Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 15. Темперамент и характер, факторы и условия формирования характера.



Темперамент-система показателей, характеризующие особенное поведение индивида. Темперамент — это врожденные

 

особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени

 

эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

 

Темперамент составляет основу развития характера.

 

Основные компоненты темперамента:

 

1. Общая психическая активность индивида (готовность к активной деятельности)

 

2. Двигательный (моторный) компонент (рече-двигательный аппарат)

 

3. Эмоциональность (чувства, настроение)

 

Физиолог основы

 

Гиппократ считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма является

 

преобладающей. Если это кровь, то темперамент сангвинический: обладающий им человек энергичный, быстрый,

 

жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если же доминирует желчь, то человек будет

 

холериком: он желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. Если

 

преобладает слизь, то темперамент флегматичный. Это спокойный, уравновешенный человек, трудно переключающийся с одного

 

вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если главной является черная желчь, меланхолик

 

— человек болезненно застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется,

 

чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной, т. е. темперамент зависит от

 

соотношения биологических жидкостей в организме.

 

Конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключается в установлении соотнесенности

 

с врожденной конституцией человеческого телосложения. Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик

 

(греч. хрупкий, тело), пикник (гpeч.— толстый, плотный), атлетик (греч. — борьба, схватка), диспластик (греч. — плохо,

 

сформированный).

 

У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Можно заметить, что

 

меланхолики обычно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики — варьирующее от атлетического к астеническому,

 

флегматики — от атлетического к пикническому, сангвиники — пикническое.

 

И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный,

 

неуравновешенный; он соответствует темпераменту холерика), «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный; соответствует

 

темпераменту сангвиника), «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный; темперамент флегматика), «слабый» (слабый,

 

неуравновешенный, малоподвижный; обусловливает темперамент меланхолика).

 

По Б.М Теплову можно выделить следующие признаки свойств темперамента: обусловленность их свойствами нервной системы

 

и постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы, к которым относятся: сила, скорость эмоций, эмоциональная

 

возбудимость; устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций; регуляция динамики психических

 

процессов и психической деятельности в целом.

 

Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных

 

свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность - и четыре их типичных сочетания: сильный,

 

уравновешенный подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик), сильный, неуравновешенный

 

(холерик), слабый (меланхолик).

 

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо,

 

возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По

 

незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение,

 

отношение к предмету или человеку.У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются.

 

ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика

 

реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее

 

пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость,

 

возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

 

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и

 

эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При

 

больших неприятностях остается спокойным.

 

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой

 

инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно

 

чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок,

 

малейшая трудность заставляет его опускать руки. Большинство меланхоликов - интроверты.

 

Каждый индивид обладает уникальным характером. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,

 

определяющий отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

 

Наиболее общие свойства характера можно расположить следующим образом:

 

Сила (упорство) - слабость (малодушие); твёрдость (непреклонность) - мягкость (компромиссы, уступки); цельность

 

(устойчивость жизненных позиций) -противоречивость (несовместимость взглядов, поступков в одном характере); широта

 

(разнообразие потребностей) - узость (однобокость взглядов).

 

Структура характера:

 

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности,

 

цели и идеалы, а также система отношений к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-

 

своеобразные способы осуществления отношений личности к действительности.

 

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера

 

Для характера свойственно индивидуальное и типичное. Под индивидуальным понимается уникальное смешение качеств для

 

каждого человека. Под типичным - общие качества, соответствующие определённым условиям, деятельности.

 

Акцентуации - крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера проявляются в форме «слабых мест» в психике

 

индивида - избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к

 

другим воздействиям. В трудных ситуациях у человека может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера могут

 

быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы

 

влияниям среды, более подвержены психическим травмам.

 

Выделяется четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный

 

Становление характера происходит в условиях включения личности в различных по уровню развития социальные группы (в

 

семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе и. т. д.). В зависимости от того, каков уровень развития

 

межличностых отношений в группе, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случает открытость, прямота,

 

смелость, принципиальность, в другом случае - скрытность, лживость, трусость. В коллективе высокого уровня развития

 

создаются наиболее благоприятных возможности развития лучших черт характера. Взаимосвязь характера и темперамента.

 

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная

 

взаимосвязь: от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Одни свойства темперамента

 

способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. В зависимости от типа темперамента

 

необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия, чтобы воспитать нужные свойства характера. Также благодаря

 

определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления

 

темперамента.

 

 

БИЛЕТ 16. Способности и их структура. Основные подходы к механизмам развития способностей.

Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

 

Способности развиваются в процессе деятельности, а также определяют ее эффективность.

 

3 идеи, заключенные в понятии «способность» по Теплову:

 

-способности отличают одного человека о другого,

 

-они имеют отношение к успешности выполнения деятельности,

 

-способности не должны сводиться к знаниям, умениям и навыкам.

 

Способности делятся на общие (широкий круг деятельности: интеллект, креативность и т.д.) и специальные (отдельные виды

 

деятельности: музыкальные, математические). Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к

 

какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

 

Структура каждой конкретной способности включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные,

 

общие и специальные

 

Способности формируются на основе задатков (это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и

 

развиваться способности). У разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух

 

одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.

 

Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека.

 

Отдельные способности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется,

 

приобретает качественно иной характер в зависимости, от степени развития других способностей. Качественная

 

характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности.

 

Каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику.

 

Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем.

 

Способности существуют как психологические исходные потребности. Для личности существует своя определенная иерархия

 

способностей. Здесь выделяются и особые личностные образования, например, одаренность.

 

Одаренность-качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

 

Высокая степень одаренности называется талантом.

 

Гениальность-это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.