Психология и общество. Психология и труд. Профессиональная психология
В широком смысле под обществом понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество есть исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. Как известно, наукой, изучающей сущностные характеристики и закономерности развития общества, является социология. Психология же изучает механизмы и закономерности психической жизни человека, проявляющиеся на практике в его поведении. Пограничной наукой, возникшей на грани социологии и психологии, стала социальная психология, изучающая специфику проявления психической деятельности человека в больших и малых социальных группах, в том числе и особенности делового общения. Не случайно поэтому в некоторых курсах дисциплина «Деловое общение» изучается совместно с социальной психологией («Социальная психология и этика делового общения»), что позволяет выявлять более глубокие основания, лежащие в деловом общении. Чаще всего данный курс включает в себя пять больших разделов (Г. Андреева): 1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы; 2) закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются структура и функции общения, а также его механизмы; 3) социальная психология групп, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии; 4) социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений; 5) практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия. Психология и труд Ни для кого не секрет, что деловое общение реализуется преимущественно в трудовой деятельности. Оно является первостепенным средством, важнейшим механизмом и условием не только совместного, но и индивидуального труда на том или ином этапе его осуществления. Труд — это общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов, то есть социально-ценного продукта. В чем же отличие труда от других видов деятельности? Е.А. Климов в книге «Введение в психологию труда» (1998) выделяет четыре существенных признака труда: 1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат; 2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями; 3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления; 4) в труде люди вступают между собой в особые .межличностные производственные отношения. Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде они оказываются самыми выраженными по всем четырем параметрам. Психология труда — отрасль прикладной психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. Другой важнейшей задачей является рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. В качестве ключевых дисциплин современной психологии труда выделяются (Носкова О.Г., 2006, с. 34): 1) психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классификация профессий); 2) развитие человека как субъекта труда (формирование трудоспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты); 3) дифференциальная психология труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирование эффективного индивидуального стиля деятельности, психология профотбора, аттестации и карьерного консультирования); 5) психология в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции; психология работоспособности человека, оптимизация функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и прочее); 6) психология в профилактике травматизма и аварийности; 7) психология трудовой мотивации; 8) психология группового субъекта труда.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|