Страноведческая информация урока 8
Вокруг Москвы и дальше… Переделкино Переделкино - самое близкое от Москвы старое дачное место: оно находится в 20 км на юго-запад от Москвы. Здесь сохранилась красивая природа, старинная церковь 17 века с кладбищем. История Переделкино очень интересна, но известность это место получило в первую очередь благодаря тому, что в Переделкино на даче долгие годы (с 1936 по 1960) жил великий русский поэт Борис Пастернак. Сейчас дача Пастернака стала музеем. Кроме дачи Пастернака в Переделкино можно посмотреть и музеи других известных русских советских поэтов: популярного детского поэта Корнея Чуковского и поэта второй половины 20 века Булата Окуджавы. Сергиев Посад Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы по Ярославской дороге. Первоначально на месте этого городка была церковь, затем монастырь. Монастырь был посвящен Святой Троице, а основал его монах Сергий Радонежский в 14 веке. На территории монастыря сохранились церкви, храмы, колокольни, дворцы разных периодов русской истории с 15 по 19 век. Специально для главного собора монастыря – Троицкого – была написана самая знаменитая русская икона «Святая Троица» кисти великого живописца Андрея Рублева. Сергий Радонежский был сначала монахом, а потом всего лишь настоятелем монастыря, но влияние и авторитет его среди русских людей был огромен. Отовсюду приходили к нему за помощью, советом, благословением – и оставались жить рядом: так появилось поселение, а потом и город Сергиев, который сегодня носит имя Сергиев Посад. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры отличается необыкновенным разнообразием и гармоничностью. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО. Коломна Коломна – небольшой город Московской области, которому около 900 лет. В 14-15 веках по значению это был второй город после Москвы. В первой половине 16 века для обороны южных границ государства был построен Коломенский Кремль – монументальное архитектурное сооружение, сохранившееся по сей день. В Кремле сохранились монастыри и церкви с 16 века. Соборы, колокольни, храмы Коломны представляют самые разные архитектурные стили: русское храмовое шатровое зодчество, русское барокко, русское готическое искусство, классический стиль. С холма, на котором стоит Кремль в Коломне, можно полюбоваться замечательным видли на три реки: Москву-реку, Коломенку и Оку. Суздаль Суздаль – один из древнейших городков России, расположен в 240 км от Москвы. Он чудом уцелел за время своего существования, поэтому сегодня мы можем представить себе, как выглядели старые русские провинциальный города в 18-19 веках: множество старинных церквей, монастырей, небольшие одноэтажные домики, разбросанные тут и там, огороды. А ведь в 12 веке он недолгое время был столицей большого Владимиро–Суздальского княжества. Сегодня Суздаль – туристический центр с прекрасной инфраструктурой, где можно хорошо отдохнуть, узнать много интересного и нового о русской культуре. Владимир Владимир находится на реке Клязьма, это совсем рядом с Суздалем, их разделяет всего 40 км. История этих городов тесно переплетена. Владимир был основан в 1108 году князем Владимир Мономахом, поэтому город и носит название Владимир. Вместе с основанием Владимира сюда фактически переехала из Киева и столица древнерусского государства. До захвата города монголо-татарами в начале 13 века Владимир играл важную политическую и экономическую роль. Здесь сложились свои владимиро-суздальские школы: иконописи, архитектуры, летописания. Многие белокаменные соборы Владимира, в том числе Успенский и Дмитровский соборы 12 века, входят в число всемирных объектов наследия ЮНЕСКО. Ярославль Ярославль – старинный русский город, который около 1000 лет назад основали на месте слияния Волги и маленькой речки Которосли. Ярославль был основан русским князем Ярославом Мудрым, в честь князя город носит имя Ярославль. На гербе города изображен медведь, стоящий на задних лапах – символ предусмотрительности и силы. В Ярославле много построек в классическом стиле 18-19 века, много церквей и монастырей 17 века. Исторический центр города является одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ярославль – родина первого русского драматического общедоступного театра, создателем которого был в конце 18 века русский актер Фёдор Волков. Тула Город Тула расположен в 193 км южнее Москвы. Исторически сложилось так, что Тула была одним из первых городов, которые принимали на себя вражеские нападения с юга. Самой известной битвой, которая произошла на тульской земле, стала Куликовская битва 1380 года. Эта битва знаменита в русской истории потому, что здесь впервые русское войско во главе с московским князем Дмитрием одержало победу над Монголо-татарами. В Туле издавна существовало оружейное производство – продолжает оно существовать и сегодня: интересен в Туле музей оружия, есть в городе и музей пряников, которыми тоже славится этот край. Недалеко от Тулы находится мемориальный музей – усадьба великого русского писателя Льва Толстого «Ясная поляна». В этом доме Толстой родился, провел детство и, уже будучи знаменитым писателем, жил потом долгие годы. Этот дом, атмосферу дворянского уклада, окружающие усадьбу деревни, и природу он описывал в своих произведениях. Все это можно увидеть и почувствовать в «Ясной поляне» сегодня. Новгород Великий Новгород Великий – город с необычной исторической судьбой. Находится он далеко от Москвы – более 500 км на северо-запад, стоит на реке Волхов, которая впадает недалеко от города в озеро Ильмень. Новгород старше Москвы, впервые в летописи он упоминается в 856 году. До Киева столица Древней Руси находилась именно в Новгороде. С 12 почти до конца 15 века город представлял собой Новгородскую феодальную республику, которая управлялась народным собранием – вече. На территории русской земли это был единственный пример демократического управления за всю историю России (был еще один город-республика, Псков, который, не потеряв свою самостоятельность, входил в состав Новгородских земель). В отличие от большинства русских земель и княжеств, Новгород не покорился монголо-татарам: в этом тоже его уникальность его судьбы. Новгород не случайно называли Великий: это был очень богатый, экономически и политически развитый, торговый, хорошо организованный город. Погубил независимую Новгородскую республику московский царь Иван Грозный, который в конце 16 века жестоко разгромил и окончательно покорил город, который вошел в тех пор в состав Московского княжества. Казань Казань – столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации. Больше половины жителей Татарстана – татары, народ тюркской группы. Татары живут также по берегам реки Волга, в Сибири, на Урале, в Казахстане. Татары – мусульмане, у них своя оригинальная история, традиции и культура. Казань входила в состав Золотой Орды, а с середины 16 века Казанское Ханство входило в состав Московского княжества, а затем и Московского государства. Казань сегодня - большой современный город, она продолжает играть роль торгового и политического посредника между востоком и западом. Петербург В настоящее время Петербург – второй по значению город после столицы, но с 1712 по 1918 год именно здесь была столица Российской империи. Петр I задумал и реализовал идею создания нового города на берегу Финского залива. Когда царь планировал Петербург, он ориентировался на такие европейские города, как Амстердам или Стокгольм. Но русская жизнь, русские традиции, культура, религия, климат, природа вносили свои изменения, поэтому, несмотря на то, что в Петербурге работали разнообразные специалисты из Европы, он остался русским городом. Архитектура Петербурга уникальна, в 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Петербург не случайно называют культурной столицей России: сегодня здесь более 200 музеев, 70 театров, множество библиотек, выставочных центров и галерей, здесь проходят различные фестивали и праздники. Вся жизнь 19 века – «золотого века русской культуры» - прошла в этом городе. Самые знаменитые писатели, поэты, деятели науки и искусства, философы и политические деятели – все они жили, кто больше, кто меньше, в Петербурге. Но в Петербурге можно познакомиться не только с искусством классического периода: это современный живой город, который, к примеру, считается столицей современной русской рок-культуры. Петербург часто называют «город на Неве». Огромная, широкая, живая Нева течет через весь город, река - стержень города, его главная ось. Кроме Невы в Петербурге больше 100 речек и ручьев, больше 20 каналов. Мосты Петербурга – еще одна достопримечательность города. Особенно впечатляет развод мостов на Неве во время летней навигации.
В Петербурге особый морской климат: летом здесь жарко, а зима мягкая и влажная. Необыкновенны белые ночи в период с конца мая до конца июля: солнце заходит очень поздно, вечерняя заря практически совпадает с утренней. Весь город в это время выходит гулять на улицу, стремясь компенсировать тяжкие зимние месяцы, когда петербуржцы почти не видят солнца. Мистический свет в период белых ночей рисуют художники, о нем пишут поэты и писатели, посвящают музыку композиторы. Храм и икона. Путешествуя по России, вы встретите много памятников искусства, и прежде всего это будут исторические памятники религиозного характера. Для того чтобы получить удовольствиеи радость от созерцания подобных памятников, нужно прежде всего иметь хотя бы небольшое представление о том, какова православная культура и православная церковь в России. Государство, которое существовало в начале Средневековья на территории восточно-европейской равнины, называлось Киевская Русь, т.к. центром этого государства был Киев. Государство было сильное и влиятельное, во главе его стоял Киевский Князь. В конце 10 века при князе Владимире Киевская Русь приняла христианскую веру в ее восточном варианте - православие. Православная Византия во главе с Константинополем, который на Руси называли «Царьград», т.е. царский город, была в то время самым сильным государством Европы. Князя Владимира, крестившего Русь, с тех пор стали называть Владимиром Крестителем, русская православная церковь возвела его в ранг святого. Вместе с православием из Византии на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые священники. Православные храмы, которые стали строить сначала приглашенные, а затем и свои мастера, имели в плане крест, а наверху – купол или несколько куполов. Поэтому этот тип храмов называется крестово-купольный. Одним из первых православных храмов стал Софийский собор в Киеве (начало 11 века) и Софийский собор в Великом Новгороде (начало 12 века). Внутри православных русских церквей нет ни скамеек, ни стульев – люди выстаивают службы стоя, как бы долго они ни длились. При украшении внутреннего интерьера храма на Руси тоже следовали примеру великой Византии: использовали мозаику, фрески, иконы. Традиции ставить статуи святым не было. Иконы располагались на стенах храма, но больше всего – на специальной стене, которая отделяла алтарь от места, где стояли прихожане, иконостасе. Иконостас сначала был небольшой, там располагались иконы в один ряд. Постепенно к 15 веку иконостас вырос до самого верха, теперь здесь было несколько рядов с иконами. Расположение икон подчинено строгим правилам. В центре иконостаса дверь, которая носит название «царские врата». В течение пасхальной недели, главного праздника православных, царские врата постоянно открыты, в другое время их открывают при службах. Только священнику разрешалось входить через царские врата. Искусство иконописи достигло на Руси небывалого расцвета. Иконописцы не подписывали свою работу, поэтому мы не знаем их имен за редким исключением. Следование строгим правилам византийской школы было главным требованием к иконописцу. Икона символична, создатель ее пытался показать вечное, непреходящее. Икона «разговаривала» с часто безграмотными прихожанами на своем языке. Люди без слов «читали» сюжет, узнавали лица и фигуры по повторяющимся деталям и определенным цветам одежды, чувствовали, что стоит за символикой разных цветов, жестов, поз святых. Чтобы подчеркнуть духовную природу святого, художники изменяли пропорции тел и ликов: лицо становилось маленьким, вся фигуры вытягивалась, подчеркивались особо складки и цвет одежды и т.д. На иконе мы встречаемся с «обратной» перспективой: при изображении пространства более важный предмет или лицо изображалось больше по размеру, чем второстепенное, независимо от того, как это видит человеческий глаз. Таким образом, достигалось главное: взаимосвязь, духовное общение между человеком и Богом.
До 17 века на Руси развивалась почти исключительно иконопись, другого изобразительного искусства не знали. В разных местах, городах сложились свои оригинальные школы иконописи: новгородская, владимиро-суздальская, ярославская, московская и другие. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|