Здавалка
Главная | Обратная связь

Нанизывание падежей



26*. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, на­низывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняю­щее понимание (см. справку 10).


1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисмен­тами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оцен­ках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами предсе­дателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия сту­дентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоя­тельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

ВЫБОР ПАДЕЖА В КОНСТРУКЦИЯХ С БЛИЗКИМИ ПО ЗНАЧЕНИЮ И ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ

27. Подберите к данным словам близкие по значению. Составьте словосочетания с теми и другими, используя падежные формы. В случае затруднения пользуйтесь табл. 13 и справкой 11.

Образец: уверенность - уверенность в успехе, вера в успех.

Претворение, опираться, рецензия, превосходство, тор­мозить, предостеречь, идентичный.

28*. В данных словосочетаниях замените выделенные слова близ­кими по значению. Прочитайте словосочетания с синонимами. Следите за падежной формой зависимых слов. Пользуйтесь табл. 13 и. справкой 11.

Обращать внимание на мелочи, обосновывать фактами, потерпеть поражение от соперника, различать друзей и врагов, уплатить за проезд, рассержен неудачей, удивляться стойкости, обижен бестактностью.

Слова для справки: уделять внимание, обидеться, удивлен, оплатить, проиграть, основываться, рассердиться, отличать.

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ПАДЕЖА И ПРЕДЛОГА

29*. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог (см. справку 12).

1. Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Происшедшее с трудом вписывается (рамки демократи­ческих традиций). 5. Опубликованная статья содержит крат­кий обзор (научные достижения). 6. Достигнутые успехи все­ляют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

30*. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и пред­логов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик под­черкнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участ­вовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность исполь­зования резервов.

31. Придумайте предложения (словосочетания) с данными сло­вами. Следите за правильностью употребления падежных форм и предлогов. •

Предполагать (ч т о?); управляющий (ч е м?); тяготиться (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чем у?); поражен (ч е м?); вписаться (во ч т о?); курировать (кого -что?);свойственный (кому-чему?)

32*. В приведенных предложениях исправьте стилистические недо­четы в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истече­нию некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.


33*. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги. Пользуйтесь табл. 14.

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозна­чено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) сту­денты получают консультации. 4. Время доказало превосход­ство этого способа (другие). Победить команде помогло пре­восходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ

ОБОРОТОВ

34*. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно (см. справку 13).

1. Я отредактировал 1. Я передал рукопись ре- рукопись. дактору.

2. Отредактировать 2. Нужно передать руко- рукопись. пись редактору.

3. Я закончил работу. 3. Мне стало радостно на

душе.

4. Я закончил рукопись. 4. Рукопись была переда­

на редактору.

5. Иметь свободное время. 5. Можно многое сделать.

6. Доктор познакомился с 6. Доктор рекомендовал результатами исследования, курс лечения.

35*. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употребле­нии деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муници­палитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что проис­ходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестои­мости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Вы- яснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

1. Старинный рояль, ваша фамилия, заказная бандероль, наша плацкарта, старинный банкнот, новая расценка, спе­лое яблоко, большая мозоль, маленькая мышь, кожаная туфля, широкая прорубь, лесная просека, спелый помидор, молодой жираф, черный ботинок, войлочная тапка.

2. 1) Всякому овощу; 2) яблоко - зелено, само; 3) мышь - та; 4) любимую мозоль; 5) невелика мышь; 6) здоровое яблоко;

7) червивое яблоко; 8) жираф - большой, ему.

4. 1) Был, теплый; 2) избранное, просмотрело; 3) опубликовал (журнал); 4) заинтересовал, торжественный; 5) был создан (язык) - было создано; 6) два - две; 7) судоходна (река);

8) написал, великий; 9) показались (горы); 10) военно-про- мышленное; 11) новую.

6. Свежий, остыл, сладкое, молодая, военный, грузовое, зеле­ный (город), древний (город), заморское - заморский, за­явило (государство), разлилось (озеро), маленький, знако­мый (мужчина) - знакомая (женщина); моя (женщина) - мой (мужчина).

7. 1) Концентрация - женский род; вещество - средний род; характеристика - женский род.

8. Военно-промышленный комплекс существовал; Комитет государственной безопасности отметил; международная Организация объединенных наций; городская теплоэлектроцентраль,

новая автоматическая телефонная станция; Международный валютный фонд объединил; Федеральная служба контрразведки сообщила; синдром приобретенного иммунодефицита опасен:

Организация объединенных наций по вопросам образова­ния, науки и культуры присудила. Московская кольцевая автодорога построена. Московский Государственный Университет подготовил.

9. Акушер, банщик, баскетболист, гонщик, дояр, массажист, намотчик, санитар, свинарь, секретарь, солист, стеногра­фист, телефонист, ткач, фельдшер.

10. Аспирантка, директриса (устар.), корреспондентка, кондук­торша (разг.), конькобежка (разг.) лаборантка, обмотчица, руководительница (разг.), трактористка, учительница, юби­лярша (разг.).

Новообразования на -ша, -иха, типа агрономша, вра­чи.ха, прокурорша носят сугубо разговорный, часто ирони­ческий характер.

12. Космонавта, редактор, аспирантки, кондуктор, лучшим мастером, бригадирша, чемпионом мира, билетерши, руководитель.

15. 1) Лекторы; 2) кузовы - кузова; 3) лоскуты, 4) лоскутья;

5) тоны; 6) тона; 7) секторы - сектора; 8) шоферы; 9) штабели - штабеля; 10) прожекторы; 11) учителя, бух­галтеры, инженеры, кондуктора - кондукторы.

17.Два сына - двое сыновей, два парохода, два командира, два директора, два батрака - двое батраков, два воза, двое саней, двое суток, две дочери, две учительницы, две батрачки, две деревни, два села, два города, два препо­давателя - двое преподавателей, два педагога, два мед­ведя, два зверя, два волка, их трое, двое военных, два президента.

18.1) Два друга - двое друзей; 2) четырех сирот (пол не­известен); 3) три сына - трое сыновей, все трое; 4) за ними троими; 5) трое слуг - три слуги; 6) два доцента.

19.1) Обеих сестер; 2) четыре женщины; 3) ясли в количест­ве двадцати двух; 4) двух бульдозеров; 5) три работницы;

6) два котенка; 7) на обоих берегах; 8) в обеих странах.

20. 1) К тремстам сорока пяти; 2) от девятисот шестидесяти четырех; 3) с семьюстами девяноста восемью; 4) тремяста­ми семьюдесятью пятью голосами против сорока четырех; 5) в ста шестидесяти трех километрах.

21. Среди шестисот руководителей: восемьдесят восемь и девять десятых процента руководителей: более пятидесяти одного процента опрошенных.

24. Подготовка аспирантов и руководство ими;

помощь родственным предприятиям и контроль за ними; надеяться на своих выпускников и верить в них; понять трудности переходного периода и смириться с ними; подбор фактов и наблюдение над ними; координировать деятельность смежных предприятий и ру­ководить ею.

25. 1) Распределяет имущество и финансы и управляет ими;

3) регламентировала взаимоотношения властных структур и вносила в них новый порядок; 4) образуют внебюджет­ные фонды и распоряжаются ими; 5) заинтересованность в конечных результатах и ответственность за них; 7) не имеет лидера и нуждается в нем; 8) в связи с классовым расколом общества и в результате его (такого раскола).

26. 1) Депутаты встретили речь... 2) Докладчик остановился на том, как оценивает современная наука влияние химичес­кого производства на природу. 3) Депутаты вторично выдвинули нашего представителя... 4) В работе кратко характеризуется методика... 5) Для того чтобы расши­рить... и привлечь... 6) Изыскиваются возможности для создания... 7) В диссертации анализируется теория и прак­тика укрепления... в наше время. 8) В работе делается попытка обобщить... 9) Ознакомиться с тем, как понимает наши проблемы известный современный писатель.

28. Уделить внимание мелочам; основываться на фактах; проиграть сопернику; отличать друзей от врагов; оплатить проезд; рассердиться на неудачу; удивлен стойкостью; обидеться на бестактность.

29. 1) (О т ч е г о?) от многих студенческих исследований; 2) (ч е г о?) положения дела; 3) (н а ч т о?) на модернизацию производства; 4) (во чт о?) в рамки; 5) (ч его?) научных достижений; 6) (в ч е м?) в дальнейшем повышении резуль­тативности; 7) (ч е г о?) самоотдачи.

30. 1) Познакомить с че м? с этим; 2) подчеркнуть что? необходимость; 3) критика чего? того, что мы делаем;

4) свестись к ч е м у? к предоставлению; 5) ориентирован на к о г о - ч т о? на школьников; 6) уверенность в ч е м?


в своем завтрашнем дне; 7) контролировать что? ход лечения; 8) озабоченность чем? безопасностью..; 9) уча­ствовать в ч е м? в выборах; 10) говорить о ч е м? о возможности.

32. 1) Согласно чему? приказу; 2) в связи с чем? (из-за чего); 3) из-за чего? (вследствие чего); 4) из-за чего? (по причине чего?); По окончании чего? - сложный предлог; 6) вопреки чему? указанным положениям; 7) по истечении чего? - сложный предлог; 8) ввиду чего? 9) благодаря чему? трудностям.

33. 1) Заслуживать чего? одобрения, заслужить что? ува­жение; 2) изменения в ч е м? (т.е. перемены, переделка) в жизни общества, изменения чего? (т.е. замена прежнего новым) направления; 3) подготовка чего? (т.е. пред­варительная работа для выполнения чего-либо) текста доклада, подготовка к чему? (т.е. предварительные действия, мероприятия) к экзаменам; 4) превосходство над кем-чем? (т.е. обладание высшими достоинст­вами по сравнению с кем-либо) над другими, превосходство в чем? (т.е. преимущество в каком-либо отношении) в технике; 5) на благо кому? (при обозначении лица) детям, чего? (при обозначении не лица) родины.

34. 1. Отредактировав рукопись, я передал ее...

2. Отредактировав рукопись, нужно передать ее...

3. Деепричастный оборот невозможен. Логическое подле­жащее, выраженное косвенным падежом (мне). Нет инфи­нитива.

4. Деепричастный оборот невозможен. Не совпадают субъекты действия (я, рукопись).

5. Имея свободное время, можно многое сделать.

6. Ознакомившись с результатами исследования, доктор рекомендовал...

35. 1) Объяснить эти явления можно, взяв; 2) рассмотрев..., автор предлагает; 3) то, что происходит сегодня, раз­вязывает мне руки; 4) торговый зал очистили от людей, опасаясь; 5) рост цен ... отражается; 6) прочитав ру­копись ..., я думаю; 7) применяя ..., нужно учитывать; 8) выяснив ..., нужно ответить на вопрос; 9) придавая большое значение ... выполнили; 10) при изучении ... обна­руживается.

Раздел П

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА

ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ:

СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

• ,

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

1. Прочитайте текст статьи1, а также составленные на его основе аннотацию (см. справку 1), реферат и рецензию (см. справки 2. 3, 4). Проанализируйте композицию текста аннотации, рефе­рата и рецензии, обратите внимание на выделенные в них слова и словосочетания, которые служат для организации этих типбв текстов.

Искусственный разум. Феномен мышления

Машины уже научились, и делают это весьма добротно, слагать стихи, сочинять музыку, рисовать картины. Возможно, кому-то покажется, что это - несомненный признак их ра­зумности. Ведь если ЭВМ доступно творчество, которое всегда считалось свойством высокого интеллекта, то справедливо ли отказывать ей в разуме? Может, укоренившиеся предрассудки мешают нам более широко взглянуть на мир?

Все же большинство из нас едва ли согласится считать рисующую и сочиняющую стихи ЭВМ мыслящей. Что же тогда следует называть мышлением? Как отличить мыслящее от немыслящего?

Далекому от науки человеку трудно себе представить, как много умеют делать современные кибернетические устройства. Стоит хотя бы упомянуть о так называемых "экспертных системах", которые на основе имеющихся в их памяти сведений (к тому же они еще и обучаются на собственном опыте) анализируют состояние больного, режим технологического процесса, расстановку сил на поле боя и тому подобные много- факторные явления и дают советы, как поступить в том или ином случае. При этом ЭВМ не только сообщает свое решение, но и объясняет, почему оно должно быть таковым-

1 Барашенков B.C. Искусственный разум // Человек. - 1991. - М« 4. - С. 64-70.


По сравнению с электронной памятью, выдачей архивных справок и математическими вычислениями, что у большинства людей ассоциируется сегодня с образом компьютера, это - качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, огда на основе имеющегося вырабатывается новое знание. Не еобразуется из одной формы в другую, а именно выраба- 1вается. До сих пор это всегда считалось неоспоримой при- илегией человеческого мозга. Неудивительно, что тому, кто первые встречается с подобными системами, часто просто не ерится, что он имеет дело с "железной ЭВМ", а не со спря- вшимся где-то оператором-человеком.

Да и способность ЭВМ выполнять математические рас- еты, к чему теперь мы привыкли, еще совсем недавно рас- атривалась как одна из самых высших ступеней духовной ятельности человека. Комплексные числа, с которыми сегод- легко оперирует почти любая ЭВМ, даже некоторые кар­анные калькуляторы, Г. Лейбниц, сам выдающийся матема- к, называл "духовными амфибиями", удивительным "порож- ением духа Божьего", а писатель В. Одоевский в своей усской речи" писал о нашей способности к вычислениям как каком-то непостижимом, почти мистическом свойстве: При всяком математическом процессе мы чувствуем, как к шему существу присоединяется какое-то другое, чуждое, оторое трудится, думает, вычисляет, а между тем наше нное существо как бы перестает действовать, не принимая акого участия в этом процессе, как в деле постороннем, ет своей собственной пищи, а именно связи, которая должна ествовать между ним и этим процессом, - и этой-то связи I и не находим".

Можно представить, как был бы поражен Одоевский, узнав вычислительных способностях наших ЭВМ! И тем не менее I не считаем их думающими. Чего же им недостает? Любая вычислительная машина, каким бы поразительным было ее "умение" обучаться, работает на основе заранее ставленной для нее программы и поступающих внешних анных. Правда, мы, люди, тоже реализуем определенные ограммы действий, особенно в первые месяцы жизни, когда аше поведение почти целиком определяется заложенной в нас нетической программой. Однако принципиальное различие в м, что человек способен мотивированно, т.е. в зависимости определенных условий, изменять программу и делает это к, что между старой и новой программами нет непрерывного огического мостика. Как это происходит, тоже пока не ясно,

тут много споров и различных точек зрения, но это уже - другой вопрос, важно, что современные вычислительные маши­ны этим свойством не обладают. Вот если бы случилось так, что какая-то ЭВМ, решавшая, скажем, задачи по электро­магнетизму и квантовой механике, объединила бы эти два раздела науки и вывела уравнения квантовой электродина­мики, а потом с их помощью предсказала бы новые явления в этой неизвестной ей ранее области, тогда, наверное, мы были бы вправе назвать ее думающей. И прежде всего потому, что она сама, без всякой программной подсказки, решила заняться качественно новой задачей. Слово "решила" как раз и озна­чает, что она мыслит.

Всякая интеллектуальная задача представляет собой поиск способа достижения поставленной цели, а иначе это будет не решением задачи, а просто действием по точной инструкции, мало чем отличающимся от работы станка-автомата. Когда мы говорим, что школьник решает задачу, это означает прежде всего, что он должен сообразить, какую взять для этого формулу, какие подставить в нее числа. Однако если он, заглядывая в тетрадь соседа, подставляет указанные там числа в написанную на доске формулу, это уже не решение, а механическое повторение. Именно так ведут себя современные ЭВМ. Строго говоря, никаких задач они не решают, и часто используемое нами выражение "ЭВМ решает" имеет условный смысл... Она, как запустивший уроки ученик, делает все по шпаргалке, не понимая ее смысла и не умея даже на волосок отступить от того, что ей подсказывают. Поэтому мы и не считаем ее разумной.

Способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение - это как раз и есть то главное, что характеризует феномен мышления.

Правда, кое-кто, наверное, сразу же возразит: глупая рыб­ка в аквариуме и даже примитивная амеба, преодолевая пре­пятствия в погоне за добычей, тоже ставят себе задачи, изменяющиеся в зависимости от конкретных условий, значит - и они мыслят?

А почему бы и нет? Могут быть примитивные формы мышления, ведь объяснять поведение животных во всем многообразии жизненных ситуаций одним лишь инстинктом - это гипотеза. И было бы весьма странным, если бы природа пошла только по этому жесткому пути, совершенно не исполь­зовав возможностей приспосабливаться к окружающей обста­новке "по ходу дела".

Кстати, животным и птицам присуще такое "высшее свой­ство" мышления, как способность к обобщению. Например, они узнают пищу в самых различных конкретных формах, так сказать - пищу вообще. Пес узнает своего собрата в огромном доге и в крохотной, умещающейся на ладони японской собачке. Неторопливо разгуливающие по тротуару голуби не обращают внимания на людей, зато сразу же взлетают, стоит появиться поблизости кошке - большой или маленькой, черной или белой. Читатель найдет еще более убедительные примеры.

Наше обыденное понимание разумного слишком очело­вечено, и, подобно тому, как в прошлом веке многим казалась нелепой сама мысль о преемственной связи между человеком и обезьяной, сегодня многих из нас смущает мысль о возмож­ности нечеловеческого интеллекта. В частности, сами того не замечая, мы часто связываем представление о мышлении со способностью осознавать собственное "я", и это мешает нам более широко взглянуть на феномен мышления. Правда, связь между мышлением и чувством "я", по-видимому, действительно существует. Можно думать, что в условиях прихотливо изме­няющейся внешней обстановки сложная система будет устой­чивой лишь в том случае, если она обладает способностью ощущать свое состояние, а в этом, собственно, и состоит суть нашего "я". Анализ показывает, что подобное чувство не­обходимо уже многим роботам-автоматам. Ведь робот, да и вообще всякая сложная самообучающаяся и активно общаю­щаяся с человеком машина должна сообщать ему о состоянии своей памяти, о том, что ей понятно, а что - нет и почему. А для этого автомат должен ощущать и быть способным выразить свое состояние. Это нужно роботу и для того, чтобы вовремя заметить неполадки в своем "организме". Не осознаю­щий себя робот едва ли сможет долго просуществовать в сложной, быстро меняющейся и воздействующей на него обстановке. Конечно, "я" робота сильно отличается от нашего самосознания. Но и здесь не должно быть резкой грани.

Как это ни удивительно, но многое из того, что принято считать неотъемлемо человеческим, имеет продолжение и на низших этажах природы...

Аннотация

Статья доктора физико-математических наук, заведую­щего отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне Барашенкова B.C. "Искусственный разум. Феномен мышления", опубликованная в журнале "Человек" 1991, № 1, посвящена проблеме создания искусственного разума.

В статье говорится о широких возможностях современ­ных кибернетических устройств, а также называются факто­ры, характеризующие феномен мышления, без учета которых нельзя говорить об искусственном разуме.

Реферат

Статья под заголовком "Искусственный разум. Феномен мышления" написана доктором физико-математических наук B.C. Барашенковым и опубликована в журнале "Человек" № 1 за 1991 год.

В данной статье речь идет о проблеме искусственного разума.

Автор рассказывает о современных ЭВМ и ставит воп­рос о возможности создания разумных машин.

В начале автор отмечает, что современные киберне­тические устройства выполняют операции, считавшиеся до недавнего времени привилегией человеческого мозга. На примере "экспертных систем" он объясняет действия таких машин и утверждает, что это качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющейся информации вырабатывается - именно вырабатывается, под­черкивает ученый, - новое знание. Однако автор не может назвать их думающими.

Далее говорится о том, что недостает ЭВМ, чтобы счи­таться мыслящими, разумными.

Автор пишет, что любая вычислительная машина дейст­вует по инструкции, работает на основе заранее составленной для нее программы, мотивированно изменить которую она не в состоянии. Всякая же интеллектуальная задача, подчеркивает автор, представляет собой поиск способа достижения постав­ленной цели. Ученый подводит нас к мысли, что феномен мышления характеризуется, самое главное, способностью ста­вить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способностью к обобщению.

В конце статьи автор анализирует вопрос о связи между мышлением и чувством "я" и утверждает, что в сложной, быстро меняющейся обстановке существовать может только автомат, осознающий себя, способный выразить свое состоя­ние. У не осознающего себя робота нет будущего.


Таким образом, можно прийти к выводу, что современные ЭВМ, не обладающие пока перечисленными характеристиками, нельзя назвать мыслящими, а значит нельзя еще говорить об искусственном разуме.

Рецензия

Тема статьи доктора физико-математических наук В. Ба- рашенкова - одна из самых актуальных в эпоху НТР: и ученых, и далеких от науки людей волнует мысль о воз­можности существования нечеловеческого интеллекта.

Тема раскрывается автором с научных позиций, но до­ступно и ярко.

Используя интересные примеры, иллюстрации, ученый рассказывает о новых кибернетических устройствах, способ­ных сочинять стихи, музыку, создавать художественные полот­на, анализировать человеческие заболевания, устанавливать режим технологических процессов и многое другое, что совсем недавно считалось интеллектуальной, духовной деятельностью только человека.

В ходе рассуждений автор убеждает нас, что, хотя совре­менные ЭВМ находятся на качественно новой ступени интел­лектуальной деятельности, их нельзя еще считать думающими, мыслящими.

В связи с этим на первый план правомерно выдвигается вопрос о феномене мышления, о том, что его характеризует, как представление о мышлении связано со способностью осознавать собственное "я". Убедительно звучит тезис о том, что главное, что характеризует феномен мышления, - это способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способность к обобщению.

Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точка зрения, конечно же, не нова и отнюдь не сенсационна, что признает он сам, но стержень, ключ к проблеме, на наш взгляду найден верный. Все дело, безусловно, не в непостижи­мых способностях суперсовершенной ЭВМ, а в мотивирован­ности действий, и мышление машины - это, прежде всего, след­ствие масштабности, глубины разума человека.

2. Найдите в табл. 1-4 средства, выполняющие аналогичные вы­деленным словам функции. Определите:

а) с помощью каких языковых средств может быть сфор­мулирована тема;

б) какие языковые средства используются при описании основного содержания;

в) какие языковые средства используются для иллюст­раций, перечисления, особого выделения (смыслового акцен­та), для выводов и т.п.

3. Определите в текстах аннотации, реферата и рецензии слова - средства организации научного текста. Найдите в табл. 7 ана­логичные средства.

4. Проанализируйте текст рецензии с точки зрения исполь­зования в нем эмоционально-экспрессивных средств языка и их функционального назначения. Подберите аналогичные оце­ночные конструкции из табл. 2 (VIII п.) и 5 и справки 5.

5. Прочитайте новые варианты аннотации, реферата и рецензии на текст задания. Найдите композиционные, логические и стилистические неточности и отклонения.

Аннотация

В статье B.C. Барашенкова "Искусственный разум. Феномен мышления" речь идет о том, что в определенных условиях современные ЭВМ могут проявлять некоторую самостоятельность, способны самообучаться и даже принимать решения. Автор характеризует феномен мышления, а также перечисляет характеристики, которыми должны обладать мыслящие машины.

Реферат

В статье "Искусственный разум. Феномен мышления" автор говорит о том, что сегодня в определенных условиях ЭВМ могут стать самостоятельными, могут сами без всякой программной подсказки принимать решения.

Используя многочисленные примеры, автор описывает "экспертные системы".

Далее автор подчеркивает, что, несмотря на эти дости­жения, экспертные системы еще не обладают настоящим мышлением, т.е. не способны самостоятельно ставить задачи.

Заключительная часть статьи посвящена феномену мыш­ления. По мнению автора, феномен мышления характе­ризуется способностью ставить задачу и самопрограммиро­ваться на ее решение, а также способностью к обобщению.

В конце автор перечислил все факторы, характеризующие феномен мышления.


Рецензия

Статья доктора физико-математических наук B.C. Бара­шенкова посвящена современным кибернетическим устройст­вам, их огромным возможностям уже сегодня и фантастическим перспективам в будущем.

В работе рассказывается об экспертных кибернетических системах, которые анализируют состояние больного, режим технологического процесса и тому подобные явления и дают советы, как поступить в том или ином случае. Особый интерес вызывает описание самообучающихся систем, о которых мы совсем недавно могли прочитать только в научной фантастике. Эти машины, подобно человеку, становятся специалистами своего дела, приобретая изо дня в день собственный опыт и обучаясь на нем.

И все же нельзя не согласиться с ученым, что машинам еще далеко до настоящего мышления - способности самостоя­тельно ставить задачи.

6. Прочитайте продолжение статьи B.C. Барашенкова. Используя справки 1-6 и таблицы, составьте к нему аннотацию, реферат и рецензию.

На волосок от мысли

Да, современная ЭВМ ведет себя подобно школьнику, тупо, по шпаргалке повторяющему кем-то уже найденное решение. Но так бывает не всегда. В определенных условиях машины могут проявлять некоторую самостоятельность и выходить за пределы шпаргалок. Этому их уже научили. Так ведут себя экспертные кибернетические системы, о которых упоминалось выше. Каждая из них содержит в своей памяти "банк знаний", собранных у людей-экспертов (отсюда и назва­ние этих систем). Например, у системы, относящейся к диагно­стике болезней и выбору соответствующих лекарств, это - знания опытных врачей-практиков. В памяти экспертной системы, помогающей в ремонте сложных электронных при­боров, аккумулированы знания квалифицированных, долго работавших в этой области техников и инженеров. И так да­лее - каждая экспертная система имеет определенное "обра­зование", записанное в виде сотен и тысяч правил-инструкций типа "если имеет место то-то и то-то, то следует...".

Например, в памяти ЭВМ, помогающей ремонтировать телевизоры, может быть такая инструкция: "Если изображение бледное, а транзисторы № 1, 17, 46 исправны, то проверить контакт в точке 119й. Специалист, который посоветовал ввести это правило, знал из своей практики, что контакт 119 иногда подводит. В экспертной системе, диагностирующей болезни, может быть правило: "Если больно двигать глазами и холо­деют пальцы ног - выполнить анализ 17". Ни в одном меди­цинском справочнике нет такой рекомендации, но предло­живший ее врач-практик заметил, что в данной местности этот симптом иногда сопровождает заболевание X, и, чтобы окон­чательно в этом убедиться, следует выполнить указанный дополнительный анализ.

В банке данных экспертной системы могут быть также формулы, таблицы, изображения - вообще все сведения, по­могающие решению задач, на которые она ориентирована. Конечно, все знания закодированы, переведены на язык уни­фицированных символов и соотношений.

Простейшая экспертная система находит ответ на за­данный ей вопрос путем перебора своего банка. Например, в нее вводятся симптомы заболевания, а она, возможно, запросив некоторые дополнительные сведения, путем сравнения полу­ченной ею информации с хранящимися в ее памяти данными, выделит одну или несколько наиболее вероятных болезней. По существу, это всего лишь быстродействующий электронный справочник, где поиск ответа похож на последовательное движение от ствола "дерева" к разветвляющимся "сучьям" и далее к тоненьким "веточкам". Более совершенные системы используют дополнительные приемы, ограничивающие поиск и направляющие его по наиболее перспективным ветвям. Иногда это - те же правила типа "если... то...", в другой раз - предварительный анализ ситуации путем рассмотрения каких- то простых предельных случаев: так, как это часто делает размышляющий человек, или какие-либо другие вспомогатель­ные приемы, подсказанные экспертами.

Каждое отдельное правило, заложенное в экспертную систему, может быть очень простым, но все вместе они позволяют распутывать сложнейшие ситуации. При этом ответ ЭВМ нередко оказывается лучше ответов, которые дают опрошенные специалисты, чей опыт закодирован в ее памяти. Как говорится, один ум хорошо, а несколько - лучше!

Поскольку ЭВМ помнит, каким путем получен ответ, она может напечатать на бумаге или высветить на экране дисплея объяснение своего решения. В ответственных случаях оно помогает специалистам прийти к окончательному выводу. Сегодня в мире работают уже сотни таких систем.

Следующая ступень - самообучающиеся экспертные систе­мы. Они способны вносить поправки в свои банки данных и в списки используемых для их обработки приемов и правил. Обладая сравнительно небольшой исходной информацией, они, подобно человеку, способны адаптироваться к различным областям знаний. Каждая такая система похожа на ученика, который, набивая себе синяки и шишки и усваивая по ходу дела советы опытного наставника, быстро становится специа­листом своего дела.

Ответы самообучающейся системы нельзя предсказать заранее, даже если задаваемые ей вопросы в точности повто­ряют те, что предлагались ей в прошлый раз. Они зависят от ее опыта и сегодня могут несколько отличаться от вчерашних. Самообучающиеся экспертные системы вырабатывают новое знание, которое нельзя чисто логически вывести из исходного банка данных. Еще недавно такие системы принадлежали к области научной фантастики.

И все же до настоящего мышления, как мы определили его выше, - способности самостоятельно ставить задачи - им еще далеко. Работы по созданию искусственного интеллекта напо­минают путешествие к горизонту: каждый достигнутый рубеж открывает новые дали и то, что еще вчера считалось приз­наком "бесспорной интеллектуальности", сегодня относится к разряду "чисто машинного". И этот путь моделирования спо­собностей нашего мозга, по-видимому, будет весьма длин­ным.

Еще недавно гипотеза о думающих машинах мало кем принималась всерьез, а философские книги и толстые научные журналы доказывали принципиальную невозможность таких "монстров". Сегодня большинство физиков и математиков - те, кому чаще других приходится иметь дело с ЭВМ, - не сомне­ваются в принципиальной возможности промоделировать с помощью кибернетических устройств любые аспекты нашей мыслительной деятельности. Однако в целом среди ученых единого мнения по этому вопросу нет еще и сегодня, и если бы устроить голосование "за" и "против" идеи о мыслящих маши­нах, то лагерь сомневающихся, наверное, тоже был бы весьма многочисленным. К счастью, научные споры не решаются голосованием. Мнение одного-единственного талантливого уче­ного может стоить сотен других голосов. А самый убедитель­ный "голос" - быстрый прогресс в лабораториях, занимающихся практическим созданием искусственного интеллекта.

В средние века по примеру рыцарских турниров ученые любили устраивать публичные диспуты. Одной из проблем, вокруг которой ломались копья логического красноречия, был вопрос о том, с какого количества камней начинается куча - с трех, с пяти, а может, с девяти или с сотни? Не покажутся ли ученым будущего наши споры о рубежах, с которых интеллек­туальный процесс можно считать "настоящим мышлением", чем-то похожим и на эти диспуты?..

7. Используя языковые средства (табл. 1) и образец аннотации (см. справку 1), составьте аннотацию:

а) книги (монографии) по вашей специальности;

б) журнальной статьи по вашей специальности.

8. Используя языковые средства из таблиц 2-4, составьте рефе­рат статьи по вашей специальности.

9. Опираясь на типовой план для написания рецензий (см. справ­ку 5) и табл. 2 (VIII п.) и 5, напишите рецензию на статью по вашей специальности.

ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ

10. Используя справки 8 и 9, назовите основные правила оформ­ления цитат.

11*. В данные фрагменты включите цитаты как самостоятельные предложения.

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее соглас­но закономерностям его энергетики.

"Множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упус­кается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глу­бокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жиз­ни" (Н.К. Рерих).

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимо­действии культуры и цивилизации приоритет должен принад­лежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих иска­жений, ей свойственных.

"... Самое важное для нас будет дух к творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство" (Н.К. Ре­рих).

12*. Используйте цитату после двоеточия. С какой буквы (строч­ной или прописной) нужно начать цитату? Почему?

1. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом...

"Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть про­дукт творческой работы духа над природными стихиями" (Н.А. Бердяев).

2. Машинная, техногенная цивилизация подменяет куль- туру развлекательной индустрией, на базё которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю обще­ства, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...

"...старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру" (Н.А. Бердяев).

3. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - циви­лизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивили­зации. Материя, как никогда раньше, завладела господствую­щими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энер­гии...

"... в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического цар­ства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие" (Н.А. Бердяев).

13*. Включите цитату в авторское предложение после подчини­тельного союза. С какой буквы (строчной или прописной) на­чинается цитата? Почему?

1. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил...

"Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обна­руживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов" (Плутарх).


2. Известны и пессимистические ("финалистские") концеп­ции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, россий­ский ученый JI. Лесков пишет...

"Испытав стремительный подъем, космические цивили­зации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в техноло­гических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядер­ных катастроф" (Л.В. Лесков).

14*. Прочитайте фрагменты, в которых цитаты оформлены не­правильно. Найдите и исправьте ошибки.

1. Тайна личности была бы нарушена, а вместе с ней нару­шена и свобода самоопределения личности. Между тем "Все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя... Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; чгак строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки". (В источнике: "Все духовное...".)

2. Акцент на любви рассматривается в этой связи как фактор установления тоталитаризма и авторитаризма. Именно так рассуждает автор, который, в частности, пишет: "любить человека - значит желать сделать его счастливым. Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй, наиболее опасны". (В источнике: "Любить человека...".)

3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что: "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство... - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага". (В источнике: "Никакой чело­век...".)

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

15. Используя справки 10-13, скажите, как оформляются биб­лиографическое описание и библиографическая ссылка. 16*. Используя справки 12-13, составьте библиографическое описание данных произведений[3].

1. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Париж, 1993. - С. 28.

2. Рерих Н.К. Держава света. - Нью-Йорк, 1931. - С. 60.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 166.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 130.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 172.

6. Плутарх. Соч. - М., 1983. - С. 47.

7. Лесков JI.B. Космические цивилизации: проблемы эволюции. - М., 1985. - С. 32.

17*. Опираясь на справку 12, правильно составьте библиогра­фическое описание следующих книг, статей:

1. Рыночная экономика. Учебник. В 3-х т. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть 2. - М. СОМИНТЭК, 1992. С. 217-220.

2. Буишарин И. Будет ли в России рынок труда? Проб­лемы теории и практики управления, 1992. № 3. С. 63-68.

3. Котляр А. Безработица: российский вариант. // Де­ловой мир, 1993. 4 марта. С. 9.

4. Рокор М. Трудиться с душой. - М.: Международные отношения, 1990. С. 36.

18. Используя справку 12, составьте описание:

а) книги по вашей специальности;

б) статьи по вашей специальности.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

11, 16.

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики. "Множест­во людей полагает..." (Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Париж, 1993. - С. 28).

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимо­действии культуры и цивилизации приоритет должен при­надлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. "Самое важное для нас..." (Рерих Н.К. Держава света. - Нью-Йорк, 1931. - С. 60).


12, 16. '

1. Один из крупнейших и глубочайших русских философов

H. А. Бердяев определял культуру следующим образом "Культура..." (Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 166).

2. Бердяев с горечью пишет: "...старая Европа изме­нила..." (Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 130) или (Там же. - С. 130).

3. Материя ... агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энергии: "...в цивилизации иссякает..." (Там же. - С. 172).

13, 16.

I. Плутарх говорил, что "часто какой-нибудь..." (Плутарх. Соч.-М., 1983.-С. 47).

2. Например, российский ученый JT. Лесков пишет, что, "испытав стремительный подъем,..." (Лесков Л.В. Косми­ческие цивилизации: проблемы эволюции. - М., 1985. - С. 32).

14.

1. Между тем "все духовное и великое...".

2. ... автор, который, в частности, пишет: "Любить чело- века... .

3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что "никакой человек...".

17.

1. Рыночная экономика / Учебник в 3-х т. Т. 1. Теория рыночной экономики. Часть 2. - М.: СОМИНТЭК, 1992. - С. 217-220.

2. Бушмарин И. Будет ли в России рынок труда? // Проб­лемы теории и практики управления. - 1992. - № 3. - С. 63-68.

3. Котляр А. Безработица: российский вариант // Деловой мир. - 1993. - 4 марта. - С. 9.

4. Рокор М. Трудиться с душой. - М.: Международные отношения, 1990. - 36 с.

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ: ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ДЕЛОВЫХ

БУМАГ И ДОКУМЕНТОВ

1. Прочитайте предложения и определите их функционально-сти- левую принадлежность (см. справку 1). Обратите внимание на выделенные слова и охарактеризуйте их.

1. Арендатор обязуется нести полную ответственность за все убытки, которые он может причинить Арендодателю вследствие использования земли не по прямому назначению в соответствии с настоящим договором либо вследствие своих некомпетентных действий. 2. За неисполнение или ненадлежа­щее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации. 3. В случае принятия учредителем реше­ния о реорганизации или ликвидации предприятия (за исключе­нием случаев, когда предприятие признано банкротом) тру­довой коллектив предприятия вправе потребовать передачи предприятия в аренду или преобразования в иную организа­ционно-правовую форму. 4. На основании вышеизложенного мы, учредители АО, принимаем на себя обязательства по организации и регистрации АО. 5. Общество является юри­дическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, рас­четные и другие счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимуществен­ные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

2*. Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страхо­вой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный слу­чай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный поря­док, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязан­ности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

3*. В приведенных предложениях найдите слова, называющие лю­дей. Охарактеризуйте эти слова со стилистической точки зрения (см. справку 1, п. 3). Приведите собственные при­меры.

1. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя). 2. Свидетеля можно допрашивать о фактах, касающихся данного дела, а также о личности обвиняемого или потерпевшего. 3. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в экс­плуатацию объектов производственного назначения подлежат включению представители заказчика, генерального подрядчи­ка, генерального проектировщика, органов санитарного надзо­ра. 4. В ответ на претензию ответчик согласился возместить нам убытки по трудозатратам по исправлению брака. 5. По­ставщик принимает на себя обязанности по профилактическому обслуживанию, а также по текущему ремонту газооборудо­вания, принадлежащего заказчикам. 6. Свободные остатки средств на счете на основании заявления клиента могут быть по его требованию переведены на депозитный вклад с после­дующей выплатой установленных дополнительным соглаше­нием процентов.

4*. В приведенных предложениях найдите отглагольные существи­тельные, характерные для официально-делового стиля речи (см. справку 1, п. 4). Объясните, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

5*. Прочитайте предложения и определите их функционально-сти­левую принадлежность. Охарактеризуйте употребленные в них предлоги и союзы (см. справку 1, п. 5).

1. Товарищеский суд прекращает дело за примирением участников спора. 2. Ребята снова играют вместе, потому что они помирились. 3. Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круг­лый год, а в течение определенного периода. 4. Мы не могли выйти на улицу из-за проливного дождя. 5. В соответствии с действующим законодательством авторам изобретений могут быть присвоены почетные звания. 6. Ему дали большую пре­мию, поскольку, он сделал новый станок. 7. В целях подготовки юношей к военной службе в школах организуются специальные секции. 8. Он начал усиленно заниматься спортом, чтобы подготовиться к армии. 9. Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восем­надцатилетнего возраста. 10. Когда ей исполнилось восемнад­цать лет, они поженились.

6. Составьте предложения, характерные для официально-делово- го стиля, используя следующие отыменные предлоги:

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на осно­вании, в счет, в порядке.

7*. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску офи- циально-делового стиля, добавив к первой группе существи­тельных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказа­ние, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, пори­цание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследова­ние, меры.

8*. В приведенных предложениях найдите устойчивые глагольно- именные сочетания, характерные для официально-делового стиля. Где это возможно, замените их глаголами.

1. Завод завершает освоение новой модели трактора. 2. Коллектив предприятия взял обязательство удвоить выпуск продукции за год. 3. Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки произвести освоение нового оборудования. 4. Рабочие завода выражают полную уверен­ность, что им удастся добиться своевременного выполнения заказа. 5. Для включения сигнализации необходимо произвести повертывание рычага. 6. За отчетный период было проведено обследование деятельности комбината.

9. Найдите в данных предложениях последовательное "нанизыва­ние" падежей. Объясните, чем вызвано это языковое явление (см. справку 1, п. 8). Трансформируйте эти предложения для устного высказывания.

1. Направляем акт проверки причины протекания полов душевых помещений бытовок заготовительного цеха завода для принятия конкретных мер по ликвидации дефектов и сдачи корпусов в эксплуатацию. 2. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены кон­кретные мероприятия. 3. Мы должны поставить вопрос о вос­питании населения в деле улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города. 4. Факт уклонения арен­датора от внесения арендной платы подтверждается решением арбитражного суда Н-ской области.

10. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Постарайтесь объяснить, почему в одних случаях используется действительный залог, а в других - страдательный. Приведите подобные примеры (см. справку 1, п. 10).

1. Оплата гарантируется. Письмо отправлено. Ваша теле­грамма получена. Сроки выполнения работ срываются. Ваше предложение единодушно одобрено. Указанная документация будет Вам возвращена вместе с отправленным грузом.

2. Завод "Прогресс" не гарантирует качество изделий по истечении шести месяцев с момента отгрузки. Главное управ­ление не возражает, чтобы завод приступил к выпуску само­свалов с ноября 19... года. Несмотря на неоднократные на­поминания, завод "Электросталь" срывает поставку цветного литья.

11*. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагмен­том из какого-либо официального документа: объявления, ин­струкции, справки.

1. Шьют ли в ателье пальто из их материала?

2. Можно ли в метро заниматься коммерцией?

3. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

4. Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спец­одежде?

5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фо­тографии?

12*. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найди­те в них канцеляризмы и замените на другие слова, соответ­ствующие разговорному стилю речи (см. справку 3).

1.Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. Я не в курсе этих деталей. 8. В этом районе отвратительные климатические условия. 9. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

13. Прочитайте шуточный текст из "Литературной газеты". Найди­те канцеляризмы. Попробуйте пересказать этот текст с по­мощью нейтральной или разговорной лексики (см. справку 3).

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко под­нимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказыва­ний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего
выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подоб­ных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

РЕДАКТИРОВАНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ЯЗЫКЕ ДЕЛОВЫХ БУМАГ

14. Прочитайте справку 4 и ответьте на следующие вопросы.

1 Как осуществляется редактирование служебных доку­ментов?

2. Что обозначают данные корректурные знаки:


 

15*. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их (см. справку 5).

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорб­лений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Эф­фективность режима экономии во многом зависит от того, на­сколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителеи села. 6. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. На­родного Ополчения. 7. Сим письмом извещаем Вас, что выше­поименованный документ приобщаем к делу.

16*. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой коррес­понденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что...; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я про^У

Вас.


17. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в дело­вых бумагах, на современные. При затруднении обратитесь к справке 5, п. 3.

Каковой; вышепоименованный; на предмет; при сем; прошу не отказать; вверенный Вам отдел; в настоящем письме; сим отношением; настоящим подтверждаем, что; уведомляем Вас.

18*. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Определите характер оши­бок и исправьте их.

1. Придется еще раз обсчитать все данные. 2. Осталось за­твердить это на собрании. 3. Он отказал мне под благоприят­ным предлогом. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. Это достигалось самыми неугодными средствами. 6. Он дал мне взаимообразно ... рублей. 7. На заводе возникло нестерпимое положение.

19*. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведен­ной год назад. 2. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 3. В этом главное место переживаемого момента. 4. Он пы­тался провозгласить на практике свои идеи. 5. Коллек­тив завода принял обязательство ускорить выпуск новой мо­дели.

20*. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок и исправьте их (см. справку 6).

1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социо­логии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкреплен­ные. 4. В 19... году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 19... года. 6. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходи­мые документы. 7. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 8. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотруднику Петлак А.И. 9. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с на­чальством. 10. Зарплата не была выплачена пятистам сорок Двум рабочим. 11. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.

21. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано. В случае затруднений при написании окончаний фамилий см. справку 6, п. 2.

1. От кого подано заявление?

(Константин Живаго; Булат Окуджава; Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил Фоменко; Евгений Крыса; Петр Горло.)

2. Кому адресовано заявление?

(Наталья Седых, Антонина Венда; Мария Мицкевич; Светлана Карась; Анна Шевченко; Елена Ремесло.)

22*. В данных предложениях найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи ненормативного или ошибочного употребле­ния фразеологизмов. Объясните характер допущенных оши­бок (см. справку 7).

1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что по­ложение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные непо­ладки, о которых говорили на собрании. 5. Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по сцле возможности, однако порядки остались прежними. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 7. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 8. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.

23. Запишите сокращенно некоторые слова из данных сочетаний. Проверьте правильность Ваших сокращений по Справочнику (см. справку 8).

1. Вологодская область; почтовый ящик № 15; станция "Луговая"; отделение связи Дмитровского района; город Минск; озеро Байкал.

2. Кандидат педагогических наук; заведующий лаборато­рией; член-корреспондент Академии наук; исполняющий обя­занности руководителя центра; главный помощник капитана.

3. Техническое задание; специальный заказ; государствен­ный стандарт.

4. Смотри на странице 710; документ сего года; так далее; тому подобное; в 1996-1997 отчетном году.

5. Промышленный строительный банк; Научно-исследова- тельский институт стали; Российская академия государственной службы.


24*. Отметьте случаи ошибочного употребления сокращенных написаний.

1. Карач-ий мех. з-д просит выделить дополнительные фонды на металл по следующему списку. 2. Московская об., гор. Щелково, Лесной пр., д. 7. Маслову Н.Н. 3. Граж. Пет­рову оплатить ком-у в двухдневный срок. 4. Т. Иванцову освободить от занимаемой должности. 5. Протокол техн. сов. при зам. дир-ра за-да "Красный Пр-й". 6. Коллектив взял обяз. на 1994-5^ год и не выполнил их. 7. Поручить гл. инж-у ин-та Козлову продолжить раб. по проектированию цеха.

25. Объясните правописание названий следующих организаций и учреждений. Согласуйте свое объяснение со справкой 9.

1. Прокуратура Российской Федерации; Всемирный Совет Мира; Совет Безопасности. 2. Европейский банк по рекон­струкции и развитию; Правительство Российской Федера­ции; Ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов.

3. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Дом актера; Львовский автобусный завод.

4. Государственный академический Большой театр; Дворец культуры Метростроя; Театр драмы и комедии на Таганке.

26*. Прочитайте предложения, найдите в них нарушение админи­стративного речевого этикета. Объясните характер допущен­ных ошибок. Отредактируйте предложения (см. справку 10).

1. Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. 2. Институт просит представить Ваши экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. 3. Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и утвердить. 4. Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой при­слать срочно необходимую документацию. 5. Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.

СЛУЖЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ТИПОЛОГИЯ, ОБРАЗЦЫ,

ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

27. Прочитайте справку 11 и ответьте на следующие вопросы:

1. Каково значение слова документ?

2. Чем объясняется возникновение понятия служебный до­кумент?

3. Какие типы служебных документов вы знаете?

4. Какова текстовая форма служебных документов?

28. Напишите заявления, используя форму и языковые клише, представленные в справке 12:

а) с просьбой разрешить вам академический отпуск;

б) с просьбой принять Вас на работу;

в) с просьбой выслать Вам материал для диссертации.

29. Напишите доверенность, используя материал справки 12 и упо­требляя слова официально-делового стиля: податель, настоя­щий^ удостоверяется, причитающаяся сумма, по истечении и др.

30*. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредакти­руйте текст.

Директору автобазы № 2 от Никифорова JI.H.

Заявление

Товарищ дир







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.