Здавалка
Главная | Обратная связь

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.



Антуан де Сент-Экзепюри

Вот и подошли к самому главному. К третичнойпотребности – самоактуализации, если брать по Маслоу. Актуализация своего «Я». Перевод потенциала этого «Я» в актуальное (действительное) состояние. В социально востребованной форме. Это не рубеж, до которого «я» не «действительно», а после которого «действительно». Это есть процесс развертки измененийисходя изпроекции своего «Я» на себя самого и на внешнюю реальность - людей, социум, ноосферу, материальный мир, вселенную, в конце концов.

Но условный рубеж все же есть. В определенном смысле проекция начинается только с того момента, когда ваша индивидуальная, а не коллективная сущность начинает ощутимо влиять на реальность. Собственно эта индивидуальная сущность и есть ваше «Я». Пока свершения в бренном мире человек совершает из коллективной мотивации, никакое его «Я» не проецируется, даже если дела достаточно значимые и заметные. В этом случае особь является исполнителем, а проекция идет от другого человека или какой-то коллективной системы.

Полная самоактуализация в идеале включает в себя удовлетворение всех потребностей на любом уровне. Это как бы глобальный вектор мотивации, интегрирующий все мотивационную систему в целое. В более узком смысле третичная потребность, о которой мы сейчас говорим, будет отдельной частью этого вектора. Эту часть я назвал «реализация своего творческого потенциала». Именно через творчество человек проецирует свое «Я» на внешний мир.

Сразу уточню, что под творчеством не стоит понимать обязательно что-то великое или очень уникальное. Сам процесс творчества намного прозаичнее. Образно и упрощенно можно это описать как процесс выбора и складывания старых кубиков (прошлый опыт) на разные новые лады. Вот и все творчество. Творческие способности напрямую связаны со «сверх-сознанием», принцип функционирования я уже описывал.

Но если «кубики» все старые, то получается, что ничего нового человек не может создать? И да, и нет. Новых кубиков не может, а вот новую систему из этих кубиков может. А новая система уже обладает совершенно новыми системными свойствами, ранее не существовавшими. И именно наше «я» породило абсолютно новую модель системы.

Но модель есть только потенциал и его еще надо воплотить «в камне». Совокупный процесс порождения новых моделей посредством личного творчества и их реализация в материальном мире и составляет третичную потребность. Человек выражает свое «Я» через создание уникальных систем. Никакого пафоса тут нет. Любая мелочь, возникшая в таком процессе, есть продукт творчества и проявление человеческой уникальности. Но надо понимать, что самовыражение еще не самореализация. Для самореализации ваше творчество должно начать ощутимо влиять на материальный мир, что-то в нем существенно менять. Только достаточно крупные изменения порождают устойчивые конструкты. А мелочи – просто как круги на воде.

Часто про самореализацию пишут в отрыве от остальных потребностей. Типа «вот тут мы самореализуемся, а тут рыбу заворачиваем». Как бы совершенно отдельный вид жизнедеятельности. В таком подходе кроется большая ошибка. На внешний вид все может так и выглядеть - человек с большим энтузиазмом занимается какой-то творческой деятельностью и можно полноправно сказать, что он в этом самореализуется. И эта часть жизни вроде как оторвана от быта, иногда даже от других людей, художники к примеру. Но это только на первый взгляд. Реально все по-другому.

Самореализация не замыкается только на процессе творения, а гораздо шире. Если никто не будет на картины того самого художника смотреть, то будет ли он с энтузиазмом их творить? Наверно нет. Таким образом, в комплект самореализации входит не только процесс творения, но также презентации результата зрителям и обратная связь от восхищенных зрителей. А если еще шире посмотреть, то тут может присутствовать желание известности, авторитета, денег. Вроде ничего необычного не написал. Вполне естественные желания, да? Фишка, Дамы и Господа, в том, что эти прозаичные желания (в каком-то индивидуальном для отдельного человека составе) НЕПОСРЕДСТВЕННО входят в самореализацию. Она не существует без них. Да-да! И это не дополнительные желания. Это все части одной системы, и творчество как таковое, и удовлетворение других потребностей. И только целое дает системный эффект, в полной мере называемый самореализацией.

Объясняется данный феномен достаточно просто. Целенаправленный творческий процесс очень энергозатратен. На отдельные спонтанные творческие акты энергии идет относительно немного, они происходят сами собой. Порождение отдельной умной мысли или небольшой рисунок, к примеру. Но кому они нужны? Что они могут поменять в социуме? Обычно ничего. А вот подчинение отдельных творческих актов более глобальной цели, выстраивание их в последовательную линию, это уже целенаправленная деятельность. И она требует погружения и концентрации, а не хаоса творческих порывов, как у детей. Такой расклад, как я уже сказал, очень энергозатратный процесс. А энергия то откуда берется? Да от инстинктов, больше неоткуда. И так же как и вторичные потребности являются надстройкой над первичными, так и третичная потребность является надстройкой, но уже над вторичными. Энергия транзитом проходит через все 3 уровня потребностей и в случае успешной реализации все они удовлетворяются одновременно.

Вторичные, как вы помните, являются социальными. Именно они проецируют на третичный уровень желания славы, денег (как влияния), признания в массах, всеобщей любви или почитания и т.д. Со стандартными первичными потребностями высшая потребность связана косвенно, в основном как источник ресурсов для выживания. Хотя в отдельных случаях к безопасности может иметь и более прямое отношение.

Идеальным для человека, достигшего 3 уровня потребностей, будет такой образ жизни, когда в его единственной творческой деятельности одновременно удовлетворяются все его социальные потребности, плюс это обеспечивает безопасность, а побочным эффектом являются достаточные ресурсы для комфортной жизни (чаще всего деньги, но есть варианты пользования напрямую). Тогда энергия мотивации всех трех инстинктов «устремляется» в один канал, что обеспечивает очень высокую и долгосрочную активность человека и соответственно очень высокие достижения.

В совсем уж идеальном случае первичные потребности желательно тоже удовлетворять «не отходя от кассы», прямо в творческой деятельности. Но это довольно сложно совместить. Мне представляется эдакий «творец-дегустатор-осеменитель». Но иногда подходящие варианты случаются, что иногда и делают некоторые экземпляры хомо-сапиенсов. К примеру, вы поняли, что вашей высшей целью есть несение Великого Знания в массы. Становитесь «Великим Учителем» и начинаете толкать свою систему жизни. Появляется паства. Вводите обряд инициации «1 ступени просветления» для женщин, состоящий из секса с Учителем в желаемых для вас формах. Если всех женщин «инициировать» не охота, то тогда можно заменить на обряд «преодоления барьеров» у некоторых покрасивее, или поручать часть «инициаций» своим «апостолам». Для женщин-гуру тоже можно придумать аналогичные варианты. Главное чтобы такие расклады не являлись компенсациями каких-то комплексов, таких как садо-мазохистический. В последнем случае комплексная деятельность обычно принимает явно извращенные формы.

Мое описание совсем идеального варианта «3в1» это гротеск. В реальности он не нужен. Все равно у человека кроме деятельности есть и бытие, в которое несложно включить все физиологические потребности. Важно не то, что все включено в единый поток событий, а чтобы жизнь была целостна и гармонична - отдельные стороны не мешали друг другу. Но такая гармония легко реализуется, только когда общая настройка жизни достаточна эффективна. И эта эффективность напрямую касается организации тесной взаимосвязи вторичных и третичной потребностей. Настройки сквозных мотивационно-энергетических каналов.

У большинства даже социально успешных людей, эта система настроена, мягко говоря «не очень». А если честно, то «очень НЕ». Я сейчас не буду говорить про то, что люди просто не умеют нормально удовлетворять властные и сексуальные мотивы (от соответствующих инстинктов) выраженные в социальных потребностях. Эту проблему мы будем рассматривать в соответствующем разделе. В этой части я хотел бы затронуть важность именно взаимосвязи вторичных и третичной потребностей, включение их в единую систему. Об этом мало пишут и говорят, а если и говорят, то недостаточно комплексно. Я довольно долго доходил до понимания, копаясь в совершенно различных источниках.

Рассмотрим вариант, когда активности по удовлетворению творческой и социальных потребностей разделены. Рассматривать будем с точки зрения эффективности и энергии. Поскольку энергия исходит от трех инстинктов и последовательно проходит через слои потребностей (в образном смысле), то в случае отдельных видов деятельности для разных потребностей, значительная часть энергии сексуального и властного инстинкта пройдет, минуя творческое направление. И что же тогда для творчества останется? Безусловно, что-то останется, но не так уж много.

Также следует учитывать, что по Маслоу потребности иерархичны. Если есть ощутимая неудовлетворенность нескольких потребностей, то доминировать всегда будет более низшая. А «сверх-сознание» всегда подключается к доминирующему в данный момент мотиву. Творческий мотив в таком случае будет доминировать лишь урывками. Самые низшие у нас какие? Правильно, хлеб насущный. Именно по этим причинам разделение хобби и зарабатывания деньжат крайне неэффективно.

Однако творчество только для заработка хлеба с маслом будет «питаться» только энергией инстинкта самосохранения. Это допустимо, но все будет крайне вяло. Правда если пугануть человека как следует, то энергичность резко повысится - затронута безопасность и инстинкт самосохранения резко активизировался. Но по мере устранения страха энергетика падает, а соответственно творчество опять переходи в вялотекущую фазу. Инстинкт самосохранения вообще достаточно слабо активирован пока все в порядке. Да и страх с серьезным творчеством не очень то совместимые процессы. Творцу нужен комфорт!

Чаще всего на третичный уровень потребностей все же проходит часть энергии с вторичного уровня через потребность в познании и/или эстетической. Но это редко приводит к значительным результатам, т.к. у большинства людей эти потребности выражены слабо. Такие варианты обычно выливаются в какие-нибудь небольшие хобби, мелкое самовыражение или чисто теоретическое познание. На большее энергии не хватает. Для серьезных свершений в общий цикл реализации своего творческого потенциала необходимо подключать гораздо сильнее выраженные вторичные потребности. Тогда значительная часть энергии сексуального или властного инстинкта устремляется в нужном направлении. Идеальным будет подключение обоих инстинктов, поскольку они работают в различных режимах.

Приведу несколько примеров, когда к творческим порывам подключаются различные инстинкты через вторичные потребности. Про музу слышали? Да-да, именно ту, с крыльями и арфой! Так называемый «творческий элемент», поэты, писатели, художники ее очень ждет. А любят то как! Закачаешься, как они ее любят! Бывают музы «во плоти» - конкретные женщины, которые умудряются будить в «творцах» высокую энергичность. Одни любовью (подключение сексуального инстинкта), другие различными требованиями для ее «завоевания». На самом деле требований может и не быть - они могут рождаться лишь в воспаленном воображении, но результат на лицо - и сексуальная потребность и инстинкт превосходства (победить соперников) направляются в канал творчества. Бывают и мифические музы, как у Дон Кихота.

Ожидания славы, продвижения вверх по иерархии, званий и наград тоже достаточно сильно могут активизировать творческую деятельность. Насколько сильно активизировать зависит от: а) насколько сильно выражены соответствующие потребности и б) насколько уверен человек, что в результате его творений он получит желаемое. Последнее работает в соответствии с «теорией ожиданий» Врума.

Существует такое понятие как вдохновение. Часто оно наступает неожиданно, скачком. По себе знаю множество случаев, когда достаточно спонтанно начинали активно формироваться целые последовательности умных мыслей. Я обычно бросаю все и начинаю лихорадочно записывать эту последовательность. Про «лихорадочно» я не совсем шучу, пишу очень быстро, без соблюдения каких бы то ни было правил - главное успеть все записать. Пока прет! Этот феномен я связываю с инсайтами. Инсайт, это когда какая-то ранее поставленная сложная задача неожиданно находит решение. Это как в фильмах про хакеров и банковских воришек, когда пароль или ключ к замку подбирают подбором сочетаний с помощью устройства быстрого перебора различных комбинаций. Так вот инсайт соответствует надписи «доступ разрешен» или щелкнувшему замку после довольно долгих мучений. Вдохновение является аналогом таких инсайтов, только оно растянуто во времени. Но так же работает, пока поток озарений не закончится. Тоже муза своеобразная. Я считаю, что порождает такой вид муз потребность в познании.

Сложно все как-то у человека, однако. Много мотивов как-то трансформируется, куда-то переносится. И зачем это и почему не ясно. Зачем такие сложности - отдельный вопрос, может божественная искра заложена, а может и просто следствия случайностей эволюции. Впрочем, мне все равно кому и зачем эта сложность нужна. Я это рассматриваю просто как данность, с которой можно бороться, а можно и использовать себе во благо. А вот некоторые механизмы немного проясню. Здесь желательно некоторое понимание таких феноменов психики, как «инверсия» и «сублимация».

Инверсия ведает перенаправлением первичной мотивации в некую другую сторону. А точнее, в совсем другую мотивацию. При этом может происходить изменение эмоциональных состояний. Знаете, каких девочек дергают мальчики за косички? Тех, которые им нравятся. «Нравятся» это сексуальное чувство, а «дергают» - агрессия. Т.е. положительное стремление к объекту страсти инвертируется в агрессивные действия, нередко сопровождаемые злостью, раздражением. Механизм прост. Хочется внимания от целевого объекта, а его нет или недостаточно. Происходит задержка первичной мотивации, ее ущемление. Возникает мотивационный диссонанс. Дальше - «значит я недостоин, плохой, кто-то лучше меня» – срабатывают комплексы, порождая страх. Страх в процессе следующей инверсии порождает злость, реализующуюся в агрессивных действиях.

Небольшое отвлечение от основной темы. Практически за всеми эмоциями агрессивного круга – раздражением, гневом, яростью, стоят те или иные страхи. Информация на заметку – когда злитесь, задумайтесь – чего вы боитесь в этот момент, куда этот страх направлен. Это поможет вытянуть скрытые комплексы на сознательный уровень. В ситуации под кодовым названием «девочки и косички» я в очень упрощенной форме описал природу и динамику такого понятия, как ревность. Как видите, ревность имеет прямое отношение к комплексам, внутренним блокам, к зависимости от объекта и совсем никакого отношения к любви. Поговорка «ревнует, значит любит» полная чушь.

Поскольку социальным этикетом предписано «держать себя в руках», то подобных ущемлений за день накапливается великое множество. И в отличие от агрессии, многие из них не проявляют себя эмоционально и в поведении не выражаются. Разрядка не происходит. Они просто тормозятся, остаются внутри до поры до времени.

Сублимация это процесс накопления инвертированной мотивационной энергии и переноса ее в целенаправленную деятельность. Обычно считают, что только перенос в социально полезную деятельность можно считать сублимацией. Может это и так, может и нет, в нашем случае пока не важно. Важно лишь то, что эта деятельность подчинена достаточно долгосрочной цели, т.е. переносы отдельных мотивов в эту деятельность происходят постоянно. Большая часть накопленных нереализованных и инвертированных мотивов получает свою разрядку в посторонней (для самих мотивов) деятельности.

В качестве иллюстрации таких механизмов приведу следующий. Кто смотрел фильм с участием Адриано Челентано «Укрощение строптивого», тот сам вспомнит события. Кто не смотрел - я опишу. Челентано попадается очень сексуальная дама, имеющая целью его приручить. Из вредности тот активно сопротивляется. А она его всячески соблазняет. Естественно у любого нормального мужика желание трахнуть соблазнительную даму возникает автоматически, а при постоянном торможении нарастает, превращаясь в манию. Это прямой мотив. А низя, ибо там Челентано подозревает расставленные на него силки. И сейчас низя, и завтра низя, и послезавтра. Идет мощное накопление сексуальной энергии. Что бы крышу не снесло, Челентано нашел выход – он рубил дрова. Причем рубил со страшной силой. А его приятель священник с похожими проблемами интенсивно звонил в колокола, да так, что на руках кожа послезала. Вот вам инверсия, но еще без сублимации. А если в результате длительных «тренировок» один станет ювелирным рубщиком дров, а второй колокольные симфонии начнет исполнять, то это будет уже сублимация.

Примерно такие механизмы позволяют людям заниматься совершенно ненормальной для животного мира целенаправленной социальной активностью. Но совсем не любая целенаправленная деятельность будет удовлетворять третичную потребность, т.е. будет соответствовать творческой реализации. Нельзя принудительно выбрать какой-то полезный вид деятельности и назначить его своей самореализацией. При такой принудиловке часто даже вторичные более-менее удовлетворить не получается. Сублимация должна созреть, ей можно только помочь. А так распространенными среди простых смертных вариантами сброса накопленной ущемленной энергетики являются периодические «выхлопы» типа истерии или приступов агрессии. У некоторых получается без выхлопов - в вялотекущей скучной работе.

Таким образом, благодаря процессам инверсии и последующей сублимации у человека и появилась возможность потребности в реализации своего творческого потенциала. Да-да, я не описался. Именно возможность потребности, но еще не сама потребность. Все люди разделены на 2 группы с принципиальными отличиями - у одних есть такая потребность, а у других нет. Где-то в «глубине души» она есть и у вторых экземпляров, но находится, скажем так, в латентном состоянии. И никакими действиями не управляет. Таких носителей разума подавляющее большинство. Они так и застряли на вторичном уровне и представляют собой не более чем коллективные шестеренки.

А вот у первой, крайне малочисленной группы особей третичная потребность уже реально присутствует в активном состоянии. Активизация происходит не скачком, а по мере развития. Дети с раннего возраста понемножку начинают активировать эту потребность в различных мелких интересах, т.е. занимаются поиском и познанием. Но это пока еще преддверие, не более. Вот если у подростка уже сформируется какой-нибудь устойчивый и сильный интерес, и если взрослая жизнь не «отвадит» своими тяготами от него, то достаточно скоро получится особь с оформленной третичной потребностью – Индивидуальность или Личность. И жизнь без творчества для таких особей скучна и монохромна.

Может возникнуть вопрос, а зачем лишняя потребность вообще нужна? Лишние хлопоты, лишние желания. В принципе правильно, нет потребности - не нужно ее удовлетворять, тратить силы, время, средства. А то не удовлетворишь и проблем не оберешься. Действительно все именно так. Знаете, как проявляет себя полу-активированная третичная потребность? Это когда она уже заявляет о себе, но еще не подобран вид занятий для ее удовлетворений. Отвратительно! Примерно так - «все хорошо, но вечно чего-то не хватает». Многие, ранее интересные «делишки» становятся не такими уж интересными, частенько скука начинает посещать, мерзкое чувство «куда-то тянет» и т.п. Не очень приятное состояние, скажу я вам, счастья так уж точно не достигнешь. Эх, не было печали, так черти... Лучше бы этой потребности вообще не было.

Но так не выйдет. Может и лучше, чтоб не было, но она уже таки есть. А чтобы она оставалась в латентном состоянии и не надоедала, вам придется законсервировать свое личностное развитие и ничего серьезного не достигать. Иначе эта зараза все равно себя проявит рано или поздно.

Но есть и положительные свойства этой потребности. Поскольку она опирается на вторичные социальные потребности, то нахождение подходящего занятия начинает очень качественно настраивать основные энергетические каналы. По крайней мере, часть из них, что тоже немаловажно. Уходят лишние компенсации и внутренние конфликты, жизнь становится более целостной и наполненной. И что особенно приятно, появляется гораздо больше уверенности в себе. Причем реальной уверенности, а не связанной с внешней атрибутикой, социальным статусом или деньгами. И все потому, что это идет у вас изнутри, забрать не возможно. Даже если разрушить само занятие, то все ваши наработки, опыт и, главное, идея останется с вами. Просто надо будет новую форму раскрутить. Это, естественно, не гарантия успеха, но весьма серьезная заявка уж точно!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.