Таким образом, опосредованный характер медийности PR- текстов объясняется особенностями взаимодействия PR-служб со СМИ и многоканальностью распространения PR-информации.
2. Массовость PR-текста, как и медийность, тоже имеет относительный характер, что определяется его функциональной направленностью: «журналист, в конечном счете, представляет интересы общественности и от ее имени адресуется к социальным институтам, фирмам, должностным лицам. Пиармен же препарирует информацию с мыслью об интересах социального института или фирмы и именно с этим расчетом обращается к общественности»[16]. То есть PR-текст практически всегда появляется не как ответ на информационные запросы общества, а по инициативе базисного субъекта. Что касается адресата PR-информации, то он весьма неоднороден и вряд ли однозначно может быть определен термином «массовый». Во-первых, потому что часть PR-материалов ориентирована не на внешнюю (массовую), а на внутреннюю аудиторию - на сотрудников собственного предприятия, т.е. имеет узкую целевую направленность и зачастую не адаптирована для массового читателя. Именно по этой причине не совсем корректным представляется, например, распространенный термин «корпоративные СМИ» для обозначения одной из разновидностей PR-текстов: более точным считаем терминологическое сочетание «корпоративные медиа», ибо аудитория корпоративных газет и журналов по определению не является массовой и содержит специализированную информацию, понятную конкретной социальной группе[17]. Если обратиться к «внешним» PR-текстам, то здесь также нужно говорить не о массовости как о сущностной их характеристике, а, скорее, о таргетируемости[18], т.е. направленности на заданную целевую аудиторию. Например, пресс-релиз «О защите прав инвесторов в подготовке к чемпионату по футболу Евро 2012» будет интересен, прежде всего, потенциальным спонсорам и юристам и, соответственно, размещен в специализированных и деловых СМИ. А новость «Об открытии на Украине Центра культуры и вина Шабо» адресована более широкому кругу читателей и изданиям, которые пишут о туризме. Признак «массовости» находит своеобразное преломление в специфике образа автора PR-текста. В отличие от журналистских произведений, где авторское «Я» может проявляться достаточно ярко и эксплицитно, автор PR-текста всегда скрыт и анонимен: пиар - специалист не ставит свою подпись под материалом, не может дать личностную оценку событию или как-то иначе проявить свое субъективное начало - в тексте могут быть отражены только корпоративное мнение и позиция руководства. Не случайно все тексты, созданные специалистом по связям с общественностью, проходят процедуру согласования с руководством организации. Соответственно, автор PR-текста является в определенном смысле «массовым», «коллективным», так как говорит от имени социальной группы, выражая ее корпоративные интересы. Названные особенности соответствуют общей тенденции развития медиадискурса, когда автор выражает интересы некоей социальной группы (будь то руководство компании или коллектив редакции, редактор или владелец СМИ) и адресует свое сообщение не анонимной «широкой общественности», но аудитории, с которой прямо или опосредованно связана деятельность данной группы.Таргетированность становится сущностной характеристикой всех медиатекстов, а массовая аудитория - лишь одной из возможных целевых групп.
3. Категория интертекстуальности также имеет свои особенности реализации в PR-тексте. Цитатное слово в PR-материалах выполняет в основном функции, типичные для новостных медиатекстов: цитата обычно используется для точной передачи мнения первого лица базисного субъекта PR или служит для придания тексту авторитетности за счет высказывания известного, значимого для СМИ спикера. Приведем типичный пример использования цитаты в пресс-релизе: 21 июля 2011 года в АО «СБЕРБАНК РОССИИ» состоялся тренинг - презентация Банка для новых сотрудников в рамках новой корпоративной программы «Добро пожаловать в СБЕРБАНК РОССИИ», направленной на ускорение адаптации новых сотрудников. <...> «Наша задача - создавать такую внутреннюю культуру, которая позволит нашим сотрудникам постоянно и всесторонне развиваться, чувствовать себя единой командой. Вместе с тем, для нас важно, чтобы сотрудники Банка понимали и разделяли его философию и ценности. Встреча «"Добро пожаловать в АО "СБЕРБАНК РОССИИ"» - важный шаг в этом направлении», - сказал Председатель Правления АО «СБЕРБАНК РОССИИ» Игорь Юшко (www. Express-Release.com, 25.07.2011]. Этот и многие другие примеров демонстрируют еще одну функцию чужой речи в PR-тексте - цитата «работает» на создание имиджа базисного субъекта PR, особенно если она принадлежит известному в СМИ ньюсмейкеру: Знаменитый чешский хоккеист Яромир Ягр из команды «Рейнджере» предпочел ХК «Авангард» и Континентальную хоккейную лигу (КХЛ) всем прочим предложениям от клубов североамериканской НХЛ. Соглашение заключено на два сезона с возможностью продления на третий по обоюдному согласию сторон. По мнению президента KXЛ Александра Медведева, «подписание контракта с Яромиром Ягром и другими игроками НХЛ показывает, что звезды такого калибра верят в Континентальную хоккейную лигу и видят будущее этой организации». Губернатор Омской области, председатель Наблюдательного совета ХК «Авангард» Леонид Полежаев сказал: «Мне пришлось принять непосредственное участие в достижении этого соглашения, особенно в его решающей, финальной части. 4 июля утром я беседовал с Яромиром по телефону, и он сообщил, что принял решение подписать контракт»(пресс-релиз «Яромир Ягр перешел из НХЛ в Континентальную хоккейную лигу» www.hawk.ru/news/4540.html, 06.07 2008). Цитирование высказывания первого лица области в связи с информационным поводом повышает рейтинг значимости PR- информации для региональных СМИ и побуждает журналистов к публикации пресс-релиза. Соответственно, для пиар-текстов в качестве цитаты отбирается такое высказывание, которое несет, помимо информационной, имиджеобразующую функцию, способствует приращению паблицитного капитала субъекта PR.
4. Интегративность (поликодовость)типична для PR- публикаций, как и для любого медиатекста. Приоритетность электронных и интернет-коммуникаций приводит к поликодовой трансформации традиционных PR-жанров. Так, в последнее десятилетие у канонического пресс-релиза появилась жанровая разновидность - видеоньюс-релиз, где вербальная часть, особенно при размещении в Интернете, может дополняться фотовидеоматериалами, ссылками, прикрепленными файлами, которые заинтересуют СМИ и помогут журналистам написать материал[19]. Кроме того, в «папки для прессы» («пресс-киты»), которые раздают на PR-мероприятиях журналистам, помимо печатных материалов, включают материалы иконического характера: диски с имиджевыми фотографиями руководителей и спикеров, видеозаписи их выступлений, презентационные фильмы о предприятии, рекламную аудио- видеопродукцию. Все вместе они должны представить журналистам комплексную информацию об организации и вызвать интерес к новостному событию. Уже активно используется термин «е-PR» - паблик рилейшнз посредством электронного носителя: разнообразные корпоративные сайты, блоги, твиттеры, корпоративное радио и ТВ включают разножанровые PR-тексты, их оформление, структура во многом отличаются от традиционных текстов на бумажном носителе, однако их сопоставительная характеристика пока не стала предметом самостоятельного изучения в медиалингвистике. Все большее число корпоративных газет и журналов стали размещать как в печатном, так и в электронном виде (например, на сайте или корпоративном интранет-портале). Практически все российские корпоративные издания имеют электронную версию, но только в формате pdf. Это означает, что печатная версия просто дублируется на электронных носителях в неизменном виде - соответственно, компания не использует те преимущества, которые предоставляет корпоративным изданиям во всем мире электронная форма (например, интерактивные формы взаимодействия с сотрудниками - общение на форуме, рубрики «вопрос-ответ», «профессиональные советы», «мнение эксперта» и пр.). Отметим, наконец, значимость визуальной составляющей PR- текстов - их оформления. Аксиоматичным стало положение о том, что все PR-материалы, инициированные базисным субъектом, должны быть представлены в одной - фирменной - цветовой гамме, будь то российский триколор или желто-черно-белая гамма компании сотовой связи «Билайн». Единство графического оформления всей печатной PR- продукции базисного субъекта закрепляется в специальном документе - брендбуке, благодаря чему все исходящие PR-тексты компании создают цельное восприятие визуального образа организации, выполняя имиджеобразующую функцию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|