Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогические условия и предпосылки проведения опытно-поисковой работы по развитию композиционных умений учащихся 6 классов.



Во время поисковой работы велось изучение и проработка большого количества научной и художественной литературы на тему: «Развитие композиционных умений», «Основы стилизации», «Натюрморт».

Поисковая работа содержит 2 блока – практическое исследование особенностей детей, и опрос на тему «Основы композиции. Натюрморт».

С целью выявления вопроса по изучению рисования эскизов к натюрморту, разработки композиционных поисков на уроках изобразительного искусства были рассмотрены программы по изобразительному искусству для средних общеобразовательных учебных заведений:

1. « Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы авторский коллектив под руководством Б. М. Неменского.

2. « Изобразительное искусство» 1-9 классы (авторский коллектив под руководством В.С. Кузина);

3. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (авторский коллектив под руководством Т. Я. Шпикаловой) с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Программа Б. М. Неменского построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействий искусства с жизнью. Цель: развить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. В общем в целом программа предоставляет учителю и учащимся свободу творчества для решения общей учебной задачи. Основная цель программы Б.М. Неменского - развивающая.[17;3]

В данной программе «Композиция» изучается в 6 классе в первой четверти в разделе «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». Изучению композиции посвящено 2 уроков. На первом уроке учащиеся знакомятся с выразительными средствами композиции, в частности линией, ее выразительными возможностями как создать ритм при помощи линий и их организация пространства на листе. На втором уроке знакомятся с понятием пятно как одним из средств композиции, и как при помощи пятен создать композицию.

В свою очередь «Натюрморт» изучается в 6 классе во второй четверти в разделе « Мир наших вещей. Натюрморт». Изучению натюрморта посвящено несколько уроков. На занятиях учащиеся знакомятся с самим натюрмортом непосредственно; понятием формы; освещением (свет и тень); так же познают выразительные возможности натюрморта[17;62]

В программе « Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина также изучается композиция. Но на ее изучение отводится по нескольку уроков в каждом классе с 5 по 8 класс. [21;39]. В 5 классе учащиеся рисуют различные композиции в жанре натюрморт, где уклон идет на конструкцию и построение натюрморта. Во втором полугодии изучению композиции отводятся 4 урока. Учащиеся знакомятся с линейно-конструктивным построением, компоновки на листе. В 6 классе изучению композиции отводится 5 уроков. Задача, которых расширить возможности школьников в композиции. Учащиеся 7 класса знакомятся с более сложными композициями и выполняют композицию по теме «Натюрморт», «Фигура человека», «Орнаментальная композиция, герб». [21;25]

В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Т. Я. Шпикаловой также изучается композиция. В 5 классе выполняется декоративная композиция на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа. В 6 классе учащиеся выполняют с натуры этюды осеннего пейзажа. Знакомятся с понятием композиционные поиски. [20;40]. В 7 классе учащиеся изображают более сложные композиции по памяти, представлению или описанию. Знакомятся с понятием конструктивное построение и передача формы, объема предметов, их содержательной связи. Передача плановости. В 8 классе учащиеся выполняют творческую композицию «Старинный город».

Методика обучения школьников рисованию с натуры на уроках, воспитывает у них творческое воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерность строения окружающей природе. [20;53]

Таким образом, теме «Основы композиции» отводится достаточное место и время, кроме того в названных программах одной из главных задач является развитие художественно-образного мышления, что в свою очередь ведет к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу, что приводит к развитию композиционных навыков.

В 6 классе по программе Б. М. Неменского (по этой программе работает школа) в разделе «Формирование художественных знаний, умений и навыков» [17;56]

Учащиеся должны знать:

— о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

— о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

— о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

— основные виды и жанры изобразительных искусств;

— иметь представление об основных этапах развития композиции в истории искусства;

— ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

— особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

— о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

— разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими техническими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной I воздушной перспективы; — видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

— создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

— активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Большое количество литературы раскрывает значимость искусства в жизни ребенка.Особое место в системе приобщения к искусству занимает декоративное искусство, в частности натюрморт. Данная опытно-поисковая работа направлена на развития чувства цвета у учащихся при создании эскизов к натюрморту.Учащиеся в процессе работы над эскизами к натюрморту в системе школьных занятий знакомятся с основными понятиями насыщенность, тон, тепло – холодность, цвет и т.д. Что такое натюрморт, краткая история, технологии, виды, особенности.

На занятиях по изобразительному искусству в системе общеобразовательной школы учащиеся получают знания об истории возникновения натюрморта, формируются представление об общественной ценности данного искусства и уважении к нему.

Цель – выявление уровня развития композиционных умений у учащихся 6-х классов по различным критериям с помощью практических заданий.

Задачи:

- разработать критерии развития композиционных умений у учащихся (когнитивный, практический, мотивационный);

- определить группу учащихся для проведения поисковой работы;

- проанализировать программы;

- разработать содержание;

- описать ход поисковой работы;

- провести обработку данных результата поисковой работы.

Практическая реализация нашего исследования осуществлялась в ходе педагогической практики.

Методы:

1. репродуктивный,

2. информационно-сообщающий,

3.проблемный,

4.поисковый,

5.исследовательский.

Занятия проводились в разнообразных формах урока: урок-опрос, урок-лекция, уроки-упражнения и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.