Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 23. Межличностные отношения в группе и их роль в групповой динамике.



Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков

 

(характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)

 

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.

 

По размеру

 

Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных

 

социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

 

Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную

 

общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

 

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих

 

индивидов, объединенных общими целями и задачами.

 

По общественному статусу

 

Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный

 

статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью,

 

организующей их труд.

 

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство,

 

нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

 

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса,

 

добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

 

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.

 

По непосредственности взаимосвязей

 

Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.)

 

Реальная группа – это объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников).

 

По личностной значимости

 

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения,

 

ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

 

Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

 

Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

 

По уровню развития

 

Низкий уровень

 

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет

 

совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

 

Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а

 

ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

 

В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные

 

ассоциации.

 

Просоциальнальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной

 

среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную

 

деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они

 

проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.

 

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер.

 

Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и

 

руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

 

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией.

 

Например, промышленные корпорации.

 

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на

 

основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а

 

зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, группа рэкетиров или мафия.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.