому народному пониманию источника и первопричины этого аномального явления. В нашем народе издавна считалось, что это «домовой шалит» - некое невидимое обычным взглядом существо, проживающее на той же территории, что и человек, и обладающее разумом, волей и эмоциями. Сведениями о сосуществовании человеческого общества с домовыми пронизана вся многовековая народная культура, на этих представлениях основаны многочисленные народные традиции и обряды. И во времена Древней Руси, и позже, вплоть до современного просвещенного времени, к существованию такого невидимого соседа в доме относились не только спокойно, но и с особым почтением - называли его уважительно "дед", "хозяин", и считали счастливым тот дом, который такой "хозяин" себе присмотрел. Мол, будет тому дому защита от всякой нечисти, да и от людей недобрых тоже. Но только и люди не должны были забывать обычаи гостеприимства в отношении невидимых покровителей. Например, существовал обычай угощать домовичка, а в один день с особенным почтением - 25 января ему оставляли горшок теплой каши, и приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотину". Считалось также, что есть у домовых и свой особый день - то ли тосковали они невесть почему в этот день, то ли гуляли напропалую (а в избах в это время могла и посуда сама собой с полок летать, и столы трещать ни с того, ни с сего…), то ли с нечистой силой боролись. А приходилась эта дата на 1-е апреля (возможно, именно эти народные представления и легли в основу указа, которым Петр 1 постановил считать этот день Днем смеха). Но прошло время, и современный технически подкованный и потому скептически настроенный человек скажет: мало ли какими сказками баловались наши непросвещенные предки! Какие такие невидимые существа? Не существует ничего такого, что нельзя было бы измерить, посчитать и взвесить. И это правильно, но с одной оговоркой. Реальность гораздо сложнее, чем нам того хотелось бы. И что-то можно будет взвесить, посчитать и измерить через какое-то время, на очередном витке технического прогресса. Просто не придумали пока еще такие измерительные приборы… Тем более, что стало уже совершенно ясно, что мы имеем дело именно с особым явлением природы (будем называть его привычно - полтергейстом), которое объединяет в себе широкий комплекс факторов и происходит по не совсем понятным, мягко говоря, физическим законам. А свидетельства современных людей подтверждают, что наши деды и прадеды в быличках описывали реальный опыт, накопленный веками и тысячелетиями. Может быть, сказители слегка приукрашивали факты, может быть, не всегда обоснованно одушевляли их источник и приписывали ему разумное начало. Но, может быть, в таком своем понимании они были гораздо ближе к Природе и гораздо менее заносчивы в своих отношениях с окружающим миром, чем наши современники, кто с детства воспитан в традициях "грубого материализма" и считает себя, человека разумного, венцом природы и ее же хозяином. Хотя в какой-то мере, обыденные представления о природе этого аномального явления и сейчас очень близки к тем, которые исторически сложились, однако исследования показывают, что такие представления верны только отчасти. Поэтому комплекс явлений, который принято относить к полтергейсту в настоящее время, гораздо шире.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|