Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология и общество. Психология и труд. Профессиональная психология



В широком смысле под обществом понимается сово­купность исторически сложившихся форм совместной дея­тельности людей. В узком смысле общество есть истори­чески конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. Как известно, наукой, изу­чающей сущностные характеристики и закономерности развития общества, является социология. Психология же изучает механизмы и закономерности психической жизни человека, проявляющиеся на практике в его поведении. Пограничной наукой, возникшей на грани социологии и пси­хологии, стала социальная психология, изучающая специ­фику проявления психической деятельности человека в больших и малых социальных группах, в том числе и осо­бенности делового общения. Не случайно поэтому в неко­торых курсах дисциплина «Деловое общение» изучается совместно с социальной психологией («Социальная психо­логия и этика делового общения»), что позволяет выяв­лять более глубокие основания, лежащие в деловом об­щении. Чаще всего данный курс включает в себя пять боль­ших разделов (Г. Андреева):

1) введение, где даются характеристика предмета со­циальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;

2) закономерности общения и взаимодействия, где рас­крывается связь между межличностными и общественны­ми отношениями, а общение рассматривается как их ре­альное проявление, где исследуются структура и функ­ции общения, а также его механизмы;

3) социальная психология групп, где дается классифи­кация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопро­сы о внутренней динамике групп и их развитии;

4) социальная психология личности, где рассматрива­ется, каким образом общие механизмы общения и взаимо­действия, специфически проявляющиеся в различных со­циальных группах, «задают» личность в определенном со­циальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии обществен­ных отношений;

5) практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в форму­лировании практических рекомендаций, кратко характе­ризуются те сферы, где прикладные исследования наибо­лее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.

Психология и труд

Ни для кого не секрет, что деловое общение реализу­ется преимущественно в трудовой деятельности. Оно яв­ляется первостепенным средством, важнейшим механиз­мом и условием не только совместного, но и индивиду­ального труда на том или ином этапе его осуществления.

Труд — это общественно-необходимая деятельность чело­века, требующая усилий в достижении определенных це­лей, результатов, то есть социально-ценного продукта. В чем же отличие труда от других видов деятельности? Е.А. Климов в книге «Введение в психологию труда» (1998) выделяет четыре существенных признака труда:

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, пра­вилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступают между собой в особые .меж­личностные производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть и в других видах деятель­ности, но именно в труде они оказываются самыми выра­женными по всем четырем параметрам.

Психология труда — отрасль прикладной психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерно­сти трудовой деятельности человека. Современная психо­логия труда разрабатывает специальные методики, по­зволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Другой важнейшей задачей является рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их со­став операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повыше­ния производительности труда.

В качестве ключевых дисциплин современной психоло­гии труда выделяются (Носкова О.Г., 2006, с. 34):

1) психологическое профессиоведение (принципы, ме­тоды психологического изучения отдельных профессий; классификация профессий);

2) развитие человека как субъекта труда (формирова­ние трудоспособности, трудовое воспитание, функциональ­ное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профес­сионального развития личности, кризисы и конфликты);

3) дифференциальная психология труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирова­ние эффективного индивидуального стиля деятельности, психология профотбора, аттестации и карьерного консуль­тирования);

5) психология в проектировании, оценке и рационали­зации труда и его компонентов, управление качеством продукции; психология работоспособности человека, оптимиза­ция функциональных состояний (преодоление профессио­нального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и прочее);

6) психология в профилактике травматизма и аварий­ности;

7) психология трудовой мотивации;

8) психология группового субъекта труда.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.