Здавалка
Главная | Обратная связь

Род несклоняемых существительных f иноязычного происхождения



Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами. Объясните выбор родовой формы (см. справку 2). Обратите внимание на то, что среди выделенных существительных есть и склоняемые, род которых определяется обычным способом -

по окончанию.

1. Кофе был., чуть тепл.. 2. Избранн.. жюри просмотрел всю программу. 3. "Тайм" опубликовал., интересную статью

4. Меня заинтересовал., торжественн.. фасад здания. 5. В ка­честве вспомогательного языка эсперанто был., создан., около ста лет назад доктором JI. Заменгофом. 6. Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн.. на про* тяжениИ почти трех тысяч километров. 8. Оперу "Кармен" написал-, велик.. Визе. 9. Впереди показалась Гималаи 10. Автор рассказывает, как действует военно-промышленн.. лобби. 11. Преподаватель объяснял нов., тему.

5. Вспомните названия зарубежных органов печати, радио­станций и телекомпаний. Придумайте предложения, в которых ясно выявляется род существительных, обозначающих эти наименования (в согласуемых прилагательных-определениях, глаголах-сказуемых в прошедшем времени).

6*. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени. Прочи­тайте получившиеся словосочетания.

Чай, кофе, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, Чили, Эри, какаду, крупье, визави. i

РОД РУССКИХ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

7*. Прочитайте предложения. Объясните употребление родовых форм в выделенных словах (см. справку 3).

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки тысяч раз выше предельно допустимой ПДК. 2. Ин­ститут занимается производством отравляющих веществ (ОВ). На основе нового ОВ было разработано эффективное оружие. 3. Тактико-технические характеристики (ТТХ) оружия состав­ляют государственную тайну. Ни одна из них не становится достоянием печати.

8*, А. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составное наименование, которые они обозначают- Употребите сокращенные наименования в контексте, вы­являющем их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД* ЮНЕСКО, МКАД, МГУ.

Б. Вспомните другие известные вам аббревиатуры. Определите род ведущего слова каждого наименования, употребите аббре­виатуру с прилагательным или с глаголом в прошедшем вре­мени.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ, ДОЛЖНОСТИ, УЧЕНОМУ ИЛИ ВОИНСКОМУ ЗВАНИЮ И Т.П.

9*. Подберите к существительным женского рода существитель­ные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода (см. справку 4).

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, сви­нарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, теле- нистка, ткачиха, фельдшерица.

О*. Подберите к существительным мужского рода существитель­ные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, ди­ктор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инст- уктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кон­тор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, бмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руково- ль, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, трак- рист, учитель, юбиляр.

Сравните употребление выделенных существительных муж­ского и женского рода, обозначающих профессию или долж­ность женщины. Какую стилистическую окраску имеют не­которые из приведенных форм женского рода. Всегда ли приемлемо их использование?

I. 1. Пока Окунчиков говорил, ездовой со смешанным чув- ом симпатии и жалости разглядывал агронома. Ей можно

ыло дать лет шестнадцать-семнадцать (Ю. Нагибин). 2) Не- авно прибывшая из института агрономша каждый раз, как иезжает бригадир Соловейков, надевает глухое, до под- родка, платье и, встречаясь, словно невзначай роняет: - Федор, у вас талант. Пойдемте сегодня в Дом культуры Sha репетицию (В. Тендряков).

II. 1. Лектдрша с трубным звуком высморкала свой похо- й на губку нос, нагнулась и вытащила из-под стола большие

листы картона. На картоне были нарисованы огромные черви с оботами и голые люди со вскрытыми внутренностями.

Лекторша отобрала картоны с червями и подала их одному из Чистопрудных. "Посмотрите и передайте товарищам, - сказала она. - Это бациллы заразных болезней, увеличенные в не­сколько миллионов раз". 2. ... Хотя из предосторожности ку­рили в рукав, скоро и лектор, и аудитория потонули в голубых - вонючих клубах дыма. (Ю. Нагибин).

12*. Выберите один из заключенных в скобки вариантов, моти­вируйте свой выбор.

1. В книге "Здравствуй, Валентина!" помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины (космонавта - космонавтки) Валентины Николаевой-Терешко- вой в Чехословакию. 2. (Редактор - редакторша) журнала Елена Мясникова сказала, что новый журнал, безусловно, найдет своего читателя. 3. В ближайшие дни состоится за­щита диссертации (аспиранта - аспирантки) Л.И. Никитиной.

4. Девушка - (кондуктор - кондукторша) мило улыбается.

5. В недавно открытой женской парикмахерской (лучшим мастером - лучшей мастерицей) считается Тамара Леонова.

6. Вот и (бригадир - бригадирша) курносая Маруся пожаловала к нам! 7. (Чемпионом - чемпионкой) мира по шахматам среди женщин стала совсем еще юная студентка. 8. Входные биле­ты в кино проверяли две женщины - (билетеры - билетерши). 9. С ответным словом выступила (руководитель - руководи­тельница) делегации.

13. Проследите особенности употребления родовых форм в приво­димом отрывке из повести В. Тендрякова "За бегущим днем" Какой стиль речи и какую ситуацию они характеризуют?

- Вам что?

И в самом деле, что мне нужно? Нужна девушка без имени, без отчества, имеющая только внешние признаки: го­лубые глаза и губы сердечком. Как изложить просьбу?

- У вас какое-то дело?

Я храбро надвигаюсь на стол, говорю голосом неесте­ственно твердым:

- Я из пединститута. К нам вчера приходила от вас... представитель по вопросу... по вопросу проведения новогоднего вечера.

- Пожалуйста, я вам могу все объяснить. Дело в том, что мы решили проводить Новый год только в стенах своего института. Если ваши студенты...

- Нет, мне просто нужно встретить...

-Кого?

- Того товарища...

- Какого товарища? Для чего встретить?

- Кто приходил к нам в институт. Она обещала... Обещала

достать работы по педагогике одного забытого педагога. Они очень нужны нам. м

- По педагогике? Какое это имеет отношение к нам? Такие работы скорее у вас надо искать

Я делаю еще один отчаянный прыжок:

- У нее же дядя - известный педагог

- Не понимаю. У кого это у нее?

- У того товарищ^ что приходил. Беда в том, что я забыл ее фамилию...

14. Найдите в следующих примерах индивидуальные авторские новообразования существительных женского рода. Удачны ли^они, по вашему мнению, по стилистической выразительнос-

1. Все от загара медные, сквозь астры и георгины идут медички и

медики,

географы,

географини. (Е. Евтушенко) 2 Местная адвокатесса стала народным депутатом в сло­весной перепалке с партийными органами (из журнала "Новое время ).

3. "Нет, адвокатом не буду> _ говорит ГОСпожа депутат-

ша... - Скорей всего, займусь преподавательской деятель­ностью .

Славное намерение. Она научит (из журнала "Новое вре­мя ).

си=ьл=аний именительного падежа







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.