Здавалка
Главная | Обратная связь

Множественного числа существительных



15*. Раскройте скобки, вберите подходящий, с вашей точки зре­ния, вариант. Мотивируйте свой выбор. Пользуйтесь табл. 3 и

4 и справкой 5. J

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (ку3овы, кузова) их до краев были на­полнены мешками и ящцкаМи. 3. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной коики лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались по ветру. 5. Па­стух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали раз­носиться тихие, переливчатые (тоны, тона) свирели. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны, тона). 7. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы. 8. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы, шофера). 9. По обе стороны строительной площадки возвышались ак­куратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 10. Много­численные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 11. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов.

16. Установите отличие слов каждой пары по оттенкам значения или стилистически. Составьте с ними словосочетания.

Зубы - зубья, кондукторы - кондуктора, корни - коренья, лагери - лагеря, листы - листья, мужи - мужья, образы - образа, поводы - повода (поводья), поясы - пояса, пропуски - пропуска, соболи - соболя, счеты - счета, хлебы - хлеба, цветы - цвета.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

КАК СИНОНИМЫ

17*, Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы (см. справку 6).

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз,сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподава­тель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

18*. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотиви­руйте свой выбор; устраните неправильные формы.


1. Радостно встретились после долгой разлуки (дв^друга - двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь,
страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты - четырех сирот - четверых сирот). 3. В семье было (три сына - трое сыновей), все (три - трое) - прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тр^емя - троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три^слуги - трое слуг). 6. Семинар вели (два до­цента - двое доцентов).

19*. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправиль­ного выбора формы числительного. Исправьте ошибки (см. справку 7).

£

1. На занятиях не было об§их сестер. 2. Парохода ждали лько четверо женщин&:3. Главная бухгалтерия обсл^сивает теперь тринадцать детских садов и двадцать дв^ яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью дво&х бульдозеров. 5. Трв& работницше ск^ргли выйти на работу. 6. Двое котят игралиjHa полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обфрх анах скоро будут выборы.

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

О*. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме. Пользуйтесь табл. 7, 8, 9 и справкой 8.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). . Деревня находится^ 163 (километр) от города.

1*. Прочитайте текст. Следите за правильностью форм количе- ственно-именных сочетаний. Пользуйтесь табл. 7, 10.

Корпорация "Платон" провела социологический опрос среди (руководитель^средних и крупных предприятий России, казалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как плоте консерватизма, 88,9% (руководител^поддерживают ею рыночной экономики для России. За массовую привати- предприятий высказались более 51% (опрошенный)^

Используя приведенные данные, составьте тексты (или пред­ложения) по темам опросов. Употребите предлоги: с - по, более, сверх, около; существительные: количество, число, доля; глаголы: достигать (ч е г о?), исчисляться (ч е м?), измеряться (ч е м?), равняться (чем у?), превышать (ч т о?), составлять (с к о л ь к о?).

Образец: ЧислЬ москвичей, считающих борьбу с преступ­ностью первоочередной проблемой, составляет более восьми­десяти одного процента.

5-3354

Опрос м^*^

Вопрос:

л необходимо предпринять, что-

Что, по-вашему, конхретно » ^ ^лемы

бы улучшить условия ЖИЗНИ В ** <У

требуют первоочередного реш^*'***'

Р Ответ: -81% ^^

- охрана порядка, борьба с ^РестУпностью _

- организация торгов^ - 31 %

- работа общественного тр3 нспоРта

- помощь престарелым, де^М' инвалидам' _ 3 ] % , малообеспеченным _

- экология _ 29%

- благоустройство го^да . ния _ 29%

- состояние медицинского ^ - 21 %

- жилищные проблему _

- школьное образование « о о?

- работа детских до^0ль*"1Х учреЖДСНИИ " ?J

А КУЛЬТУРЫ - /70

- деятельность учре^н^^^

газеты Хргу*4* Ф

1) Как вы думаете,фи *аком06 ваша ЖИЗНЬ ИЗМ6' нилась бы к лучшему? , _

при капитализме " 31 5

при социализме ~~ '

затрудняюсь ответить ~ '

2) Какая ситуация, нанГ. ^ЗГЛЯД' более терпима:

отсутствие товаров у иноГ^ денег 'л изобилие товаров и удл0 ^нег ~~

затрудняюсь ответив ~ ' „^глй

3) Как изменилось ^е н а^™™ по сравнению с весной

прошлого года? -

стало лучше ~ '

стало хуже ~ х\с\

не изменилось "" *9 затрудняюсь ответить '

21 Ответьте на слепуюго^Р0СЫ' ИСПОЛЬЗуя В ответах КОЛИ'

23. Ответьте на следую^ вс?' социологической аужбы "Мони- чественные данные ъуосо:*^ торинг" (газета "Цент^плку^

1. Сколько процентов москвичей имеют акции? (Около...).

2. Какук) часть в общем числе московских руководителей производству составляют держатели акций? (Более...).

3. Много ли москвичей не имеют акций и не хотят их иметь?

4. Какова доля москвичей-акционеров, которые надеются на высокие дивиденды? которые не надеются на них?

Сравнит^, кого и на сколько больше (меньше).

5. Являемся ли вопрос социологической службы актуальным для всех респондентов?

6. Какой выход из инфляции видит большая часть опро­шенных? меньшая? (Сравните их доли).

7. Какова численная шкала разных подходов к решению проблемы? (От... до.)

Данные опросов Вопросы 1-4

9% им<*ют акции и надеются на высокие дивиденды;

36% им^ют акции, но на высокие дивиденды не надеются;

12% акций не имеют, но хотели бы их иметь;

24% акций не имеют и не хотели бы их иметь;

19% это не интересует или затрудняются ответить.

Почти Головина москвичей имеет акции, а среди руко­водителей предприятий этот процент намного больше (70%).

Вопросы 5-7

Как вы собираетесь в ближайшие месяцы решать свои

семейное финансовые проблемы в условиях инфляции?

12% - потороплюсь сделать крупные покупки (вещи, ме­бель, технику);

11 % - в^ожу деньги в банк;

8% - отменяю деньги на валюту;

8% - буду вкладывать деньги в собственное дело;

6% - куплю акции;

43% - у меня нет такой проблемы: денег едва хватает на

еду;

12% - затрудняюсь ответить.

15*

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ИМЕННОГО И ГЛАГОЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.