Здавалка
Главная | Обратная связь

Плюс там были и другие вопрос



Надо обязательно смотреть книгу бусыгиной качественные и количественные методы или хотя бы её аналог методы качественных исследований

мой вопрос на экзамене про экспертные группы и экспертные интервью
там принимают участие не только эксперты, но и обычные люди, которые просто представляют себя экспертами

Плюс я сильно сомневаюсь в 6м вопросе. 9й есть в книге аналоге бусыгиной подробнее

Про принципы и уровни анализа- там у меня нет принципов (только принцип системности- но она сказала, что есть и другие принципы)
плюс уровней анализа белановского недостаточно

плюс там были и другие вопрос

был вопрос про семантический анализ-у меня он кратко-вроде он есть в Бусыгиной подробнее
был вопрос про анализ интервью (там на примере нарративного анализа- есть в вопросе про нарративный анализ)
плюс у меня очень кратко написано обоснованная теория-надо её описать подробнее-потому что был такой вопрос отдельно
был вопрос про дискурсивный анализ- его надо сделать прямо по Бусыгиной-там историю надо обязательно и разные виды ещё добавить-у меня он очень кратко-слишком кратко
внимание! в образ всех методов - 1й вопрос также входят и методы анализа текста

было много доп вопросов типо

1) Что можно анализировать качественными методами, что нельзя количественными методами анализировать?

2) Когда был создан тот или иной метод и кем, для чего?

3) Какие вопросы используются в проективных методиках? Как они задаются приведите примеры вопросов и методик.

1. Обзор качественных социально-психологических методов исследования

 

Качественные методы – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. Качественные методынацелены на сбор качественных данных и их качественный анализ с применением техник и приемов извлечения смысла.

Развитие этого вида исследований во многом было обусловлено неудовлетворенностью «числовыми» методами традиционной экспериментальной психологии. Сторонники качественных методов убеждены в том, что выводы, которые можно сделать из психологического исследования, всегда зависят от контекста, т. е. их нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены. Особое значение в этом контекстном взгляде на процесс исследования представляет мнение пациента («что это значит лично для меня?»). При качественном исследовании психолог сосредоточивается на интерпретации языка (интервью, личные дневники и т. д.), не пытаясь преобразовать результаты исследований в цифры статистики. Таким образом, он поддерживает тесный контакт с пациентом.

Значительная часть качественных исследований основана на анализе слов (высказываний, теста), которые могут быть сгруппированы, кластеризованы, разбиты на семиотические сегменты и организованы таким образом, чтобы позволить исследователю сопоставлять их, противопоставлять, выделять в них смысловые инварианты. Среди наиболее типичных процедур кач-го анализа -выделение фраз, метафор, паттернов, тем, их категоризация, кодирование, кластеризация, подсчет, сравнение, обобщение, сопоставление с имеющимися конструктами и теориями и др. Таким образом, объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные результаты наблюдения, и в таком случае цель кач-го исследования – понимание текстов.

Помимо наблюдения, в др. типах качеств.исслед. ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны 2 аспекта:

1) фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов;

2) стратегии контроля интерпретации текстов

Важнейшим при качеств.исслед. явл. следование идеографическому подходу (реконструкция предмета познания во всей его уникальности).

Анализ индивидуального случая, анализ документов, интервью, приемы качественной психодиагностики, разработка схем наблюдения (где данные представлены в качеств. единицах и категориях) – эти методы в психологии используются в целях качественной реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов. Качеств.методы сфокусированы на роли субъекта.

Преимуществакачественных методов: гибкость и отсутствие жесткой стндартизации, большая вероятность выявления разнообразной феноменологии социально-психологических явлений, более глубокий их анализ. Экономичность. (более подробно см.Дополнение) Недостатки: большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных. Потребность в высококвалифицированных исследователях: модераторах и других.

Исследуемая проблематика обычно довольно частная и узкой направленности, а выводы нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены. Статистичесие процедуры игнорируются.

Стратегии качественного исследования:
Дж.Кресвелл выделяет пять таких стратегий: феноменологическое, этнографическое, биографическое исследование, исследования «обоснованной теории» и дискурс-анализ. Сюда же можно отнести исследование индивидуального (единичного) случая.

1. Феноменологическое исследование.

Приемы сбора, анализа данных о феноменологическом составе переживаний человека при восприятии им разных событий в т.ч. своего внутр. мира. Методики: полуструктурированное интервью, самоотчеты

2. Биографический метод

Раскрытие жизненной истории чел-ка как реконструкция на основе документированных фактов биографии.

3. Этнографическое исследование

Обычно полевое с целью описания образа жизни, групповых отношений и идентичности соц. сообществ. Часто реализуется с помощью включенного полевого наблюдения.

4. Исследования «обоснованной теории»

Конструирование теории для представления феномена, индуктивное ее построение; предложили эту стратегию социологи Глезер и Страус. Материал для ее реализации – текстовые описания.

5. Дискурс-анализ

Анализ вербальных коммуникаций между людьми с позиции учета культурных, политич. и проч. дискурсов. Дискурсы – устойчивые системы значений, функционирующих для интерпретации событий в рамках определенных сообществ.

ДОПОЛНЕНИЕ:
Основные отличительные особенности кач-х методов исследования в сравнении с количественными методами:

1) качественные методы носят нестандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Эти качественные методы избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений.

2) положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации, той или иной статьи или программы. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.

3) исследователь как правило апеллирует к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т. е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию. Цель исследователя – открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитюды, ценности и т.п. и сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными.

 

 

2. Классификация качественных методов исследования

?????????????????

Вот мои ответы- но тут есть оговорки
2й вопрос - это был мой вопрос на экзамене) в КЛАССИФИКАЦИИ качественных методов НАДО ПИСАТЬ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ КЛАССИФИКАЦИИ - те
1)прямые и непрямые
2) методы сбора и обработки (анализа) данных
3) основные (наблюдение, интервью, анализ документов и аудиовизуальный анализ (иногда выделяют отдельно метод фокус групп) и производные уже (тактики)- остальные (этнографический, исторический, история семьи, история жизни и т.д.)
4) индивидуальные и групповые (классификация индивидуальных (наблюдение и интервью) и классификация групповых методов)
далее классификации каждого метода
классификации методов наблюдения
классификация интервью
классификация методов анализа текста
и т.д.

Наблюдение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.