Здавалка
Главная | Обратная связь

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ



СЛОВА

(см. справку 10)

29*. Укажите "книжные" слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необхо­димо.

1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к

!

|20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очи­стку льносемени на складе четвертой бригады Ф.С. Широков; [ тему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 3. Област- ; ной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись Думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит у- ряды станков. 6. Среди сподвижников Николая Артемьева его Друзья - токарь Васильчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в его бригаде. 7. В.А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 8. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщайте нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки и время.

30*. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жар­гонные); исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений "Мосфильма" немало задумок, твор­ческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприя­тии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз под­нимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штраф­ной до ворот противника, техничных, настырных и напористых. 7. Среди тройников лучше прыгнул Петров. 8. Мелкотоварный откорм завсегда убыточен. 9. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке.

31*. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая офи- цальный характер речевых ситуаций: а) укажите случаи "смешения стилей", прокомментируйте их; исправьте предло­жения; б) найдите выражения, которые относятся к "профес­сионализмам". Уместно ли их употребление?

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйст­вования. 4. Банковские платежи стали застревать до трех ме­сяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается между­народный форум "Мировой опыт и экономика России". 6. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8. Многого сейчас в бюд­жет не выжмешь! 9. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью про­цессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого челове­ческий фактор. 11. Подвижки могут появиться уже к следую­щему году. 12. Сельские товаропроизводители вынуждены

отвлекать прибыль на покрытие стоимости реализованной, но не оплаченной по не зависящим от них причинам продукции. 13. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее юренизацию субъекта Федерации.

ЗАИМСТВОВАНИЯ

ш *■

2. Проверьте Еаше знание значений заимствованных слов: под­берите к ним слова-синонимы русского происхождения (в слу­чае затруднений воспользуйтесь толковым словарем или сло­варем иностранных слов).

1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, аккредитив, сессуар, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм,

патия, апелляция, апогей, апологет, арбитраж, аспект, изм, атрибут, аудиенция, базис, бойкот, бум, бюджет, вето, а, генеалогия, генезис, геноцид, гриф, девальвация, дема- депрессия, диапазон, дилемма, дилетант, дискриминация, окация, диспропорция, диссонанс, доктрина, досье, идиллия, юзия, импульс, индекс, инкогнито, инфляция, интуиция, кам- , камуфляж, кворум, коалиция, коллектор, коммюнике, кст, концепция, конъюнктура, корпорация, лейтмотив, гг, лицензия, локаут, меморандум, меценат, нюанс, обст- , оппозиция, паллиатив, параметр, пацифизм, приоритет, екция, профилактика, проформа, регресс, резюме, рефе- ум, ритуал, симпозиум, статус-кво, стереотип, суверени- , тезис, фактор, филантропия, фрагмент, эволюция, экспер- э экспозиция, юрисдикция (90 слов).

2. Абстрактный, адекватный, актуальный, аналогичный, онимный, вакантный, виртуозный, гипертрофированный,

етральный, импозантный, иррациональный, канонический, ггальный, коллегиальный, компактный, конкретный, кор- ный, курьезный, лаконичный, лояльный, миниатюрный, альный, монолитный, негативный, номинальный, одиоз- , оптимальный, органический, ординарный, педантичный, ивный, полярный, потенциальный, продуктивный, пунк- ьный, радикальный, спонтанный, стационарный, схоластич- , тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фа- ный, филигранный, формальный, эквивалентный, экстра- **гантный, эксцентричный, эпизодичный (50 слов).

> 3. Администрировать, аннексировать, аргументировать, ассимилировать, ассоциировать, баллотироваться, бравировать,

брошюровать, деградировать, дезавуировать, дезинформи­ровать, денонсировать, дискутировать, доминировать, дублиро­вать, зондировать, идеализировать, имитировать, интерпрети­ровать, компенсировать, конкурировать, констатировать, коор­динировать, корректировать, котироваться, курировать, лими­тировать, манкировать, мигрировать, монополизировать, ниве­лировать, ориентировать, постулировать, провоцировать, санк­ционировать, тарифицировать, фальсифицировать, фиксиро­вать, функционировать, экспроприировать (40 слов).

33*. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления заимствованных слов; замените ино­язычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотреби­тельными словами, исправьте предложения.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, ни­велировать оплату бригадам, работающим нередко в несопо­ставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифи­цировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информи­рованы о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригород­ной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси - в том или ином амплуа - может ра­ботать весь год.

34*. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, сино­нимические замены (воспользуйтесь "Словарем иностран­ных слов").

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали пред­ставители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участ­никами дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

6.Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом

7.Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 8. Характеризуя р°лЬ отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнори­ровать специфические их особенности. 9. Идентичное решение было принято студентами второго курса. 10. В качестве [ свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди, j 11. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и гникакие аргументы не могли его переубедить.

[35*. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему? (См. справку 12.)

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. 2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммер­ческого банка. 3. Сравнение разных регионов с этой стороны [.может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. г4. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. 5. Пере­селять стариков в Митино, в Бутово?.. Ну зачем же пере­селять человека из той микрофлоры, в которой он жил?

6. В новом альянсе соединились и средства и возможности.

7. Отраслевые органы управления становятся ориентирован­ными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. 8. Все сильнее ностальгия по

^прекрасному.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ

(см. справку 11)

|.36*. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов (см. справку 13); исправьте предложения.

1. Реваншисты снова и снова повторяют тезис о том, что > Европа не может быть спасена действиями даже целого сонма ^государственных деятелей, только сила оружия поможет ей. 2. Один из великих врачевателей древности так определил значение лечебных факторов: слово, трава, нож. 3. Полет на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических напряжений. 4. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщиков. 5. Означенные в акте недоделки будут Устранены в месячный срок. 6. Препровождаем при сем акт на списание сеялки. 7. По получении оного (распоряжения) ма­териал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

8. Просим передать излишки оборудования, каковые, по дан­ным управления, числятся за вашим предприятием, в фонд объединения.

37*. Найдите неудачно образованные слова (формы слов), про­комментируйте употребление неологизмов (см. справку 14). Замените их, если это возможно, общелитературными сло­вами.

1. По решению общего собрания паевиков в пай может быть засчитан весь годовой прирост. 2. А раз у нас нет главного - меры стоимости, значит, мы и к рынку приступиться не можем. 3. Коммерческие банки все чаще прибегают к купке денег на свободном рынке. 4. Традиционное природопользо­вание в Читинской области является истощите л ьным. 5. Среди некоторых групп населения отмечается недопотребление продуктов питания. 6. Тяжкая налоговая система непрохожде­ния расчетов, малые оборотные средства все более втягивают предпринимателей в сомнительные сделки, вызывая свора- чиваемость официального оборота. 7. Только в марте остановы производства зарегистрированы на 91 предприятии. 8. Кон- цептуальности и доктринальности в Академии дефицит.

9. В наших условиях реформа ведется без обоснования целей, без задействия возможностей саморазвития первичных произ­водственных и территориальных звеньев. 10. Мы синони- мируем власть с правом. 11. Задумка была хорошая, а вот воплощение неудачное. 12. Киностудии страдают от мало- картинья. 13. Попытки свалить все на консерваторов дают некоторое самооблегчение реформаторам.

38*. Нередко газетные публикации, рассчитанные на определенный круг читателей, пестрят жаргонными словечками, неологиз­мами, вульгаризмами. В них можно найти преднамеренные штампы, нарушения лексической сочетаемости, а иногда и просто безграмотные выражения. Прочитайте отрывки из публикации в газете "Московский комсомолец", найдите в них нарушения нормативного словоупотребления, объясните, в чем они состоят, есть ли у них стилистическое задание, и попытайтесь "перевести" оригинальный текст на общелитера­турный язык, соблюдая нейтральный стиль речи.

"Секретный ужин в "Карусели"

С джазом в стране напряженка. Поэтому открывающий­ся сегодня в известном диско-клубе "Карусель" на Тверской джаз-клуб по всем параметрам тянет на "новость дня".


Клуб "Карусель" энергично и заметно внедрился в ночно досуг Москвы и старается похвально разнообразить cboi деятельность. К примеру, те из любителей музыки и близког разглядывания звезд, кто по выходным занят непосильны] трудом и служебными обязанностями, теперь вполне могу приобщаться к творчеству любимцев в будние, так сказать ночи. Идея "клубных дней", в свою очередь, заметно расши ряет диапазон музыкальных вкусов. Дебютирующий сегодн: джаз-клуб - только первое начинание из этой серии...

Завтра еще одна и, похоже, самая волнующая премьера - "День звезды". Имеется в виду, что некая любимая пиплоь супер-стар будет не только веселиться на сцене, но и в форме непринужденного общения присоединится к культурному досуг} граждан. А кому, скажите, не охота поболтать "за жизнь" зг рюмочкой, так сказать, чая, например, с Ириной П-ской, кото рую уже давно величают "Леди Каруселью": так она любит это место за "интеллигентные лица, уют и покой". Неплохс себя чувствует здесь и Наталья В-ская, неоднократно высту­павшая в традиционных по уик-эндам сборных программах, а теперь серьезно раздумывающая о собственном сольнике в "День звезды". Борис М-ев же - тот просто учинил собст­венный день рождения и выпустил потом телепрограмму "Карусель моей судьбы"...

Однако собственно "День звезды" завтра вечером будет открывать группа "Секрет", давно уже не радовавшая Моск­ву своими песнями, бодрым духом и юморными приколами. Похоже, что на "Секрет"ном ужине случатся и некоторые творческие откровения, о которых "ЗД" обязательно расскажет своим читателям.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

Слово, нужное или возможное в данном контексте, вы­делено курсивом;

варианты даются через косую черту; лишнее слово заключено в круглые скобки.

1. 1) Большое/огромное количество; 2) экономически не­выгодным; 3) сделать... выводы; 4) современное обору­дование; 5) всеми нашими силами; 6) неадекватность за­мыслов; 7) с учетом перспективы/имея планы на буду­щее.


2. \) На пути комплексной организации труда; 2) подвигнуть человека на что-либо/побудить к чему-либо; 3) исклю­чительно/только своими силами; 4) трудно ожидать; 5) свидетельствует/говорит; 6) жизни в городе; 7) имеют

. множество аспектов; 8) элементы!составляющие; 9) не принимает критики.

3. 1) Владеть собственностью; 2) идет процесс; 3) удовлет­ворение... потребностей; 4) развиваться поступательно и инвестировать производство; 5) происходит осмысле­ние/дается анализ; 6) по низким ценам; 7) санитарное состояние улиц; 8) может стать такой подход; 9) улуч­шения состояния экономики; 10) освобождение от феодаль­ных пут.

4. Не сочетаются слова, содержащие противоположные, по­лярные смысловые компоненты: (+) - "положительная оценка", (-) - "отрицательная оценка".

1) способствуют(+) потере(-); 2) положительно^) сказа­лись^) (слово сказаться, как правило, ассоцируется с отрица­тельным результатом); 3) благоприятно^) сказался(-); 4) бога­ты^) фактами разорения(-) и краха(-); 5) возможность^) осложнений(-); 6) значительно^) обезобразили(-).

5. 1) Негативное отношение ... проявила международная общественность / негативно сказалась на положении дел в ... производстве международная обстановка;

2) полностью изменивших свой прежний образ жизни;

3) вымышленных лиц;

4) ... и не будет такого, чтобы ивановцы..., чтобы стали свои интересы считать выше интересов Родины;

5) ... сведены вместе и возложены на одного человека;

6) большую часть;

7) низкий уровень (чего? - например, развития чего-либо) при переходе к системе рыночных отношений / при вхож­дении в систему;

8) проникая в глубь веков;

9) во много раз меньше.

6. 1) Проблем..., накопившихся;

2) в отрасли возникла... дифференциация (так как сло­жилась и дифференциация - слова с противоположными смысловыми признаками);

3) быстрый темп / бурный рост холдингов;

4) прогнозирование будущего;

5) наметил программу... и организационную структуру;

6) ...шаг, и его надо сделать;

7) самый лучший/плодотворный/перспективный;

К 8) справедливо считают, Граждане поняли, что государст­во уже не может ставить целью...; В 9) более 300%;

10) демократической фразой;

11) расширение полномочий;

12) заслужила вьи:окий авторитет/получила/снискала ши­рокую известность;

13) произнес тост.

[7. 1) Итоги; 2) выплатить; 3) выполнял обязанности; 4) предложенные... меры; 5) большая часть; 6) несколько теплых слов; 7) трудность была связана; 8) подавляющее большинство; 9) обширный материал; 10) более важное значение стал придавать технике,... требования ас охрд- не/к хранению... возросли; 11) внимание ... было ... уделено.

|9. А. Двусмысленность возникает как следствие много­значности слов. В настоящее время разные значения дан­ных слов достаточно оторваны друг от друга и эти слова воспринимаются как омонимы. Отличные - прекрасные/отличающиеся, другие; просмотрели - не заметили/пронаблюдали; собраться - ... с мыслями,... в дорогу/встретиться;

Б. Из-за многозначности слов возникает двусмыслен­ность (или абсурдность) фразы:

1) перспективная - может пониматься как:

- возможная в будущем;

- заманчивая.

Ассоциация со вторым значением слова разрушает смысл Фразы:

2) фирменных услуг - услуг фирмы;

- "особых" услуг;

3) неправильно - как слово, относящееся к высказыванию

в целом;

- как наречие (от прилагат. неправильный) поясняет только слово относить;

13-3354


4) недостаток - изъян;

- нехватка.

5) обует - обманет (жарг.);

- снабдит обувью (разг.); .

6) оставить - перестать употреблять;

- сохранить.

10. Закрепились в языке и стали нормативными:

народная демократия, экспонаты выставки, букинисти­ческая книга, монументальный памятник, реальная дейст­вительность, практика работы, частная собственность.

11. Плеонастические и тавтологические обороты:

1) игнорировать = не принимать во внимание;

2) исключительная..., что исключает;

3) при одновременном сосуществовании;

4) последним остатком;

5) состав структуры;

6) о значении роли;

7) гипотетически предположить;

8) высоких хороших;

9) высоко позитивно.

12. Тавтологические обороты:

1) по сведениям из осведомленных источников... соглашение о согласии;

2) раскрываяраскрыть;

3) отличие от ... предпринимательства..., отличавше­гося..., предпринимательство;

4) пошива швейных;

5) сформированы в форме;

6) отдела маркетингаинженер по маркетингу;

7) традиционные... теории традиционно.

13. 1) В (более) лучшем положении;

2) два года (тому) назад;

3) не смогли составить конкуренцию;.

4) (яснее) нам стали видны / яснее нам стали;

5) необходимо устранить "нанизывание" форм родительного падежа и повторение слов открытие и дверцы;

6) судя по тому, что они нашли / судя по находкам;

7) о своих планах;

8) улучшения возделывания / улучшения агротехники;

9) после (первого) дебюта / после первого выступления;

10) за прогул (без уважительной причины);

11) изложил (главную) суть / изложил основное содержание;

12) инициатором / зачинателем;

13) (строительные) материалы;

14) расцветом / апогеем.

14. 1) Опасный человек - человек, несущий опасность;

опасливый человек - человек, действующий осторожно;

2) освоить прочитанное - научиться использовать прочи­танное;

усвоить прочитанное - понять, запомнить прочитанное;

3) осудить действия - выразить неодобрение действиям; обсудить действия - всесторонне рассмотреть действия;

4) представить (себе) возможность - вообразить возмож­ность;

предоставить возможность - дать возможность;

5) демократический метод - метод демократов; демократичный метод - метод, характерный для де­мократии;

6) тактичные шаги - поступки, совершенные с тактом; тактические шаги - действия, обусловленные тактикой;

7) техническое исполнение - исполнение, связанное с тех- .г никой;

техничное исполнение - мастерское исполнение;

8) фактический материал - материал, соответствующий фактам;

фактичный материал - материал, содержащий много фактов;

f: 9) хозяйские дела - дела хозяина;

хозяйственные дела - дела, связанные с ведением хо­зяйства.

15. Длинный - протяженный; длительный - долговременный; запасный - резервный, дополнительный; запасливый -

предусмотрительный; злой - недобрый, свирепый; злостный - злонамеренный,

вредный; упорствующий; комический - комедийный; комичный - смехотворный; нестерпимый - невыносимый; нетерпимый - недопустимый; оборотливый (оборотистый) - предприимчивый; оборот­ный - противоположный;


опасный - рискованный; опасливый - осторожный; понятный - ясный; понятливый - способный; скрытый - тайный; скрытный - неоткровенный; удачный - успешный, счастливый; удачливый - везучий; фактический - действительный; фактичный - докумен­тальный;

явный - бесспорный, нескрываемый; явственный - четкий, отчетливый.

17. 1) Воспитательный; 2) выборные; 3) дипломатичный;

4) драматические; 5) дружеский; 6) запасливого; 7) злая; 8) исполнительский; 9) критический, критичный; 10) логич­ными; 11) методично, методические; 12) нетерпимо, нестер­пимым; 13) обговорить, оговорены; 14) потребительные, потребительским; 15) предоставить; 16) представить; 17) реалистичными; 18) спасательные; 19) тактично, так­тические; 20) удачливый, удачным; 21) фактический, фак­тичным; 22) хозяйскую, хозяйственных.

18. 1) Предоставления; 2) главный; 3) описано; 4) оборотности;

5) отчетности; 6) обоснованных.

19. Идеографические - 1), 3), 4), 5), 6), 7), 9), 10); стилистические - 2), 8).

20. 1. Единый миг, один момент. 2. Долгий путь, продол­жительный период, продолжительное воздействие, дли­тельный период, долговременный кредит, долгие сборы. 3. Истинный друг, настоящий друг, настоящий человек, настоящий охотник, подлинный документ, заправский охот­ник. 4. Исправить ошибки, устранить недостатки. 5. Обна­ружить закономерность, открыть закон. 6. Обосновать теорию, доказать теорему. 7. Осуществить программу, выполнить работу. 8. Повысить интерес, усилить вни­мание.

21. Умереть, преставиться, отдать Богу душу, помереть, сыграть в ящик, приказать долго жить, перекинуться, про­тянуть ноги, дать дуба, гигнуться.

23. 1. Реализовать планы, осуществить желания, продать то­вар, выполнить наказ.

2. Система функционирует, человек работает.

3. Безвозмездно оказывать помощь, бесплатно пообедать.

4. Безвозвратно утратить что-либо, навсегда остаться ка­лекой, до конца жизни помнить о чем-либо.

5. Поддержать инициативу, помочь другу, подкрепить фак­тами.

6. Осуществлять желания, выполнять требования, реали­зовать товары.

7. Шансы невелики, лишен возможности, сомневаться в ве­роятности (чего-либо).

8. Зафиксировать позу, зарегистрировать участника кон­ференции, изобразить на картине.

9. Отбросить сомнения, отвергнуть предложение.

10. Пионер космоса, инициатор мероприятия, прийти пер­вым на лекцию.

11. Функция механизма, обязанность работника, назна­чение на должность, трудная работа.

24. 1) Выполнению; 2) услуг; 3) высвобождаемые; 4) ослаб­лять; 5) осуществлены; 6) решения; 7) возможности; 8) осу­ществляются; 9) заставлять; 10) израсходованы.

25. 1) Необходимостью; 2) безвозвратно; 3) использовали; 4) упразднены; 5) созданные; 6) результат; 7) обладатель­ницей.

26. 1) Знаменитых спортсменов ... прекрасных результатов; 2) техники было ... мало; 3) помогать исправлению оши­бок; 4) значительно снизить; 5) работники ... цеха; 6) один из создателей; 7) сделаны .. из чугуна; 8) экономичность массового производства; 9) его работа.

27. Несчастье, спуск, труд; больной, усталый; отдыхает, моло­деет, умер, заболевает; ненависть, вражда, злость, весе­лость, правда, сердечность, грубость; плохой, пьяный, гряз­ный, острый, кривой, вредный, глупый, горький, жесткий; тьма, тишина, затишье; темный, тихий; светлеет, вянет; осень, безумие, свет, тепло, бедность; давать, сесть, про­дать, проснуться, снять.

28. 1) Стараясь побороть; 2) скромность победила; 3) юноша вошел; 4) отсутствуют стулья; 5) ископаемые еще не найдены; 6) недостоверные данные; 7) он прямо признался; 8) неправильные меры.

29. 1) Параллельно - одновременно, завершить - закончить;

2) завершает - заканчивает, супруга - жена\

3) форум - совещание, тружеников - работников;

4) мастера урожаев - полеводы, думами - мыслями;

5) ныне - теперь;

6) сподвижников - помощников;

7) беззаветным - добросовестным.

8) Уважаемые подписчики! Если вы не получили подписное издание точно в срок, сообщите нам об этом.

(Могут быть и другие варианты.)

30. 1) Заядлый - страстный; уйма - много, множество;

2) немало планов / wdew,... уже законченных сценариев;

3) систематически хромает - плохо ведется;

4) о моечной и раздаточной;

5) на оплату по индивидуальной сдельщине - на индиви­дуальную сдельную оплату;

6) заиметь - пригласить (ввести в состав команды), на­стырных - целеустремленных у настойчивых;

7) среди тройников - среди соревнующихся в тррйном прыжке;

8) завсегда - всегда;

9) по науке - «а научной основе.

31. Употребление следующих слов и выражений является

неуместным: уместным:

1 )аж 33 - прост. более 30

2) круче - жарг. больше

3) кроме как - прост. иначе, как

4) застревать - жарг. задерживаться

5) днями - прост. яд днях

6) ловите кайф - жарг. получаете удовольствие

от своей игры

I) надобность - прост. необходимость ... велика

8) не выжмешь - прост. нельзя дать!взять

9) стало быть - прост. таким образом

10) задействовать - жарг. привести в действие/на­

чать использовать

II) подвижки... - жарг. сдвиги могут произойти

12) отвлекать прибыль - расходовать прибыль проф.

13) «е убоявшись - прост. не испугавшись дали отлуп - прост., жарг. дали отпор

33.1) Нивелировать - уравнивать; 2) квалифицировать - рас­сматривать, считать; 3) регламента - распорядка; 4) ин­формированы - извещены; 5) корректирования - уточне­ния; 6) в... амплуа - в... качестве.

34.1) Равнодушно/безразлично; 3) больше всего было; 5) глав­ный пункт; путем соглашения; 7) для развития спорта;

8) нельзя «е учитывать специфические их особенности;

9) такое же; 10) на суде выступали; 11) никакие доводы не действовали.

35.1) Неуместно, возможно: преувеличивать роль; 2) нужно: инновации; 3) неуместно, лучше: область; 4) неуместно; лучше: образ; 5) неуместно; лучше: среды / обстановки; 6) неуместно; лучше: по-новому соединились; 7) неуместно; лучше: которые возложены на них; 8) неуместно; нужно: тоска.

. Лишние слова заключены в скобки: 1) сонма - отряда, армии; 3) аэропланах - самолетах; авиатора - летчика; 4) учинить - направить (в адрес) гардеробщикам; 5) означенные - указанные; 6) препро­вождаем при сем - прилагаем; 1) по получении оного - после «го получения; 8) каковые - которые.

7. Следует сказать:

1) пайщиков; 2) подступиться; 3) покупке; 4) истощает ресурсы; 5) недостаточное потребление; 6) уменьшение ... оборота; 7) (жарг.) - остановки; 8) дефицит концептуаль­ных, теоретических разработок; 9) без использования всех возможностей для...; 10) отождествляем; 11) идея; 12) не­достатка картин; 13) чувство морального удовлетворе­ния! успокоенности.

. Нарушения нормативного словоупотребления (по порядку предложений):

1) напряженка (жарг.);

2) по всем параметрам (книжн.-научн.);

3) внедрился... в досуг (намеренное нарушение сочетае­мости); ночной досуг (нарушение сочетаемости: досуг употребляется в норме без определения); похвально разнообразить (нарушения сочетаемости);


4) занят ... служебными обязанностями (нарушение со­четаемости);

непосильным трудом и служебными обязанностями - прием стилистического контраста: совмещение в одном контексте лексических единиц разной функционально- стилевой окрашенности (в данном случае газетной оце­ночной лексики и лексики официально-делового стиля); будние ночи - намеренное нарушение сочетаемости как стилистический прием с юмористическим эффектом;

5) первое начинание (плеоназм);

7) пипл(ом), суперстар - заимствования из английского язы­ка, употребляющиеся в молодежном жаргоне;

в форме непринужденного общения - канцеляризм; к культурному досугу граждан - канцеляризм, контраст­но "смотрящийся" в газетном тексте;

8) поболтать "за жизнь" - (жарг.);

9) по уик-эндам - (займете.);

о сольнике - (музык. жарг.);

10) учинил... день рождения - (нарушение сочетаемости, попытка стилизации под манеру XVIII в.);

11) юморными приколами (молод, жарг.); юморными - (неолог.);

12) случатся... откровения (нарушение сочетаемости).


ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В РЕЧИ

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

(L* Из приведенных словосочетаний выделите а) свободные слово­сочетания; б) фразеологические (см. справку 1).

Кукольный театр, театр военных действий; белое полотно, лые стихи; бабье лето, знойное лето; красная рыба, красный рь, красный сарафан; на рыбьем меху, рыбьи глаза; волчьи Повадки, волчьи ягоды; глубокий колодец, глубокая старость; рхатная юбка, бархатный сезон.

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания употреблялись бы:

а) как свободные,

б) как фразеологические.

Открыть рот, вариться в собственном соку, бросить каме- ек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазу- *й, пройти мимо, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить ава, зажать рот.

А. Прочитайте фразеологизмы, пришедшие в общелите­ратурный язык из профессиональных сфер. Определите, какие из них связаны с ремеслом сапожников, кузнецов, портных, со столярным и плотничьим делом, с судопроизводством, с про­фессиями военных, моряков, актеров.

Ковать железо пока горячо; шито белыми нитками; два ога пара; снять стружку; на живую нитку; круговая порука; ать комедию; встретить в штыки; сесть на мель; разделать д орех; идти в авангарде; в подметки (кому-то) не годиться; Сводить до белого каления; точить лясы; на всех парусах; йти со сцепы; положить под сукно; вынужденная посадка; инять бой; петь не своим голосом.

Б. Дополните этот перечень.

Прочитайте фразеологические обороты, пришедшие в обще­литературное употребление из различных областей науки и

техники. С некоторыми из них составьте фразы, в которых они выступали бы:

а) как термины;

б) как общелитературные фразеологические сочетания (см. справку 2).

Цепная реакция, центр тяжести, сила притяжения, точка опоры, наклонная плоскость, абсолютный нуль, удельный вес, сгущать краски, выходить в тираж, приводить к общему зна­менателю, начать с нуля.

5*. Проверьте, насколько точно вы представляет себе значение некоторых широко известных фразеологизмов. В левом столбце помещен перечень подобных оборотов, в правом - варианты их толкования; поменяйте их местами, если произошла путаница. Придумайте ситуации, в которых можно употребить некоторые из фразеологических выражений:


 

 


1) считать ворон -

2) вить веревки -

3) выводить на чистую - воду

4) ставить вопрос ребром -

5) доводить до белого - каления

6) держать камень за - пазухой

7) дразнить гусей -

8) заводить волынку -

9) выпускать вожжи - бездельничать, без цели глядеть по сторонам; ослаблять руководство чем- либо, позволять упасть то­му, что находилось в руках; начинать говорить долго и скучно, не по существу дела, повторять уже известное;

заявлять решительно, спрашивать напрямик; приводить в состояние сильного гнева и полной потери самообладания; иметь злобу против кого- либо;

вызывать злобу, раздражение у кого-либо; разоблачать кого-либо, изобличать в неблаго­видных поступках; подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать по своему желанию.


 

 


6*. Исправьте ошибки, возникшие в результате использований фразеологических оборотов без учета их значения (см. справ­ку 13).


1. В толпе послышалось: "Всех этих бюрократов нужно убивать без зазрения совести". 2. Вопрос с топливом сложный, Я просто так забросать его шапками нельзя. 3. Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании. 4. "Белая ворона" - так иногда называют человека совест­ливого, не равнодушнго к тому, что плохо лежит. 5. Ре­зультаты эксперимента превзошли наши ожидания: практи­чески погибла большая часть подопытных кроликов. 6. За дав­ностью лет у нас сложился дружный коллектив. 7. "Ботинки, - учил нас воспитатель, - нужно чистить с вечера, чтобы утром радевать их на свежую голову".

V*. Исправьте данные предложения, обратив внимание на иска­жение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов (см. справку 3).

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение пектроэнергии будет несправедливым. 2. Кое-кто пытается Кить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. С Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим доставщикам. 4. На открытии нового телецентра его директор иовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 5. В Волитике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. бгВольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 7. Во главе жяа партия поставила два вопроса. 8. Посетитель так и ушел жсолоно нахлебавши. 9. Коммерческих магазинов сейчас Щ>удом пруди. 10. Когда я узнал, что в здании сохранят даточную, у меня душа отлегла.

ш Найдите искажения, связанные с употреблением фразеоло- Е гизмов (замена компонентов фразеологизмов). Исправьте \ ошибку (см. справку 13).

И. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его «Могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по поч- идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, Рк реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. I* Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скре- Щ Душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 5. Сыр-бор в ровном развернулся из-за намерений городских властей за­крыть стадион. 6. Информация о внезапном изменении курса Т^Ций поставила все банки в полный расплох. 7. Работница пас- [РРтного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно тгУбой. Нервы она нам потратила.

9*. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов. Назовите фразеологизмы, кото­рые послужили основой для ассоциативных трансформаций (см. справку 13).

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бю­рократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам мед­вежью услугу. 6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с большим успехом и на одном духе. 7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 6. Старик любил рассказы­вать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

10. Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования: а) в книжно-письменной речи, б) в устно-разговорной речи. Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об этих особенностях (см. справки 2 и 3).

Притча во языцех, втирать очки, ахиллесова пята, в серд­цах, из рук вон (плохо), воскурять фимиам, хоть глаз выколи, тишь да гладь, почивать на лаврах, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, дамоклов меч, себе на уме, колосс на глиняных ногах, сгореть со стыда, несусветная чушь, держать ухо востро, не хлебом единым, без году неделя, водить за нос, надуть губы.

11. Сравните два варианта предложений. Скажите, насколько уме­стным вам представляется использование книжных и разговор­но-бытовых фразеологизмов в каждой из ситуаций. В случае необходимости внесите свои коррективы (см. справку 3).

1. Как представитель ГАИ 1. Как представитель ГАИ могу сказать, что водители могу сказать, что водители очень часто подвергают себя очень часто лезут на рожон, опасности, не думая о не думая о последствиях, последствиях.

2. Если такие задачки 2. Если такие задачи попадутся на экзамене, это попадутся на экзамене, это нестрашно. В классе все вы нестрашно. В классе все вы решали их легко, быстро. их щелкали, как орехи.


3. Отец обратился в

>юзный комитет с ъбой предоставить ему [асток земли, поскольку он :ю жизнь работал на заводе, в результате в конце жизни ^ался ни с чем. Мы работаем, а ты [оедаешь нам своими тросами.

I. Поздравляя милых женщин праздником, мы пожелали успехов в труде и личной

КНИ.

Не пытайтесь угадать,

>ш мой, сколько я [учаю. С моей пенсией ш скоро можно

давиться к праотцам. Если вы согласитесь выйти меня замуж, я буду самым 1СТЛИВЫМ человеком на >те.

( Мне уже смертельно (оели ее бредовые идеи, ►емление обмануть >го клиента и при этом гаться невинной овечкой.

3. Отец обратился в профком с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.

4. Мы работаем, а ты пристал к нам как банный лист со своими вопросами.

5. Поздравляя милых представительниц прекрасного пола с праздником, мы пожелали им успехов на трудовом фронте и в бурном житейском море.

6. Не пытайся гадать на кофейной гуще, милок, сколько я получаю. С моей пенсией очень скоро можно сыграть в ящик.

7. Если вы согласитесь отдать мне вашу руку и сердце, я буду счастливейшим из смертных.

8. У меня уже навязли в зубах ее id€ts fixes, ее постоянное стремление ободрать как липку любого клиента и при этом остаться comme il faut. (См. справку 9).


 

 


г*. Найдите выражения фразеологического характера, укажите, насколько стилистически оправдано их употребление в кон­тексте. Исправьте стилистические недочеты, речевые ошибки (см.справку 13).

1. Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, (стр сказала: "Я хотела чувствовать, что то, что я делаю, мартышкин труд". 2. Сейчас в парламенте все более и более аронников выпускать пар в стране. 3. После неудачного >нчания торжеств художественный директор программы объ- 1л, что праздник этот был спущен сверху. 4. Во исполнение юряжения командира роты весь личный состав был отведен


в столовую на обед. 5. Результаты уборочной кампании позволяют нам утверждать: реформы на селе пущены на самотек. 6. Выезды журналистов на передовую линию фронта осуществлялись регулярно. -7. Какую цель лелеяли депутаты, принимая решение о бюджете на следующий год? 8. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают качать права.

ЯЗЫКОВЫЕ АФОРИЗМЫ

13. А. Прочитайте текст. Дайте оценку афоризмам, назвав: а) наи­более актуальный; б) самый остроумный, в) больше всего вам понравившийся (см.справку 4).

Афоризмы всех времен и народов

Афоризмы известны всем. У каждого с детства на слуху "Знание - сила", "Время - деньги" или "Никто не обнимет необъятное", но не каждый назовет их авторов: англичанина Фрэнсиса Бэкона, американца Бенджамина Франклина и трио русских сатириков под псевдонимом Козьма Прутков.

А вот члены Московского клуба любителей самого лако­ничного литературного жанра не только знают множество афо ризмов и их авторов, но и делятся своими знаниями с другими. Не так давно ими была организована выставка, на которой были представлены сотни экспонатов: книги, среди которых изданные на пальмовых листьях или сандаловом дереве (!), коллективные подборки авторских произведений на страницах журналов, газет, фотоафористика и афоризмы - карикатуры, книги членов клуба.

На выставке можно было узнать, что афористичность была свойственна уже первым людям. Увы, чем долее человечество живет, тем многословнее оно становится. Киевскому князю Святославу даже для объявления войны требовались лишь три слова: "Иду на Вы", а ныне любая перепалка, что в трамвае, что в парламенте, вызывает столько слов!.. А член клуба профессор И.П. Шарапов установил: первые из известных нам афоризмов созданы несколько тысяч лет назад, хотя иные мы считаем современными. В XIII веке до н.э. было сказано актуальное и сегодня: "Всякая толпа глупа, но раздражать ее не следует". Акир Премудрый, он же Акихара из Ассирии» памятен мыслью: "Рыба портится с головы". Его же: "Лучше с умным таскать камни, чем с глупым пить вино". Древнейший юрист Солон: "Об умерших никто не должен говорить худ0

Когда-то Плиний провозгласил: "Нулла диес сине линеа" ("Ни дня без строчки"). Один из членов клуба продолжил фразу, и получился девиз литератора, которому завидуют иные: "Ни дня без строчки, ни ночи без любви".

У каждого мыслителя, философа, писателя находим мысль, выраженную лаконично, ярко и зачастую неожиданно. Оцените сами: "Женщина хочет того, чего у вас нет. Чем меньше чего- нибудь есть, тем больше она этого хочет" (О'Генри). "Окно в мир не закроешь газетным листом" (С. Леи). "Владеть не то что пером, но и топором не вдруг дается человеку" (А. Твардовский).

| А вот как шутят члены клуба.

Иные времена - иные правы. На крутых поворотах выле­тают крайние. История - не мавзолей: из нее не вынесешь. Идеи живут, пока за них есть кому умирать. Дайте ему крылья; не взлетит, но хлопать будет громко. Труднее всего спланировать, вылетая в трубу. Бег удлиняет жизнь, беготня укорачивает. Чтобы стать другом человека, не надо быть со­бакой. Разрез на юбке помогает идти в ногу со временем. Самые вкусные овцы - заблудшие (по Л. Чубарову).

Б. Один из журналистов записал такие афоризмы, прозву­чавшие в Российском парламенте: "Большому кораблю - боль­шую мель", "Скажи мне, кто я, и я скажу тебе, кто ты", "Не имей сто рублей, а имей тысячу рублей", "Если процесс пошел, то куда". Попробуйте вспомнить наиболее остроумные изрече­ния, используемые вашими коллегами.

,4*- А. Прочитайте вопросы шуточного теста, напечатанного в "Литературной газете". Попробуйте ответить на них. Охарактеризуйте разницу между словесной формой вопросов и ответов и их логическим содержанием.

1. Какая пословица призывает к максимальному использо- [ю резервов животноводства?

2. В какой пословице говорится о влиянии атмосферных яв- >ний на отправление культовых обрядов?

3. В какой пословице упоминается определенная категория дей, способных в процессе сношения с потусторонними сила- нанести себе черепно-мозговую травму?

■ 4. В какой пословице говорится о необходимости объектив­ного отношения к одному из предметов туалета?

5. Какая пословица сравнивает определенное филологиче- ое понятие с мелкой зерноядной птицей, постулируя при этом икающий из данного сравнения вывод?

I

у

ъ

6. Какая пословица дает эмпирическое определение ареала разброса репродуктивного фонда отдельных фруктовых де­ревьев?

7. В какой пословице упоминается домашнее парноко­пытное животное, способное при любых метеорологических условиях отыскать некую полужидкую субстанцию?

8. В какой пословице говорится о том, что избыток крася­щего пигмента меланина в шерсти самца хищного домашнего животного не позволяет изменить масть вышеупомянутого животного при помощи водных процедур?

Б. Попробуйте сами составить свои вопросы для подобного теста.

15*. А. Скажите, кому принадлежат следующие крылатые выра­жения (см. справку 6).

1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2. Из прекрасного дале­ка. 3. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 4. Услужливый дурак опаснее врага. 5. Во дни тор­жеств и бед народных. 6. Иных уж нет, а те далече. 7. С уче­ным видом знатока. 8. Как бы чего не вышло. 9. Одна - но пламенная страсть. 10. Легкость в мыслях необыкновенная. 11. Смотри в корень.

Б. Вспомните другие афоризмы из произведений этих же авторов.

16. А. Прочитайте помещенные ниже крылатые выражения, восхо­дящие к библейским и евангельским текстам, объясните их значение (см. справку 8).

Альфа и омега. Вавилонское столпотворение. Вкушать от древа познания добра и зла. Глас вопиющего в пустыне. Еги­петские казни. Златой телец. Камень преткновения. Козел отпущения. Краеугольный камень. Манна небесная. Тяжелый крест. От лукавого. Смертный грех. Содом и Гоморра. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Хлеб насущный.

Б. Используя как можно больше крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: "Самый трудный экзамен"» "Новая работа", "Мой первый коммерческий успех", "Я еду за границу".

17. А. Прочитайте иностранные выражения, используемые в русской речи и литературе. Объясните, как вы их понимаете (см. справку 9).


Alma mater. Alter ego. Bon ton. Carte blanche. Cherchez la femme. Comme il faut. Finita la commedia. Force majeur. Happy end. Homo sapiens. Иёе fixe. In vino Veritas. Jour fixe. Mauvais ton. Notre-dame. Perpetuum mobile. Post scriptum. Pro et contra. Salto [mortale. Tete-&-tete.

Б. Вспомните ситуации, в которых используются эти выра­жения.

18*. Найдите искажения в пословицах, поговорках, в крылатых выражениях.

1. Сто лет живи, сто лет учись. 2. Одно лекарство лечит, ругое повергает в болезни. 3. Чем меньше женщину мы [ любим, тем больше нравимся мы ей. 4. Как кот в масле. 5. Под лежачим камнем вода не течет. 6. Счастливые часов не замечают. 7. Жди ветра в поле.

19. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие со­бой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте опреде­лить тему каждой из статей; скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания экспрессии на газетной полосе.

1. Валюта строить и жить помогает. 2. Илья не играет в хоккей. 3. У демократов собственная гордость. 4. Великая Россия, а жить негде. 5. Английская бабушка надвое сказала. [<Ь. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 7. В Минфин со своим уставом. 8. Деньги на дороге не валяются. 9. Ближе к "телу". 10. Гадание на зеленой гуще. 11. О бедном солдате замолвите слово. 12. Легко ли жить в музее. 13. Смело, товарищи, в лапу. 14. Не плюй в колодец - сам там будешь. 15. Большому рублю большое плавание.

УСТОЙЧИВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

[20*.3амените глагольно-именные сочетания соотносительными однокоренными глаголами. Обратите внимание на те сочетания, управление которых не совпадает с управлением глагола. С некоторыми из них составьте предложения (см. справку 11).

К- . Проводить репетицию, оказать поддержку, давать направ­ление, давать консультацию, проявлять интерес, одержать t Победу, принимать участие, испытывать нужду, держать в

памяти.

14-3354209

21. Прочитайте глагольно-имениые словосочетания, обратите внимание на отсутствие образованных на их основе одиночных глаголов. Придумайте с некоторыми из них предложения, помня при этом о стилистической специфике контекста, в котором они используются (см. справки 11, 12).

Играть роль, возглавлять делегацию, оказывать внимание, оказывать гостеприимство, оказывать любезность, оказывать почести, оказывать почет, встречать затруднения, получать приказ, ставить под вопрос.

22. А. При оценке какого-либо факта, явления используются соче­тания: играть - сыграть (какую) роль (в чем); (какая) роль принадлежит (кому - чему); занимать - занять (какое) место (где, в чем); отводить - отвести (какое) место (кому - чему); иметь (какое) значение (для кого - чего); придавать - придать (какое) значение (кому - чему); уделять - уделить внимание (кому - чему).

Прочитайте предложения с вышеперечисленными оборотами. Обратите внимание на их лексический состав.

1. Новые инициативы России сыграли огромную роль в разрешении конфликта на Балканах. 2. Важная роль в исследовании тайн космоса принадлежит российским ученым.

Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами занял особое место в укреплении добрососедских отношений.

Важное место в подготовке инженеров отводится практике на заводе. 5. Новая Конституция, несомненно, будет иметь не только практическое, но и теоретическое значение для судеб демократии в стране. 6. Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности. 7. Руководство области уделяет недостаточно внимания кооперативам.

Б. Используя сочетания, приведенные в задании А, выскажите свое мнение:

- о публикациях городского органа печати,

- о программах Московского канала телевидения,

- о деятельности органов местной власти,

- о передачах радио России,

- о предстоящем политическом событии.

23*. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивы* словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения, пользуясь материалом задания 22 (см. справку 13).


1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 2. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. 3. В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяют огромное значение встрече глав правительств. 4. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайло­вича, занимала почетную роль при дворе. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Особое место должно быть уделено прове­дению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 7. Самое большое значение уделялось акциям, связанным с празднованием 500-летия Арбата.

8. Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы.

9. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 10. Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации. 11. В не­которых областях историграфии определяющее значение принадлежит методам описания "этноса". 12. Авторы моно­графии уделяют пристальное внимание вопросам периоди­зации развития страны, носящим лишь на первый взгляд не столь важное значение. 13. Кустарная промышленность в экономике страны играла особое значение. 14. Большое значение в перевозке грузов располагает река Ока.

15. Петр I придавал особую роль созданию флота.

16. Большое место в Заявлении было уделено вопросу о надежности АЭС. 17. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

. Замените данные глаголы синонимичными словосочетаниями, состоящими из глагола оказать плюс существительное. Обра­тите внимание на падежные формы после них (см. справку 14).

Доверять, помогать, влиять, поддерживать, содействовать, Сопротивляться, противодействовать, принимать, предпочи­тать, давить, нажимать, воздействовать.

25* . Исправьте ошибки в данных предложениях.

1. Медики города оказывают медицинское обслуживание орякам. 2. Американские специалисты оказывали экономичес- е консультации правительству страны. 3. До последнего емени ученые не касались того значения, которое оказала локада Ленинграда на ход войны. 4. Герань, алоэ и некоторые

другие растения оказывают неплохой Терапевтический эффект на больных. 5. В заявлении содержимся просьба оказать об­щественные меры воздействия на гражданина Николаева.

6. Почему деревья оказывают на нас такую притягательную силу? 7. Правительство могло бы оказывать большую защиту населения Севера.

26*. Из данного списка существительных выберите те, которые сочетаются: а) с глаголом нести (понести); б) с глаголом но­сить (см. справку 14).

С некоторыми из полученных со метаний составьте пред­ложения.

Жертвы, звание, нагрузка, имя, Наказание, обязанности, название, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток,, угроза, характер, урон, утрата, ущерб.

27*. В предложениях исправьте ошибки, связанные с употреб­лением глаголов нести и носить.

1. Сбербанк несет ответственность и гарантии за сохран­ность наших вкладов. 2. Реакция милиции на смерть журна­листов носила аспект недовольства вмешательством в ее дела. 3. У нас есть компьютерная сеть, котгорая может нести самое разнообразное применение. 4. Депута т должен носить ответст­венность за свои действия перед избирателями. 5. Медицина несет на себе ответственность в случае возникновения эпиде­мии. 6. Фирма несет расход по капитальному строительству.

7. Оценка деятельности коллектива в докладе носила доста­точно глубокий уровень. 8. Хозяйств^, нарушающие экологи­ческую обстановку, должны нести пцтрафные санкции. 9. По­лучая Орден Дружбы народов, писатель сказал, что эта на­града носит символический смысл, напоминая обо всех участ­никах гуманитарных акций. 10. Введение института капелланов в армии носит духовное значение.

28. А. Назовите глаголы, с которыми используются помещенные ниже существительные. Обратите внимание на их семанти­ческое сходство, а также на сщецифику их сочетания с глаголами (см. справку 14).

Мнение, представление; вывод, заключение, итоги.

Б. Назовите устойчивые словосочетания, в состав которых входят глаголы принимать, предпринимать, проводить. Придумайте предложения с некоторыми из сочетаний.

29*. Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необхо­димости отметьте и другие недочеты; исправьте их.

А. 1. Не нужно из этого факта строить проблему. 2. Спи­керу было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 4. По вечерам профессор дает лекции студентам заочного отделения. 5. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 6. Нам необходимо поставить широкомасш­табные исследования. 7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов. 8. Нужно сказать должное идее прези­дента. 9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен. Однако в мире принята специальная тех­ника, позволяющая выполнять это мероприятие. 10. Нужно держать свое обещание. 11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 12. Когда радист "Челюскина" сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех сразу облегчилось настроение. 13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

Б. 1. Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 2. Тело погибшего будет передано земле. 3. При­балтика тоже попадает в зону интересов США. 4. Таджи­кистан - страна, которая предвкусила плоды тоталита­ризма.

30*. Найдите в именной части устойчивых сочетаний ошибки (ис­кажение формы, замена именного компонента). Устраните эти недочеты.

1. Чтобы получить заказ, мы пошли в сговор с одной из частных фирм. 2. Выступление, которое держал депутат, но­сило провокационный характер. 3. Спикер парламента провел двухчасовой разговор с учеными Сибири. 4. Нужно отдать ему честь: этот человек вместе с комитетом по реабилитации реп­рессированных разобрался с ситуацией, которая возникла во­круг Кронштадтского мятежа. 5. Нелегкая нагрузка выпала на солдат, которые охраняли территорию, прилегающую к за­ставе. 6. Нет причин впадать в паническое настроение. 7. Пе­редача наводит размышления на то, что необходимо менять всю структуру программы. 8. По-моему, такая власть авто­ритета не вызывает. 9. На чемпионате мира команда одержала ряд успехов. 10. Угрозы энергетиков отключить электричество во всем регионе переходят все рамки. 11. Изучение лите­ратуры в школе пущено на анархию.

31*. Прочитайте предложения, в которых в устойчивые сочетания включены неудачные определения. Исправьте подобного рода погрешности.

1. Уфология - наука об астральных явлениях - сейчас на­ходится в затруднительном положении. 2. В этом районе идет такой интенсивный лов рыбы, что исчезли некоторые породы. Вот почему властям придется пойти на чрезмерные меры. 3. Что касается выделения земель под дачные участки, то в этом отношении у нас с областью сложились неблагоприятные отношения. 4. Проблема радиоактивного заражения северных оленей требует провести более углубленные исследования. 5. Необходимо решить щепетильную проблему, связанную с домом писателя. 6. Эта акция правительства замыкает проч­ный круг. ч

32*. Прочитайте предложения, найдите ошибки, связанные с неоп­равданным расширением или сокращением состава устойчивых сочетаний. Исправьте их.

1. Большая часть населения находится за чертой уровня бедности. 2. Нашей делегации выпало подписать договор о дружбе между двумя областями. 3. Программы местного теле­видения оставляют желать много лучшего. 4. Несвое­временные выборы могут повлечь государственный переворот в стране. 5. Союзники начали выдвигать разного рода вари­анты, не имеющие общего с действительностью. 6. Петр I за­ложил русскую школу военного искусства. 7. Операция на­чалась точно в срок. Этим было положено втягивание войск в боевые действия.

33*. Исправьте ошибки в грамматической форме слов, примы­кающих к устойчивым оборотам, а также другие недочеты.

1. В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) - со­чельник, который подводил черту под прожитый год. 2. Ору­жие - это товар, на который страна не испытывала дефицита. 3. Журналист поблагодарил президента за то время, которое он уделил для России. 4. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны праздники в нашей жизни. 5. Узнав о катастрофе воен­ного самолета, министр обороны выразил сожаление слу­чившимся. 6. В конце 1980-х годов в советских общественных науках более пристальное внимание было обращено к проблеме новой исторической общности - "советский народ". 7. Решение парламента может придать новый импульс для нагнетания напряженности в республике. 8. В ответ на просьбу жильцов о

помощи в разрешении конфликта депутат ответил, что он не #меет к этому возможности. 9. Участники встречи руко­водителей профсоюзов выразили поддержку президента стра­ны. 10. Велика роль, которую играют события, происходящие в Афганистане и Иране, на жизнь мусульманских народов Средней Азии и Закавказья. 11. Чемпион мира заявил о своем согласии принять участие на этих соревнованиях.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

1. а) Кукольный театр, белое полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки, глубокий колодец, бархатная юбка;

б) театр военных действий, белые стихи, бабье лето, крас­ная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.

5. 1) Считать ворон - бездельничать, без цели глядеть по сторонам; 2) вить веревки - подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать по своему желанию; 3) вы­водить на чистую воду - разоблачать кого-либо, изобли­чать в неблаговидных поступках; 4) ставить вопрос ребром - заявлять решительно, спрашивать напрямик; 5) доводить до белого каления - приводить в состояние сильного гнева и полной потери самообладания; 6) держать камень за пазухой - иметь злобу против кого-либо; 7) драз­нить гусей - вызывать злобу, раздраженние у кого-либо;

8) заводить волынку - начинать говорить долго и скучно, не по существу дела, повторять уже известное; 9) вы­пускать вожжи - ослаблять руководство чем-либо: по­зволять упасть тому, что находилось в руках.

6. 1) Убивать беспощадно; 2) решить его быстро нельзя;

3) еле дыша; 4) плохо устроено; 5) не оправдали наших ожиданий; 6) за долгие годы; 7) надевать их чистыми.

<7* 1) Всем сестрам по серьгам; 2) вбить клин между Тад­жикистаном и Афганистаном; 3) получив от ворот поворот;

4) полку (журналистов) прибыло; 5) наломать дров; 6) во­лей-неволей; 7) во главу угла; 8) несолоно хлебавши;

9) пруд пруди; 10) на душе отлегло.

8. 1) сводит в могилу; 2) что греха таить; 3) глаза полезли на лоб; 4) скрепя сердце; 5) сыр-бор разгорелся; 6) застала врасплох; 7) нервы (она нам) потрепала.

9. 1) Отъявленный негодяй - заклятый враг; 2) приложить руку - наложить лапу; 3) тянуть лямку - влачить жалкое существование; 4) влипнуть в историю - попасть в пере­плет; 5) сослужить плохую службу - оказать медвежью услугу; 6) на одном дыхании - одним духом; 7) сердце рвет­ся на части - кошки скребут на сердце; 8) открывали рты - развешивали уши; 9) душа ушла в пятки - язык прилип к гортани; 10) как за каменной стеной - (быть) за спиной.

12. 1) Не напрасный труд; 2) ослабления напряженности в стра­не; 3) указание о проведении праздника было дано руко­водством; 4) по распоряжению; 5) проводятся без контроля;

6) журналисты выезжали; 7) цель преследовали; 8) предъ­являть свои права.

ч

14. 1) С паршивой овцы хоть шерсти клок. 2) Гром не грянет, мужик не перекрестится. 3) Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. 4) Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. 5) Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 6) Яб­локо от яблони недалеко падает. 7) Свинья грязи найдет. 8) Черного кобеля не отмоешь добела.

15. 1) Н. Некрасов. 2) Н. Гоголь. 3) Н. Карамзин. 4) И. Кры­лов. 5) М. Лермонтов. 6) А. Пушкин. 7) А. Пушкин. 8) А. Чехов. 9) М. Лермонтов. 10) Н. Гоголь. 11) К. Прут­ков.

18. 1) Век живи, век учись. 2) Одно лекарство лечит, другое калечит. 3) Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. 4) Как сыр в масле. 5) Под лежачий камень вода не течет. 6) Счастливые часов не наблюдают.

7) Ищи ветра в поле.

20. Проводить репетицию (чего? - репетировать (ч т о?); оказать поддержку (ком у?) - поддержать (к о г о?); давать направление (ком у?) - направлять (к о г о?); давать консультацию (ком у?) - консультировать (к о - г о?); проявлять интерес (к кому?) - интересоваться (к е м?); одержать пробеду (над к е м?) - победить (к о г о?); принимать участие (в ч е м?) - участвовать (я ч е м?); испытывать нужду (в ч е м?) - нуждаться (в ч е м?)5 держать в памяти (ч т о?) - помнить (ч т о?).

23. 1) Играли важную роль; 2) получили резонанс; 3) уделяют огромное внимание; 4) занимала почетное место; 5) отво­дится особое место; 6) особое внимание должно быть уде­лено; 7) самое большое внимание уделялось; 8) сыграло ог­ромную роль; 9) то место, которое заняла церковь; 10) име­ет ключевое значение; 11) определяющая роль принад­лежит; 12) имеющим не столь важное значение; 13) играла особую роль; 14) большими возможностями располагает; 15) придавал особое значение; 16) большое внимание было уделено; 17) немаловажное значение имело.

25. 1) Оказывают медицинскую помощь; 2) давали консуль­тации; 3) оказала влияние; 4) оказывают воздействие;

5) оказать воздействие; 6) имеют силу (для нас); 7) ока­зывать поддержку (населению).

26. а) нести (понести) - жертвы, нагрузку, наказание, обязан­ности, ответ, ответственность, поражение, потери, расхо­ды, убыток, угрозу, урон, утрат







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.