Здавалка
Главная | Обратная связь

Знаки препинания в сложном предложении



38. Объясните постановку запятых в сложном предложении. Про­анализируйте обособление придаточных условных с союзом если (см. справку 32).

Если люди хорошо понимают друг друга им не приходится спорить. Но уж если приходится спорить делать это надо умеючи.

Не считайте противника дураком даже если он дей­ствительно ошибается.

Постарайтесь понять его точку зрения и если она оши­бочна покажите где и в чем он ошибается.

Но если противник не вникает в аргументы то дискуссия с ним бесполезна.

Учитывайте положительные результаты спора а если , никаких результатов не было то считайте что это был не спор а словопрение.

39. Расставьте знаки препинания, объясните постановку двоеточия в сложном предложении (см. справку 33).

В своих думах о смерти и бессмертии человек размышляет о самом существенном зачем он живет? Человек смертен но он стремится к бессмертию. А получи он его реально его жизнь обесценится исчезнет один из полюсов а с ним и человек. Человеку доступно бессмертие но не физическое а духовное.

В высшие минуты человеческой жизни будь то любовь или озарение художника происходит то что делает жизнь человека человеческой он изживает в себе страх смерти сохраняя сознание смерти. В этом и есть ценность жить зная что ты не вечен.

{В.И. Мильдон. "Совершенный человек")

40. Проанализируйте некоторые случаи постановки тире (см. справку 34).

Закрепленная в сотнях тысячах миллионах книг челове­ческая мысль бессмертна никакие провалы в истории не в состоянии уничтожить ее.

Искусство воздействует на эмоциональную деятельность человека наука организует его рациональное существование.

Не свернет человечество с военной тропы рано или поздно оно уничтожит себя им же созданным оружием.

Будут люди загрязнять окружающую среду не думая о последствиях катастрофа неизбежна.

41. Составьте предложения, включив данные цитаты в начало, середину, конец предложения. Прокомментируйте знаки пре­пинания (см. справку 35).

"Национальной науки нет, как нет и национальной таблицы умножения" {А.П. Чехов).


"Незнанием никогда не надо хвалиться, незнание есть бессмыслие" (Н.Г Чернышевский).

"Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хоро­шо наполненный" (Монтень).

42. (Повторительное). Объясните постановку знаков препинания в сложном предложении, обратите внимание на обособление вводных слов.

Существует мнение что чем известнее и крупнее пред­приятие тем выше дивиденды по его акциям и следовательно тем выше будут дивиденды по акциям инвестиционного фонда. Однако эти ожидания могут не оправдаться так как проблема заключается в том что для модернизации крупных предприятий потребуются естественно значительные по своему объему инвестиции. Значит вся прибыль если она конечно будет получена по итогам года пойдет на развитие производства а отнюдь не на выплату дивидендов акционерам.

Вероятно далеко не всем акционерам этот отчетный период принесет позитивные результаты. Что ж в этом логика рыночной экономики кто-то выигрывает а кто-то проигрывает.

43. (Повторительное). Прочитайте текст, выделите орфограммы и прокомментируйте их (правописание безударных гласных, удвоенных, непроизносимых и сомнительных согласных, упо­требление букв ъ и ъ, слитные, раздельные и дефисные на­писания слов, особенности правописания приставок и суф­фиксов, а также различных частей речи). Объясните поста­новку знаков препинания.

Живопись импрессионистов

Во второй половине XIX века во Франции начала работать группа молодых художников, вначале никому не известных и не признанных официальной прессой. Теперь их имена знает всякий интеллигентный человек - это Мане и Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро. Эти живописцы впервые в истории искусства сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу.

После выставки их работ в Париже этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова impression, что значит "впечатление". Это слово, как никакое другое, отразило своеобразие их работ, потому что в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Импрессионисты по-новому подошли к изображению мира, всего того, что мы каждый день видим вокруг, не замечая поэтичности самых простых предметов.

Главным для художников стали свет, постоянно меняю­щийся в течение дня, воздух, в который как бы погружены предметы и фигуры людей. В их картинах чувствовался ветер, который дышит свежестью и ароматом цветущих садов, нагретая солнцем земля и некошеная трава. Они стремились рассмотреть и показать удивительное богатство цвета в природе.

Один из импрессионистов, художник Моне, написал Лондон в туманный день. Увидев картину на выставке, лондонцы уди­вились: они считали, что туман бывает мутно-серым, а ху­дожник нарисовал его в красно-багровых тонах. Но, посмотрев на эту странную картину и выйдя на улицу, туманную лондонскую улицу, зрители убедились, что живописец был прав: туман казался красным. В нем как будто отражались красные дома из кирпича, которых очень много в этом городе. Художник показал людям то, что без него они, может быть, никогда и не заметили бы.

Нельзя считать, что путь импрессионистов в большое искусство был легок. Сейчас небезынтересно вспомнить, что в свое время велись горячие споры о том, можно ли серьезно воспринимать эту живопись. Некто обвинял смелых новаторов в том, что их полотна - это не что иное, как подделка под истинное искусство. ^

Сначала импрессионистов не признавали, их живопись ка­залась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин, и гениальные живописцы жили в бедности, пребывая в безвестности не год и не два. Однако ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений.

Прошло много лет, некоторых из художников-импрес- сионистов уже не было в живых, когда наконец их искусство было признано. Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров, как Мане, Ренуар, Дега и другие. Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений. Победила красота и вечно молодое, неувядаемое, непод­властное времени высокое искусство.


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ С КЛЮЧАМИ

НОРМАТИВНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

И УДАРЕНИЕ

1. Вместо точек вставьте: а) нужную приставку:

..болезненный,..партийные (бес, без);..пачканный,..бежав­ший (ис, из); б) нужную гласную: о или а: розыск, р..ссыпать, р..звалить, р..ссыпь, р..зыскать; в) нужную гласную: ы или и: безыскусный, суб.мспектор, безынтересно, меж.мститутский, сверх..зькканный, гиперинфляция, предынфарктный.

2. Прочитайте слова с безударными гласными.

Жалеть, жалюзи, щавель, жестяной, специи, комбинация, инспекция; какао, радио, новелла.

3. Вместо точек вставьте нужную гласную: ё или е, прочитайте слова.

Аф..ра, ман..вры, ос..длый, бл..клый, оп..ка, ист..кший.

4. Прочитайте следующие слова.

Авангардизм, терроризм, туризм. Антенна, бассейн, интерьер, декада, крем, бизнес. Булочная, конечно, горчичник, сердечный, нарочно. Дрожжи, дождь, нечто.

Инцидент, конъюнктура, конкурентоспособный, конъек­тура.

5. Расставьте ударения в следующих словах, прочитайте их.

Делегировать, премировать, пломбировать, блокировать. Углубить, подбодрить, облегчить. Начала, отнял, клала, понял. Глубока, горьки, ровен, создан, создана. Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, дого­вор, значимость, недвижимость, намерение, квартал, донельзя, гладильный, духовник, каталог, ходатайствовать, усугубить, эксперт, толика, откупорить, на похоронах, сосредоточение, феномен.

Ключи

1. а) Безболезненный, беспартийный, испачканный, избе­жавший, розыск, рассыпать, развалить, россыпь, разыс­кать;

б) безыскусный, субинспектор, безынтересно, межинсти­тутский, сверхизысканный, гиперинфляция, предынфаркт­ный.

2. ж[ыэ]леть, ж[ъ]люзи, щ[и]вель, ж[ыэ]стяной, спец[ы]и, ком­бинация, инспекц[ы]я, кака[о], ради[о], н[а]велла.

3. Аф[е]ра, ма[н'о]вры (как ё), ос[е]длый, б[л'о]клый (как ё), оп[е]ка, ист[е]кший год, но ис[т'о]кший кровью (как ё).

4. Авангарди[зм], терроризм], тури[зм] - без смягчения согласной [з];

ант[э]нна, басс[е]йн и басс[э]йн, инт[э]рьер, д[е]када, кр[е]м, бизн[э]с;

булочная - [чн] и [шн], конечно - [шн], горчичник - [чн] и [шн],. сердечный - [чн] - приступ и [шн] - друг, нарочно - [шн];

дрожжи - [ж'ж'] - старомосковское и [жж] - современное, дождь - [ш'ш'] - старомосковское и [шт'] - современное, неч­то - [чт].

инцидент - произносится без [н] после цм, конъюнктура - произносится с [н] после /о, конкурентоспособный - без [н] пос­ле т, конъектура - как пишется: не произносится [н] пос­ле е.

5. Делегировать, премировать, пломбировать, блокиро­вать.

Углубить, подбодрить, облегчить. %

Начала, отнял, клала, понял.

Глубока, горьки, ровен (но - не ровён нас), создан, создана.

Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, дого­вор, значимость, недвижимость, намерение, квартал, донельзя, гладильный, духовник, каталог, ходатайствовать, усугубить, эксперт, толика, откупорить, на похоронах, сосредоточение, феномен.


ПРАВИЛЬНОСТЬи точность

СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ


 

 


1. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов.


 

 


I. а) автор книги

б) автор конструкции

в) автор проекта

г) автор станка

II. а) габариты станка

б) габариты строительства

в) габариты издания

III. в) география нефтедобычи

б) география туризма

в) география достижений

IV. а) тяжелая индустрия

б) индустрия сувениров

V. а) повысить успеваемость

б) повысить знания

в) повысить успехи

г) повысить требования

д) автор инициативы

е) автор костюма

ж) автор недоразумения

г) габариты дороги

д) габариты роста

г) география гастролей

д) география рекордов

в) строительная индуст­рия

г) индустрия бытового обслуживания

д) повысить спрос

е) повысить выпуск изде­лий

ж) повысить трудовую дисциплину.


 

 


2.

Найдите ошибки в употреблении слов; исправьте их.

1. Десять лет назад постановка такой темы была совер­шенной новизной. 2. За бесплатный проезд штраф 10 тысяч. 3. Он долго не навещал свою мать. 4. Не будем уточнять воз­раст актрисы: время ей неподвластно. 5. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов. 6. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешест­венник и как ученый-гуманист. 7. Большая половина терри­тории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

8. В декабре японское правительство установило валютный курс и вместе с тем закон о контроле над валютным курсом.

9. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации. 10. Новые станки все больше занимают ведущую роль. И. Данный воп­рос не входит в нашу миссию. 12. Данный участок берега нуж­дается в его закреплении. 13. Все больше накапливается впол­не достоверных фактов о том, что растения оказывают полез­ное или вредное воздействие друг на друга. 14. В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина.

15. Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

16. На поезд посадки нет. До станции "Юго-Западная" просле­дует следующий поезд. 17. Обобщена совокупность данных проведенных исследований. 18. Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 19. Высокой годовой добычи угля в миллион тонн достигли горняки шахты "Молодежная". 20. Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай. 21. Были заключены и исполнены контрак­ты с финской фирмой "Тхолисто" на поставку березовых балан­сов и горбыля хвойного. 22. На пионерных этапах освоения, в процессе формирования хозяйственного комплекса террито­рии ввоз продукции из других регионов может значительно превышать вывоз. 23. Состояние внешней торговли оценива­лось как неудовлетворительное и вызывало объективный страх за сохранность природных ресурсов.

3. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквива­ленты для иностранных слов:

1) афера, 2) бартер, 3) верификация, 4) дебитор, 5) имидж, 6) инцидент, 7) катаклизм, 8) конформизм, 9) легитимный, 10) ностальгия, 11) остракизм, 12) паблисити, 13) ресурсы, 14) рейтинг, 15) стагнация, 16) юрисдикция.

4. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Предприятия республики готовы (усвоить, освоить) око­ло 120 наименований продукции для колхозных и фермерских хозяйств. 2. Без четко организованной системы управления, устанавливающей полномочия (ответных, ответственных) пользователей, эти программы не могут быть выполнены.

3. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания (демократичных, демократических) органов самоуправления.

4. Участники этого процесса, (двигаемые, движимые) лучшими побуждениями, внесли огромное количество предложений, что

• затруднило процесс быстрой выработки рабочей программы.

КЛЮЧИ

1. I. г), д), ж) - . II. б), в), г), д) - . III. в), д) - . IV. б), г) - V. б), в), г), ж) - .

2. 1) ...постановка проблемы была новой / была новшеством;

2) проезд без билета; 3) давно; 4) она не подвластна времени; 5) знать имена; 6) получил ... известность; 7) боль-

•jg-3354

шая часть; 8) и вместе с тем приняло закон; 9) проявлять * беспечность; 10) играют ведущую роль / занимают пере­довые позиции; 11) в нашу компетенцию; 12) его - лишнее слово (плеоназм); 13) достоверных фактов - (плеоназм): достоверных данных; 14) продолжает работать; 15) воды оказалось недостаточно; 16) проследует следующий - сте­чение однокоренных слов: будет идти, пойдет, отправит­ся; 17) обобщена совокупность (плеоназм): обобщены дан­ные; 18) разработан ряд - механизмов / серия механизмов; 19) добились горняки; 20) хороший урожай; 21) были вы­полнены обязательства по контракту; 22) на первых этапах освоения; 23) вызывало естественный страх.

3. 1) Мошенничество, 2) прямой товарообмен, 3) проверка (документов, расчетов), 4) должник, 5) образ, 6) проис­шествие, 7) катастрофа, 8) приспособленчество, 9) закон­ный, 10) тоска по родине, 11) изгнание, гонение, 12) попу­лярность, известность, реклама, 13) запасы, 14) уровень популярности, доверия, 15) застой, 16) сфера полномочий.

4. 1) Готовы освоить; 2) ответственных пользователей; 3) де­мократических органов самоуправления; 4) движимые луч­шими побуждениями.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА. ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В РЕЧИ

1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант фразеологи­ческого оборота.

1. Нужно (воздать дань-воздать должное) этой жем­чужине среди славянских библиотек. 2. С началом побед на фронтах люди (распрямились духом - воспряли духом). 3. Пре­красный артист, он (задавал высокий критерий - задавал вы­сокий тон) спектаклю. 4. Игроки (души не чают - душу не чают) в своем тренере.

2. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых сло­восочетаний. Предложите два варианта их исправления.


1. С первых дней своего существования газета на своих страницах уделяет много места жизни столицы. 2. На сорев­нованиях по городкам вторую премию заняли мастера с завода "Электросталь". 3. Отсутствие агитации возымело некоторое влияние на военнослужащих. 4. Подсознание имеет большую роль в жизни человека.

3. Замените подчеркнутые слова фразеологическими выраже­ниями.

1. Лаборант работает у нас совсем недавно. 2. Работа сде­лана наспех, кое-как. 3. Откровенно говоря, ваша идея нам не подходит. 4. Мы долго думали, как выйти из трудного поло­жения.

4. Прочитайте пословицы и поговорки разных народов. Приве­дите аналогичные им русские.

1. Для хорошего риса и воды надо много (турец.).

2. Нельзя служить двум господам сразу (нем.). 3. Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается (болг.).

5. Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражена тема дружбы.

6. Назовите авторов крылатых выражений

1. Пошла писать губерния. 2. Человек с большой буквы.

3. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. 4. Вертеться, как белка в колесе.

КЛЮЧИ

1. 1) Воздать должное; 2) воспряли духом; 3) задавал тон; 4) души не чают.

2. Уделяет много внимания - отводит много места; 2) вторую премию получили - второе место заняли; 3) возымело дей­ствие - оказало влияние; 4) имеет значение - играет роль.

3. 1) Без году неделя; 2) на скорую руку; 3) положа руку на сердце; 4) ломали голову.

4. Большому кораблю - большое плаванье. 2. За двумя зай­цами погонишься, ни одного не поймаешь. 3. Когда рак на горе свистнет.

5. Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Не в службу, а в дружбу.

6. 1. Н.В. Гоголь, 2. A.M. Горький. 3. А.С. Пушкин. 4. И.А. Крылов.

ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

1. Выберите и подчеркните правильный вариант.

Правая бакенбарда - правый бакенбард, болезненный зау­сенец - болезненная заусеница, стальная рельса - стальной рельс, новая туфля - новый туфель, серая мышь - серый мышь, яблочный шампунь - яблочная шампунь, скороспелая картофель - скороспелый картофель, кожаный тапок - кожа­ная тапка.

2. Допишите недостающие окончания, согласуя определения и сказуемые с подчеркнутыми словами.

1. Актер снял круглые очки и надел небольш.. пенсне в золотой оправе. 2. Цены на колумбийск.. кофе понизились.

3. Дети сели в сани, и пони побежал., по снежному кругу.

4. Перед путешественниками открылась знаменит.. Миссисипи.

5. "Тайме" опубликовал., очень интересную статью. 6. Сони расположен., на побережье Черного моря, южнее его нахо­дится солнечн.. Сухуми. 7. Меня познакомили с молод., крупье. 8. На мо.. визави было великолепное платье.

3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1. ЛДПР (выступил - выступила). 2. ПМБ (закрыт - закры­та-закрыто). 3. (Наше-наша) ПВО. 4. СКВ (принималась- принималось - принимался). 5. (Обновленный - обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил - объявила).

4. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.

Секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотруд­ница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учи­тельница, машинистка.

5. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы - тормоза), мешаю­щие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря) - инструментальщики. 3. Автор создал за­поминающиеся литературные (образы - образа) своих совре­менников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски - пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры - договора). 6. На стене висели (образы - образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы - хлеба).

6. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или неже­лательно употребить собирательные числительные. Запишите их с количественным числительным три.

Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, сту­дентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.

7. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя коли- чественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм).

2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Библиотека еже­месячно пополняется 300-400 (книга). 4. Вес третьего искус­ственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Раз­ность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба - обе) (рука). 7. На (оба - обе) (берег) реки расположилась живо­писная деревушка. 8. Город находится в (полтораста) (кило­метр) отсюда.

8. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с дан­ными однородными членами.

1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство (коллективные усилия).

3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (условия игры).

9. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподава­телей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 5. По­весть - итог сложных поисков автора своей творческой ма­неры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения произ­водительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.

10. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с дан­ными словами.

1. Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обра­щать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основы­ваться, базироваться (новые изыскания). 5. Поддержать уве­ренность, поддержать веру (благополучный исход операции). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных до­ходов).

11. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобра­зования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благодаря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Вопреки (постановление) префект администра­тивного округа не получил необходимых полномочий. 6. Поло­жение предусматривает оценку вклада каждого участника (конечный результат). 7. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 8. Еще раз повторяю (своя просьба).

12. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали пред­лагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допу­щена к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понят­на его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

КЛЮЧИ

1. Правая бакенбарда, болезненная заусеница, стальной рельс, новая туфля, серая мышь, яблочный шампунь, скороспелый картофель, кожаная тапка.

2. 1) Небольшое; 2) колумбийский; 3) побежал; 4) открылась знаменитая (река); 5) опубликовал (журнал); 6) расположен (город); солнечный (город); 7) молодой - молодым (в зави­симости от пола лица); 8) моей (лицо женского пола).

3. 1) ЛДПР (либерально-демократическая партия России) выступила; 2) ПМБ (печатно-множительное бюро) закрыто; 3) наша ПВО (противовоздушная оборона); 4) СКВ (сво­бодно конвертируемая валюта) принималась; 5) обновлен­ная МКАД (московская кольцевая автодорога); 6) ФИДЕ (международная шахматная федерация) объявила.

4. Секретарша, врачиха, директриса, адвокатша, генераль­ша. Суффиксы -шау -иха в данных словах вносят сниженно- пренебрежительный оттенок.

5. 1) Тормозы; 2) токари и слесари; 3) образы; 4) пропуска; 5) договоры; 6) образа; 7) хлебы.

6. Три маршала, три профессора, три студентки, три города, три деревни, три волка.

7. 1) Полутора килограммов; 2) в пять и одну десятую раза; 3) тремястами - четырьмястами книгами; 4) (одной) тысяче тремстам двадцати семи килограммам; 5) между восемью­десятью семью и пятьюдесятью восемью; 6) обеими руками; 7) на обоих берегах; 8) в полутораста километ­рах.

8. 1) Познакомить с передовым опытом, обобщить и распрост­ранить его (передовой опыт); 2) объединение коллективных усилий и руководство ими (усилиями); 3) уход за урожаем, выращивание и уборка его (урожая); 4) влиять на моло­дежь и вести ее (молодежь) за собой; 5) уход за обору­дованием; эксплуатация, регулировка и ремонт его (обору­дования); 6) повторять условия игры, напоминать о них (об условиях игры).

9. 1) С оценкой своего романа критикой; 2) чтобы повысить квалификацию преподавателей школы; 3) пресса отметила кинофильм; 4) решениями, которые приняла комиссия; 5) поисков автором; 6) с целью (для) увеличения произво­дительности труда на предприятии; 7) о том, как понимает систему демократии автор, и о догматизации ее полити­ками.

10. 1) Его смелостью, перед его смелостью, его смелости 2) язык, языком; 3) физическому воспитанию, на физиче­ское воспитание; 4) на новые изыскания, на новых изы­сканиях, на новых изысканиях; 5) в благополучном исходе операции, в благополучный исход операции; 6) получе­нию незаконных доходов, получение незаконных дохо­дов.

11. 1) Техническому заданию; 2) на проблемы, к рыночным преобразованиям; 3) хорошим хозяйственником, талантли­вым предпринимателем; 4) проведенным преобразованиям; 5) постановлению; 6) по конечному результату; 7) на ры­ночную экономику; 8) свою просьбу.

12. 1. После того как актриса сыграла роль сильной жен­щины... 2. Когда он понял свою беспомощность... или: он испугался... 3. Когда диссертация будет написана... 4. По­скольку коллектив имел право выбирать своего руководи­теля... 5. После внимательного прочтения... 6. После воз­вращения в родные края...

ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ. СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

1. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логиче­ские и стилистические ошибки и отклонения.

Автор рассматривает сущность, типы, источники социаль­ной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение - целевые программы: основы тео­рии, методика разработки и реализации.

Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена од­ной из самых актуальных проблем современности - информа­тике.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, В94.

2. Просмотрите текст реферата, найдите клише, которые служат для организации текста данного вида (формулировка темы, описание основного содержания и др.). Подберите в таблице 2-4 аналогичные конструкции, запишите их.

3. Письменно составьте аннотацию книги Л.И. Абалкина на осно­ве данного реферата.

4. Напишите на основе этого реферата мини-рецензию, исполь­зуя таблицы 2 (VIII п.), 5 и 6 и справку 5.

Реферат[4]

Абалкин Л.И. Поиск пути в меняющемся мире. - М.: Изд-во Ин-та экономики, 1992. - 20 с.

Рассматривая перспективы развития России, автор связы­вает их в первую очередь не с личностью того или иного правителя или команды спасителей, а с состоянием народного духа, его устремлениями, а также с готовностью и способно­стью народа вырваться из исторического тупика, обрести новое качество жизни. Выход из кризиса немыслим без духовного обновления и обретения цели, которые могли бы сплотить общество, придать ему силы для одоления неизбежных труд­ностей и привести к возрождению величия России и жизненных сил ее народа. Необходимые условия для этого: переосмысле­ние сложившейся системы ценностей и стереотипов массового сознания, а также изменения в теоретических представлениях о путях общественного прогресса.

Отмечая трагичность нашей приверженности примитивным стереотипам массового сознания, в качестве наиболее харак­терной черты общественного сознания автор выделяет вуль­гарный социологизм, который состоит в прямолинейном выве­дении всего многообразия и противоречивости общественной жизни из характера социально-политической системы. Так, ответственность за отсталость России на разных этапах истории видится то в крепостничестве и самодержавии, то в социализме и пороках административно-командной системы. Автор призывает к осознанию того, что многие наши беды коренятся не только в пороках социальной системы, но и в нас самих, в нашем укоренившемся образе жизни и системе цен­ностей, в отношении друг к другу. Стремление возложить всю ответственность на социальную систему сопровождается де­структивными тенденциями.

Среди стереотипов, отказ от которых жизненно необходим нашему обществу, - пренебрежение приоритетом естествен­ного права над властью и законом. Что касается закона, то он никогда не стоял в российском сознании выше политической власти. Отсюда - замена закона и права идеалами доброде­тели, справедливости и правды.

Идеалы уравнительности, отсутствие духа предпринима­тельства, надежда на помощь государства способствуют ориен­тации общества на распределение, а не на производство. Раз­рушение примитивных стереотипов требует предварительного осознания исторической природы наших бед. Необходимо изме­нение самого хода общественной мысли, прорыв к новой пара­дигме - системе теоретических представлений о характере и ведущих тенденциях социально-экономического прогресса.

По мнению автора, логика общественного прогресса приво­дит к изменению представлений о нем в духе линейности и жесткой детерминированности. Уровень и объем современных знаний позволяют утверждать, что логика развития не задана однозначно. Признание многовариантности общественного раз­вития приводит к концепции изживания "идеальных" схем общественного устройства в пользу альтернативности, в том числе разнообразия присущих ему направлений и форм, не ранжируемых по принципу "хуже - лучше", не поглощающих друг друга, а существующих одновременно и бесконечно на основе взаимообогащения.

Среди факторов, обусловливающих многообразие форм и направлений общественного прогресса, особую роль автор отводит типу цивилизации, под которым понимает совокупность социокультурных слагаемых (наука, религия, искусство; поли­тическое, гражданское, экономическое и общественное разви­тие, взятые в совокупности). "Цивилизационный" подход, исключающий выстраивание типов цивилизации по принципу "выше-ниже", не исключает других подходов. Он, однако, есть важное и непременное условие познания и объяснения многомерного процесса развития общества, где многовариант­ность и альтернативность создают принципиально важную си­туацию выбора. Такой подход требует качественного переос­мысления роли и ответственности науки, господствующих стереотипов общественного сознания, его консервативных и инновационных составляющих.

Отмечая тенденцию современного мира к целостности и неделимости при растущем его многообразии, автор выделяет некие общие глобальные тенденции (мегатренды) в его раз­витии. Это магистральное русло человеческой цивилизации, по его мнению, достаточно широко, чтобы сохранять свободу выбора и достаточно "демократично", чтобы взаимопроникно­вение цивилизации не вело к утрате самобытности культур, народов, личностей.

Автор видит своеобразие современной эпохи в движении к историческому синтезу, в освоении гигантского наследия прош­лого, постепенное накопление опыта которого создает кумуля­тивный эффект общественного прогресса. Движение к истори­ческому синтезу означает преодоление однобокости подходов и оценок, отказ от максимализма и нетерпимости, основанных на абсолютизации важной, но лишь одной из сторон накопленного опыта. Высший исторический синтез базируется на единстве и взаимопроникновении общечеловеческих ценностей, сложив­шихся социальных систем и своеобразия социокультурных типов.

Глобальной тенденцией общественного прогресса стано­вится повсеместно намечающееся движение к смешанному обществу, которое может быть охарактеризовано, как "цело­стное, одновременно устойчивое и подвижное образование" в силу сбалансированности структур, их способности к поддержа­нию динамичного равновесия. Формирование такого общест­ва - дело будущего, но движение к нему, по мнению JI. Абал­кина, носит глобальный характер и совпадает во многом с переходом к качественно новой общечеловеческой суперциви­лизации (с. XIII). Отмечая, что перемены такого масштаба в развитии человечества - большая редкость, автор высказы­вает предположение, что нынешние процессы уникальны.

Одним из важнейших устоев смешанного общества явля­ется многообразие типов и форм собственности, их равноправие и свободное соревнование, взаимодополнение государственного регулирования и свободного рынка, ему присущи развитые институты гражданского общества и своя особая конфигурация политической власти. Сегодня история снимает противопостав­ления частной и общественной собственности, планового регу­лирования и свободного рынка. Смешанное общество, по при­роде своей многовариантное и многоликое, открыто для выбора конкретных моделей и учета всей совокупности исторических традиций, национальных особенностей и других социокуль­турных факторов.

Обращаясь к условиям возрождения России, автор под­черкивает, что для этого нужны "великая цель и возвышаю­щая идея, способные объединить народ, позволить перемочь предстоящие испытания". Такова логика здравого и историче­ского смысла и основной вывод теории успеха, осущест­вляющей сравнительный анализ успехов стран, добившихся в своем прорыве "чуда" (с. XVII). Отмечая, что идеалы возрож­дения, потребность в которых особенно велика в "смутное время", не создаются в научных кабинетах и правительст­венных канцеляриях, автор предвидит их выход "из трудно поддающихся анализу глубин народных исканий и надежд", поскольку только в этих условиях они становятся решающим фактором возрождения, доминантой успеха. Именно в отсут­ствии возвышенного идеала, глубоко проникающего в душу замысла обновления и возрождения, JI. Абалкин видит сегодня причину наших неудач.

В силу своей истории, культурных традиций, многона­ционального состава населения и географического положения Россия видится автору более подготовленной для восприятия структуры и идеалов смешанного общества. Речь идет о есте­ственном для нее многообразии форм собственности, о сочета­нии критериев экономической целесообразности, о сближении культуры Запада и Востока.

Рождение национального или, более применительно к Рос­сии, государственного идеала - сложный, мучительный и долгий процесс, но только он, по мнению автора, ведет к возрождению величия и славы, способен пробудить творческие силы народа и объединить его. Об этом свидетельствует вся трагическая биография России. Путь к обретению национальной идеи лежит через отказ от противостояния политических экстремистов, че­рез отказ от шовинизма, восстановление чувства национальной гордости, в том числе и за свое прошлое. Великая нацио­нальная идея имеет шанс на успех, если она длительное время укореняется и пестуется в душе народа. Она несовместима с политикой временщиков.

Автор признает, что не имеет готового ответа на вопрос, как это все сделать, но верит и знает, опираясь на выводы науки и осмысление российского опыта, что иного пути к возрождению России как великой державы нет. Он убежден, что иностранная помощь не может решить внутренние проб­лемы страны, и путь к своему возрождению Россия должна пройти сама, имея для этого все необходимое в виде природных богатств, экономического и научно-технического потенциала, рабочих и интеллекта. Не достает лишь разума и согласия, добавляет JI. Абалкин.

Касаясь притока иностранного капитала в Россию, автор видит необходимость в развитии отношений взаимного доверия, основывающегося на огромных возможностях и ресурсах Рос­сии, с одной стороны, и заинтересованности в доступе к ним - с другой.

Для России не подходят программы экономической ста­билизации и выхода из кризиса, разработанные по типовым методикам и стандартным образцам: слишком не стандартны сам объект и ситуация. Любая программа, не учитывающая исторического своеобразия страны и ее социокультурных осо- беннрстей, неизбежно окажется бесплодной и нереализуемой.

5. В данный фрагмент включите цитату как самостоятельное предложение. Сократите текст цитаты.

Но самая, пожалуй, важная причина интереса Бердяева в том, что Леонтьеву было свойственно особенно обостренное чувство истории.

"Чуткость и прозорливость К.Н. Леонтьева, особенно в последние годы, изумительны. Он острее и глужбе всех понимал и характер русского народа, и процессы, совер­шающиеся в России. Он, по существу, оказался более прав, чем все славянофилы и западники, чем Достоевский и Соловьев. У него было катастрофическое чувство наступления новой эпохи".

6. Включите цитату в авторское предложение после подчини­тельного союза.

Эти мысли развиваются К. Леонтьевым и во многих его печатных трудах. Не случайно он утверждает...

"Высшая эстетика есть в то же самое время и самая высшая социальная и политическая практика".

7. Используйте цитату после двоеточия.

К этой позиции был близок и А.Н. Бенуа. В статье "Художественные ереси" он писал:

"Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного чело­вечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно откровение - это кра­сота. Красота намекает на какие-то связи "всего со всем".

8. Прочитайте неправильно оформленную цитату. Определите ошибку и скажите, в чем она состоит.

С точки зрения Соловьева, это другое, высшее, не может быть единством государственным или национальным, ибо: "Нация в своей наличной, эмпирической действительности есть нечто само по себе условное" (в источнике "Нация в своей...").

9. Составьте библиографическое описание следующих книг, ста­тей.

Л.М.В. Грачев. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М. Дело, 1993. с. 208.

2. Мировой рынок труда: новая реальность для России и

СНГ. Цвылев Р.И., Рыдванов Н.Ф. и др. М., Наука, 1994,

192 с.

3. Шаповалов В.Ф. Россиеведение как наука, 32-42 е., ж.

"Свободная мысль" № 7-8. 1994.

КЛЮЧИ

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М., Наука, 1994.-201 с.

Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена од­ной из самых актуальных проблем современности - ин­форматике.

Автор исследует сущность, типы, источники социаль­ной информации. В работе рассматриваются информа­ционные системы: их цели и задачи, операции с инфор­мацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценка и результат.

К книге дано приложение - целевые программы: осно­вы теории, методика разработки и реализации.

3. Возможный вариант аннотации.

Абалкин ЛИ. Поиск пути в меняющемся мире. - М.: Изд-во Ин-та экономики, 1992. - 20 с.

В книге академика Абалкина Л.И. "Поиск пути в меняющемся мире", опубликованной в 1992 г., говорится о путях общественного прогресса, о перспективах развития России.

В работе названы стереотипы массового сознания и сложившаяся система ценностей, которые требуют пере­осмысления; анализируется глобальная тенденция общест­венного прогресса - движение к смешанному обществу; рассматриваются условия возрождения России.

5. Но самая, пожалуй, важная причина интереса Бердяева - в том, что Леонтьеву было свойственно особенно обо­стренное чувство истории. "Чуткость и прозорливость К.Н. Леонтьева, особенно в последние годы, изумительны. Он острее и глубже всех понимал и характер русского народа, и процессы, совершающиеся в России... У него было катастрофическое чувство наступления новой эпохи".

6. Эти мысли развиваются К. Леонтьевым и во многих его печатных трудах. Не случайно он утверждает, что "выс­шая эстетика есть в то же самое время и самая высшая социальная и политическая практика".

7• В статье "Художественные ереси" он писал: "Красота..."

8. С точки зрения Соловьева, это другое, высшее, не может быть единством государственным или национальным, ибо "нация в своей..."

9. 1 .Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в

международной корпорации. - М.: Дело, 1993. - 208 с.

2. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ / Цвылев Р.И., Рыдванов Н.Ф. и др. -М.: Наука, 1994. - 192 с.

3. Шаповалов В.Ф. Россиеведение как наука // Свободная мысль. - 1994. - № 7-8. - С. 32-42.

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ: ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ

1*. В приведенных предложениях найдите слова и словосочетания, характерные для официально-делового стиля речи.

1. Споры, связанные с неисполнением, изменением или ра­сторжением договора, разрешаются в соответствии с законода­тельством Российской Федерации. 2. Арендатор, надлежаще выполнявший обязанности по настоящему договору, имеет преимущественное право на продление договора. 3. Если одна из сторон письменно не заявит о прекращении договора за истечением обусловленного срока, контракт каждый раз авто­матически продлевается на такой же срок. 4. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, может быть удостоверена организа­цией, в которой доверитель работает или учится. 5. В обес­печение иска необходимо наложить арест на имущество ответ­чика. 6. Изменение условий настоящего контракта может иметь место лишь с согласия сторон.

2*. Прочитайте предложения и найдите в них канцеляризмы. За­мените канцеляризмы на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.


1. Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче. 2. Автобус под управлением водителя Васильева совер­шил столкновение. 3. Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем институте. 4. Сегодня я ходил в магазин с целью покупки маг­нитофона. 5. На улице холодно. Надень головной убор. 6. Вче­ра ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар. 7. Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника.

3*. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните

характер допущенных ошибок и исправьте их.

I. 1. Частично доставленные заготовки зубчатых колес не имеют маркировки и свидетелей. 2. Срок выполнения задания может быть пролонгирован. 3. В договоре мы опирались на вышепоименованный документ. 4. В данном соглашении сле­дует учитывать следующие факторы. 5. Командировочный прибыл в указанное время. 6. Высылаем ответ на Ваше требование от 12.05.95.

II. 1. Задание выполнено согласно распоряжения директора. 2. Заявление Сергея Ремчук не было подписано. 3. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. 4. Депу­тат встретился с шестьюстами шестьдесят шестью рабочими завода. 5. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 6. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы. 7. Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки на продукцию.

4*. Запишите сокращенно данные слова и сочетания слов.

Город, район, почтовый ящик, профессор, кандидат фило­логических наук, заместитель, технический план, техническое задание, годы, например, глава, тому подобное, страница, 6 миллионов рублей.

5*. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления.

Отредактируйте текст.

Начальнику цеха № 2 тов. Симак Н.И.

Заявление

Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на 3 дня за свой счет, т.к. у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.

Токарь Фомин Сергей

6*. Составьте текст приказа о назначении на должность, ис­пользуя соответствующие данному виду документа языковые клише.

7*. Прочитайте фразы из служебных писем. Определите характер этих писем.

I. Сообщаем Вам, что документы в архив на хранение не поступали. 2. Просим Вас оказать содействие в выделении арендных помещений. 3. Завод гарантирует прием на работу выпускника Вашего института. 4. Просим Вас принять участие в работе конференции. 5. Направляем Вам на рецензию ру­копись книги "...".

КЛЮЧИ

1. 1) Неисполнение, расторжение договора, в соответствии, законодательство; 2) арендатор, надлежаще, настоящий (этот) договор, иметь преимущественное право, продление договора; 3) сторона, заявить, прекращение договора, за истечением, обусловленный срок, контракт продлевается на такой же срок; 4) доверенность, получение, платежи, трудовые отношения, удостоверить (удостоверена), дове­ритель; 5) обеспечение, иск, наложить арест, имущество, ответчик; 6) настоящий (этот) контракт, иметь место, согласие сторон.

2. 1) С помощью бабушек; 2) автобус, за рулем которого был водитель... столкнулся с ...; 3) нужно улучшить препо­давание...; 4) чтобы купить; 5) надень шапку; 6) из-за удара молнии; 7) должны записать лекции.

3. I. 1) Свидетелей ("образцов-свидетелей"); 2) пролонгирован (продлен); 3) вышепоименованный (указанный выше);

4) следует... следующие (необходимо ... следующие);

5) командировочный (командированный); 6) требование (запрос).

1) Согласно распоряжению; 2) Сергея Ремчука; 3) неже­лательно; 4) с шестьюстами шестьюдесятью шестью; 5)..., он испортил отношения с начальником цеха; 6) отме­тил важность; 7) Для определения фонда оплаты расценки за продукцию уточняются в конце года.

4.Г., р-н, п.я., проф., канд. филол. наук, зам., техплан, ТЗ, гг., напр., гл., т.п., е., 6 млн. руб.

OQ-3354


Начальнику цеха № 2 т. Симак Н.И. (Нина И.) т. Симаку Н.И. (Николай И.) (от) токаря I разряда Фо­мина С.П.

Заявление

Прошу Вас предоставить мне отпуск за свой счет по се­мейным обстоятельствам.

Желательно с 15.02.95 по 17.02.95.

Дата Подпись

6. Возможный вариант.

Текст приказа

Романова Михаила Петровича, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Информационно-аналитического центра, назначить с 1 сентября 1995 года Ученым секретарем института с оплатой по 17 разряду ETC согласно штатному расписанию.

Основание: представление проректора по научной работе Сидорова П.Р.

7. 1) Письмо - ответ; 2) инициативное письмо; 3) гарантий­ное письмо; 4) письмо-приглашение; 5) сопроводительное письмо.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ

И ПУНКТУАЦИИ

1. Объясните постановку знаков препинания, вставьте пропущен­ные буквы, раскройте скобки.

\
5. Возможный вариант:

Переходный период в развит., общества обычно срав­нивают с мостом через реку. Как мост соединяет два берега так и переходный период "соединяет" два состояния общества. Однако как мост (не, ни) похож (не, ни) на один берег так и переходный период имеет свою собстве(н, нн)ую природу. Доставшиеся от прошлого старые элементы доживают свой век а возникающие отнюдь (не, ни) таковы какими они будут в новом состоян.. общества.

Однако так выглядит переходный период из будущего где есть уже два берега. А из настоящего времени он пре..стает как очень стра(н, нн)ый мост который имеет только одну опору прошлое. Другой(же) его конец наращиваясь висит пока в воз­духе ибо второго берега пока нет. Да и "берег-прошлое" становиться все тума(н, нн)ее ра..плываясь (в) дали в мареве горечи и н.хтальгии. Поэтому есть смысл взглянуть на пере­ходный период (не, ни) как на (не, ни) что промежуточное в движен.. от спорного прошлого к (не, ни) определе(н, нн)ому будущему а как на очень специфическое самостоятельное состояние общества и человека.

Для человека каким(бы) (не, ни) было его об(?)ективное положение в переходный период и как (бы) он (не, ни) отно­сился к нему это специфическое состояние социальной системы реально выступает как (не, ни) ожида(н, нн)ое ре..кое быстрое и (не, ни) предсказуемое изменение социальной среды. Даже те кто ждет и стимулирует этот переход реально оказывают(?)ся психологически (не, ни) подготовленными к его жестким и во многом (не, ни) предсказуемым последствиям к его самостоя­тельной логике.

Причина как (не, ни) парадоксально (не, ни) редко заклю- чает(?)ся в том что эти люди имеют ясное представление о новом желаемом состоянии общества.

Однако действительность (не, ни) избежно и грубо ра..ходит(?)ся с любой предварительной схемой идеалом же­ланием. И чем более продума(н, нн)ы и выстрада(н, нн)ы эти схемы тем менее гибкими они оказывают(?)ся тем труднее от них отказат(?)ся.

(Из журнала "Человек", 1990, № 5.)

2. Объясните постановку знаков препинания и написание слов с

пропущенными буквами.

Одна из загадок человеческой психики загадка нашего "я". "Я" которое мы все ощущаем. "Я" которое внутри нас видит слышит радует(?)ся страдает решает что(?)нибудь сделать или наоборот во..держат(?)ся от действия. "Я" которое для других людей являет(?)ся об(?)ектом воспитания упреков и похвал. "Я" которое проявляет инициативу и несет ответстве(н, нн)ость. Что(же) такое наше "я"?

Долгое время мы считали и нас так воспитывали что надо спрятать наше "я" как можно дальше и жить в первую очередь интересами ко(л, лл)ектива только так мы сможем добит(?)ся гармонии, построить счас(?)ливую жизнь для всех. Оказалось что гармония требует (не, ни) слепого послушания а умения думать отстаивать свою точку зрения уважать и понимать другого человека видеть в нем такое(же) (не, ни) зависимое и интересное "я" как свое собственное.

Мы особе(н, нн)о остро поняли сейчас что это вопрос (не, ни) досужих отвлече(н, нн)ых размышлений но в конечном итоге и экономики и культуры воспитания словом всей нашей жизни.

(Из журнала "Человек", 1990, № 4.)

КЛЮЧИ

1. Переходный период в развитии общества обычно сравни­вают с мостом через реку. Как мост соединяет два берега, так и переходный период "соединяет" два состояния общества. Однако как мост не похож ни на один берег, так и переходный период имеет свою собственную природу. Доставшиеся от прошлс^р старые элементы доживают свой век, а возникаю­щие отнюдь не таковы, какими они будут в новом состоянии общества.

Однако так выглядит переходный период из будущего, где есть уже два берега. А из настоящего времени он предстает как очень странный мост, который имеет только одну опору - прошлое. Другой же его конец, наращиваясь, висит пока в воздухе, ибо второго берега пока нет. Да и "берег-прошлое" становится все туманнее, расплываясь вдали, в мареве горечи и ностальгии. Поэтому есть смысл взглянуть на переходный период не как на нечто промежуточное в движении от спор­ного прошлого к неопределенному будущему, а как на очень специфическое самостоятельное состояние общества и чело­века.

Для человека (каким бы ни было его объективное поло­жение в переходный период и как бы он ни относился к нему) это специфическое состояние социальной системы реально вы­ступает как неожиданное, резкое, быстрое и непредсказуемое изменение социальной среды. Даже те, кто ждет и стимулирует этот переход, реально оказываются психологически не подго­товленными к его жестким и во многом непредсказуемым последствиям, к его самостоятельной логике.

Причина, как ни парадоксально, нередко заключается в том, что эти люди имеют ясное представление о новом, же­лаемом состоянии общества.


Однако действительность неизбежно и грубо расходится с любой предварительной схемой, идеалом, желанием. И чем более продуманы и выстраданы эти схемы, тем менее гибкими они оказываются, тем труднее от них отказаться.

2. Одна из загадок человеческой психики - загадка нашего "я". "Я", которое мы все ощущаем. "Я", которое внутри нас видит, слышит, радуется, страдает, решает что-нибудь сделать или, наоборот, воздержаться от действия. "Я", которое для других людей является объектом воспитания, упреков и по­хвал. "Я", которое проявляет инициативу и несет ответствен­ность. Что же такое наше "я"?

Долгое время мы считали, и нас так воспитывали, что надо спрятать наше "я" как можно дальше и жить в первую очередь интересами коллектива: только так мы сможем .добиться гармонии, построить счастливую жизнь для всех. Оказалось, что гармония требует не слепого послушания, а умения думать, отстаивать свою точку зрения, уважать и понимать другого человека, видеть в нем такое же независимое и интересное "я", как свое собственное.

Мы особенно остро поняли сейчас, что это вопрос не до­сужих отвлеченных размышлений, но в конечном итоге и эко­номики, и культуры, воспитания - словом, всей нашей жизни.


Правописание корней и приставок ........................................ 135

Правописание ниннв причастиях и прилагательных......... 137

Правописание наречий ........................................................... 138

Правописание предлогов и союзов ............................................... 139

Правописание частиц не и ни ........................................................ 140

Пунктуация ................................................................................ 143

Знаки препинания в простом предложении .................................. 143

Знаки препинания в сложном предложении ................................. 146

Приложение 1................................................................................................... 148

Приложение 2.......................................................................................................... 156

ПРАКТИКУМ ........................................................................................................... 159

Раздел I. Нормы современного русского литератур­ного языка .......................................................................................................... 160

Нормативное произношение и ударение (М.Н. Панова).................... 160

Орфоэпия. Фонетика. Графика.................................................. 160

Орфоэпия и орфография................................................................ 161

Трудности звукоупотребления....................................................... 162

Гласные звуки.................................................................................. 162

Согласные звуки.............................................................................. 163

Трудности ударения........................................................................ 165

Ключи к заданиям................................................................................................................ 171

Правильность и точность словоупотребления (М.Ф. Толсто-

пятова, B.C. Клюев )........................................................................................................ 173

Значение слова и лексическая сочетаемость............................. 173

Многозначность и омонимия.......................................................... 176

Плеоназм и тавтология .................................................................. 177

Паронимы................................................................................... 178

Синонимы ....................................................................................... 181

Антонимы ....................................................................................... 184

Функционально-стилевая принадлежность слова......................... 185

Заимствования ................................................................................ 187

Устаревшие слова и неологизмы............................................... 189

Ключи к заданиям........................................................................................................ 191







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.