Структура и объем выпускной квалификационной работы.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Развитие композиционных умений учащихся 6-х классов средствами декоративного натюрморта в технике гуашь выпускная квалификационная (дипломная) работа
Дипломник: студент V курса специальности «Изобразительное искусство» гр.2976 ОДО ___________Исламгалиева Кристина Расимовна Научный руководитель: ст.пр.кафедры: ___________ Савельева Наталья Валерьевна Рецензент: доцент кафедры живописи ИИИМТ,ТГАКИСТ ___________Почежерцев Александр Анатольевич
Тюмень, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА………………………...8 1.1. Проблема развития композиционных умений учащихся 6 классов на занятиях по изобразительному искусству……………………………………8 1.2. Возможности развития композиционных умений учащихся 6 классов на занятиях изобразительным искусством средствами декоративного натюрморта………………………………………………………………………10 Выводы по главе…………………………………………………………15
ГЛАВА II. ХОД РАБОТЫ НАД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………………..16 2.1. Выбор темы практической (художественно-творческой) части выпускной квалификационной работы ……………………………………….16 2.2. Работа над композицией эскизов художественно-творческой части………………………………………………………………………………17 2.3. Этапы выполнения художественно-творческой части…………..17 Выводы по главе………………………………………………...24
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗОВ К ДЕКОРАТИВНОМУ НАТЮРМОРТУ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ……..26 3.1. Педагогические условия и предпосылки проведения опытно-поисковой работы по развитию композиционных умений учащихся 6 классов……………………………………………………………………………26 3.2. Этапы проведения опытно-поисковой работы……………………34 3.3. Результаты работы……………………………………………….....46 Выводы по главе…………………………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…57
ВВЕДЕНИЕ Одной из основных задач образования является всестороннее созревание личности ребенка, а так же эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание - это сложный и продолжительный процесс, дети приобретают первые художественные впечатления, изучая различные виды художественной деятельности. Изобразительная деятельность - специфическое, образное постижение действительности, которое может идти всевозможными путями. В особенности одной из центральных задач нынешнего художественного образования выдвигается повышение развития композиционных умений учащихся с целью формирования ощущения прекрасного, развитие понимания ценить красоту и произведения искусства во всем их многообразии. Композиционные умения – это сознательное владение приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных средствах. В процессе развития композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей. [3; 23] Сейчас проблема развития композиционных умений, чувства композиции, чувство гармонии при восприятии мира очень актуальна. Развитие композиционных умений позволяет ребенку замечать прекрасное и безобразное в жизни в искусстве, понимать и видеть гармонию окружающего мира. В процессе развития композиционных умений совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как Н. Н. Волков, Б. В. Раушенбах, Е. В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г. К. Савицкий. Знаменитый художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди композиционных задач, задача построения пространства является одной из самых важных. Пространство в картине - это и место действия, и существенный компонент самого действия. В этой среде вещам и людям может быть тесно и просторно, уютно и пустынно. В ней можно увидеть жизнь или только ее отвлеченный образ. Там - мир, в который мы могли бы войти, или особый мир, непосредственно закрытый для нас и открытый лишь «умственному» взору.[6;45] «Константин Федорович Юон говорил о том, что опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов (композиционных умений) для получения определенных эффектов. Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение.[34;67]. Академик Е.В. Шорохов упоминал в своей книге «Композиция» о том, что найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы композиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве. [30;24] В общеобразовательных школах учатся по программам таких педагогов как Б.Н. Неменский, Н.И. Сокольникова, В.Н. Кузин, Б.П. Юсов, которые затрагивают проблему развития композиционных умений и по-своему решают ее. Одним из выразительных видов изобразительного искусства является «натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. [24] К сожалению, жанр натюрморта и его возможности в развитии композиционных умений недостаточно разработаны в научных методических исследованиях. Обычно жанр натюрморта используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Между тем, натюрморт, дает безграничные возможности для развития композиционных умений, поскольку огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта. Цель исследования: Развитие композиционных умений у учащихся 6 классов средствами декоративного натюрморта. Объект исследования – образовательныйпроцесс развития композиционных умений у учащихся 6-х классов средствами декоративного натюрморта на занятиях по изобразительному искусству. Предметом исследования - является приемы и методы развития композиционных умений учащихся 6-х классов на занятиях изобразительного искусства средствами декоративного натюрморта. Гипотеза исследования.Процесс развития композиционных умений у учащихся 6 классов пройдет с большей эффективностью, если: - в занятия по изобразительному искусству включить разработанное содержание блока уроков на тему «Декоративный натюрморт»; - выполнить наглядные пособия по теме «Композиция в декоративном натюрморте» Основные задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме дипломной работы; 2. Разработать содержание блока уроков направленное на развитие композиционных умений у учащихся 6 классов при создании декоративного натюрморта на занятиях по изобразительному искусству; 3. Разработать диагностический инструментарий по развитию композиционных умений у учащихся 6 классов при создании декоративного натюрморта на занятиях по изобразительному искусству; 4. Выполнить творческую работу по созданию декоративного натюрморта; 5. Провести опытно-поисковую работу, направленную на развитие композиционных умений у учащихся 6 классов при создании декоративного натюрморта на занятиях по изобразительному искусству. Методы исследования: - анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - анализ и обобщение практического опыта обучения композиции; - обобщение и систематизация научных положений по теме исследования; - анкетирование, опрос, беседы с учащимися; - педагогические наблюдения за деятельностью учащихся; - анализ учебно-творческих работ учащихся. Новизна исследования заключается: -определено содержание образования направленное на развитие композиционных умений у учащихся 6 классов; -разработаны методические пособия и презентации по теме: «Натюрморт, декоративный натюрморт. Стилизация»; -выполнен ряд творческих работ на тему: «Декоративный натюрморт». Практическая значимость исследования заключается в следующем: Методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития композиционных умений также актуальна. Апробация исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУСОШ № 40 города Тюмени в 6 «А» классе. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе работы над выпускной квалификационной работой. Этапы исследования 1. На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснованна актуальность проблемы, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования. 2. На втором этапе продолжались теоретические изыскания, разрабатывались критерии оценки развития композиционных умений у учащихся 6 классов, проводилась диагностика развития умений стилизации на основании критериев оценивания. 3. На третьем этапе проводился анализ эффективности блока уроков по целенаправленному развитию композиционных умений у учащихся 6 классов при создании декоративного натюрморта. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из нескольких частей: теоретическая (введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирующего направление и ход опытно – экспериментальной работы), художественно-творческая (серия работ, поисковый материал, эскизы), методическая (мультимедия, учебно-методические плакаты).
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|