Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфика качественного исследования (преимущества и ограничения)



26. Преимущества и ограничения качественных исследовательских методов

*

Вообще, качественные методы – наиболее динамично развивающаяся сфера социологических исследований. Поэтому номенклатура методов постоянно пополняется. Позволим себе привести набор качественных методов и техник, используемых в маркетинговых исследованиях, в том числе неструктурированные формы интервью: mini-depth interview, semi-structured interviews, paired interrviews, triangular interviews, accompanied shopping. А если присовокупить сюда разновидности группового интервью: мини-группы, extensive creative group, dual moderator group, reconvened group, становится понятно, что качественная методология необъятна настолько, что сложно выявить ее границы.


*

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ Набор математических и статистических методов, используемых для анализа данных.

Среди основных отличительных особенностей качественных методов исследования в сравнении с количественными методами выделяются следующие .

Во-первых, качественные методы, в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизованный характер.

Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Эти качественные методы избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений.

Во-вторых, положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации, той или иной статьи или программы. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию.

Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.

В-третьих, еще одним достоинством качественных методов является апелляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т. е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию.

Цель исследователя – открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитюды, ценности и т.п. и сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными.

Таким образом, к а ч е с т в е н н ы е м е т о д ы – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. И эти методы определенным образом позволяют:

1) преодолеть субъект-объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное пoзнание;

2) преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т.е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления;

3) получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации;

4) достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных;

5) представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме;

6) получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов.

Отличительные особенности количественных и качественных методов наглядно представлены в таблице .

Таблица 1.1

Основные сравнительные характеристики качественных и

количественных методов

Индуктивный анализ

Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. Как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.

Дедуктивный анализ

Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.